Бледное светило без интереса наблюдало за ним с пустых небес.




Через полчаса кровотечение остановилось, но этого хватило. Охотник заметил, как вода в нескольких сотнях метров справа по борту начинает вздыматься. Не прошло пяти секунд, как шлюпка зашаталась. Оно пришло. Оно никогда не оставляло призыв без ответа.»

Вопрос – какую роль играет пустое небо и то, что светило наблюдало без интереса? Если бы оно, например, припекало ему затылок и тем самым добавляло дискомфорта, или портило настроение, и это в дальнейшем повлияло бы на принятое им решение – тогда другое дело. Но ведь никак же не влияет. События развиваются независимо от этого, точно так же, как если бы солнце закрывали тучи или шел дождь.

 

Пример уместного использования:

 

«Теперь старик наблюдал, не пригибаются ли к борту зеленые прутья, и тихонечко греб, следя за тем, чтобы леса уходила в воду прямо и на должную глубину. Стало уже совсем светло, вот-вот должно было взойти солнце. Солнце едва приметно поднялось из моря, и старику стали видны другие лодки; они низко сидели в воде по всей ширине течения, но гораздо ближе к берегу. Потом солнечный свет стал ярче и вода отразила его сияние, а когда солнце совсем поднялось над горизонтом, гладкая поверхность моря стала отбрасывать его лучи прямо в глаза, причиняя резкую боль, и старик греб, стараясь не глядеть на воду.»

 

Здесь мы видим, что происходящие на небе события напрямую отражаются в поведении и состоянии героя: солнце поднялось – стало видно лодки, стало ярче – отразилось в воде – начало бить в глаза – старику стало больно. (Эрнест Хемингуэй «Старик и море»).

 

 

Ловушка жизненного опыта – у неопытных авторов сюжет развивается таким образом, чтобы они могли раскрыть задуманную мысль или идею, при этом они совершенно забывают о том, что со стороны читателя события их рассказы начинают выглядеть совершенно предсказуемо, и это гасит их интерес. Мы все живём в одном мире. Мы привыкли к тому, что, если открыть дверь – в дверной проём можно пройти, если выпустить из рук стакан – он упадёт и разобьётся. Или более широко – если назвать человека дураком – он обидится, если выстрелить в него, и не попасть – он либо убежит, либо набросится с кулаками, либо выстрелит в ответ. С сюжетными ходами примерно тоже самое: мы примерно знаем, что вызывает что. И если автор следует в колее этих ожиданий – нам становится скучно. Он перестаёт удивлять – события хоть и имеют лёгкий оттенок новизны, все равно предсказуемы на метауровне, где дремлет наш накопленный жизненный опыт и память о тонне ранее прочитанных произведений. Мы привыкли и к фантастическим мирам – чтобы отправиться на другую планету герою нужен звездолет, чтобы отправиться в прошлое – машина времени, чтобы грохнуть вампира – серебряная пуля. И на психологическом уровне: чтобы успокоиться – ему нужно отомстить или выпить, и так далее. И в этом нет ничего нового и удивительного, а рассказ, чтобы вызывать интерес – должен удивлять. Рвать шаблоны восприятия, вспучивать и выворачивать наизнанку слежавшиеся слои нашего жизненного опыта. Только так, и успешные книги и фильмы – яркое тому подтверждение.

 

Пример неудачного сюжетного хода:

 

(Сюжет разворачивается в психушке, один из пациентов рассказывает, что он из другого времени)

 

«Слушая Сергея Петровича, Николай пару раз поймал себя на мысли, что ему становится страшно. Неужели здесь тот самый случай, когда психиатр и сам начинает верить больному?! Нет, пора заканчивать этот разговор! Он вновь, уже демонстративно, посмотрел на часы.

– Ох, простите, я Вас так заболтал! – встрепенулся пациент.»

 

Мы все знаем, что в реальной жизни, если человек на полном серьёзе травит байки о путешествиях во времени, ни один врач не допустит даже тени сомнения в том, что перед ним псих. Полупьяная первокурсница – возможно, но только не врач, который к такому привык и подобных персонажей наблюдает ежедневно. В этот раз он поверит путешественнику, в другой – Наполеону, в третий раз сам начнёт рассказывать, что с ним общается призрак Жириновского, который явился из будущего с настойчивым требованием не покупать лапшу Доширак, потому что в той содержится какой-нибудь трихледоний дебензанутар, который плохо влияет на предвыборную кампанию.

Мы знаем законы жанра и ждём, как в случае с мистикой, что, если кто-то кому-то не верит про шорохи в пустой квартире, значит очень скоро на сцену непременно явится «самое настоящее» привидение. Так и здесь: «Неужели здесь тот самый случай, когда психиатр и сам начинает верить больному?! » Разумеется, это именно тот самый, черт возьми, случай! Ведь это очень нужно автору, иначе зачем он стал бы всё это описывать. И это контрольный выстрел в голову моего читательского интереса – я теперь почти наверняка знаю, что псих на самом деле не псих, а реальный путешественник во времени. Читал об этом много раз, и смотрел. В дальнейшем, возможно, автор всё переиграет, выкрутится, но, если сравнивать с шахматной партией – на этом ходу он проиграл важную фигуру.

 

Пример удачного сюжетного хода:

 

«Хэлстон на самом деле взвыл, широко раскрыв рот, внезапно кошка изменила свои намерения, пулей метнувшись к его лицу. В этот самый момент он наконец-то осознал, что это действительно более, чем просто кошка, это омерзительное существо, охваченное желанием убивать.

Он резко поднял руки, чтобы схватить кошку, его помутневший рассудок пронзила настолько странная по своей жестокости мысль, что он не сразу осознал ее, а руки смогли схватить один лишь хвост этого исчадия ада. Каким-то образом ей удалось втиснуть ему в рот все свое тело - сейчас ее странная черно-белая морда прогрызала себе дорогу где-то внутри его горла.»

 

Что мы видим? Кошка бросается на лицо и, сжав уши, пролезает внутрь человека через рот и горло. Вы ожидали такого поворота? При этом заметьте, убогость языка автора почти никак не влияет на наш интерес к описываемым событиям. Автор удивил и мне хочется читать дальше. (Пример из рассказа С. Кинга.)

 

Пока всё, более утонченные косяки разберу в другой раз. Но, гадом буду, справившись хотя бы с этими тремя вы очень сильно улучшите качество своих рассказов.

А.С.Ж., главный редактор журнала девяти историй «Новем».

 

Fin

 

Друзья, пишите лучше, пишите интересно, не стесняйтесь экспериментировать, удивляйте в первую очередь себя, остальных это удивит еще больше. Что получится присылайте в редакцию журнала «Novem» на мыло novemok@yandex.ru

 

Наша группа во Вконтакте – https://vk.com/novemnovem

В ней вы найдёте требования к текстам, которых совсем немного, условия публикации и ответы на все свои вопросы относительно нашего журнала.

Наш канал в Телеграме – https://t.me/novem9

 

И да пребудет с вами слабость. Читательская;)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: