ДЕРЕВНЯ ЛЯДИНЫ-ПЕЧНИКОВО




 

Апполинария Александровна ТЕРЕШИНА, 70 лет, неграмотная. Живет в
Северодвинске, приехала на лето с внучатами. Апполинария Александровна — дочь известного в области сказочника А.С.Попова. "Он всех помнил, всех царей-царевичей, королей-королевичей. Женщины его мало слушали, мужчины все более и дети. Я дак все в лесу с ним в избушке бывала, так и запомнила'. Терешина говорит, что отец был грамотным, любил читать вслух для обширной деревенской аудитории. От одного из жителей этой деревни мы услышали сравнительно подробный пересказ "Юрия Милославского", который он слышал от Попова. Невестка А.С.Попова рассказывала, что свекор читал и «божественное» и сказки. Это важно для выяснения происхождения в Лядинах немногочисленных и скупых пересказов былинных сюжетов.

 

Интересно, что баллады называют старинными песнями и большинство носительниц не знает их напева. Все это заставляет сомневаться в наличии в прошлом в этих местах эпической
традиции. Апполинария Александровна охотно и с удовольствием рассказывала сказки. Они для нее не воспоминания, а необходимый атрибут любящей бабушки. Она рассказала и предание о постройке на Лёкшмозере Макарьевского монастыря: "Плыла корова озером, а за ней на лодках плыли, думали, она утонуть може, надо вытянуть. А она выплыла на эту горушечку и исчезла. А на этом месте оказалась иконка. Вот на этом месте и построили церковь св. Макария. А был прежде падеж скота по всем волостям, а Макарий-то, он скот хранит". Апполинария Александровна, как и многие местные женщины, верит в домового: "В каждом доме есть хозяин. Вот была война, у меня два сына на войне. Вот и стала хозяйнушку просить: "Хозяйнушко-батюшка, хозяйнушка-матушка, скажите мне, какое будет детям счастье, скажите мне то место, не пугайте, придут домой или не придут. И молилась я по три раза, в четыре угла пала и повалилась спать на печку. А повиделось мне стадо овец, а вокруг ветер с провизгом шерсть стрижет. Прибежали до нашего дома и моих двух ягнят не задавили. Сон-то и оправдался".

 

№ 48. Остуда

Стану я благое ловясь, пойду не перекрестясь из ворот в ворота, из дверей в двери, выйду в
чистое поле, в чистом поле лежит камень. На камню сидят черт с чертовкой, дерутся -
щипаются и кровью обливаются. И так раб божий (имярек) и раба божья (имярек) деритесь и цапайтесь и в кровь проливайтесь.

 

№ 49. Когда ребенка в бане намывают, чтоб он спокойный был, говорят:

Не я тебя мыла, не я щелучила. Тебя мыла и щелучила бабушка Марина и Мандалина истинного Христа. Мыла и щелучила, парила и жарила, младенцу (имярек) жарку оставила, а не ради хитрости, не ради мудрости, ради великой божьей милости, ради сну и покою, милости господней. Во веки веков. Аминь.

 

№ 50. То же:

Чем мать родила, тем и починила от рожденья до крещенья, от крещенья до жизни и скончанья. Во веки веков аминь!

(Говорю так да мою ребенка на 9-й половице в горнице, а потом спать кладу. - А. П.)

 

ДЕРЕВНЯ ОСТРЫЙ КОНЕЦ

 

Настасья Ивановна ПАСТУХОВА, 65 лет, неграмотная. Родилась и всю жизнь живет в этой деревне. В деревне всего три жилых дома, три бабки, остальные избы заколочены. А при бесколхозной жизни в деревне насчитывалось около 30 изб. Речь Настасьи Ивановны очень ясная, спокойная. Сказки небольшие и привлекательные по простоте содержания и сдержанной оживленности рассказа.

 

 

Записи от нее еще раз говорят о преимуществе стационарной работы. Собиратель пять дней встречался с Настасьей Ивановной. И надо сказать, что она не слывет в деревне сказочницей или песельницей. Рассказывая о смерти маленького сына во время войны, Настасья Ивановна дала понять, что не очень пеклась о его выздоровлении: детей было трое да она сама, а кусок один.

 

Заговорами Н.И.Пастухова не пользуется. Песня "Что по чистому по полю сын боярский проезжал' напоминает по сюжету былину "Чурила и Катерина", подобно тому, как "Ванька-Ключник" перекликается с одноименной балладой, а песня "Написала сыну мать в Петербург письмо" с балладой "Князь, княгиня к старцы".

Настасья Ивановна живет одна, получает пенсию в 25 рублей. У нее есть корова и единственная курица, которая назло законам природы кричит "ку-ка-ре-ку" и несет яйца. Настасья Ивановна не в состоянии купить сена для коровы. Поэтому добровольно работает на совхоз, косит в 65 лет. Две другие старухи деревни делают то же самое и довольны своей жизнью. Разве что в
соседнюю деревню - в лавку идти далеко.

 

№51. От грыжи

Господи, благослови. Пупу нету плоду, каменю нету роду, головеньке нету отрастеля. Мои
слова ключ, замок.

(Плюнь три раза и три раза проговори. — А говорить-то когда-то щепоткой
вокруг пупа води. - А если хочешь, чтоб слова силу имели, никому их не говори, разве уж близкому человеку, и то если младше тебя, а то перед смертью, чтоб умирать легко было. - Н. П.)

 

№ 52. От золотухи

Пар печной, пар избный, пар баенный. Пар, пар, выводи, пар, жар выводи, щипоту, ломоту, на ветер спускай от дерева, от сосны, от ели, от березы, от оглушины, от петушины, от каждого божьего дерева. Во веки веков. Аминь.

(Нать из веника выломать 9 виц и считать: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Три раза просчитать. Взять соли, квасу и угольков. Когда печь истопится, взять его на шесточек и линуть квасу и чтоб человек дышал дымком, и этим веником захватывать его и говорить. Три раза линуть, три раза веником махать и три раза говорить. — Я. П.)

 

№ 53. От нарыва

Взять ножичек и сук в дереве кругом очертить и говорить: "Как этот сук сохни, так у Ивана
пупыш сохни. Во имя сына и святого духа. Аминь".

(Когда обведешь, то три раза крестом тыкни, а потом обведи вокруг пупыша
и тоже тыкни крестом и так три раза. - Я. П.)

 

ДЕРЕВНЯ ВОРОБЬЕВСКАЯ
ПОЗДЬШЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

Акулина Ивановна ЗАХАРОВА (родом из Острого Конца), 54 года, неграмотная.

В первую встречу Акулина Ивановна повела нас на вечеруху. Там пили водку вскладчину, пели песни. Частушки были музыкальными антрактами, после каждой песни пропевали по три - четыре. Все чувствовали себя очень непринужденно: одни тянули долгую песню, другие здесь же плясали под частушки, третьи выкладывали друг другу свои житейские тяготы.

Сказки и былинные пересказы Акулина Ивановна узнала от своей бабушки из Острого Конца, которая умерла в 90 лет, лет 20 назад. Сама Акулина Ивановна рассказывает сказки необыкновенно живо, озорно, с хохотом, с богатой мимикой и жестом.

В деревне Акулина Ивановна известна как единственная хорошая причитательница на похоронах. Причитает она неистово, с рыданиями и не раз "обмирает" во время причетов. Впечатление остается очень сильное.

 

№ 54. На кровь

Ряба курушка бежит по улушке, курушка запнулась, у рабы божьей (имярек) кровь замкнулась.

(Повторить 3 раза.)

 

 

№55. От крови

Как от мертвого-то тела кровь не канет, так у рабы божьей (имярек) кровь станет. Мать-сыра земля, клюць-замок моим словам.

(Повторить 3 раза.)

 

 

ДЕРЕВНЯ МАЛАЯ ШАЛГА

Пелагея Меркурьевна РОМАНОВА, 67 лет, грамотная. Родилась в деревне Бутино, теперь живет в деревне Малая Шалга в 12 км от Каргополя. Заговоры слышала здесь.

 

№ 56. Отсушка

Встану я не благословясь, пойду не перекрестясь. Выйду в чистое поле, в чистом поле синее
море, в синем море синий камень. Там живет черт с чертовкой, режутся ножами, секутся топорами и бьются до последней крови капли. Так пусть раб божий (имярек) и
раба божья (имярек) рубятся и режутся и навсегда разойдутся. Аминь.

(После этих слов плюют на лук, хлеб или воду, а потом дают съесть. — П. Р.)

 

№ 57. Присушка

Встану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота,
выйду я в чистое поле, там встречу мертвое тело и спрошу: не болит ли тело, не ломает ли костей. Это мертвое тело не может жить без земли, а рыба без воды. Так и рабы божии (имярек) не могут жить друг без друга. Аминь.

(Здесь больше наговаривают на квас. Правда или нет, так это может быть сказки, а я так ничему не верю — неправда. — П. Р.)

 

 

ДЕРЕВНЯ ПОГОСТ.
ОШЕВЕНСК

Екатерина Николаевна ОСИНИНА, 83 года, неграмотная. "Здесь выросла, здесь и выкисла".

 

№ 58. От крови

Шла баба по городищу в широких голенищах, ёна уссылась, у раба божьего (имярек) кровь обошлась.

 

№ 59. Змеиные слова от болезни, у кого что вспухнет

Стану я благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот воротами. Пойду в
чистое поле, в чистом поле черное море, в черном море черный камень, под этим черным камнем лежит черная лютая змея. Как ёна этого камня не жгет, не палит, не пушит, так бы рабабожьего (человека или животное) не жгало, не палило, не пушило. Отныне по веку, во веку, во веки
веков. Аминь.

 

№ 60. Эти слова от притчей, где боль какая

Захостываю, заговариваю жар печной, жар баенный от всхожего красного солнышка, от дерева
елки, от дерева березы, от дерева осины, от дерева крушины, от всех святых древ. Во веки веков. Аминь, аминь, аминь.

 

№ 61. От зубов

Грядет царь с небеси, а навстречу ему четырехдневный Лазарь. Лазарь был мертв, был из
мертвых мертв, у мертвого не боля зубы, не ломит щек, не отрастаё дикое мясо, так бы у
раба божьего (имярек) не болели бы зубы, не ломило бы щек, не отрастало бы дикое мясо, не напускалась бы горячая кровь. Отныне по веку, во веку, во веки веков. Аминь, аминь, аминь.
(Говорят на луковицу, на масло или на что иное.)

№ 62. Мыть младенца

Родимка-злодейка, подлая болезнь, не тронь раба божьего младеня Алексея, пойди к королю,
ко французу, там кровать тесовая, перина пуховая, жить добро, спать тепло. А я сколю и зарежу. Аминь.

 

 

 

№ 63. От змеиного укуса

В Киеве змея, в Киеве змея, в Киеве змея, здесь отрод, здесь отрод, здесь отрод. Своими зубами
зажимаю змеиное сало, своими губами зажимаю змеиное сало. Аминь, аминь, аминь.

 

№ 64. От чирея

Перст имени нету, причин пути нету. Аминь.

(Крестят чирей, дотрагиваясь до тела. Повторить три раза.)

ДЕРЕВНЯ ШИРЯИХА. ОШЕВЕНСК

Александра Петровна ПОПОВА, 81 год, неграмотная, местная. Александра Петровна рассказала, что некий житель их деревни, Адриан Алексеевич Распутин, который умер до революции, пел стихи прр Алещу Поповича. По ее же словам, в Ошевенске был нищий Семен Якушкин, который тоже пел стихи о богатырях, об Илье Муромце. "Старики там ворочали, корни ворочали, чистили делянку, вот я запомнила, что Илья Муромец своим старикам помогал, как он
корни те все выворочил, сила-то непомерная у него проявилась. Вот как он поворочал, про него и пошла слава-то как про богатыря. Уж они, богатыри, охраняли границы, что ли, я не знаю. Трое-то их все рисуют". Два эти старика жили в Ошевевской волости. "Казань-город" Александра Петровна пела, "Запоем мы, запоем" — пересказывала. Говорит, что прежде она звала песню о
том, "как царь сына пресек", но расспросы, наводящие на историческую песню "Грозный царь Иван Васильевич", не помогли.

 

№ 65. Как детей намывать

Сама дитя носила, сама приносила, сама починываю и заговариваю.

(Соберешь чашки, ложки, поварешки, скалы, мутовки, все складешь в решето и обкатишь водой на подпольном пороге. А потом этой водичкой ребеночка. Ребенка возьмут и положат на то место, где родила, и говорят. Три разапо солнцу его обойдешь и говорить три раза.-А. П.)

 

№ 66. Как детей намывать

Начинают мыть и говорят три раза: "Матушка Пресвятая Богородица, царица небесная, своего
сына мыла да парила и тебе (имярек) водушки поставила".

 

Анна Васильевна ЗАГОСКИНА, 46 лет, неграмотная, местная. Анна Васильевна заговаривала зубы у собирателя, крепко веря в силу заговора. Слова произносила на соль, а соль заставила положить на зуб. Не помогло. А сын Анны Васильевны утверждал, что ему помогает.

 

№ 67. От зубной боли

Встану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, поеду по
синему морюшку. У синего моря синий камень, у синего камня лежит котище. Спрошу у котища: не боля ли зубы, не щемя ли щеки, так чтоб не болели зубы, не щемили щеки у раба божьего (имярек). Я свои слов зааминю, ключом заключу и в море опущу. Аминь.

(Повторяется 3 раза.)

№ 68. На призор

Небо-отец, земля-мать, вода-царица, дай водицы не за хитрости, не за мудрости раба божьего
(имярек). Аминь.

(Говорить три раза на воду, потом этой водушкой из чашечки вымыться и попить. Эти слова хороши, их немного, а они хороши, помогают. — А. 3.)

ЛЯДИНЫ

(КУСТ ДЕРЕВЕНЬ)

О фольклоре Лядин можно сказать следующее. Эпоса как такового нет. Есть лишь воспоминания о том, что когда-то в старину старики собирались на беседу и пели о богатырях. Затем,уже позднее, были такие, которые рассказывали сказки об Илье Муромце, Алеше Поповиче и разных царях и королях. Сейчас местные жители пересказать эти сказки не могут, забыли, одни имена помнят.
Из баллад сравнительно хорошо сохранился "Князь Роман", остальные слышали,
но спеть не могут. Из сказок по деревне в основном ходят два сюжета «О петушке и коте» и "Как лиса мужика обманула". Причем рассказываются почти в одних
и тех же выражениях различными старушками. Часто встречаются пересказы сказок из книг. Песенная традиция очень богатая, но исторических песен мало. Многие помнят начала поздних исторических песен.

Все люди от 40 лет и старше хорошо помнят свадебные песни и причеты. Похоронные причеты знают обычно только профессионалы. Заговоры знают немногие, они не считаются настоящими ворожеями, переняли их случайно от прохожих нищих, не особенно ими дорожат и не всегда могут отличить заговор от обычной молитвы.

 

Акулина Ивановна БАБКИНА, 63 года, неграмотная.

 

№ 69. От золотухи

Колю, колю, закалываю, золотуху заговариваю по ребрам, по жилам, по всем суставам, чтобы
все не кололо, не отрыгнуло. Аминь.

(Бабкина уверяет, что этот заговор употребляется и когда болит спина. При этом человека кладут на спину и в нескольких местах сильно колют иглой и читают несколько раз, заговаривая.)

 

№ 70. От грыжи

Встану благословясь, пойду перекрестясь, выйду задним ходом, за вольным бревном,
мышиной тропой. Выйду в чистое поле, в синее море. В синем море лежит синий камень. На
синем камне сидит щука зубастая, загрызает грыжу, заговаривает. Аминь.

(Этот заговор говорится на постное масло, которым намазывают младенца.)

Анисья Дементьевна РУДАКОВА, 73 года, неграмотная. Анисья Дементьевна сказала, что слышала молитвы от одной нищей старушки, которая у нее три года жила.

 

№ 71. От всех болезней (Молитва к своему ангелу)

Ангел мой, архангел мой, спаситель мой. Спаси меня и спаси душу мою, крепи сердце мое.
Враг-сатана, отшатнись от меня. У меня есть три листа все написанные: первый лист - сам Исус Христос, а другой-то лист - матушка Богородица, третий лист – Михаил Архангел, милостливый батюшка. Я его к себе призываю, от себя сама врага отзываю. Встану со крестом, пойду со крестом, ложусь со крестом. Аминь.

 

№ 72. От различных болезней (от трясовиц)

Под боком у меня, под наличником есть три лица, все святители, Есть Кузьма и Демьян и
отец Симеон. Отправляются они в путь-дороженьку в сей день господний и попадае им навстречу 12 дев, все идут косматые, волосатые и беспоясные. Вот у них святые
и спрашивают: "Чьи вы дочери?" Отвечают они: "Мы дочери идоловы". "А куда вы пошли?" "А пошли мы людей губить, костей ломать и сыру землю глодать". А святые на них вынимают сабли вострые и ладят сказнить им головы. Они смолились им: "Кузьма и Демьян, и отец Симеон, не казните вы нас. Кто на день эту молитву читает, мы в тот дом не зайдем".
Отныне и по веку, во век, до веку. Окнам молитву, дверям аминь. Жоратку молитву, заслону аминь.

(Говорила старушка, что если человек попадет на след этих дев, то обязательно заболеет, весной эти девы ходят. Анисья Дементьевна рассказала еще такой случай. Ее сын, Иванушка, знал эту молитву от старухи. Как-то он работал на тундре, на лесозаготовках, а там в бараке девушки жили. Барак большой был. Вечером и ночью девушек что-то пугало. Иванушка-то и говорит: "Давайте, девки, я молитву прочитаю". Прочитал он эту молитву, и все пропало.)

ДЕРЕВНЯ РУБЦОВО

Мария Семеновна БАБКИНА

№ 73. От золотухи

Если ребенок заболеет золотухой, то перед его лицом ударяют кремнем о кремень и говорят
три раза: "Я секу". "Что сечешь?" "Летучий огонь засекаю". "Секи лучше, чтоб век не отрыгнуть". Аминь.

 

ДЕРЕВНЯ ОЛЕХОВО
ПЕЧНИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

Печниково - это куст деревень, расположенных рядом и на расстоянии 2 —4 км друг от друга. В деревне Олехово стариков мало, да и те сказок почти не знают. Один старик взялся рассказывать сказки из книги. Свадебный обряд знают хорошо, песни поют охотно, о богатырях знают только из книг или вообще не слышали.

 

Анастасия Степанами ВИШНЯКОВА, 74 лет, малограмотная. В деревне Олехово она одна знает заговоры. О ней не говорят как о знахарке, но считают «памятливой». Заговоры записаны с ее слов и с листков, хранящихся у нее под большим секретом.

 

 

№ 74. Присушка

Встану я не благословясь, пойду не перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота,
пойду не прямо'й дорогой, мышьими тропами да лисьими тропами, выйду на широкую улицу,
встану на восток затылком, на запад лицом. Там живет батюшка Сатана, из глаз искры сыплются, из ноздрей дым столбом. Я ему покорюсь и в правую ножку поклонюсь. И попрошу я батюшку Сатану - послужи-ка ты мне на сем свете, а я отслужу тебе на будущем веке. Сотвори так, чтобы раба божия (имярек) не могла ни жить, ни быть, ни ночи не спать, ни дни
не дневать, ни часу не часовать без раба божьего (имярек). Будьте мои слова крепки, ключ в море, замок в поле. Аминь.

(Говорить три раза.)

№ 75. От змеи

Поди и поди, злая, лихая змея Анна вилокосная, и прикосная, сухотная и ломотная. Поди и не оглядывайся за высокую гору, где солнце не всходит, месяц не светит, роса не ложится, поди
в сырую землю на три сажени печатных, там тебе, злой, лихой змее Анне место пустое до скончания века. Аминь.

 

№ 76. На исцеление

Встану благословясь, пойду перекрестясь. Стану я, раб божий (имярек), помолюсь, благословлюсь, пойду в чистое поле под красное солнышко, под светлый месяц, под частые
звезды, под полетные облака. Стану я, раб божий (имярек), в чистое поле на ровное место, что на том ли на престоле на господнем облаками облачусь, небесами покроюсь, на главу
положу венец - солнышко красное, подпояшусь светлыми зорями, обтычусь светлыми звездами, что вострыми стрелами. Небо, ты, небо, праведное солнце, ты, небо, видишь, ты, небо,
слышишь. Благослови меня, раба божьего (имярек), исцелить и поправить раба божьего (имярек) во веки веков. Аминь.

№ 77. На кровь

Ехал человек стар, конь под ним кар, по пристанем, по дорогам, по притонным местам. Ты
мать-руда жильня, телесная, остановись, назад воротись. Стар человек тебя запирает, на покой
согревает. Как коню его воды не стало, так бы тебя, руда-мать, не бывало. Пух земля, одна семья. Будь по-моему, слово мое крепко. Аминь.

(Безымянным пальцем вокруг раны очерчивать круг, пока кровь не уймется. -А.В.)

 

№ 78. На сон

Пашу это я да приговариваю: "Пашу, пашу с раба божьего (имярек) бессонницу, с белого
лица, с ясных очей. Я напахиваю на раба божьего (имярек) на белое лицо, на ясные очи
крепкого сна денного и ночного, утреннего и вечернего. Падите мои слова ключевые крепче укладу и булату. Ключ в море, замок в поле, печатью Христа во роту. Аминь.

 

№ 79. От болезни

Сохрани, господь, раба божьего (имярек) от любого встречного, поперечного, от лихого человека, помилуй, господи; раба божьего (имярек) от притки, от приткиной матери, от черного человека, от рыжего, от черемного, от эавидливого, уродливого, прикошливого, от серого глаза, от карого глаза, от черного глаза, от синего глаза, как заря. Аблитория исходила и потухала, так бы у раба божьего (имярек) все недуги и порчи вышибала и выбивала. Притка ты притка, притыкина мать, болесть, уроки, укосы, призор, подите от раба божьего (имярек) во темные леса, во сухие дерева, где народ не ходит, и скот не бродит, и птицы не летают, и зверье не рыщет. Соломонида-бабушка христоправушка, Христа мыла, правила, нам окатки оставила. Запираю приговор тридевятые замками, тридевятью ключами. Слово мое крепко. Аминь.

(Наговаривать на еду или на воду.)

№ 80. От болезни

Ангел мой, хранитель мой, спаситель мой, спаси душу мою и скрепи сердце мое. Враг-сатана,
отшатнись от меня, у меня все три листа написанные. Первый лист - сам Исус Христос,
другой лист - Божья матерь, третий лист - Антипа Иантипис - чудотворец, молитвенник Христов. Спаси, рука пречистый замок. Ангела призываю, а беса прочь отзываю. На небе и на
дереве, на широком чистом поле, на земле ходит, на воде топящей, Пресвятая Богородица, спаси меня.
(Этот заговор читается по утрам.)

 

№ 81. Заговор от трясовиц

Господи, благослови, Господи, помоги молитву эту прочесть. Некогда ходящему преподобному
отцу нашему Сисению край моря синего из рясы алу на море бысть три часа дня. Абие возмутисе
море, поколебасе зело, аки гром Страшный и забыдоша из моря 12 жен простоволосых, видением страшных зело, окаянных. Преподобный отец Насисений приступи к нареченным с проклятьем и рече им: "Окаянные проклятицы, заклинаю вас именем Господним и силою крестного, поведайте мне, кто вы есть, откуда грядете и к кому от кого грядете?" Они же, заклятые именем Господним и силою крестного, не могуще двигаться и не ходяще, реша ему: "Мы есть девицы Ирода-царя юже усекну главу Иоанна Предтечи и юже поигра Иродиадница не яблоком на блюде и оттуда посылает нас наш отец Сатана мучить люд христианский. Преподобный отец Насисений, воззри, начинает моление Господу Богу: "Благослови, Господи Исус Христе сыне божия, пошли, Господи, архангела Михаила, архангела Гавриила и архангела Сихаила, помози заклять и прогнать окаянных сил проклятниц". И рече им: "Окаянные проклятницы, поведайте мне, что есть имена ваши и что есть дело ваше?" Они же реша. Первая рече: "Мое имя Лидия, аз вхожу в человека, тот человек дрожит всем телом и его не могут никак согреть". Вторая же рече: "Аз Жегия, аз ложусь в человека, и тот человек не может студеной водой жажды своей утолить". Третья рече: "Глухия, аз ложусь я человеку в главу, и тот человек начинает не слышать". Четвертая рече:
"Ломия, я ломаю человеку кости и ручных и ножных". Пятая: "Мое имя Трясея. Я трясу человека, и того человека не могут нигде согреть". Шестая рече: "Пухлея. Аз ложусь я человеку в
чрево, и тот человек начинает пухнуть, не может нагнуться". Седьмая: "Мое имя Корчия. Я корчу все жилы человека, и тот человек не может поправиться". Восьмая: "Мое имя Хрипуша.
Ложусь я человеку в грудь, и тот человек начинает кашлять коркотою и кровью". Девятая: "Мое имя Гнетия. Я гну человека, и тот человек не может от тяжести встать". Десятая: "Мое имя Голодая (сладкоедка). Ложусь человеку во чрево, и тот не может наесться". Одиннадцатая рече: "Мне имя Желтия,я ложусь человеку в лицо, и у того человека бывает цвет аки
дубровый". Двенадцатая рече: "Мне имя Неневия". Эта всех злее, окаяннее, мучит род христианский.

Абие отверзоша небеса и спадоша с небес архангел Михаил, архангел Гавриил,архангел Сихаил с оружием огненным, крестным знаменем оки блестящими и страшными и реша окаянным проклятницам: "Послал нас Господь Бог заклята и прогнать вас и связоша вас в пруты железные". И биша их по нескольку раз. Преподобный отец Насисений рече им: "Окаянные проклятницы, заклинаю вас именем Господним, идите вы в бездну и преисподнюю и оттуда не приходите и не приближайтесь к тому месту рабу божьему (имярек) ни в какое время, ни в какие часы, ни во дни и ночи, ни в новце месяце, ни на ветхе, ни на перекрое, ни в меновых днях". И они же реша ему: "Еще где мы увидим раба твоего Сисения, архангела Гавриила, архангела Михаила, мы, окаянные, отбежим от того места (имярек) за тысячу верст и назад не оглянемся". И абие погрязоша в море и быв плиние велиа. Святой же ангел начинает молиться и вознесоша на небеса: "Преподобный отец, благослови, Господи, раба божия, от всяких врагов видимых и невидимых, от всякого не видя вражия во веки веков".

(Этот заговор А.С. Вишнякова говорила на память, его читают три раза на воду и этой водой обмывают больного человека.)

№ 82. Присушка

На море на океане лежит бел-горюч камень Алатырь, никем не ведомый. Стану я, раб божий (имярек), благословясь, ключевой водой умоюсь с пестрых листей, с торговых гостей, с
попов, с дьячков, с молодых мужиков, с красных девиц, молодых молодиц. Из-под этого камня Алатыря выпущу я силу для привороту и сажаю эту силу в могучую жилу моей
милой, во все суставы, полусуставы, во все кости, полукости, во все полужилы, в ее очи ясные, в ее щеки румяные, в ее белую грудь, в ее ретивое сердце, в ее утробу, в ее руки и
ноги, чтоб кровь ее кипела и шипела, чтоб она тосковала и горевала и в ночь спокойна не бывала, чтоб ей не жить, не быть ни часу, ни минуты не миновать без раба божьего (имярек), поднялась бы тоска-кручина из морской пучины, поднялось бы горе из-за синих гор, из-за темных лесов, из рабы
божьей, чтоб она тосковала и горевала как мать над дитятей. Запираю приговор тридевятью тремя замками, тридесятью ключами. Слово мое крепко. Аминь.

(Наговаривать на воду или еду, которую дают нужному человеку.)

 

№ 83. От зубов

Пресвятая Богородица сына своего Христа мыла и заговаривала, чтобы не болели зубы, не
щемила кровь горячая. Отныне до веку, век по веку. Аминь.

(Наговаривается на постное масло и смазывают им зубы или на мякиш хлеба, который прикладывают к зубам.)

№ 84. Присушка

В чистом поле, в синем море лежит щука. Как эта щука не может без воды жить, так бы раба
божия (имярек), не могла без раба божьего (имярек) ни жить, ни быть, ни пить, ни есть, ни ночи ночевать, казалась бы она ему краше ясного сокола, пояснее светлого месяца. Аминь.
(Наговаривать на еду.)

 

№ 85. Отсушка

Стану я, раб божий (имярек), не благословись, пойлу не перекрестясь не дверьми, не окнами,
не верхней трубой, не подпольной дырой, выйду я дьявольским ходом, кротовой норой,
пойду я не путем, не дорогою, лесами дремучими, болотами зыбучими. В этих болотах стоит избушка белянка и печь холодянка, на этой печке сидит кошка и собака, спинами
вместе, лицами врозь, дерутся и щипаются, никому в руки не даваются, так бы рабы божий (имярек) дрались и цапались, друг друга бы не любили и не уважали, и не почитали, и едой бы заедали, и питьем бы запивали, крепким сном бы засыпали и вместе никогда бы не живали. Аминь.

(Взять шерсть с кошки и собаки, проверить, закрыта ли труба, и, опустив шерсть в воду, проговорить эти слова три раза. Эту воду дать выпить каждому да молодых людей).

№ 86. Присушка

Встану я, раб божий (имярек) благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот
в ворота, выйду к синему морю, в синем море синий камень, на том камне сидит мать Мария,
пресвятая Сиклетия. Попрошу я мать Марию, пресвятую Сиклетию - присуши ты рабу божию (имярек) к рабу божьему (имярек).

(Наговаривается на хлеб или на воду).

№ 87. От болезни младенца

Стану я благословясь, пойду перекрестясь из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом
поле Латырь-камень, на этом камне сидит Марья-царевна. Попрошу я Марью-царевну:
заговори ты у меня младенца от всяких болезней. Аминь.

(Наговаривать три раза на воду, в воду положить камешек и омыть младенца.)

№ 88. От всех болезней

Заедаю, загрызаю все 12 болезней: головную, глазную, ноеную, ушную, ротную, шейную,
грудную, пуповую, лобовую, паховую, подколенную, пятовую. Аминь.

(Этот заговор А. С. Вишнякова пользовала на новорожденных, которых омывала заговоренной водой.)

ДЕРЕВНЯ ПЕЧНИКОВО

Зоя Петровна ИЛЬИНСКАЯ, 60 лет, грамотная, дочь священника, живет в Каргополе, в Печникове жила 15 лет.

№ 89. От грудницы

От слюны больно сохни, от мертвого тела больно сохни, от синего камня больно сохни,
вперед не вдавайся и наверх не вздымайся.

(Наговаривается на слюну.)

№ 90.От зубов

Как у мертвого зубы не болят, так бы у раба божьего (имярек) зубы не болели во веки веков. Аминь.

(На больной зуб кладут кусочек корня калгана, на который предварительно нашептывают.)

 

 

№ 91. Присушка

Девушки срывают хмель и кладут себе за пазуху, при этом говорят: "Как хмелиночка к тычиночке прививается, так и молодец к красной девушке прислоняется". Аминь.

(Чтобы присушить парня, берут два тополевых листочка, на одном пишут имя девушки, на другом — парня, складывают вместе и зашивают в одежду. —З.И.)

 

ДЕРЕВНЯ КРОМИНО

Акулина Никитична МОРОЗОВА, 73 года, неграмотная. Когда к ней пришли собиратели, она была больна, но старалась припомнить все, что знала. В деревне прежде славилась как хорошая певица. От нее записаны сказки и духовные стихи.

 

№ 92. Отсушка

На синем море синий камень. На том камне сидит черт с чертихой, спинами вместе, а лицами врозь. Как они дерутся, цапаются и в кровь предираются, так бы раб божий (имярек) с рабой божией (имярек) дрался, ругался и в кровь предирался. Аминь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: