Обретение чудотворной иконы «Казанской» Божей Матери




Явлению Казанского образа предшествовали трагические обстоятельства. В 1552 г. Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом получают свободу тысячи православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекращаются. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства – там появляются многочисленные церкви и монастыри. Однако радостную картину христианизации русского Востока омрачает вспыхнувший в 1579 г. в Казани страшный пожар. По свидетельствам очевидцев (летописцев и патриарха Гермогена, упоминавшего об этом в своём «Сказании...»), начался он «в полдень около церкви Святителя Николая, называемого «Тульский», во дворе одного царского воина Даниила Онучина; и остались лишь небольшая часть посада, половина града близ соборной церкви и двор архиепископа. Большая часть посада и все торги, и обитель Боголепного Христова Преображения, и двор Великого князя – увы, всё огонь­всеядец пожрал, и попалил, и небытию предал».

Казань в XVII веке. Рисунок Адама Олеария

В городе начинается ропот жителей и нестроения. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается ими как кара небесная. Православные не находят достойного ответа и объяснения случившемуся, особенно трудно приходится в связи с упрёками в том, что огонь начал своё распространение именно с церковного здания, и в нём погибла значительная часть Преображенского монастыря. Апеллирование к Промыслу Божьему оказывается малодейственным. Мусульманская часть населения требует прекращения построек новых церквей и монастырей, а также выступает за уменьшение христианской проповеди среди коренного населения. Эта позиция находит сочувствие у большинства горожан, и от открытого неподчинения властям со стороны мусульман удерживает только страх перед наказанием от грозного царя Ивана Васильевича.

Значительная часть новообращённых христиан начинает колебаться, и именно в этот момент Царица Небесная являет людям свой чудотворный образ, не раз становившийся впоследствии спасителем Русской земли.

Само явление произошло следующим образом. В сонном видении десятилетней девушке Матроне, дочери одного из стрельцов Данилы Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, «весьма светлая», как отмечает в своём сказании св. Гермоген. Богородица утешает скорбящую девочку и просит её передать родителям, а также архиепископу и воеводам, о том, что им надобно обрести Её образ. Позже ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Её икона находится в земле – там, где до пожара находился дом родителей девочки, и велела передать это архиепископу и воеводам. Девочка сразу побоялась об этом рассказать, а когда поведала всё матери, та не обратила внимания на слова дочери. Тогда Матроне опять приснился сон: Божия Матерь приказывала рассказать о Своём явлении. Мать снова не послушала девочку. Вслед за этим последовало новое явление, уже грозное. Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом была перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Её лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте, ты же лишишься жизни». Услышав эти слова, Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила её передать о видении архиепископу и воеводе. Видя нежелание матери, дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи». После этих слов мать с дочерью направились к городским властям, но и у воеводы, ни у архиепископа они не нашли понимания. Матрона же продолжала упрашивать мать исполнить её просьбу. Уступив желанию дочери, мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать – перекопали весь двор, но икону не нашли. Тогда девочка сама взяла заступ и начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. Скоро Матрона обнаружила что­то, завёрнутое в кусок сукна. Сукно развернули – там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и, по словам очевидца – св. Гермогена, «вся сияла».

Св. Патриарх Гермоген

Весть об этом чуде облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении. Среди собравшихся был и священник Николо­-Гостинодворской церкви Григорий, впоследствии Казанский митрополит и Патриарх Всея Руси Гермоген. Икона была торжественно перенесена в находившуюся поблизости церковь св. Николая Тульского.

По совершении в этом храме молебна икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец – Никита – получил тоже благодеяние от Владычицы – обрёл зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери.

На другой день в соборном храме совершена была Литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили сообщение в Москву, царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, а позднее распорядился устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.

Инокиня Мавра (Марфа)

Матрона, обретшая святыню, постригшись в монашество под именем Мавры (по некоторым источникам – Марфы), была первой инокиней, а потом и настоятельницей этого монастыря.

Богородице-Рождественский монастырь г. Казани

Пропажа святого образа

В соборе Казанского Богородицкого монастыря икона находилась вплоть до начала ХХ в. А в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г. Момент для кражи преступники выбрали очень удачно. Дело в том, что с 25 по 28 июня в монастыре находилась принесённая в город другая великая святыня – чудотворная Смоленская икона Божией Матери. По этой причине ежедневно совершались длительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона покинула монастырь. После всенощного бдения насельницы монастыря, утомленные, отошли ко сну. В начале третьего часа после полуночи послушница Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала приглушённые крики, доносящиеся со стороны колокольни. Татьяна разбудила нескольких работников, спящих на сеновале, и двух послушниц. Между тем крики продолжались. Кричал, как впоследствии выяснилось, сторож монастыря Фёдор Захаров. Вскоре он был обнаружен запертым в подвале собора и освобожден. Выйдя из подвала, Захаров сказал: «Глядите скорее двери у церкви; несчастье у нас большое. Воры меня сюда посадили».

При осмотре западных дверей собора обнаружилось, что верхний замок сломан и лежит на паперти, а нижний цел. Между створками двери была вставлена доска, в результате чего створки разошлись и образовали отверстие, через которое мог пролезть взрослый человек. Внутренние деревянные двери, запертые с вечера на внутренний замок и задвижку, оказались открытыми. При осмотре самого собора было обнаружено исчезновение чудотворного Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в ковчегах иконостаса. Как считает большинство исследователей, преступников привлекли надетые на иконах драгоценные ризы. В пользу этой версии говорит тот факт, что помимо икон были украдены деньги (365 рублей, как выяснилось потом на суде) из свечного ящика. Да и сам внешний вид риз мог внушить корыстное желание завладеть ими. Дело в том, что на иконе Божией Матери их было две: нижняя – золотая, и верхняя – жемчужная. Золотая, богато украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, была даром царя Иоанна Грозного. Икона Спасителя также имела ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. Каждая из похищенных риз представляла большую ценность.

Весть о похищении чудотворной Казанской иконы быстро облетела город. По свидетельству очевидца событий И. Покровского, «толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырь и, пока было возможно, заполнили собою храм, паперть и даже монастырский двор. Неподдельный ужас и скорбь выражались на лицах всех, явившихся в обитель разделить общее невыразимое горе. Горькие слёзы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось».

Преступников нашли быстро. Главная заслуга в этом принадлежала смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману. Узнав о преступлении, Вольман предположил, что оно могло быть совершено при помощи разжимных щипцов, заказанных у него в училище. Ими вполне можно было сломать замок наружной двери собора. Эти щипцы 22 июня заказал в училище некий ювелир Максимов, якобы для развода золотых колец. После некоторых сомнений Вольман 2 июля заявил о своих подозрениях в полицию. Разысканный полицией Максимов сначала отрицал факт заказа им щипцов в Александровском училище. Однако после очной ставки с Вольманом сознался в том, что заказал щипцы по поручению Фёдора Чайкина. Полиция немедленно, несмотря на поздний вечер, отправилась на квартиру, где проживала семья Чайкиных. Однако Фёдора и его жены Прасковьи не оказалось дома. Застали на месте лишь мать Чайкиной, Елену Шиллинг, и дочь, девятилетнюю Евгению. Оказалось, что Чайкин вместе с женой уехал на извозчике за несколько часов до появления полиции. Тотчас были приняты меры к их розыску и задержанию. Предпринятый наспех осмотр занимаемых подозреваемыми помещений ничего не дал. Вскоре полиции стало известно, что Чайкины отплыли из Казани вверх по Волге на пароходе «Ниагара». 5 июля они были задержаны в каюте прибывшей в Нижний Новгород «Ниагары». У задержанных оказались фальшивые паспорта на имя супругов Сорокиных.

Тем временем полиция провела тщательные обыски на квартирах Максимова и Чайкина. Жемчужины, найденные на квартире Максимова, а также изъятый у него алмаз, были предъявлены монахине Варваре, состоящей многие годы при Казанской иконе. Та опознала их как украшения с похищенной иконы.

Более значительные результаты дал проводившийся в течение четырёх дней тщательный обыск на квартире у Чайкина. Лица, проводившие обыск, обнаружили много драгоценностей, замурованных в печи и спрятанных в других потаённых местах. Согласно данным следствия, во время обыска были обнаружены «куски пережжённой проволоки, 205 зёрен жемчуга, перламутровое зерно, камешек розового цвета, обломок серебра с двумя розочками, 26 обломков серебряных украшений с камнями, кусочек золота, 72 золотых обрезка от ризы, завёрнутые в рукав платья, 63 серебряных обрезка ризы и венца, пластинка с надписью «Спас Нерукотворенный», серебряный убрус, смятый в комок, и другие подобные предметы».

Из допроса Елены Шиллинг стало известно, что её дочь, известная под фамилией Чайкина, состоит с Чайкиным в незаконном сожительстве и что настоящая её фамилия Кучерова. Важные показания дала дочь Кучеровой, девятилетняя Евгения. Она показала, что «накануне Петрова дня поздно вечером Чайкин ушёл из дома вместе с Ананием Комовым, приехавшим за несколько дней перед тем в Казань, причём каждый из них взял с собой револьвер; а после того, проснувшись на рассвете, она увидела, что Чайкин рубил большим ножом икону Спасителя, а Комов – топором Казанскую икону Божией Матери. Разрубленные иконы были положены в железную печь, после чего бабушка (Елена Шиллинг) зажгла иконы. От Чайкина она слышала, что перед кражей из Казанского монастыря он и Комов сидели на колокольне и были пущены в церковь сторожем, которому пообещали за это 100 рублей. Она видела, как Чайкин и Комов резали похищенные ризы ножницами, а мать её резала жемчуг. Она сама взяла камешек с Казанской иконы Божией Матери и подарила своей подруге Зое, а от своей матери получилас той же иконы ленточку».

8 июля 1904 г. полиция задержала в с. Долженково Курской губернии Ананию Комова. При этом у него были отобраны револьвер и золотой медальон с девятью жемчужинами. Изъятые у Евгении Кучеровой ленточка и у её подруги Зои «камешек», а также отобранный у Комова медальон были опознаны монахиней Варварой как предметы, снятые с похищенной Казанской иконы. На первом допросе Чайкин вёл себя грубо и вызывающе. На вопрос о личности он ответил: «Не знаю, фамилий у меня много, всех не припомню». Затем он много рассказывал о совершённых им ранее преступлениях, явно бравируя ими.

Елена Шиллинг дала показания относительно обстоятельств кражи. По её словам, она утром 29 июня «впустила на квартиру Чайкина и Комова, которые принесли какие­то иконы. Когда она спросила дочь, куда они ходили, то услышала в ответ: «Молчи, не твоё дело, ставь самовар»1. Шиллинг стала ставить самовар и видела, как Фёдор колол какие­то дощечки и клал их в печку, а что это было, она в точности рассмотреть не могла. Максимов также подтвердил факт сожжения икон. Он привёл слова Чайкина, который на его вопрос о судьбе икон ответил: «Я порубил и побросал в печку, мать заставил сжечь; она сожгла и плакала – мамаша у нас плаксивая».

25 ноября 1904 г. в здании Казанского окружного суда начался судебный процесс. Перед судом предстали Варфоломей Стоян, Анания Комов, Фёдор Захаров, Николай Максимов, Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг. Первым четырём было предъявлено обвинение в похищении святых икон и денег из монастыря посредством взлома, а Кучеровой и Шиллинг – в укрывательстве этого преступления.

В ходе судебного процесса виновность Стояна и Комова в похищении икон из собора была признана доказанной. Вместе с тем присяжные не нашли веских доказательств в пользу участия в похищении Максимова. Суд признал его виновным лишь в укрывательстве и сбыте краденого. Присяжные сочли неубедительными данные в пользу виновности Захарова. Это явилось следствием блестящей речи его адвоката Лаврского.

Постановлением суда Варфоломей Стоян был осуждён на 12 лет каторжных работ, Ананий Комов – на 10 лет. Николай Максимов приговорён к ссылке в исправительные арестантские отделения сроком на 2 года 8 месяцев. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг суд приговорил к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Фёдор Захаров был оправдан.

В деле о похищении иконы остались неясности. Например, не удалось узнать, кто из преступников прятался в соборе и открыл внутреннюю дверь. Осталось неизвестным и то, куда преступники спрятали бриллианты с похищенных икон. Во время поисков бриллианты не нашли. Высказывались на суде и сомнения в факте уничтожения преступниками похищенных чудотворных икон. Однако большинство присутствующих, видимо, пришли к тому же выводу, что и выступавший в качестве обвинителя товарищ прокурора Казанской судебной палаты Покровский: «Как ни тяжело, как ни безотрадно, но надо признать, что иконы сожжены».

Однако другой версии придерживается исследователь Г. Миллер. Вот что он пишет: «Показания грабителей на суде, настаивавших на факте сожжения иконы, были весьма неубедительны. Это обстоятельство уже тогда, в 1904 году, породило первую версию, что явленный образ, скорее всего, был продан старообрядцам. Она заслуживает внимания. Старообрядческих толков в Казани той поры было множество. Казань была тогда одним из центров старообрядчества, и влияние их на местную светскую власть было велико».

В 1950 – 1952 гг. послушница игумении Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королёву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из её точных списков. Ещё задолго до кражи игуменией Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из­под ризы и сопровождался в покои игумении, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был исполнен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им: «Не плачьте, сёстры, Божия Матерь с нами». При даче свидетельских показаний на суде поведение игумении Софии также было удивительно спокойным. Её больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.

Дело о похищении Казанской иконы продолжалось вплоть до 1914 г. По воспоминаниям монахини Марии (Борисовой), её дед в послереволюционное время работал на одном из казанских заводов вместе с бывшим участником преступной группы того дела 1904 г. В разговорах тот клятвенно утверждал, что после кражи икона ими не была уничтожена, но о том месте, куда её переправили, помалкивал.

Мы не можем на сегодняшний день достоверно установить, что именно произошло с иконой в 1904 г. Погибла ли она безвозвратно, или Царица Небесная только на время скрыла от нас Свой чудотворный лик, чтобы позднее, как это уже было не раз, вновь явиться спасительницей России?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: