«Чарь дулит самокат заново, чтобы лох стал масом».
Часть первая. Скоморохи Руси
Жили-были на Руси скоморохи. Будучи бродячими артистами по жизни - и носило их и кидало их! Но не докинуло. Яркое проявление русской народной жизни, родившись однажды, сохранилось и по сей день, сменив имя, творческие приёмы, но сохранив очень тонкую суть. В чём же она? И как скоморохи повлияли на формирование русского человека, если повлияли?
Подходя к исследованию наукообразно следует привести исторические письменные источники, впервые упоминающие скоморошество. Считается, первым свидетельством «Поучение о казнях божиих» - документ, появившийся вскоре после официального принятия христианства на Руси, в середине XI века. «Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты». Вряд ли будет ошибкой сказать, что с этого времени начинается борьба церкви со скоморошеством, почему остатки письменных свидетельств этого культурного явления мы и находим в церковных документах чаще где-либо ещё. Церкви стоят пусты – это показатель степени востребованности скоморошества. Почему церковь возмущалась и вытравила скоморошество на Руси – понятно. А что же происходит с человеком такого, что было замечено первыми скоморохами и почему скоморошество существовало веками? Почему человек тянется к подобным игрищам? Попробуем разобраться.
Кем были скоморохи? Это ходоки, перехожие люди, которые своими действами собирали людей в деревнях и в городах на свои представления. Зрители ценили необычное искусство скоморохов, оно трогало до самой глубины души. Своим поведением, словоприменением, настроением лицедей оказывал в целом весьма значимое и благоприятное воздействие на окружающих; даже если это и не осознавалось сразу и полностью в русском человеке, но закреплялось всё же надолго, как ценное воспоминание. Доказательство этому утверждению будут представлены ниже. А пока рассмотрим скомороха чуть подробней.
|
Скоморох – это актёр! Нерусское слово «актёр» из латинского выводится как исполнитель. Актёр – это лицедей, человек, намеренно одевающий разные личины, образы других людей или существ напоказ зрителю. Сейчас актёры говорят: «Я вхожу в образ» - имея ввиду подражание своему герою. Подражание – настолько древняя способность человека, что она не могла не быть использована в игре. Игра – тоже древняя способность, свойственная в том числе и животным. Скоморох – это игрец. Он проживает в представлении-игре частичку чужой жизни. Это узнаётся зрителем и вдохновляет. Вдохновение нам всем желанно как глоток воздуха. Заглянем чуть глубже в устройство человека.
Часть вторая. Фонари – меты пути
Осёдлые народы живут и постигают окружающую жизнь природы глубже, чем скитающиеся. Славянские народы исстари жили в лесах, на берегах рек, с малопроходимыми дорогами. Любовь к своему краю, к своей земле подпитывалась не только особенностями местной природы, но и поэтическими воззрениями на неё. Окружающий мир наделялся дополнительными образами, сравнениями, именами. Красота мира вообще очень трогательна. Видеть красоту удаётся тем тоньше, глубже, чем тоньше наши чувства и богаче народные представления об увиденном. Одним из самых важных достижений в этом направлении является видение и обретение понимания человеческой души. Русский народ видел душу и умел на неё показывать. Возможно этот навык видеть великое в невидимом был обретён через познание красоты. Красота пробуждает душу. Пробуждение нужно чтобы вспомнить откуда ты и зачем здесь. А это – совсем немало! Через эту «калитку»-красоту мы способны войти в самопознание. Само пробуждение красота в себе не содержит, но открывает путь, открытый только людям. Он малозаметен большинству людей, но есть среди нас те, кто подсвечивает собой как фонарём меты нашего собственного пути.
|
Человек – представитель культуры общества. Личность! Но не только. Личность и душа – раздельны. Первая служит охранником душе в мире-обществе, но часто превращается из охранника в тюремщика, и тогда пробуждение становится затруднительным. Общество пичкает нас образцами поведения и мышления. Особенно навязчивыми и тягостными оказываются поучения. Это воспринимается душой как тяжесть, ловушка из образов, где путь рисует тебе кто-то другой. И человек бежит за облегчением, за вдохновением. Вдох – набор воздуха в себя. Также в нас входит сила (см. статью «Как бусать режу»). Но облегчение приносит не воздух, а высвобожденное пространство сознания (вдохНОВение - новое). Залипая в образцах (в повседневных делах и мыслях) человеку как бы не хватает глотка свежего воздуха, а по сути - пространства для лёгкого движения внутри себя. Воли-простора. Актёры театра и кино говорят в таких случаях о раскрепощении, раскованности – хорошее образное пояснение происходящего. В игре или в шутке душа сбрасывает оковы привычного. Мастырь - образ себя - вовлекается в иное измерение жизни, созданное разумом, а значит прежняя жизнь в это время видится как не свои путы, душа получает облегчение. Высмеять – это выскочить из своей колеи на время, став на мгновения зрителем самому себе. Этому и учили скоморохи. Это же упражнение самопознания живёт до сих пор на сцене, где артисты дурачатся и смешат. Смех также снимает напряжения в теле. Взгляд на себя со стороны способен высветить в себе дурака, а значит и изжить его в себе. Дурак думает и делает всё по-дурацки! Его разум не помогает, а мешает выживанию, поэтому в народе приветствовалось это вполне магическое действо – вытащить в себе или в зрителе того, кто опасен для общества. Так общество неосознанно обеспечивало себе новое качество выживания.
|
Но это не всё. Не выживанием одним живёт человек. Шутки, розыгрыши, сказки были также направлены на то, чтобы оживить душу ради полноценной её жизни в этом воплощении. Скоморохи вполне по жречески освещали своей деятельностью те стороны человеческого бытия, в которые мы нередко не хотим заглядывать – в наши тёмные уголки сознания. В таких местах у нас записана боль и мы обходим душой их стороной. Но помехи мешают полноте жизни и их надо убирать, чтобы душа смогла сделать то, зачем пришла в этот мир. Оживить душу – это условно. На деле это означает вернуть ей изначальную подвижность. Душа не только живёт в паре-сознании человека (см. статью «Основы различения и виды несвобод»), но и живёт чувствами. Чувства – движения души. Ощущения же – у тела. В русском народе человеку приписываются чаще других следующие первостепенные чувства: любовь и совесть. Они помогают жить русскому человеку по Правде. Не вдаваясь сейчас в разбор понятий можно ли совесть и любовь называть строго говоря чувствами сосредоточим внимание на следующем: русский человек всегда тянулся и продолжает тянуться жить по Правде, праведно - в русле Божьего Промысла, так, как Бог ждёт от нас. Русь, расширяясь, негласно предлагает соседним народам жить мирно, в любви, в справедливом сотрудничестве.
Скоморохи – люди дороги. Они всегда в пути, как и душа на пути своего развития. Но одновременно скоморохи и те люди, которые формировали единое культурное пространство, подсвечивали своим светом меты пути расширения Руси. В радости сознание расширяется, дух захватывает новое пространство, поэтому со светлым человеком всегда приятно общаться и расти.
Поучения – это слова, содержащиеся в сознании, слова забываются и они не так значимы как чувства. Пробуждения чувств – помнятся. Это же объясняет, например, что большинство людей в песнях ценят чувства, а не смысл.
Часть третья. Чарь и русский ответ трансгуманизму
Любое сколь угодно развитое и разумное поучение не может воздействовать на все составные части человека. Точнее, учения чаще обращаются к разуму, к личности, а если и обращаются к душе ученика, то таковой чаще видит в нём именно учение, а не чувствует себя, не создаёт новый образ себя в новом образе мира с новым образом своего пути. Да и разум, решающий новую задачу, – всего лишь надстройка души для выживания. Выживание достигается и без сложных учений (духовных или материалистических). Первична же душа! Именно поэтому наиболее плодотворно обучать на собственном примере. Так лучше усваивается – виден плод усилий.
Люди не любят бунтарей, они лишают покоя. Но любят и ценят поэтов-сказителей-боянов. Тонкочувствующие люди трогают души зрителей и слушателей, даже если сказке или песне не один век. Жар-птица ловится за хвост и это желанно, обретается новое качество – человек становится хозяином самому себе, царём в своей голове – встречает собственную душу. Русское народное сказительство (например записи «последнего русского скомороха» Киршы Данилова) в основном было устным, и потому к слушанию готовили. Правда, это больше относится к сказкам, но и сказки скоморохи сказывали. Сказки бывают разные по своему составу и виду, но им свойственно и общее. В этой статье уместно будет вспомнить волшебные сказки, потому что среди скоморохов были и люди с магическими способностями. Цель скомороха достигается тем точнее и быстрее (на больших отрезках времени, ибо скоморох осознанно правил культуру подсвечивая необходимое, а значит обозначая направление развития народной культуры), чем лучше его мастерство. Наиболее поразительным, а значит запоминающимся и вынуждающим включать «соображалку» зрителя, были магические действа – непонятные и малодоступные большинству людей. Конечно, радеющий за развитие представителей родной народной культуры сперва сам должен что-то понять и научиться делать, вне зависимости от того, какой объём знаний он хочет передать своему народу. Например, волшебная сказка воздействует на слушателя как образ достижения желанного волшебным путём. Душа тянется к чему-то подобному, так как узнаётся что-то очень важное, или вспоминается... Но это не совсем магия. Более любопытным (пытаться понять) является наведение чар, чарование. Невообразимое поражает. Поражается разум, так как он отвечает за формирование образа мира в сознании, отвечает за выживание человека. Вопросы о поразительном подталкивают искать ответы, искать истину. А этот способ намного притягательней, чем, скажем, школьные учебники.
Это же свойство человека заметили однажды учёные, а позже создали телевидение. Телевидение для Гитлера создавалось в Германии при помощи тибетских монахов. Их знания устройства человека были направлены на создание такого устройства, которое удерживает внимание на себе – на создание всем известного телевизора. Можно догадаться какой расклад мыслей создателей был применён - примерно такой:
Человеческое сознание устроено так, что наше поведение определяют образы, входящие в срединную ячейку мережки, а закрепляют наше поведение в целом – также хранящиеся в нашем сознании готовые образцы (куда входят и общественные нравы). Зритель рассматривает тот образ, который поступает, и дальше действует по наиболее привлекательному сценарию (если тому не помешает совесть), большое количество которых культура (или каналы) заранее предоставляет. Так родился технический способ влиять на поведение множества людей гораздо в большем количестве, чем чарование нескольких зрителей магом. Магу же удаётся это так:
Внимание зрителей улавливается, а за вниманием всегда идёт вслед чарь. Каждый из нас имеет осознавание и самоосознавание. Самоосознавание - это своего рода точка. Эту точку самоосознавания старики называли «чарь». Чарь может проходить сквозь любые образы и отождествляться с ними. Так например, во сне то, что мы видим – то и реально. В сноподобном состоянии зритель видит то, что ему показывают, а показывать можно много чего… Чарь не видит подмены. Также срабатывает подселение чужого духа, когда перестаёшь быть самим собой, а становишься одержимым, хотя бы на время.
Но это же касается не только управления поведением (власть), но и религиозных воззрений. На Востоке, откуда монахи прибыли в гитлеровскую германию иностранными консультантами, гораздо большее значение уделялось самопознанию, чем на Руси, что в итоге привело к возникновению ряда религиозных вероучений, обращяющихся к тонкостям устройства духовного состава человека и даже к фашизму на этой религиозной основе (самый древний вид фашизма – индийское кастовое расслоение общества). В этой статье упомянем лишь одно из восточных учений – учение кришнаитов (общества сознания Кришны). Выбор пал на него, потому, что оно создаётся как смесь индуистских представлений с представлениями о душе, как учение индусов в видоизменённом виде для людей Запада и Руси. Нам и Западу душа издавна известна, чего не скажешь про сам Восток. И чтобы не споткнуться о то, что «потрогать», а точнее – увидеть можно только единицам йогов-экстрасенсов, то - что сами они называют целью познания и даже смыслом жизни, уже сейчас стоит обрести более углубленные знания о скрытом составе человека. Так, например, кришнаиты (новое религиозное вероучение на стыке культур Востока и Запада) заявляют, что смыслом жизни является служение и почитание бога Кришны, а сделать это можно только через обретение сознания Кришны. То есть по сути предлагается отказаться от главенства своего сознания в пользу какого-то другого сознания. В этом же состоит и завершение йоги – отдать свой ум алгоритмике и власти эгрегора. Ну чем не телевидение? Если Богопознание начинают подводить к обретению исключительных способностей (а в кришнаизме доступ-предрасположенность к обретению соответствующих духовному росту качеств закрепляют как учение и естественности существования каст), то сразу же возникает возможность втюхивать кривду. Мол ты невольник, потому как так Бог тебе уготовил! И здесь же кроется опасность применения технических средств для ограничения воли в предложенном жизненном пути – в трансгуманизме. Если будет создана техническая возможность водить чарь туда куда вздумается устроителям представлений, то решающим доводом воспротивиться останется лишь то, против чего восстают враги на Святую Русь. Это душа и её способность слышать совесть. Совесть не знают не на Западе, не на Востоке. Йогам совесть мешает, как вносящий в разлад источник подсказок, суть которых не соответствует содержанию и алгоритмике эгрегора. На Западе воинствующий материализм свёл понятия о душе до пустых слов, там свирепствует буква закона, - «правильно то, что по закону». Потому и живут чистенько, но это чистенько – только снаружи! А что внутри?.. Русский человек не гнушается небольшой замызганности вещей, русский смотрит внутрь и ищет там тот свет, который душа распознаёт как свет родного мира – мира душ – весть с того мира – это соВесть.
На Руси удержались на «золотой середине» между углублением в «духоту» Востока и направленным на исследование вещества Западом. Русь пошла в душеведение, обретая знания о душевности и рождая мыли на века типа «Без царя в голове!». За века, а может даже за тысячелетия, мы продвинулись и окрепли в понимании своего предназначения в этом мире. Для русского человека жизнь без совести – не жизнь! И никакие технические устройства совесть заменить не смогут. Мы этот мир освоим по хозяйски, проживая в нём как цари-сохозяева. Со своим чарем в голове и любовью к этому миру светлому – духовно-вещественному. Мы ответили сами себе на вопрос: «Кто ты будешь таков!?» Русский сам себе одновременно и царь и портной. На этом стояла, стоит и стоять будет Святая Русь!
Послесловие
Не исчезай… Исчезнув из меня,
развоплотясь, ты из себя исчезнешь,
себе самой навеки изменя,
и это будет низшая нечестность.
Не исчезай… Исчезнуть — так легко.
Воскреснуть друг для друга невозможно.
Евгений Евтушенко
Материалы по теме:
1. Новгородские потешки (видео)
https://vk.com/ladno_horosho?w=wall-48536705_10828
2. Статья «Борьба со скоморошеством»
https://ok.ru/zasolntsem/topic/66144260871453
3. Ученик скомороха удивляет необычными способностями https://vk.com/video456121326_456239024