Содержание дисциплины по разделам
4.1 Психофизиология как наука.
4.2 Психофизиология профессиональной деятельности.
4.3 Психофизиология работоспособности и адаптации к условиям деятельности.
4.4 Психофизиология индивидуальных различий
5. Содержание дисциплины по видам учебных занятий:
Содержание лекций
Номер раздела | Содержание лекций | Часы |
Лекция 1. Психофизиология как научная отрасль. | ||
Лекция 2. Методы психофизиологии. | ||
Лекция 3. Психофизиология профессиональной деятельности. | ||
Лекция 4. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Лекция 5. Профессиограмма. Методы ее построения. | ||
Лекция 6. Психофизиологические компоненты работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Лекция 7. Системная психофизиология. Теория функциональных систем. Системогенез. | ||
Лекция 8. Психофизиология индивидуальных различий. Концепция свойств нервной системы. Лекция 9. Психофизиология отдельных видов деятельности. | ||
Итого |
Содержание практических занятий.
Номер раздела | Содержание практических занятий | Часы |
Семинар1. Психофизиология как научная отрасль. | ||
Семинар2. Методы психофизиологии. | ||
Семинар3. Психофизиология профессиональной деятельности. | ||
Семинар4. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Семинар5. Профессиограмма. Построение профессиограммы отдельной специальности. | ||
Семинар 6. Психофизиологические компоненты работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Семинар7. Системная психофизиология. Теория функциональных систем. Системогенез. | ||
Семинар 8. Психофизиология индивидуальных различий. Исследование свойств нервной системы. Семинар 9. Построение оптимального режима труда и отдыха в отдельных видах деятельности. | ||
Итого |
|
5.3 Лабораторный практикум – учебным планом не предусмотрен
Самостоятельная работа студентов
Темы курсовых работ
1. Методы психофизиологического исследования. (Необходимо составить программу психофизиологического исследования для вашего предприятия).
2. Понятие «функциональное состояние», подходы к этому понятию. (Исследуйте примеры непосредственной связи функционального состояния профессионала, работающего на конкретном рабочем месте (педагога, врача, офисного служащего или другого хорошо знакомого Вам специалиста), и неоптимальной организации его труда).
3. Оптимальные режимы труда и отдыха. (Проанализируйте понятие «оптимальный режим труда и отдыха». На основе анализа режима труда и отдыха на вашем предприятии, разработайте вариант оптимизации данного режима для вашего предприятия).
4. Эргономический анализ рабочего места специалиста. (Проведите эргономический анализ вашего рабочего места с точки зрения соответствия его психофизиологическим критериям).
5. Факторы, играющие ведущую роль в развитии утомления у специалиста. (Проанализируйте, какие факторы в структуре вашей трудовой деятельности играют ведущую роль в развитии утомления).
6. Анализ состояния утомления у профессионала. (Дайте краткую характеристику обычно переживаемых Вами проявлений утомления в конце обычного рабочего дня по признаком физического истощения, нарушений в протекании когнитивных функций, типичной субъективной симптоматики и нарушений показателей поведения/успешности поведения. Постарайтесь определить, относятся ли они к проявлениям только острого утомления или включают признаки хронического утомления).
|
7. Профессиограмма должности. (Составьте профессиограмму любой должностной позиции на вашем предприятии).
8. Методы оптимизации эмоционального состояния. (Опишите методы оптимизации эмоционального состояния, применимые к работающему человеку).
5.4.2.Самостоятельная проработка отдельных разделов лекционного курса:
1. Клинические исследования в психофизиологии
2. Инструментальные исследования в психофизиологии.
3. Психофизиология утомления.
4. Психофизиология формирования рабочего навыка.
5. Психофизиология любви.
6. Психофизиология отрицательных эмоций.
7. Психофизиология отклоняющегося поведения.
5.5 Контрольные вопросы по дисциплине:
1. Психофизиология как область знания.
2. Методы психофизиологических исследований (общая характеристика).
3. Методы изучения работы головного мозга (энцефалограмма, магнитоэнцефалография, вызванные потенциалы, ТКЭАМ, компьютерная томография, ЯМР-томография, ПЭТ- томография)
4. Методы изучения других физиологических показателей (регистрация ответов нейронов, КГР, ЭКГ, плетизмография, электромиография, пневмография, пупиллометрия, электроокулография).
5. Полиграф.
6. Психофизиология профессиональной деятельности, ее цели и задачи.
|
7. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
8. Профессиональная пригодность.
9. Профессиональный отбор. Профессиональный подбор.
10. Профессиограмма, ее компоненты. Методы построения профессиограммы.
11. Подходы к понятию «функциональное состояние»
12. Основные вида мышечной работы и рабочая поза человека.
13. Рабочее место как фактор, влияющий на функциональное состояние работающего человека.
14. Напряженность, как функциональное состояние.
15. Утомление
16. Психофизиологические компоненты работоспособности.
17. Динамика работоспособности и характеристика ее стадий.
18. Биологическая обратная связь.
19. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени.
20. Темп и ритм работы.
21. Малоподвижность и монотонность.
22.Анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок.
23. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
24. Влияние эмоции на деятельность человека.
25. Стресс.
26. Профессиональная адаптация.
27. Психофизиологический анализ трудовых операций.
28. Физиологический механизм неблагоприятного влияния санитарно-
гигиенических факторов на работоспособность,
29. Оптимизация режимов труда и отдыха.
30. Классификация тяжести труда и ее факторы.
Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ
6.1 Технические средства обучения
Обучающие видеофильмы