Введение
Особенностью грудничков, а это дети от 4 недель до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с
4 по 6 мес. - на 7,5 см, с 7 по 9 мес. - на 4,5-6,0 см, и с 10 но 12 мес. - на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см. Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так: в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а в течение второго - по 400 г ежемесячно.
Происходит резкий "скачок" в совершенствовании двигательных функций -
от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.
Вместе с тем из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще
довольно часты желудочно-кишечные заболевания. Но питание только грудным
молоком приемлемо лишь в первые 4 месяца. С введением прикорма другими
продуктами изменяется процесс их переваривания и начинают вырабатываться
пищеварительные соки несколько иного состава.
Обмен веществ ввиду возросшей нагрузки подвержен нарушениям: могут
возникнуть рахит и анемия (малокровие). В грудном возрасте ребенок теряет приобретенный материнский иммунитет, а собственный еще недостаточно
развит. Это (а также особенности строения его дыхательной системы - нез-
релость тканей легкого, узость носовых ходов, трахеи, бронхов) вызывает
частые пневмонии, бронхиты, вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Противовес им - закаливание детей: массаж, гимнастика, водные процедуры.
Организация ухода за новорожденным
У новорожденного все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших жизненных процессов. Все это диктует необходимость создания особых условий и специального ухода за новорожденными.
|
Качество обслуживания новорожденных определяется правильной организацией работы родовспомогательного учреждения, детского отделения родильного дома и работой персонала.
Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты и стерильности (асептики). Очень важно одновременно заполнять палаты новорожденных. Если помещение, температурный режим, вскармливание, уход и другие условия окружающей среды строго соответствуют тем требованиям, которые предъявляются организмом новорожденного, то это позволит сохранить здоровье ребенка в период новорожденности.
Уход за новорожденным в родильных учреждениях проводится только средним медицинским персоналом — акушерками и медицинскими сестрами. Не допускаются к работе лица с хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение медицинским персоналом шерстяных вещей, колец.
Персонал обязан всегда иметь чистый халат (при выходе из отделения заменять его другим), шапочку, маску, которую необходимо сменять каждые 3 ч. Личная гигиена должна быть на высоком уровне. Обязательно мытье рук щеткой и мылом и вытирание их небольшими индивидуальными салфетками. Перед заступлением на дежурство необходимо принять душ. Персонал должен дезинфицировать руки перед каждой манипуляцией 0,5 % раствором хлорамина и вымыть их проточной водой.
|
Ежемесячно у всех работников родильного и детского отделений необходимо производить исследования слизи из зева и носа на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка и стафилококка. Смывы с рук на стафилококк производят также раз в месйц. Бациллоносителей, а также больных гриппом, ангинами и гнойными заболеваниями кожи, особенно кожи лица и рук, надо временно до выздоровления отстранить от работы.
Правила пеленания
Детская медицинская сестра должна уметь правильно пеленать ребенка. При этом нужно помнить, что одежда должна защищать новорожденного от большой потери тепла и в то же время не стеснять его движений и не препятствовать испарению с кожньгх покровов.
Доношенного новорожденного первые 2—3 дня пеленают с ручками, а в последующие дни при соответствующей температуре воздуха в палате ручки выкладывают поверх одеяла.
Общепринятый метод пеленания имеет следующие недостатки: насильственно изменяется физиологическая поза ребенка, стесняются его движения, затрудняется дыхание, нарушается кровообращение. Учитывая это, в родильных домах ввели специальную одежду для новорожденных. На ребенка надевают две кофточки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую в зависимости от времени года). Затем его свободно заворачивают в три пеленки, оставляя открытой голову и руки, не стесняя ног. В таком виде новорожденного помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани, в который вкладывают мягкое байковое одеяло, сложенное в 3 раза. В случае необходимости поверх конверта кладут второе байковое одеяло. При этом способе пеленания движения новорожденного не ограничиваются и в то же время под одеждой лучше сохраняется тепло.
|
При пеленании ребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. Подкладывагот полиэтиленовую пеленку (клеенку) размером 30x30 см (верхний край на уровне поясницы, нижний — до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. При необходимости ребенка накрывают сверху одеялом. С 1—2-месячного возраста на время дневного "бодрствования" пеленки заменяют ползунками, с 2—3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3—4 мес. когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничск.
Косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.
В 9—10 мес. распашонки заменяют рубашкой, а ползунки — колготками (зимой с носками или пипетками).
Пеленание производят перед каждым кормлением, а у детей с раздраженной кожей или с опрелостями — чаще.
Пеленальный стол и клеенчатый матрац на нем после пеленания каждого ребенка тщательно протирают дезинфицирующим раствором. На пеленальном столе пеленают здоровых детей. В случае изоляции ребенка пеленание производят в кроватке.
Уход за кожей и слизистыми оболочками
Уход за кожей и слизистыми оболочками является одним из основных моментов ухода за новорожденными.
Распеленав и внимательно осмотрев ребенка, сестра подмывает его теплой водой (37,5—38 °С). Подмывать ребенка необходимо не только в случае загрязнения фекальными массами, но даже и при незначительном мочеиспускании, так как даже ничтожное количество мочи, оставшейся на коже, может вызвать раздражение. Подмывать лучше рукой, иногда можно намылить ее. Следует употреблять нейтральное мыло: «Детское» или другие средства. Хозяйственное мыло для подмывания и купания ребенка использовать нельзя. Совершенно недопустимо подмывание детей непроточной водой в тазике.
Девочек нужно подмывать всегда спереди назад, держа их на предплечье лицом кверху. При наличии выделений из половой щели у девочек производят туалет раствором перманганата калия в разведении 1: 8000 (светло-розовый).
После подмывания ребенка мокрые места обсушивают, осторожно прикладывая к ним пеленку, особенно тщательно осушая складки кожи, их несколько раз смазывают стерильным растительным маслом (вазелиновое масло может вызвать раздражение кожи) или рыбьим жиром.
Появление опрелостей свидетельствует о неправильном уходе за ребенком. Места покраснения в области ягодиц смазывают рыбьим жиром. При опрелости ребенка следует пеленать рыхло, а места опрелости присыпать порошком белого стрептоцида. Хороший эффект в этих случаях дает облучение мест опрелости ультрафиолетовыми лучами (в этом случае противопоказано применение жировых смазываний) с последующей аэрацией.
Лицо и глаза ребенка промывают стерильной ватой, смоченной в кипяченой воде или растворе перманганата калия. Каждый глаз промывают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. Полость рта не протирают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется. Не следует также очищать наружный слуховой проход. Для очистки носа применяют тонкие стерильные ватные жгутики, смоченные в 2 % растворе борной кислоты или растворе перманганата калия в указанной выше концентрации. При наличии корочек нос очищают мягким ватным тампоном, смоченным в растительном масле, рыбьем жире или в масляном растворе витамина В.
После отпадения пуповинного остатка ребенка ежедневно купают в кипяченой воде, продолжительность купания не более 5 мин. Купание проводят следующим образом. Ванночку (цинковую или эмалированную) тщательно моют горячей водой с мылом, затем обдают крутым кипятком и сливают его. Необходимо иметь достаточный запас кипяченой холодной и горячей воды. На дно ванночки кладут пеленку, сложенную в несколько раз, и наливают горячую кипяченую воду, которую разбавляют до 37—38 °С. Ребенка опускают в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и спинку, а правой — за ягодицы и бедра. В воду погружают вначале ягодицы, а затем все тело. Освобожденной правой рукой намыливают ваткой тело и моют голову, шею, туловище и конечности, особенно тщательно промывают складки в области шеи, за ушами, в локтевых, паховых областях, под коленками, между ягодицами. Затем ребенка поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой, температура которой должна быть на 1 — 2°С ниже температуры воды в ванночке. Затем ребенка завертывают в согретую мягкую простынку и быстро обсушивают осторожным прикладыванием ее, после чего, смазав кожные складки стерильным или прокипяченным растительным маслом, одевают ребенка и укладывают в кроватку.
Вскармливание ребёнка
Суточное количество пищи, необходимое ребенку старше 7— 8 дней, должно составлять '/5 его массы.
Решающее значение для оценки достаточности количества молока, получаемого ребенком, имеют общее состояние ребенка и динамика кривой массы его тела.
Ежедневно при первом утреннем туалете (до первого кормления) детей нужно взвешивать. Масса тела ребенка в это время является основным показателем его физического развития.
Если, несмотря на достаточное количество молока и правильный уход, масса тела ребенка увеличивается медленно, следует добавить необходимые пищевые вещества (коррекция питания) —творог, каззоль или казеиновое молоко. Творог дают тщательно растертым с грудным молоком, каззоль — в виде 10 % раствора. В дальнейшем при хорошем увеличении массы тела можно отказаться от добавления белка.
Если к концу 1-й недели жизни ребенка, а иногда несколько раньше выяснится, что у матери мало молока, необходимо назначить докорм донорским молоком.
Матери, у которых есть излишки молока, должны его сцеживать, так как это способствует нормальной функции молочных желез. Наиболее быстрый способ — отсасывание молокоотсосом с резиновым баллончиком или вакуумным аппаратом. К началу кормления молокоотсосы должны быть простерилизованы.
При отсутствии молокоотсоса молоко можно сцеживать руками. Предварительно мать должна тщательно вымыть руки с мылом и насухо их вытереть. Сцеживать молоко необходимо в стерильный стакан, при этом большой и указательный пальцы кладут на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимают пальцы. Сосок не надо трогать пальцами вообще.
Сцеженное молоко стерилизуют (бутылочки держат в кипящей воде 5—8 мин) или пастеризуют (температура воды 65— 75°С, продолжительность прогревания до 30 мин). При пасте- ризации состав грудного молока меняется меньше, чем при нагревании до 100 °С, но стерилизацию применяют чаще, так как она проще и быстрее осуществляется.
С первых дней жизни ребенку надо давать ежедневно до 30—50 мл кипяченой несладкой воды. При высокой температуре окружающего воздуха (выше 25 °С) количество питья следует увеличить до 100 мл.
При каждом кормлении необходимо прикладывать ребенка только к одной груди и обращать внимание на полное ее опорожнение. Остающееся молоко надо обязательно полностью сцедить. После кормления ребенку на некоторое время нужно придать вертикальное положение, чтобы уменьшить вероятность срыгивания.
Различают три вида вскармливания детей 1-го года жизни: грудное (естественное), смешанное (докорм) и искусственное.