Мария Ивановна ДМИТРИЕВА




 

№ 20. На кровь

Кузьма и Демьян, ремесленный бог и бессребреник Христов, пойди ко мне е меньшой сестрой
и пособи (како имя) кровь заговорить и руду остановить, что-от мясо не болело и от кости не
щемило. Отныне и до веку. Аминь.

(Где рана, то место и заговорить, 3 раза плюнуть. — М.Д.)

 

№ 21. От вереда

Как в стены сук не растет, камень не цветет, так бы эта большие росла, не цвела и вперед не шла,
зачернела бы как черный уголь. Как мертвое тело умрет, так и эта боль вся умрет. Отныне до веку, век по веку. Аминь.

(Когда маленький, заговаривать, зацерцивать безымянным пальцем и девять раз в суцок. — М.Д)

 

№ 22. На грыжу ("бабить ребенка")

По рецке по сестры три родимые сестры на трелётке-жеребце. Ёны заедают и загрызают, и заговаривают грыжу пуповую, другую становую, третью проходную, грыжу головную, грыжу
носовую, грыжу ушевую, грыжу ротовую, грыжу грудную и хребетную, и подхребетную, грыжу поповую и подпятную и мошоночную (как парень, а как девушка так п...ную) и все семьдесят одну жилу и семьдесят один сустав и весь целовеций став заедаю, загрызаю и заговариваю всем ртом, всеми железными губами раба божьего (имярек).

(Покусать пупка 3 раза. — М.Д.)

 

№ 23. От родимца ("на родимоцку")

Проклятая своя и окаянная своя, и не тронула бы тебя ни в день, ни в ноць, ни в какую пору,
ни в какой цас, ни в какую минуту.

(Наговорить на воду, на молоцко, водушкой помыть или дать пить. — М.Д.)

 

 

ДЕРЕВНЯ ОКРУГА КЕНОРЕЦКОГО СЕЛЬСОВЕТА

 

Прасковья Александровна КОЛОСОВА, 60 лет, грамотная. Всю жизнь провела в Валове.

— Немного у нас гульбищ было, — рассказывает она, отвечая н вопрос собирателя. — Обряд-то не было ницего. Тако место — заомуток. В том, в цем работаем, и на вецерку идем. Стихи пели, так нездешни люди стары. Я в стихах-то слыхала, да ницего не знаю, как муж жену губил.

Разговор с Прасковьей Александровной был очень кратким: она спешила на работу. На все вопросы отвечала охотно. Заговоры рассказала, как только спросили об этом.

 

№ 24. От золотухи

Встану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, колю и
закаливаю, чтоб не щемило, не болело. Нитоцка шелковая, иголоцка булатная. Аминь.
(В ухо дуешь, да иголкой цертишь кругом. 3 раза дунешь в ухо. — П. К.)

№25. На кровь

Выйду в цисто поле из дверей в двери, из ворот в ворота. В цистом поле синее море. В синем
море церный камень. На этом каменю сидит девица и зашивает кровавые раны: мясо с
мясом, кожу с кожей. Аминь.

(Заговаривать рану.)

 

№ 26. На утин («спины засекать»).

(Положить на порог больного, спину сечь топором через веник)

Секу, засекаю утин, чтобы век не болел.

А кто лежит – говорит: «Секи его пуще».

(А потом топор в сучок на мосту ткнешь 3 раза, 3 раза проговоришь и сходишь. – П.К.)

 

 

ДЕРЕВНЯ АФАНОСОВО

 

Пелагея Трифоновна КУХТИНА, 44лет, неграмотная. Когда мы пришли к Пелагее Трифоновне, она сначала смотрела на нас очень подозрительно, только на третий раз стала улыбаться и охотно рассказывать и петь. Мы спросили ее про богатырей, она тут же рассказала нам про Ставра, назвав его "сказкой", и добавила, что про богатырей все в книжках написано. Она спела нам кадрильные песни.

 

№27. На чирей

Как этот сук сохне и чахне, так у раба божьего сохне и чахне чирей.

(Сук найдут такой, что бывает в колоде, в стене. И вот этим пальцем - показала безымянный палец правой руки - обвести этот сук по солнышку и сказать. Потом плюнуть на сук и этим же пальцем на чирей. Так 3 раза сделать и проговорить. Так ведь и засохне чирей. - П. К.)

Прасковья Федоровна ХАРИНА, 55 лет, малограмотная.

 

№ 28. На грыжу

Встану я (имярек) благословясь, пойду перекрестясь. Из ворот и ворота, из дверей в двери.
Выйду в чистое воле. В чистом пиле стоит престол. На атом престоле сидит Пресвятая Богородица. Моет, парит святоистинного Христа. Заедает и загрызает, и заговаривает 71 грыжу младеню. Грыжу паховую, потовую, и ножную, и ручную, и зубную, и пошетну, и все по
суставам, чтобы не болело, не тоснуло у раба божия младеня (имярек). Аминь.

(Над ребеночком говори, да зубами пуп загрызи. — П.Х.)

№ 29. На рождение

Стану благословясь, пойду перекрестясь. Из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в
чистое поле, пойду далеким далеко к Окиян-морю. В Окиян-море бел Латырь камень. На
этом камне нет ни крови, ни ольхи, ни опухоли. Так бы и у моего младеня (имярек) не болело, не тоснуло ни в жилье, ни в суставах, ни в костях, ни в мозгах, ни в буйной голове, ни в
горячей крови. Аминь.

(Три раза проговорить над младенцем как только он родится. Тот, кто
принимает, тот и скажет. —П.Х.)

 

№ 30. От рыкуши

Царь морской, царица морская, дайте вы водицы ребеночку умыться. Денная бессонница,
ночная бессонница, водушкой заливайся, чайком заедайся, от раба божьего младеня
(имярек) прочь убирайся на пустое место, на высокие горы.

(Зачерпнуть против воды три раза. Лицо помыть три раза, а за водой на зори ходят. — П.Х.)

 

№ 31.От чирея

От угля плод не живет, от камня трава не растет. В мертвом теле душа не живет. Аминь.
(Три раза обвести углем вокруг чирея.)

ДЕРЕВНЯ ВАЛОВО

Оксана Петровна РЫЖОВА, 60 лет, малограмотная. В последний день нашего пребывания в деревне Валово мы пошли к Оксане Петровне. Она уже достаточно наслышалась о цели нашего приезда, а потому без лишних слов заявила: «Песен, стихов я не знаю, но слышала, вы словами интересуетесь». Мы были обрадованы и удивлены, ибо заговоры обычно сообщаются весьма неохотно, после долгих просьб и уверений с нашей стороны, что никому об этом не будет
сказано.

У Оксаны Петровны много скотины, а посему в заговоры она крепко верит. Все же попросила никому не говорить, что она дала нам "знати".

 

№ 32. От ушной боли

Встану я благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит дуб. Через этот дуб летит черный ворон, в устах несет ниточку шелковую, иголочку булатну. У раба божьего (имярек) заговаривает щимету и ломоту.
(Читать три раза.)

 

№ 33. На кровь

Встану я благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит синий камень. На этом камне сидит девица, шьё и вышивае всякими шелками, у раба божьего (имярек) кровь заговаривает. Ключ и замок на эти слова. Аминь.

(Читать три раза.)

 

№ 34. На рождение ребенка

Сама мати носила, сама приносила, сама бабила, сама ладила своего дитя. Заговаривала все 12 жил: носовую, ушную, глазовую, поповую, чешовую, пятовую, брюшиину, спинную, ручную, позвоночную, паховую, ноготную.

 

ДЕРЕВНЯ РУЧЬЕВО

 

Анна Ивановна ЕЛИСЕЕВА, 84 года, неграмотная. Анна Ивановна родилась в Ручьеве, здесь же вышла замуж. Стихи переняла от матери, от старух, от нищих, что заходили в деревню. Хотя Анна Ивановна неграмотна, но обладает великолепной памятью, а также хорошо чувствует размер стихов. Она знает много сказок, которые слышала от дочери (читала их ей).

 

Заговоры дала нам без отговорок, за что нужно поблагодарить ее внучку, которая имела на бабушку большое влияние и подготовила ее к нашему приходу.

 

№ 35. На чирей.

Безымянному пальцу имени нет, у Алексея – раба божьего на белом теле чиреду-вереду места нет ни чиреям, ни вередам, никаким болям места нет. Аминь.

(Читать три раза, водить правой рукой по лицу).

№ 36. Утин засекать.

Утин засекает первый или последний ребенок в семье. Болящий ложится на порог спиной вверх. Засекающий замахивается топором:

- Что делаешь?

- Утин секу.

- Секи-то ладом, чтоб не болел он веком. Аминь.

(Говорить три раза).

 

№ 37. От грыжи.

Сама мать (имярек) родила, сама приносила, сама грыжу загрызала, закусывала, заговаривала, уговаривала черну грыжу, белу грыжу, красну грыжу, зелену грыжу, желту грыжу, спину грыжу, пуповую грыжу, паховую грыжу, маховую грыжу, все семьдесят единый сустав. Из грыжи в грыжу, из жилы в жилу, из сустава в сустав – весь член человеческий. Утреннюю грыжу, полуденную грыжу, вечернюю грыжу, полуночную грыжу, кричуху грыжу, золотуху грыжу, испуг грыжу, зубную грыжу, глазную грыжу, все семьдесят единую грыжу, все семьдесят единый сустав. Родимну грыжу. Не ты, грыжа, грызи, а я грыжу грызу медными щеками, железными зубами. Век по веку, отныне и до веку. Аминь.

(Читать на грудное молоко или на воду, водой окатить маленького).

 

№ 38. На кровь.

Собака шла, старуха вела. Собака встала - кровь перестала. Аминь.

 

№ 39. На удар.

Стану благословясь, пойду перекрестясь, отцом прощен, матерью благословлен, из избы дверьми, из дверьми воротами. Выйду в чистое поле в восточную сторону. У той восточной стороны Окиян-море. У Окияна-моря лежит белый камень Латырь. На этом белом камне Латыре лежит мертвое белое тело. На этом на белом теле не было ни крови, ни ольхи, ни опухоли. Не болело бы тело, не скомнули бы кости, так бы у раба божьего (имярек) не было бы на его белом теле ни крови, ни ольхи, ни опухоли. Ни в какое время, ни в какую пору, ни в какую зорю, ни в утреннюю, ни в вечернюю – от нынешнего числа до смертного часа. Аминь.

(Читать три раза).

 

ДЕРЕВНЯ ЛЕШИНО

 

Анна Елисеевна РАЙМУЕВА, 62 года, грамотная. Анна Елисеевна была первым человеком, к которому мы зашли в деревне Лешино. Начало было довольно удачным. Нашу просьбу Анна Елисеевна восприняла как нечто само собой разумеющееся. Она сказала нам, что вечером придет к вам в гости и споет что-нибудь. Вечером у нашей хозяйки Ольги Николаевны Марковой собрался
целый хор. Пели песни: "Сидел в Питере Ванюшка в трактире" и другие.

 

На следующий день мы снова зашли к Анне Елисеевне. Надо сказать, что мы были ее
гостями много раз и всякий раз уходили с новыми записями. Все вещи, которые исполняла Анна Елисеевна, тесно связаны с событиями ее жизни. Она спела нам причет по сыну, который утонул на пароходе в 1958 г. Вместе с двумя оставшимися сыновьями и дочерью Анна Елисеевна ездила хоронить его. Память об этом несчастье еще была свежа. Поэтому с необычайно искренним и сильным чувством исполнила она нам причет.

 

Вспоминая о своей молодости, Анна Елисеевна пела свадебные песни, причеты, обряды. Нужно сказать, что в ее исполнении все это выглядело театрализованно: она не только пела, но одновременно изображала то, о чем пела. Удивительно, что прожив очень трудную жизнь, Анна Елисеевна сохранила в душе своей молодость. Первым серьезным ударом в ее жизни была смерть мужа — погиб на войне. Известие о смерти пришло в тот момент, когда она
родила последнего сына. Известие это дорого обошлось для нее — перестала
двигаться правая рука. Затем новый удар - смерть сына... Глядя, как она ловко работает косой и граблями, причем одной, левой рукой, трудно поверить, что перед тобой человек, которому пошел седьмой десяток. Да и во всем ее облике, ее поведении, чувствовалась какая-то энергия, свойственная человеку в молодости, и оптимизм, который вообще присущ большинству простых людей на Севере, но который особенно заметен в таких людях: уж если человек выжил,
то он начинает любить жизнь особенно сильно. У Анны Елисеевны прекрасный голос и прекрасная манера исполнения. В своей деревне и далеко за ее пределами она славится как прекрасная певица и рассказчица. Уже в пожилом возрасте она ездила с хором в Архангельск и получила премию за исполнение частушек. О широте ее диапазона говорит исполнение таких далеких друг от друга вещей как заговоры, с одной стороны, и фельетоны из газеты "Правда" — с
другой. Анна Елисеевна была, пожалуй, одной из самых колоритных фигур исполнителей. Родилась она в деревне Канэа-Наволок на Водлозере. В девятнадцать лет приехала в Лешино, живет с дочерью, которая работает библиотекарем, зятем и внучкой.

 

№ 40. От рыкуши

(Отсчитать от стены девятую половицу, на нее порожить ребенка. Собрать в решето чашки, ложки, поварешки, ножи. Льют воду через решето на ребенка.)

Речка-матушка, текешь и маешься, бежишь-стараешься. День и ночь, сутки прочь. Омываешь
пенье, кореньё, лихое деревьё, желты песочки, серы камешки, ракитовы кусточки. Так же и с моего раба божьего младенца (имярек) смой ночное бессонье, денное беспокойство.

(Воду для ребенка нужно, взять таким же путем, как и в случае болезни скотины и пр. Сходить на речку, обратиться к заре и к речке.)

№ 41. От рыкуши

Немного приоткрыть дверь, приоткрыть у печки трубу. Мать с ребенком стоит у печки. Елисеевна спрашивает: "Крещеные, спите?" Мать: "Спим". Елисеевна: "Все спят. Кошки спят по печурочкам, собачки спят по мешуточкам, больши люди спят и малёньки спят, только за нас один раб божий, младенец (имярек) не спит, все плачет, да кричит. Надо спать рабу божьему младенцу (имярек) по дням, по часам, по утрам, по вечерам, по темным ночам. Пода прочь от раба божьего
(имярек) рык дневной, воп ночной, в трубу дымом, во дверь рыком. Аминь".

(Ребенка обдают водой и кладут спать.)

 

№ 42. От ячменя

Сложить безымянный и большой палец, приложить к губам и сказать 3 раза: "Пёсий сосок-
вот тебе комок". Водить вокруг глаза сложенными пальцами три раза и повторять то же
самое три раза. Ткнуть три раза пальцами в ячмень и повторить то же три раза.

 

 

№ 43. От ячменя

Потереть глаз кусочком хлеба; Затем бросить его собаке, говоря: "На куска, не давай соска".
Если делает женщина, то нужно бросить суке, если мужчина - кобелю.

№ 44. От прыща, чирея

Безымянным пальцем потыкать в сучок в лавке или на стене (или пошептать на безымянный палец) и сказать три раза: "Как бы в стене сук не растё, камень не цвете, так бы раба божия (имярек) прыщ (верет, чирей) не цвел, не рос, поцернел бы прыщ (верет, чирей) в черный уголь".

Затем обводить вокруг чирея и говорить то же самое. Потом потрогать чирей, говоря: "Иссохни, иссохни, боле в век не воскресни". Со словами: "Во имя отца аминь, сына аминь, святого духа аминь" перекрестить чирей.

Весь заговор повторять три раза.

 

ДЕРЕВНЯ ДЯДЬКИНО

(ВАЛОВО)

Александра Дмитриевна БЕЛКИНА, 75 лет, неграмотная. К Александре Дмитриевне Белкиной мы пришли под вечер накануне отъезда. Она быстро уложила внучат спать, и мы сидели в избе одни, не зажигая света. Для начала она спела позднюю историческую песню "Полно-ка, полно", а затем довольно известную "Запил Ванюша, с горя загулял". Александра Дмитриевна умеет
лечить людей заговорами, и не только лечить, а и ворожить. Всему этому ее научил прохожий старичок. Он передал ей свою силу с тем, чтобы самому уже не пользоваться ею, и она должна передать ее с тем же условием более молодому человеку. Александра Дмитриевна — единственная женщина из всех встреченных нами знахарок, дорожащая словами "знатей". Она твердо верит, что если она скажет кому-нибудь слова заговора, то сама уже не сможет им
пользоваться. Поэтому, сколько ее ни просили, она не сказала ни одного заговора до конца: "Если сказать слова, значит надо все тебе передавать, а я еще и сама не такая уж старая". Похвасталась, что вылечила ребенка от родимца в соседней деревне. Интересно, что, сберегая слова, Александра Дмитриевна рассказывала о магии некоторых заговоров.

 

 

№ 45. От рыкуши

Медную денежку в теплом кипяченом молоке помочить, потом полить пупок этим молоком,
попоить младенца и привязать марлей к пупку.

№ 46. От родимца

Рвут рубашку младенца и закапывают ее под полом на том месте, где стоит кроватка.

 

№ 47. От грыжи

У раба божьего (имярек) заедаю, заговариваю все 12 грыж: паховую, ушную, зубную, сердцевую, пуповую, ногтовую. Все 12 жил заедаю, заговариваю раба божьего (имярек).

(Покрыть младенца чистым полотенцем или тряпочкой. Проговорить 3 раза.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: