Церковное законодательство




 

Понятие «церковь» ведет происхождение от двух греческих слов, которые указывают на обе эти - Божественную и человеческую - стороны в природе. Источниками данного законодательства служили: Божественное право, каноны, статуарное право, обычай, священные писания и многие др. К Божественному праву относились - Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди - главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя. Следующим источником выступают Каноны- в состав канонического свода входят Правила Святых Апостолов, каноны 6 Вселенских и 10 Поместных Соборов и правила. Включение в Канонический корпус правил Вселенских Соборов не нуждается в пояснении. Эти Соборы - орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Вселенские Соборы, по учению Церкви, непогрешимы. Их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости Церкви.

Статуарное право-церковное законодательство и в древности не исчерпывалось канонами; его развитие не прекратилось и после того, как сложился основной Канонический корпус. Но законодательные акты, изданные высшей властью поместных Церквей или епархиальными архиереями, не имеют уже общецерковного авторитета. Применение их ограничено границами епархий или автокефальных Церквей. И один из главных источников выступают обычаи, к ним относились тертуллиан, известный не только как богослов, но и как юрист, чьи мнения вошли в «Дигесты». В случае пробела в законодательстве суд может руководствоваться прецедентами, т.е. приговорами, вынесенными по рассматривавшимся ранее аналогичным делам. Мсточники русского церковного права были - «Кормчей Книги», постановления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, «Уставы» св. Владимира и князя Ярослава Мудрого.

Церковь имела право, обладая своими законами, проводить суды. Совершать суд над верующими - есть одна из существенных функций церковной власти, основанной на божественном праве. Суд Церкви бывает двояким - Есть суд чисто духовный, нравственный, происходящий при таинстве покаяния, когда христианин или получает отпущение своих грехов, или же остается без него, причем и тот и другой приговор может сопровождаться духовными наказаниями. - Есть суд церковно-общественный, явный, рассматривающий открытые действия, обличаемые поступки члена Церкви, - суд, облеченный в определенные формы и принимающий, кроме духовных, и внешние меры против правонарушений. Большая часть преступлений, не только против нравственных законов, но и против веры или Церкви, преследуется также и светским судом государства, то деятельность церковного суда, по отношению к таким преступлениям, ограничивается тем, что церковная власть налагает на виновных, после приговора светского суда, соответствующие церковные наказания, в дополнение к уголовным наказаниям, и, кроме того, передает светскому суду преследуемые государством преступления, которые открываются при производстве дел в духовном, а иногда и в светском ведомстве.

Брак по Церковному праву в Кормчей книге: «супружество или законного брака тайна от Христа Бога установлена есть, во умножение рода человеческого, и в воспитание чад к славе Божией, в неразрешимый соуз любве и дружества, и в взаимную помощь, и во еже отгребатися греха любодеяния» (гл. 50). По русским законам, браки лиц христианских исповеданий должны быть совершены духовенством той Церкви, к которой принадлежат вступающие в супружество; только тогда браки считаются законными. Семейное право в XV-XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: для мужчин - 15 лет, а для женщин 12 лет. Домострой и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детямнаследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог - «вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела вековым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого. После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу. В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

 


Вывод

 

В данной работе нами рассмотрены законодательные акты Московского государства XV-XVII вв., к которым относятся Судебники 1497 и 1550 г., Соборное Уложение 1649 г. и Церковное законодательство. Мы изучили содержание Судебников, а так же работы многих ученых поданному вопросу. Теперь сделаем вывод по ним. Судебники представляют нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы уголовные, гражданские, процессуальные. Эти Судебники были приняты для более точной систематизации законов на тот период. Судебники дали огромный толчок в развитии права в Московском государстве, что породило дальнейшее развитие права и принятия новых нормативно-правовых актов.

Следующим законодательным актом выступает Соборное Уложение 1649 г. Принятие Соборного Уложения было одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича. Этот грандиозный для 17 века свод законов долгое время играл роль Всероссийского правового кодекса. Попытки принять новое Уложение делались при Петре Первом и Екатерине Второй, но оба раза безуспешно. Уложение, закрепив основные черты политического строя и права России, оказалось достаточно стабильным на протяжении 200 лет, несмотря на все реформы 18 века. Не случайно оно открыло собою в 1830 году полное собрание законов Российской империи и в большей степени было использовано при составлении 15 тома Свода законов и Уголовного кодекса 1845 года. Использование норм Соборного Уложения во второй половине 18 века и первой половине 19 века, в период развития капитализма и разложения феодальных отношений означало, что консервативные режимы этого времени искали в Уложении опору для укрепления самодержавного строя. И хотя в техническом отношении, как памятник кодификации, Соборное Уложение не перегнало старых судебников, то как памятник законодательству, Уложение сделало значительный шаг вперед сравнительно с ними: Уложение гораздо шире Судебников захватывает область законодательства, оно пытается проникнуть в состав общества, определить положение и взаимные отношения его классов, говорит о служилых людях и служилом землевладении, о крестьянах, о посадских людях, холопах, стрельцах и казаках, но главное внимание обращено на дворянство, как на господствующий военно-служилый и землевладельческий класс: почти половина всех статей Уложения прямо или косвенно касается его интересов и отношений.

Что касается Церковного законодательство, на тот период оно в большей степени регулировало лишь семейно-брачные отношения. Что в дальнейшем стали закрепляться в следующих законодательных актов.

Если дать полный отчет эти законодательным актам, они успешно выполнили свое назначение и дали мощный толчок для дальнейшего развития права Московского государства.

 


Список Литературы

1. Ананьева Н.Г. Происхождение и источники права Судебника 1550 г. Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2012. №2 (9)

2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб.; Киев, 1909

. Додонова М.И Документирование деятельности приказов и судебной практики в учреждениях Московского государства XVII в. Журнал-Делопроизводство 2013 г.

. Герберштейн С. Записки о Московии / С латинского базельского издания 1556 г. перевел И. Анонимов. СПб., 1886

5. Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. - М.: Юрид.лит., 2000.

. Исаев И.А. История государства и права России - М.: Юристъ, 2004. - 797 с.

7. Исаев И.А История государства и права России. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв.

. Певцов В.Г Лекция по церковному праву 1846 г.

9. Поляк А.Г. Судебник 1550 года. / А.Г. Поляк. - Комментарии в кн.: Памятники русского права, выпуск четвертый / Под. ред. Л.В. Черепнина. М.: Гос. изд-во юридической лит., 1956.

. Поляк А.Г. Судебник 1497 года. / А.Г. Поляк. - Комментарии в кн.:

. Сырых В.М История государства и права России. В 2-х т. Т. 2.: Учебник; Под общ. ред. В.М. Сырых; ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия». - М., 2014.

12. Смирнов И.И. Судебник 1550 г. / И.И. Смирнов // Исторические записки. - 1947. - Т. 24 - С

13. Томсинов В. А Журнал «Законодательство», 1998, №2. - С. 79 [Электронный ресурс]. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - Гарант. Режим доступа: https://edu.garant.ru/books/history/411564/

14. Томсинов В.А. Соборное уложение 1649 года как памятник русской юриспруденции // Соборное уложение 1649 года: Законодательство царя Алексея Михайловича / Составитель, автор предисловия и вступительных статей В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2011. - С. 1-51. - (Русское юридическое наследие).

15. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. - М., 1990

16. Цыпин В.А. Церковное право. - М., 1996

17. Юшков С.В. Судебник 1497 г. // С.В. Юшков. - М.: Юрид. лит., 1989. - (серия «Труды выдающихся юристов»).

. Яковленко А.Е СУДЕБНИК ИВАНА ГРОЗНОГО И СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА - https://sibac.info/16416,E-mail: Yakovlenko_nastya@mail.ru

19. Ярушевич Н.М Церковный суд в России до создания Соборного Уложения СПб.: Нева-Визит, 2003. - 256 с. 3 000 экз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: