Иерархия потребностей Маслоу
Содержательные теории мотивации.
Цель этих теорий - определить потребности, которые побуждают людей к действию. Представителями этой концепции являются Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Мак-Клелланд.
Все потребности можно разделить на 5 категорий:
1. Физиологические (являются необходимыми для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т.д.))
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – это потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности в будущем будут удовлетворены (проявлениями этих потребностей могут быть покупка страхового полиса, поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию).
3,Социальные потребности – это потребности в причастности группе, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки
4. Потребность в уважении – это потребности в самоуважении и признании со стороны окружающих.
5. Потребность в самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Потребности нижних уровней требуют удовлетворения в первую очередь.
Достоинства теории Маслоу:
1. Руководители стали понимать, что действия людей определяются целым спектром их потребностей.
2. Чтобы мотивировать конкретного человека, ему надо дать возможность сначала удовлетворить свои важнейшие потребности.
3. Поскольку потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет работать все время.
|
Недостатки теории Маслоу:
1. Эта пирамида достаточно условна, т.к. удовлетворение одной потребности не приводит к возникновению и удовлетворению следующей.
2. В этой теории не удалось учесть индивидуальные отличия людей.
Эта модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней: власть, успех и причастность.
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Это не обязательно, рвущиеся к власти карьеристы в негативном смысле слова. Люди с потребностью к власти – это откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.
Потребность успеха, как и власти находится между потребностью в уважении и самовыражении. Это потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы.
Теория мотивации Фредерика Герцберга
Теория Герцберга, в основе которой размещены 2-е разновидности человеческих потребностей с мотивирующими и гигиеническими факторами. Двухфакторной теорией называл ее Фредерик Герцберг, американский психолог в 1959 г.
Теория Герцберга кратко состояла в выявлении неудовлетворенности и удовлетворенности человека в течении трудовой активности, основание понижения и поднятия продуктивности, отдачи труда.
Герцберг теория мотивации
Мотивирующие обстоятельства напрямую соединены с работой, с его характером, а гигиенические — с окружающим миром, средой, где выполняется работа.
|
Гигиенический фактор получил название от существительного — «гигиена», взятого из медицинского словаря, что означает «предупреждение».
Гигиенические обстоятельства должны помогать поддерживать здоровье работающих людей, но не предусмотрено обязательное улучшение.
К основным гигиеническим факторам относятся:
§ Заинтересованность руководителя в работнике;
§ Удобный рабочий график;
§ Присутствие соц. пакета;
§ Достойная выплата за труд;
§ Соблюдение техники безопасности труда;
§ Проведение плановых мероприятий в области социальных и производственных программ: здравоохранения, обновление оборудования;
§ Нормативные условия трудовой смены (освещенность, влажность воздуха, отопление);
§ Доброжелательная атмосфера труда (с коллегами, руководством);
§ Дополнительный контроль работы.
Наличие перечисленных обстоятельств «здоровья» снимают частично неудовлетворенность самой работой.
Практически гигиенические обстоятельства никогда полного удовлетворения не вызывают.
Мотивирующие факторы
По другому эти факторы называют способствующими, которые побуждают работника к улучшенному исполнению своих обязанностей, потребности человека в увеличении личностного роста.
К «мотиваторам» относятся:
§ Трудовой успех;
§ Высокопрофессиональный подъём;
§ Положение в обществе;
§ Интересная и любимая трудовая деятельность;
§ Ответственность за проделанную работу;
§ Повышение по службе, увеличение разряда.
Признание коллектива, руководства вас как специалиста дает работнику ощущение собственного самоуважения и достоинства. Немаловажно, услышать слова благодарности со стороны руководителя о качественно выполненной задачи работником.
|
Стимулирует личностный рост содержательная и созидательная работа, а однообразная робота восхищения не доставлят.
.
Если отсутствуют причины гигиенические или их недостаточно, у работника вызывает неудовлетворение заданием, работой.
А если факторов гигиенических хватает, то они не вызывают сами удовольствие работой и не смогут мотивировать работника на повышенные результаты.
Главное, вызывают большое удовольствие, создают мотив для повышения эффективности в труде, и только при наличии достаточности гигиенических факторов.
Если работник не удовлетворен явлениями гигиеническими – у него нет стремления заниматься работой.
Если он удовлетворен гигиеническими обстоятельствами, то он безмятежно работает. Но мотивация работать с полной отдачей отсутствует.
Следовательно, гигиенические положительные факторы удерживают работника на прежней работе. Гигиенические отрицательные факторы приводят к полнейшей неудовлетворенности заданием, работой.
Ряд мотивирующих явлений подразумевает, что любой работник способен мотивированно трудиться, когда цель видна и считает ее выполнимой. Неадекватность или лишение мотивирующих явлений не влечет к неудовлетворенности задания. Но присутствие причин мотивации доставляет удовольствие и нацеливает человека к наиболее производительному процессу труда.