Одной из основ профилактической деятельности является умение медицинского работника понять и выслушать пациента, что помогает диагностировать факторы риска, начальные стадии заболеваний и оказывает благоприятное действие на установление психологического контакта между медработником и пациентом.
Особенности личности медицинского работника так же, как и индивидуальные особенности пациента, его психики, влияют на установление положительных психологических отношений и доверия между ними. Для этого необходимо быть квалифицированным специалистом, иметь опыт и обладать искусством общения, соблюдать принципы этики и деонтологии.
Для возникновения доверия к медицинскому работнику важно первое впечатление пациента от встречи с ним. Сюда относится мимика медицинского работника, его жестикуляция, тон голоса, выражение лица, манера разговора, а также его внешний вид. Прямая обязанность медицинских работников - сломать психологическую преграду в контакте с пациентом, вызвать его доверие, основанное на участии и душевном тепле. Прочность контакта между мед.работником и пациентом напрямую зависит от степени поддержания пациента в стремлении рассказать о себе.
Медицинский работник может заслуживать доверие больного в том случае, если он гармоничен, спокоен, уверен, но не надменен, его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Только после установления контакта можно переходить к оценке результатов опроса, анализов и других методов обследования. Необходимо дать понять пациенту, что медицинских работников, к которым он обратился за помощью, интересует не только вопросы профилактики, но и обратившийся к ним человек. Деятельность медицинского работника имеет особые требования - необходимость быть терпеливым и владеть собой. Это связано с большой эмоциональной напряженностью, возникающей при общении с пациентами, повышенной раздражительностью, требовательность, болезненной обидчивостью.
|
Модели взаимодействия медработника и пациента.
Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли пациента в профилактическом консультировании, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости профилактических мероприятий.
Партнерство - сотрудничество в вопросах профилактики, разделение ответственности за результаты обследования и соблюдения профилактических мероприятий между медработником и пациентом.
Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.
В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений выделяют три этапа, характерных для стационарного лечения:
1. ориентация – пациент и медсестра знакомятся друг с другом.
2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.
3. завершающий этап – этап завершения сотрудничества.
Общие правила общения с пациентом.
Проявление искреннего интереса к пациенту.
Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.
Понимание смысла его поступков вместо критики.
|
Доброжелательность, приветливость.
Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.
Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».
Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.
Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.
10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.
Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним.
Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения и т.п.
Только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае он должен соблюдать определённую тактику по отношению к пациенту и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и пациентом. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент профилактического консультирования.