Общение с пациентом - важнейший элемент процесса профилактики - является искусством, которым необходимо овладевать для успешного взаимодействия с ним.




Одной из основ профилактической деятельности является умение медицинского работника понять и выслушать пациента, что помогает диагностировать факторы риска, начальные стадии заболеваний и оказывает благоприятное действие на установление психологического контакта между медработником и пациентом.

Особенности личности медицинского работника так же, как и индивидуальные особенности пациента, его психики, влияют на установление положительных психологических отношений и доверия между ними. Для этого необходимо быть квалифицированным специалистом, иметь опыт и обладать искусством общения, соблюдать принципы этики и деонтологии.

Для возникновения доверия к медицинскому работнику важно первое впечатление пациента от встречи с ним. Сюда относится мимика медицинского работника, его жестикуляция, тон голоса, выражение лица, манера разговора, а также его внешний вид. Прямая обязанность медицинских работников - сломать психологическую преграду в контакте с пациентом, вызвать его доверие, основанное на участии и душевном тепле. Прочность контакта между мед.работником и пациентом напрямую зависит от степени поддержания пациента в стремлении рассказать о себе.

Медицинский работник может заслуживать доверие больного в том случае, если он гармоничен, спокоен, уверен, но не надменен, его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Только после установления контакта можно переходить к оценке результатов опроса, анализов и других методов обследования. Необходимо дать понять пациенту, что медицинских работников, к которым он обратился за помощью, интересует не только вопросы профилактики, но и обратившийся к ним человек. Деятельность медицинского работника имеет особые требования - необходимость быть терпеливым и владеть собой. Это связано с большой эмоциональной напряженностью, возникающей при общении с пациентами, повышенной раздражительностью, требовательность, болезненной обидчивостью.

Модели взаимодействия медработника и пациента.

Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли пациента в профилактическом консультировании, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости профилактических мероприятий.

Партнерство - сотрудничество в вопросах профилактики, разделение ответственности за результаты обследования и соблюдения профилактических мероприятий между медработником и пациентом.

Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений выделяют три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – пациент и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап завершения сотрудничества.

Общие правила общения с пациентом.

Проявление искреннего интереса к пациенту.

Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

Понимание смысла его поступков вместо критики.

Доброжелательность, приветливость.

Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним.

Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения и т.п.

Только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае он должен соблюдать определённую тактику по отношению к пациенту и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и пациентом. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент профилактического консультирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: