МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ОП.03 «СТАТИСТИКА»
Составитель: преподаватель спец. дисциплин высшая кв. категории
Ишманова Т.Г.
Серов,
Введение
Курс «Статистика» является базовой дисциплиной в подготовке экономистов, формирующей у них умение и навык к экономико-статистическому исследованию и имеет большую практическую направленность. Статистика разрабатывает систему показателей, которая характеризует с различных сторон деятельность секторов, отраслей и предприятий экономики. Она вскрывает закономерности развития явлений, выявляет соотношение между ними, позволяет анализировать тенденции развития и на их основе прогнозировать будущие уровни и соотношения между финансовыми показателями.
Целью курса «Статистика» является ознакомление студентов со статистической методологией сбора и анализа финансовой информации, системой статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов в условиях рыночных отношений.
Задачи дисциплины заключаются в следующем:
1. изучение существующей в РФ системы показателей статистики на всех уровнях экономики;
2. обучение студентов практическому применению методов статистического исследования;
3. ознакомление студентов с реальными параметрами, характеризующими финансовую деятельность на территории РФ;
4. развитие навыков работы со статистическими данными и использованием разнообразных источников статистической информации.
Изучение данного курса закладывает основу для дальнейшего изучения других экономических дисциплин, использующих статистические методы и методологию исчисления статистических показателей.
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольную работу. Контрольная работа носит комплексный характер и охватывает основные методы статистического анализа. При выполнении работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- контрольная работа должна быть выполнена в электронном виде, распечатана и представлена в срок;
- контрольная работа должна выполняться в той последовательности, которая установлена в содержании задания;
- решение следует сопровождать необходимыми формулами;
- по окончании решения каждой задачи следует четко формулировать выводы;
- таблицы следует оформлять в соответствии с правилами, установленными ГОСТом:
- шрифт Times New Roman;
- интервал 1,5;
- параметры страницы;
- каждое задание начинается с новой страницы;
- список источников, использованных при написании контрольной работы, необходимо привести в ее конце;
- рецензию на выполненную контрольную работу приложить в конце;
- работа сдается в установленные сроки в файле.
Задания контрольной работы разбиты на темы в соответствии с учебным планом. В каждой теме представлены необходимые формулы для вычислений. Задания 1, 2 и 3 следует выполнять по вариантам. Номер варианта осуществляется в зависимости от № в списке студентов группы по журналу теоретического обучения или номера зачетной книжки.
Образцы титульного листа и рецензии представлены в приложениях А и Б.
По окончании изучения курса студенты должны:
- знать сущность показателей статистики;
- знать методологию исчисления важнейших показателей статистики финансов;
- уметь систематизировать и обобщать информацию, анализировать структуру и тенденции развития процессов и явлений экономической деятельности на всех уровнях экономики РФ, прогнозировать эти процессы и явления;
- приобрести навыки самостоятельной работы с исходными данными;
- уметь использовать статистическую информацию при дальнейшем освоении специальных экономических дисциплин.
Методические указания написаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования студенты экономических специальностей изучают дисциплину «Статистика». Важнейшими задачами этого курса выступают овладение основными приемами анализа статистической информации и выработка умений применять их в различных социально-экономических исследованиях. Контрольная работа выполняется для закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе изучения курса.
Контрольная работа состоит из одного теоретического и пяти практических заданий. Она разработана в десяти вариантах. Номер варианта определяется студентом по последней цифре номера зачетной книжки. Если последняя цифра номера зачетной книжки 0, то номер варианта контрольной работы 10.
Задания к контрольной работе
Теоретическое задание. Раскрыть суть теоретического вопроса (по вариантам).
1 Назначение статистических классификаций и классификаторов. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг.
2 Понятие и состав национального богатства. Показатели статистики национального богатства.
3 Основные элементы системы национальных счетов.
4 Система макроэкономических показателей в системе национальных счетов.
5 Система стоимостных показателей продукции.
6 Статистический анализ состава населения.
7 Понятие и показатели уровня жизни населения.
8 Индексы цен. Индексы потребительских цен.
9 Статистический анализ инфляции.
10 Показатели анализа деятельности страховых компаний.
Практические задания
Задание №1
Сгруппировать данные социально-экономических явлений страны или отдельного региона с сайта www.gks.ru или печатных изданий. Представить графически. По найденным значениям сделать выводы.
Задание №2
В таблице приведены данные о продажах автомобилей в одном из автосалонов города за 1 квартал прошедшего года. Определите структуру продаж.
Таблица 1 – Объем о продажах автомобилей в одном из автосалонов города за 1 квартал прошедшего года
Марка автомобиля | Число проданных автомобилей, шт. |
Skoda | |
Hyundai | |
Daewoo | |
Nissan | |
Renault | |
Kia | |
Итого |
Задание №3
Сгруппировать данные из столбца в интервальный ряд. Количество интервалов принять равным 3. Для сгруппированного ряда найти среднюю арифметическую, моду и медиану. Рассчитать показатели вариации: дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, осцилляцию. По найденным значениям сделать выводы. Исходные данные для выполнения заданий 2-3 представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Исходные данные для выполнения заданий (номер столбца соответствует варианту)
ВАРИАНТЫ | |||||||||
Задание №4
Условно принять, что первые пять показателей из столбца представляют собой уровни ряда динамики. Дать наименование этим уровням. Определить вид ряда динамики. Для полученного ряда рассчитать: цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, средний уровень ряда, средний темп роста, средний темп прироста. По расчетам сделать выводы. Графически изобразить полученный ряд динамики.
Задание №5
Имеются данные о стоимости основных фондов у 50 предприятий, тыс. руб.
Таблица 3 – Стоимость основных производственных фондов предприятий
18,8 | 16,0 | 12,6 | 20,0 | 30,0 | 16,4 | 14,6 | 18,4 | 11,6 | 17,4 |
10,4 | 26,4 | 16,2 | 15,0 | 23,6 | 29,2 | 17,0 | 15,6 | 21,0 | 12,0 |
10,2 | 13,6 | 16,6 | 15,4 | 15,8 | 18,0 | 20,2 | 16,0 | 24,0 | 28,0 |
16,4 | 19,6 | 27,0 | 24,8 | 11,0 | 15,8 | 18,4 | 21,6 | 24,2 | 24,8 |
25,8 | 25,2 | 13,4 | 19,4 | 16,6 | 21,6 | 30,0 | 14,0 | 26,0 | 19,0 |
Построить ряд распределения, выделив 5 групп предприятий (с равными интервалами).
Задание №6
Предприятие реализует 5 видов продукции (табл. 3). Определить:
1) индивидуальные индексы цен по каждому виду продукции;
2) индивидуальные индексы объема реализации по каждому виду продукции;
3) общие индексы товарооборота, физического объема реализации и цены;
4) агрегатные индексы товарооборота (Пааше, Ласпейреса, Фишера);
5) абсолютную сумму изменения товарооборота за анализируемый период;
6) изменение товарооборота за счет изменения физического объема реализации и за счет изменения цены реализации.
Для получения исходные данных по своему варианту необходимо все данные, приведенные в таблице 4.
Таблица 4 - Данные о цене и объемах реализации продукции предприятием
Вид продукции | Цена реализации единицы продукции, руб. | Объем реализации, тыс. ед. | Товарооборот, тыс. руб. | |||
базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | |
А | ||||||
В | ||||||
С | ||||||
D | ||||||
E | ||||||
итого | х | х |
Задача №7
Натуральный баланс сахара в регионе характеризуется следующими данными, млн. тонн:
Запасы на начало года 2,2
Произведено 23,4
Потреблено 16,6
в том числе:
- производственное потребление 6,4
- потребление населением 10,2
Вывоз за пределы региона 7,0
Определить: 1) запасы сахара на конец года; 2) соотношение потребленного и вывезенного сахара; 3) структуру потребления.
Задача №8.
В отчетном году по городу розничный товарооборот увеличился на 11%. Прирост товарооборота за счет роста объема продаж составил 4%. Определить, на сколько процентов увеличился розничный товарооборот за счет роста цен.
Задача №9.
Имеется информация о списочном составе работников малого предприятия за октябрь месяц. На 1 сентября – 40 человек, 5 сентября уволилось 8 человек, 12 сентября принято 5 человек, 20 сентября уволилось 2 человека, 25 сентября принято 10 человек. Определить среднесписочный состав работников за сентябрь месяц.
Задача №10.
Закупочная цена пшеницы в августе текущего года в России составила 70 долларов за тонну. При этом планировалось, что цена закупки в сентябре сократится до 60 долларов. Фактически она составила 72 доллара за тонну. В то же время в США цена пшеницы достигла соответственно: 90 долларов в августе и 84 доллара в сентябре. Определить все возможные относительные величины.