Общая хар-ка коллекции искусства Англии в собрании ГЭ




Лучшая за пределами Англии и англоговорящего мира

Хронологические рамки - сер 16 – сер 19 в.

лучше всего представлена 2я половина 18 вв.

 

Произведения живописи, галерея 1812 года (Зимний), изделия из серебра[1], фарфор[2], знаменитые фаянсы Веджвуда, + Малый Эрмитаж (Павильонный зал), большая кол-я английских эстампов (гравированы в чёрной манере меццо-тинто), камеи и медали выставлены в четырех комнатах надворной половины второго этажа Зимнего дворца (залы 298-301), работы братьев Брауни мастеров глиптики (античное и современное англ. иск-во = камеи посв победам в русско-тур войне)[3], английские напольные и настольные часы XVIII–XIX веков, английские стенные ковры. (Среди них выделяется замечательная шпалера, вытканная в Англии в конце XIX века по картону Берн Джонса в мастерской Вильяма Морриса), ювелирные изделия[4]

 

Формировалась[5]:

1773- Заказ Екатерины II Дж. Веджвуду (Лондон) – «Сервиз с зелёной лягушкой»[6] (Дж. Веджвуд, Бентли)

1779 – кол-я Роберта Уолпола (брит. Премьер) (Хоутон-Холл, Англия) – английские портреты

1781 – Часы «Павлин[7]» заказ кн. Потёмкина (Лондон) – Джеймс Кокс

1785 – Заказ Екатерины II Дж. Рейнолдсу (Лондон) – Рейнолдс «Геракл, удушающий змей»

1785 (в Эрмит. Пост 1789) заказ кн. Потёмкина Дж. Рейнолдсу (Лондон(Рейнолдс «Воздержанность Сципиона Африканского».

В 1й половине XIX века пополнялась работами художников приезжавших в Россию, работ. при дворе (Дж. Доу)

1912 – из собр. А.З. Хитров о по завещанию – Гейнсборо «Дама в голубом»

собрание медалей и камей, серебряная лохань-холодильник работы Чарльза Кендлера I.

Послерев. поступления пейзажей и бытовых сцен.

 

Коллекции английской живописи XVI-XIX веков, подобные эрмитажной, крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Она насчитывает около 450 картин и представляет большой интерес. Наиболее ранние произведения относятся ко второй половине XVI столетия, когда в Англии в основном работали приглашенные иностранные художники, писавшие знаменитых исторических и государственных деятелей. Например, "Портрет Эдуарда VI" (ок.1547) кисти неизвестного автора является уменьшенной переработанной репликой «официального портрета юного короля» кисти Г.Стретса, тогда как "Портрет неизвестного дворянина"- работа художника круга М.Герардса Младшего, фламандца по происхождению, получившего звание живописца короля.

С искусством У.Добсона, одного из наиболее самобытных художников 40-х годов XVII века, знакомит глубокий по характеристике "Портрет Абрахама ван дер Дорта" [8]. К числу лучших образцов творчества Г.Неллера [9], ведущего портретиста рубежа XVII-XVIII веков, принадлежит "Портрет Гринлинга Гиббонса" (не позднее 1690), известного резчика по дереву и скульптора, "Портрет Джона Локка" (1690 - е), исполненный незадолго до смерти великого философа и «Портрет П. И. Потемкина», который посетил Англию во главе русского посольства в 1681-1682. С именем младшего современника Г.Неллера, Дж. Вуттона [10], связано развитие в Англии особого жанра живописи - изображение сцен охот и охотничьих выездов,- характерным образцом которого является картина "Собаки и сорока".

Период блестящего расцвета национальной школы живописи - XVIII столетие - представлен в музее произведениями мастеров, чье творчество принесло славу английскому искусству далеко за пределами страны. Три работы Дж.Рейнолдса [11]: огромное историческое полотно "Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой" (1786-1788), выполненное по заказу русской императрицы Екатерины II и прославляющее крепнущую мощь России, а также предназначавшиеся для князя Г.Потемкина "Воздержанность Сципиона Африканского" (1788-1789) и "Амур развязывает пояс Венеры" (1788) - дают возможность познакомиться с искусством одного из самых почитаемых и влиятельных живописцев XVIII века, первого президента Королевской академии искусств.

"Венера утешает Амура, ужаленного пчелой" и "Портрет принца Уэльского, Георга с братом Фредериком" (1778) принадлежат кисти Б.Уэста, исторического живописца короля Георга III, возглавившего после смерти Рейнолдса Академию. "Портрет дамы в голубом" (кон. 1770-х - нач. 1780-х) Т.Гейнсборо [12] – жемчужина эрмитажного собрания и прекрасный образец изысканной и завораживающей живописной манеры художника, который по праву разделил с Рейнолдсом славу самого выдающегося портретиста Англии. Испытавший влияние обоих вышеназванных мастеров и сумевший найти свой художественный язык Дж.Ромни [13] представлен "Портретом миссис Хэрриет Гриер" (1781).

Жанровые сцены и пейзажи занимают основное место в творчестве Дж.Морленда, выходца из семьи потомственных живописцев. Среди шести его работ, хранящихся в музее, наиболее интересны «Приближение грозы» (1791), «Цыгане» (начало 1790-х), где жанровый элемент сочетается с изображением природы. Романтические веяния, нараставшие в английском искусстве второй половины XVIII столетия, особенно ярко проявились в творчестве Дж.Райта из Дерби, наиболее оригинального из всех живописцев Англии этого периода. Его талант оценила Екатерина II. Она приобрела для Эрмитажа шедевр художника "Кузницу" (1773) и мастерски исполненное полотно "Фейерверк. Замок Св.Ангела" (1778-1779). Известный английский портретист начала XIX века Т.Лоуренс [14], которому позировали все коронованные особы, военные и дипломатические знаменитости Европы тех лет, представлен четырьмя портретами, в том числе необычайно эффектным "Портретом М.Воронцова" (ок.1806).

В Эрмитаже хранится свыше 300 изображений генералов русской армии и три больших портрета в рост фельдмаршалов М.И.Кутузова, Барклая де Толли, А.Веллингтона, выполненные для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца под руководством Дж.Доу, чья творческая судьба была тесно связана с Россией. В России также работали два шотландских художника У. Аллан, романтик-ориенталист, полотна которого «Башкиры» и «Пограничная стража» купил в Эдинбурге Николай I, и портретистка К.Робертсон, чьи картины и миниатюры высоко ценились как английскими, так и российскими заказчиками.

 

Коллекция имеет ряд особенностей:

1. Несовпадение по времени с развитием иск-ва на континенте

2. С сер 16 в. по конец 18 в. ведущий жанр – портрет, 1 пол 19 в. пейзаж, жанр историч – ведущим в Англии не был никогда

3. До начала 18 в. нет нац школы живописи, работают приглашенные мастера.

4. Стили барокко, неоклассицизм, историзм во 2й половине 18 в. сущ одновременно

 

1 раздел – XVI век

Генрих 8. Реформация (из католицизма в протестантизм). Приезжающие худ-ки не получ заказы на религ. темы (нельзя), мифолог. (не интересно), пейзаж, натюрморт, быт жанр не сущ-ли. Поэтому они пишут портреты, кот становятся ведущим жанром

Манеры живописи отличаются от манеры худ-ков континенты

Не интересует, как правильно изобразить пространство, пропорции, объём

Им свойственны:

1. Изысканная выразительная линия контура (линия очерчивающая изображение)

2. Единство колорита (сочетание цветов, тёплый = тяготение к жёлтому)

3. Внимание к мельчайшим деталям

4. Нет интереса к худ образу модели, интересует лишь социальный статус.

 

Расцвет эпохи Возрождения в Англии вторая половина 16 в. (отстаёт)

Неизвестный художник мужской портрет – исключение из правил

Англ портретная миниатюра – высочайшие худ произв-я, в которых интересует худ образ.

Большую роль сыграл приезд нем худ-ка Ганса Гольбейна Младшего

 

17 век – знаковое событие 1632 г. Приезд Антониса Ван Дейка. Значение - Он приобщил англ худ-ков к континентальной манере – и простр-во, пропорции, объём и худ образ.

Уильям Добсон Портрет Абрахама ван дер Дорта – более приземлённые образы чем у ван Дейка (там утончённые, аристократ.), нервный, неуравновешенный

 

1649 великая англ буржуазная рев. Кромвель

1660 Реставрация – Карл II, при королевском дворе внимание иск-ву

Известен Питер Лели (Испытание огнём)

1688-1689 Славная революция – конституционная монархия

1 из первых законов – закон о правах (Билль) – по этому закону раньше чем на континенте все сословия уравнены в правах – дворянин = буржуа перед законом.

С этого момента Англия начинает континент опережать.

Теперь главное не соц статус а личностные кач-ва людей.

К. 17 в. самый знаменитый худ-к Годфри Неллер

3 портрета. Творческое наследие неравноценно.

Портрет Петра Ивановича Потёмкина (посол в Англии) экзотический русский

Портрет Джона Локка

Портрет Гринлинга Гиббонса (англ скульп) за какие личн кач-ва достоин уважения ясно из портрета

Просвещение английское культ явление к. 17 в..

18 век Чарльз Кендлер лохань – холодильник серебро 220 кг, длина 1 м. 66 см, высота метр, уникален по размерам и декору[15]

В начале 18 в. была основана национальная школа. Её основоположник Вильям Хогарт. 2 жанра – бытовой (недостатки, аморальность) и портрет (идеал чел-ка эпохи просвещения)

Блистательно представлена англ живопись 2й половины 18 века.

1768-1769 гг. основана Королевская Академия. (1 президент Джошуа Рейнольдс)

Есть его современник Джордж Ромни Портрет Миссис Хэрриэт Грир Томас Гейнсборо Дама в голубом

Для Рейнолдса и его последователей главное в художественном образе разум, для Гейнсборо – чувства – и то, и другое присуще эпохе Просвещения

Присутствие чувства – это романтизм

Вторая половина 18 века это время романтизма в англии.

Особенное внимание жанру «пейзаж». 2 самых знаменитых пейзажиста

Дж. Райд из Дерби и Дж. Морленд

Филипп Роллос Холодильник.

Бенджамин Уэст Венера утеш Амура, ужаленного пчелой

Неоклассицизм

Фигуры четкий контур

Объемы светотень

Холодный колорит

Мн-во мелких деталей

Подчёркнутое эмоц сентиментальное выражение лица.

Салонный портрет

 

Экспозиция:

 

Портрета 16 в.

-неизв худ сер 16 в. " Портрет Эдуарда VI " (эпоха англ Ренессанса) болезненный юноша (король в 9 дет, в 15к умер)

тщательно прорисован костюм

- " Мужской портрет " неизв. худ-ка (дата 1595 + возраст 32г. имя?)благородная печать эпохи, акцент соц статус

 

Портрет Абрахама ван дер Дорта Уильяма Добсона (1 из лучших картин худ-ка) псих глубина хар-ра

 

Годдфри Неллер Портрет скульптора Гринлинга Гиббонса в момент творчества, чел- творец

 

Годдфри Неллер Портрет Джона Локка одухотворённость философа в домашнем халате

 

Гейнсборо «Портрет дамы в голубом » - это адрес сердцу зрителя

Джордж Ромни «Портрет миссис Хэриетт Грир » полнокровная жизн красота

Генри Реберн «Портрет миссис Элеонор Бетюн » друг В. Скотта, романтич. грусть осени

Дж. Вуттон «Собаки и сорока » у каждой собаки свой хар-р

Дж. Райт «Кузница Вид Снаружи » предромантизм, эксперименты со светом

Дж. Райт «Фейерверк замок святого ангела »

Морланд «Приближение грозы » - состояние природы

Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей » бурные страсти при интеллектуальном удовольствии

Джошуа Рейнолдс «Воздержанность Сципиона Африканского » предназначалась Потёмкину….

Джошуа Рейнолдс «Амур развязывает пояс Венеры » эталон естественности

Бенджамин Уэст «Венера утешает Амура ужаленного пчелой » неоклассицизм, бесстрастность, академ нормы

Бенджамин Уэст «Портрет Георга, принца Уэльского и принца Фредерика, позднее герцога Йоркского»

Томас Лоуренс Портрет С.Р. Воронцова чел дост-во выше положения

Томас Лоуренс портрет Уэсли Поул романтическая нотка, она в движении

Томас Лоуренс Портрет М.С. Воронцова овеян вечной славой 12 года

Дж. Хейтер Портрет Воронцовой светски холоден

Кристина Робертсон Дети с попугаем всё, что может понравиться родителям.

Го́тфрид Кне́ллер (нем. Gottfried Kniller, англ. Godfrey Kneller, Годфри Неллер; 1648—1723) — немецкий живописец, наиболее популярный портретист Великобритании рубежа XVII и XVIII вв. Георг I пожаловал ему достоинство баронета.

Готфрид Кнеллер родился 8 августа 1646 года в северогерманском городе Любеке. Ученик Фердинанда Боля в Амстердаме; провёл несколько лет в Венеции, изучал там произведения Тициана и Тинторетто.

Поселившись с 1674 года в Лондоне, состоял до конца своей жизни королевским придворным живописцем и исполнял заказы, во множестве сыпавшиеся к нему со стороны английской знати. Большой успех имели его портреты десяти красавиц двора Вильгельма III, созданные в подражание аналогичной серии его предшественника Питера Лели. Для зала заседаний виговского клуба «Кит-Кэт» создал не менее сорока портретов его членов; этот формат портрета (чуть меньше поясного) получил название «кит-кэт».

Кнеллер писал чрезвычайно быстро и только одни головы; остальное в его портретах дописывали ученики и помощники. Произведения его часто рассчитаны на театральный эффект.

Во время первого путешествия русского царя Петра Великого за границу в Утрехте был написан его портрет, не раз воспроизвёденный в гравюрах (оригинал находится в Гемптонкорте[6], близ Лондона; копии Белли — в Эрмитаже). В Эрмитаже также есть и другие образцы работ этого художника: портреты философа Локка, стольника П. И. Потёмкина и резчика и скульптора Г. Гиббонса[7].

Живший в это время в Лондоне менее знаменитый художник Шарль Дагар не имел привычки подписывать свои работы. В результате сходства в манере письма некоторые сделанные им портреты традиционно приписывались Готфриду Кнеллеру. Готфрид Кнеллер умер 19 октября 1723 года в британской столице.

 

Сэр Джошуа Рейнольдс (англ. Joshua Reynolds, 16 июля 1723 — 23 февраля 1792) «В его искусстве более чудес, чем в чудесах природы и небес »(Шеридан о нём)— английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века. Теоретик искусства. Первый президент Королевской академии художеств, член Лондонского королевского общества. Член Общества дилетантов, созданного с целью изучения античного искусства.

Родился 16 июля 1723 года в Плимптоне (рус.)англ., в графстве Девоншир. Отец предназначал его к карьере медика, но рано обнаружившаяся любовь юноши исключительно к искусству и чтение трактатов портретиста Дж. Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Поступив в 1741 году в ученики к портретисту Т. Гудсону, в Лондоне, Рейнольдс занимался под его руководством три года, а затем провел ещё три года в Девонпорте и явился снова в Лондон в 1746 году. В 1749 году он отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 году, он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников.

По инициативе Рейнольдса в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки. В 1763 году он, вместе с Джонсоном, Голдсмитом и др., основал литературное общество, а в 1768 году был избран в президенты новоучрежденной королевской академии художеств и по этому случаю возведен в дворянское достоинство. В 1784 году ему пожаловано звание первого королевского ординарного живописца.

В 1789 году у художника начинаются серьезные проблемы со здоровьем и Рейнольдс перестает видеть одним глазом.

Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего её направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо Всего лучше удавались ему портреты, замечательные по сходству, выразительности, изящной постановке фигур, умному подбору аксессуаров и смелой, сочной манере письма. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в Лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в Бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж. Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Девушку с клубникой» (у маркиза Гертфорда), «Девушку с муфтой», «Мистрис Мейер в виде Гебы» (у барона Ротшильда, в Лондоне), «Маленького Самуэля» (в музее Монпелье) и др.

Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам, композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др. В Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» (№ 1391), «Воздержанность Сципиона» (№ 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи (№ 1390). Многие из произведений Рейнольдса потеряли первоначальный блеск красок и потрескались вследствие того, что, исполняя их, он пробовал употреблять, вместо масла, другие вещества (асфальт)

Речи, произнесенные им в качестве председателя королевской академии, изданы в Лондоне впервые в 1778 году, потом ещё несколько раз (последнее издание 1884 года; в немецком переводе Лейшинга — «Zur Aesthetik und Technik der bildenden Künste», Лейпциг, 1893). Полное собрание литературных произведений Рейнольдса издано в Лондоне в 1797 и 1835 годах.

Портрет семилетней аристократки леди Каролины Говард, срывающей бутон розы был создан по заказу её отца, 5-го графа Карлайла, который говорил, что она «всегда его фаворитка», несмотря на её упрямый характер. Леди Каролина носит плащ и рукавицы, чтобы защитить её кремовую кожу от солнечного света. Неизвестно, художник или семья выбрала позу ребёнка, но тот факт, что девочка сидит или стоит на коленях на земле были сразу признаны современниками, как знак силы простоты. Один газетный критик заявил, что «она, кажется, приседает на розовый куст».

Картина «Эпоха невинности», представленная в Национальной галерее в 1847 году, и впоследствии переданная в Тейт в 1951 году, на протяжении многих лет остается среди самых известных работ Рейнольдса. Картина не была заказана в качестве портрета. Настоящее название было придумано не Рейнольдсом, оно вытекает из гравюры, сделанной из оригинального произведения в 1794 году, впечатление от которой было начертано, как «эпоха невинности». Считается, что картина была написана в 1788 году. Однако, очень вероятно, что в 1785 году, картина называлась просто «маленькая девочка». Личность модели Рейнольдса остается невыясненной.

В 1788 году создал картину «Портрет Пенелопы Бутби» («Чепчик»), где изобразил трёхлетнюю девочку, дочь состоятельного аристократа, поэта и переводчика Брука Бутби. Картина получила широкую известность и стала образцом для подобных изображений.

Бе́нджамин Уэ́ст (англ. Benjamin West; 10 октября 1738, Спрингфилд, Пенсильвания — 11 марта 1820, Лондон) — англо-американский художник, известный своими крупномасштабными историческими полотнами.

Бенджамин Уэст родился в Спрингфилде в семье трактирщика, был десятым ребёнком в семье. Позже семья переехала в Ньютаун-Сквер, штат Пенсильвания, где его отец владел заведением «Square Tavern», до сих пор существующим в городе. Уэст говорил Джону Гальту (John Galt), с которым позже сотрудничал в работе над мемуарами «The Life and Studies of Benjamin West» (1816, 1820), что когда он был ребёнком, индейцы показали ему, как писать картины, смешивая глину с берегов рек с медвежьим жиром в горшке. В живописи Уэст был самоучкой.

В 1746—1759 годах работал в Пенсильвании, рисуя по большей части портреты. Когда он побывал в Ланкастере в 1756 году, оружейник Уильям Генри предложил ему написать полотно «Смерть Сократа» (Death of Socrates) на основе гравюры из «Древней Истории» Шарля Роллена. Результатом стала работа, значительно отличавшаяся от оригинала, названная «самой претенциозной и интересной картиной, созданной в колониальной Америке» («the most ambitious and interesting painting produced in colonial America»). Англиканский священник Уильям Смит, бывший в то время ректором колледжа Пенсильвании, увидев картину в доме Уэста, решил оказать ему помощь. Он предложил ему начать обучение и начал знакомить его с богатыми и влиятельными людьми Пенсильвании, в 1756 году Уэст отправился в Филадельфию для обучения живописи. В это время он познакомился с Джоном Волластоном — художником, иммигрировавшим в США из Лондона. Изучал технику Волластона по написанию переливающихся шёлковых и атласных тканей, а также перенял некоторые манеры его письма, в частности — изображение людей с большими миндалевидными глазами, что ценилось клиентам. Он был близким другом Бенджамина Франклина, написал его портрет. Франклин был крёстным отцом второго сын Уэста, Бенджамина.

После Пенсильвании работал в Нью-Йорке, создавая портреты. В 1760—1763 годах, при содействии Смита и Уильяма Аллена, совершил поездку в Италию, посетил многие итальянские города, изучая искусство, что позволило расширить тематику его картин. В Италии он создавал копии картин Тициана и Рафаэля.

В 1763 году переехал в Англию, где поступил на службу к королю Георгу III, писал портреты членов королевской семьи, создал два портрета самого короля. В Лондоне он подружился с известным английским живописцем Джошуа Рейнолдсом, вместе с ним участвовал в создании Королевской Академии художеств, основанной в 1768 году.

В 1770 году Уэст написал одну из самых своих известных и противоречивых картин — «Смерть генерала Вольфа», выставленную в экспозиции Королевской Академии художеств в 1771 году. Хотя сначала картина получила негативную оценку Рейнолдса и других художников, посчитавших её оскорблением исторической живописи (люди на картине были одеты в современную, а не в античную одежду), но она стала пользоваться большим успехом, с неё делали копии другие живописцы, и в итоге Рейнолдс одобрил картину. Существует несколько её вариантов.

В 1772 году Георг III назначил Уэста историческим живописцем при дворе с ежегодным жалованием в 1 000 фунтов стерлингов (занимал должность до 1801 года). С 1791 года и до самой смерти был инспектором картин в коллекции короля. После смерти Рейнолдса в 1792 году стал вторым президентом Академии художеств, занимал этот пост до 1805 года. В 1802 году посетил Париж.

Среди учеников Уэста — американские художники Вашингтон Олстон, Гилберт Стюарт, Чарльз Пил, Джон Синглтон Копли, Чарльз Бёрд Кинг, одно время учился рисованию изобретатель Роберт Фултон, с отцом которого Уэст был дружен и в доме которого жил почти семь лет (1786-1793), также в его студии при его жизни учился другой американский художник и изобретатель Семюэл Морзе.

Кристи́на Ро́бертсон

(урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 г близ Эдинбургa — умерла в 1854 году в СПб) — шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I в 1839—1841 и в 1849—1851 годах.

Кристина Робертсон — племянница лондонского художника Джорджа Сандерса. Вероятно, он и обучил Кристину живописи, и помогал ей найти заказчиков в начале её пути. С 23 мая 1822 года — супруга портретиста Джемса Робертсона; их венчание состоялось в церкви Мэрилебон в Лондоне. В браке родила восьмерых детей, но зрелого возраста достигли лишь четверо детей — два сына, Джон и Уильям, и две дочери, Агнесс и Мэри. В 1823 году работы Кристины Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии, а в следующие десять лет она приобрела солидную клиентуру среди аристократии и предпринимателей. С 1829 года — почётный член Королевской академии в Эдинбурге. Гравюры с портретов Робертсон, напечатанные в журналах и иллюстрированных альманахах, стали хорошо известны в континентальной Европе и в России. По мнению биографа Робертсон Елизаветы Ренне, эти портреты мало чем отличались от работ современников, публиковавшихся в тех же журналах, но именно следование духу времени сделало Робертсон модной среди петербургской знати. В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году. Вначале она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались в гравюрах Генри Робинсона (рус.)англ., также жившего тогда в России. Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства. В том же году серия ростовых портретов императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств, а сама Робертсон стала почётным вольным общником Академии (второй женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён). Граф М. Д. Бутурлин, описывая художественную жизнь Петербурга, писал[4]:

Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий. У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4000 или даже по 5000 рублей серебром, если портрет был в натуральный рост, по 2000 (помнится мне) за поясной и по 700 (или около того) рублей за головной, с одними плечами... Модная Британская артистка написала поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром... не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит.

Бутурлин был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции, и пострадал во время переворота. В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург. В январе 1849 года её вновь пригласили в Зимний дворец писать портреты невесток Николая I — Марии Александровны и Александры Иосифовны. В феврале 1850 года Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми портретами и приказали исправить уже написанное. В сентябре 1851 года двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии Робертсон без оплаты. В конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны, когда большинство британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной. Художницу похоронили на Волковском кладбище].

После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям. В Государственном Эрмитаже хранятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать атрибутированы точно, а одна — предположительно. Это семь портретов семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем». Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно. Вероятно, что лицо Марии Александровны на эрмитажном портрете было переписано в манере Франца Винтерхальтера уже после смерти Робертсон. Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: