Вдохновители народной культуры




«Чарь дулит самокат заново, чтобы лох стал масом».

Часть первая. Скоморохи Руси

Жили-были на Руси скоморохи. Будучи бродячими артистами по жизни - и носило их и кидало их! Но не докинуло. Яркое проявление русской народной жизни, родившись однажды, сохранилось и по сей день, сменив имя, творческие приёмы, но сохранив очень тонкую суть. В чём же она? И как скоморохи повлияли на формирование русского человека, если повлияли?

Подходя к исследованию наукообразно следует привести исторические письменные источники, впервые упоминающие скоморошество. Считается, первым свидетельством «Поучение о казнях божиих» - документ, появившийся вскоре после официального принятия христианства на Руси, в середине XI века. «Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты». Вряд ли будет ошибкой сказать, что с этого времени начинается борьба церкви со скоморошеством, почему остатки письменных свидетельств этого культурного явления мы и находим в церковных документах чаще где-либо ещё. Церкви стоят пусты – это показатель степени востребованности скоморошества. Почему церковь возмущалась и вытравила скоморошество на Руси – понятно. А что же происходит с человеком такого, что было замечено первыми скоморохами и почему скоморошество существовало веками? Почему человек тянется к подобным игрищам? Попробуем разобраться.

Кем были скоморохи? Это ходоки, перехожие люди, которые своими действами собирали людей в деревнях и в городах на свои представления. Зрители ценили необычное искусство скоморохов, оно трогало до самой глубины души. Своим поведением, словоприменением, настроением лицедей оказывал в целом весьма значимое и благоприятное воздействие на окружающих; даже если это и не осознавалось сразу и полностью в русском человеке, но закреплялось всё же надолго, как ценное воспоминание. Доказательство этому утверждению будут представлены ниже. А пока рассмотрим скомороха чуть подробней.

Скоморох – это актёр! Нерусское слово «актёр» из латинского выводится как исполнитель. Актёр – это лицедей, человек, намеренно одевающий разные личины, образы других людей или существ напоказ зрителю. Сейчас актёры говорят: «Я вхожу в образ» - имея ввиду подражание своему герою. Подражание – настолько древняя способность человека, что она не могла не быть использована в игре. Игра – тоже древняя способность, свойственная в том числе и животным. Скоморох – это игрец. Он проживает в представлении-игре частичку чужой жизни. Это узнаётся зрителем и вдохновляет. Вдохновение нам всем желанно как глоток воздуха. Заглянем чуть глубже в устройство человека.

Часть вторая. Фонари – меты пути

Осёдлые народы живут и постигают окружающую жизнь природы глубже, чем скитающиеся. Славянские народы исстари жили в лесах, на берегах рек, с малопроходимыми дорогами. Любовь к своему краю, к своей земле подпитывалась не только особенностями местной природы, но и поэтическими воззрениями на неё. Окружающий мир наделялся дополнительными образами, сравнениями, именами. Красота мира вообще очень трогательна. Видеть красоту удаётся тем тоньше, глубже, чем тоньше наши чувства и богаче народные представления об увиденном. Одним из самых важных достижений в этом направлении является видение и обретение понимания человеческой души. Русский народ видел душу и умел на неё показывать. Возможно этот навык видеть великое в невидимом был обретён через познание красоты. Красота пробуждает душу. Пробуждение нужно чтобы вспомнить откуда ты и зачем здесь. А это – совсем немало! Через эту «калитку»-красоту мы способны войти в самопознание. Само пробуждение красота в себе не содержит, но открывает путь, открытый только людям. Он малозаметен большинству людей, но есть среди нас те, кто подсвечивает собой как фонарём меты нашего собственного пути.

Человек – представитель культуры общества. Личность! Но не только. Личность и душа – раздельны. Первая служит охранником душе в мире-обществе, но часто превращается из охранника в тюремщика, и тогда пробуждение становится затруднительным. Общество пичкает нас образцами поведения и мышления. Особенно навязчивыми и тягостными оказываются поучения. Это воспринимается душой как тяжесть, ловушка из образов, где путь рисует тебе кто-то другой. И человек бежит за облегчением, за вдохновением. Вдох – набор воздуха в себя. Также в нас входит сила (см. статью «Как бусать режу»). Но облегчение приносит не воздух, а высвобожденное пространство сознания (вдохНОВение - новое). Залипая в образцах (в повседневных делах и мыслях) человеку как бы не хватает глотка свежего воздуха, а по сути - пространства для лёгкого движения внутри себя. Воли-простора. Актёры театра и кино говорят в таких случаях о раскрепощении, раскованности – хорошее образное пояснение происходящего. В игре или в шутке душа сбрасывает оковы привычного. Мастырь - образ себя - вовлекается в иное измерение жизни, созданное разумом, а значит прежняя жизнь в это время видится как не свои путы, душа получает облегчение. Высмеять – это выскочить из своей колеи на время, став на мгновения зрителем самому себе. Этому и учили скоморохи. Это же упражнение самопознания живёт до сих пор на сцене, где артисты дурачатся и смешат. Смех также снимает напряжения в теле. Взгляд на себя со стороны способен высветить в себе дурака, а значит и изжить его в себе. Дурак думает и делает всё по-дурацки! Его разум не помогает, а мешает выживанию, поэтому в народе приветствовалось это вполне магическое действо – вытащить в себе или в зрителе того, кто опасен для общества. Так общество неосознанно обеспечивало себе новое качество выживания.

Но это не всё. Не выживанием одним живёт человек. Шутки, розыгрыши, сказки были также направлены на то, чтобы оживить душу ради полноценной её жизни в этом воплощении. Скоморохи вполне по жречески освещали своей деятельностью те стороны человеческого бытия, в которые мы нередко не хотим заглядывать – в наши тёмные уголки сознания. В таких местах у нас записана боль и мы обходим душой их стороной. Но помехи мешают полноте жизни и их надо убирать, чтобы душа смогла сделать то, зачем пришла в этот мир. Оживить душу – это условно. На деле это означает вернуть ей изначальную подвижность. Душа не только живёт в паре-сознании человека (см. статью «Основы различения и виды несвобод»), но и живёт чувствами. Чувства – движения души. Ощущения же – у тела. В русском народе человеку приписываются чаще других следующие первостепенные чувства: любовь и совесть. Они помогают жить русскому человеку по Правде. Не вдаваясь сейчас в разбор понятий можно ли совесть и любовь называть строго говоря чувствами сосредоточим внимание на следующем: русский человек всегда тянулся и продолжает тянуться жить по Правде, праведно - в русле Божьего Промысла, так, как Бог ждёт от нас. Русь, расширяясь, негласно предлагает соседним народам жить мирно, в любви, в справедливом сотрудничестве.

Скоморохи – люди дороги. Они всегда в пути, как и душа на пути своего развития. Но одновременно скоморохи и те люди, которые формировали единое культурное пространство, подсвечивали своим светом меты пути расширения Руси. В радости сознание расширяется, дух захватывает новое пространство, поэтому со светлым человеком всегда приятно общаться и расти.

Поучения – это слова, содержащиеся в сознании, слова забываются и они не так значимы как чувства. Пробуждения чувств – помнятся. Это же объясняет, например, что большинство людей в песнях ценят чувства, а не смысл.

 

Часть третья. Чарь и русский ответ трансгуманизму

 

Любое сколь угодно развитое и разумное поучение не может воздействовать на все составные части человека. Точнее, учения чаще обращаются к разуму, к личности, а если и обращаются к душе ученика, то таковой чаще видит в нём именно учение, а не чувствует себя, не создаёт новый образ себя в новом образе мира с новым образом своего пути. Да и разум, решающий новую задачу, – всего лишь надстройка души для выживания. Выживание достигается и без сложных учений (духовных или материалистических). Первична же душа! Именно поэтому наиболее плодотворно обучать на собственном примере. Так лучше усваивается – виден плод усилий.

Люди не любят бунтарей, они лишают покоя. Но любят и ценят поэтов-сказителей-боянов. Тонкочувствующие люди трогают души зрителей и слушателей, даже если сказке или песне не один век. Жар-птица ловится за хвост и это желанно, обретается новое качество – человек становится хозяином самому себе, царём в своей голове – встречает собственную душу. Русское народное сказительство (например записи «последнего русского скомороха» Киршы Данилова) в основном было устным, и потому к слушанию готовили. Правда, это больше относится к сказкам, но и сказки скоморохи сказывали. Сказки бывают разные по своему составу и виду, но им свойственно и общее. В этой статье уместно будет вспомнить волшебные сказки, потому что среди скоморохов были и люди с магическими способностями. Цель скомороха достигается тем точнее и быстрее (на больших отрезках времени, ибо скоморох осознанно правил культуру подсвечивая необходимое, а значит обозначая направление развития народной культуры), чем лучше его мастерство. Наиболее поразительным, а значит запоминающимся и вынуждающим включать «соображалку» зрителя, были магические действа – непонятные и малодоступные большинству людей. Конечно, радеющий за развитие представителей родной народной культуры сперва сам должен что-то понять и научиться делать, вне зависимости от того, какой объём знаний он хочет передать своему народу. Например, волшебная сказка воздействует на слушателя как образ достижения желанного волшебным путём. Душа тянется к чему-то подобному, так как узнаётся что-то очень важное, или вспоминается... Но это не совсем магия. Более любопытным (пытаться понять) является наведение чар, чарование. Невообразимое поражает. Поражается разум, так как он отвечает за формирование образа мира в сознании, отвечает за выживание человека. Вопросы о поразительном подталкивают искать ответы, искать истину. А этот способ намного притягательней, чем, скажем, школьные учебники.

Это же свойство человека заметили однажды учёные, а позже создали телевидение. Телевидение для Гитлера создавалось в Германии при помощи тибетских монахов. Их знания устройства человека были направлены на создание такого устройства, которое удерживает внимание на себе – на создание всем известного телевизора. Можно догадаться какой расклад мыслей создателей был применён - примерно такой:

Человеческое сознание устроено так, что наше поведение определяют образы, входящие в срединную ячейку мережки, а закрепляют наше поведение в целом – также хранящиеся в нашем сознании готовые образцы (куда входят и общественные нравы). Зритель рассматривает тот образ, который поступает, и дальше действует по наиболее привлекательному сценарию (если тому не помешает совесть), большое количество которых культура (или каналы) заранее предоставляет. Так родился технический способ влиять на поведение множества людей гораздо в большем количестве, чем чарование нескольких зрителей магом. Магу же удаётся это так:

Внимание зрителей улавливается, а за вниманием всегда идёт вслед чарь. Каждый из нас имеет осознавание и самоосознавание. Самоосознавание - это своего рода точка. Эту точку самоосознавания старики называли «чарь». Чарь может проходить сквозь любые образы и отождествляться с ними. Так например, во сне то, что мы видим – то и реально. В сноподобном состоянии зритель видит то, что ему показывают, а показывать можно много чего… Чарь не видит подмены. Также срабатывает подселение чужого духа, когда перестаёшь быть самим собой, а становишься одержимым, хотя бы на время.

Но это же касается не только управления поведением (власть), но и религиозных воззрений. На Востоке, откуда монахи прибыли в гитлеровскую германию иностранными консультантами, гораздо большее значение уделялось самопознанию, чем на Руси, что в итоге привело к возникновению ряда религиозных вероучений, обращяющихся к тонкостям устройства духовного состава человека и даже к фашизму на этой религиозной основе (самый древний вид фашизма – индийское кастовое расслоение общества). В этой статье упомянем лишь одно из восточных учений – учение кришнаитов (общества сознания Кришны). Выбор пал на него, потому, что оно создаётся как смесь индуистских представлений с представлениями о душе, как учение индусов в видоизменённом виде для людей Запада и Руси. Нам и Западу душа издавна известна, чего не скажешь про сам Восток. И чтобы не споткнуться о то, что «потрогать», а точнее – увидеть можно только единицам йогов-экстрасенсов, то - что сами они называют целью познания и даже смыслом жизни, уже сейчас стоит обрести более углубленные знания о скрытом составе человека. Так, например, кришнаиты (новое религиозное вероучение на стыке культур Востока и Запада) заявляют, что смыслом жизни является служение и почитание бога Кришны, а сделать это можно только через обретение сознания Кришны. То есть по сути предлагается отказаться от главенства своего сознания в пользу какого-то другого сознания. В этом же состоит и завершение йоги – отдать свой ум алгоритмике и власти эгрегора. Ну чем не телевидение? Если Богопознание начинают подводить к обретению исключительных способностей (а в кришнаизме доступ-предрасположенность к обретению соответствующих духовному росту качеств закрепляют как учение и естественности существования каст), то сразу же возникает возможность втюхивать кривду. Мол ты невольник, потому как так Бог тебе уготовил! И здесь же кроется опасность применения технических средств для ограничения воли в предложенном жизненном пути – в трансгуманизме. Если будет создана техническая возможность водить чарь туда куда вздумается устроителям представлений, то решающим доводом воспротивиться останется лишь то, против чего восстают враги на Святую Русь. Это душа и её способность слышать совесть. Совесть не знают не на Западе, не на Востоке. Йогам совесть мешает, как вносящий в разлад источник подсказок, суть которых не соответствует содержанию и алгоритмике эгрегора. На Западе воинствующий материализм свёл понятия о душе до пустых слов, там свирепствует буква закона, - «правильно то, что по закону». Потому и живут чистенько, но это чистенько – только снаружи! А что внутри?.. Русский человек не гнушается небольшой замызганности вещей, русский смотрит внутрь и ищет там тот свет, который душа распознаёт как свет родного мира – мира душ – весть с того мира – это соВесть.

 

На Руси удержались на «золотой середине» между углублением в «духоту» Востока и направленным на исследование вещества Западом. Русь пошла в душеведение, обретая знания о душевности и рождая мыли на века типа «Без царя в голове!». За века, а может даже за тысячелетия, мы продвинулись и окрепли в понимании своего предназначения в этом мире. Для русского человека жизнь без совести – не жизнь! И никакие технические устройства совесть заменить не смогут. Мы этот мир освоим по хозяйски, проживая в нём как цари-сохозяева. Со своим чарем в голове и любовью к этому миру светлому – духовно-вещественному. Мы ответили сами себе на вопрос: «Кто ты будешь таков!?» Русский сам себе одновременно и царь и портной. На этом стояла, стоит и стоять будет Святая Русь!

 

Послесловие

Не исчезай… Исчезнув из меня,
развоплотясь, ты из себя исчезнешь,
себе самой навеки изменя,
и это будет низшая нечестность.
Не исчезай… Исчезнуть — так легко.
Воскреснуть друг для друга невозможно.

Евгений Евтушенко

 

Материалы по теме:

1. Новгородские потешки (видео)
https://vk.com/ladno_horosho?w=wall-48536705_10828

2. Статья «Борьба со скоморошеством»

https://ok.ru/zasolntsem/topic/66144260871453

3. Ученик скомороха удивляет необычными способностями https://vk.com/video456121326_456239024



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: