Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Контрольная работа по МСС РГСХА |
Правильно выбранные посадки подшипника, в корпус и на вал во многом предопределяют его надежность и долговечность.
При выборе посадок (полей допусков на вал и отверстие в корпусе) подшипника необходимо учитывать характер нагружения колец. Для кольца, испытывающего местное нагружение, рекомендуется посадка с небольшим зазором, а для кольца, испытывающего циркулярное нагружение – посадка с небольшим натягом.
Задание 3. Исходя из следующих условий рассчитайте и подберите посадку для соединения с подшипником качения:
Подшипник № 207; класс точности 0; R= 11 кН; нагружение колец: в.к. – циркуляционное,н.к. – местное; условие и режим работы подшипника: нагрузка с ударами и вибрацией, перегрузка 300%.
3.1. По ГОСТ 3325-85 или приложения 15 – 17 определяем основные параметры и предельные отклонения средних диаметров колец заданного подшипника:
- подшипник № 207 – шариковый радиальный, лёгкой серии;
- внутренний диаметр d = 35 мм;
- наружный диаметр D = 72 мм;
- ширина В = 17 мм;
- радиус закругления фаски r = 2,0 мм;
- допустимое отклонение диаметра отверстия внутреннего кольца:
верхнее
нижнее
-
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Контрольная работа по МСС РГСХА |
|
верхнее
нижнее
3.2. Найдём интенсивность нагружения:
(кН/м),
где - радиальная реакция опоры на подшипник ();
- рабочая ширина посадочного места:
;
- динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (в нашем случае перегрузка 300%, );
- коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале );
– коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами в двухрядных подшипниках (для радиальных и радиально-упорных однорядных подшипников )
(кН/м),
3.3. По полученной интенсивности нагружения выбираем согласно приложения 18, поле допуска для отверстия корпуса, сопрягаемого с верхним кольцом, испытывающим циркулярное нагружение.
для отверстия корпуса: Р7;
отверстие:
3.4. Выбираем согласно приложения 19 поле допуска вала, сопрягаемого с местно нагруженным нижним кольцом.
Для вала h5, h6.
Выбираем для вала – h6.
вал: 35h6-0,016
dmax = dH + es = 35 + 0,000 = 35,000 мм
dmin = dH + ei = 35 + (–0,016) = 34,984 мм
Td = dmax – dmin = 35,000 – 34,984 = 0,016 мм = 16 мкм
3.5. Определяем предельные натяги (зазоры) в выбранных посадках и строим схемы расположения полей допусков (рис.8)
Smax = Dmax – dmin = ESвк – ei = 0,000 – (–0,016) = 0,016 мм = 16 мкм
Nmax= dmax – Dmin = esнк – EI = 0,000 – (–0,051) = 0,051 мм = 51 мкм
Рис. 8 Схемы расположения полей допусков соединений с подшипником качения.
3.6. Подбираем шероховатости посадочных поверхностей деталей ( приложение 20) и определяем допускаемые отклонения формы и расположения посадочных поверхностей вала и корпуса (допуск цилиндричности не должен превышать под подшипники классов точности Р0 и Р6 четверти допуска; допуск биения опорных торцов заплечиков валов и отверстий корпусов под подшипники выбирается из приложения 21.
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Контрольная работа по МСС РГСХА |
- шероховатость торцов заплечиков вала и отверстия корпуса Rа = 2,5 мкм
- биение заплечиков вала под подшипник качения 20 мкм
- биение заплечиков отверстия корпуса под подшипник качения 40 мкм
3.7. Вычертим эскизы подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипником, с нанесением всех необходимых обозначений (рис.9).
Рис. 9 Эскизы подшипникового узла и сопрягаемых с подшипником деталей.