Применение информационных технологий при подготовке выпускной квалификационной работы в условиях дистанционного образования.




Современный динамично-развивающийся мир с активным развитием информационных технологий бросает вызов системе образования, которая вынуждена адаптироваться в новых условиях. В связи с этим в последнее время активно развиваются инновационные образовательные модели, среди которых наиболее востребованным является дистанционная модель образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет дистанционное обучение как учебный процесс, проходящий при использовании специальных дистанционных образовательных программ и технических средств. Отличительная черта такого обучения – опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога. Следовательно, дистанционное обучение подразумевает осуществление учебного процесса в домашних условиях посредством коммуникационных сетей и программного обеспечения.

ФГОС СПО определяет дистанционное обучение как взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Основным преимуществом дистанционной модели образования является возможность ведения образовательного процесса в тех случаях, когда сделать это в традиционной форме не представляется возможным. В тоже время при дистанционном формате образования необходимо, чтобы соблюдались все этапы образовательного процесса при минимальном контакте преподавателя с обучающимся. Еще лет 15 тому назад осуществить такой контакт было весьма затруднительно, но с широким распространением высокоскоростного Интернета эти возможности значительно расширились. К таким возможностям относятся:

- проведение занятий в режиме видеоконференции,

- пересылка файлы больших объемов и различных форматов,

- использование электронных библиотечных систем,

- использование цифровых образовательных платформ,

- использование групповых чатов в различных программах, в том числе и на мобильных устройствах (смартфон или планшет).

В марте 2020 года в связи со сложной эпидемиологической обстановкой образовательные учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат образования. В дистанционный формат необходимо было перевести все этапы учебного процесса, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). В данной статье представлен практический опыт работы по руководству дипломным проектированием по специальности 23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

В процессе подготовки дипломного проекта обучающимися в дистанционном были выявлены следующие трудности:

- недостаточная оснащенность обучающихся компьютерной техникой,

- низкий уровень самоорганизации обучающихся,

- отсутствие опыта работы в дистанционном режиме.

Для успешной реализации процесса подготовки дипломных проектов обучающимися необходимо обеспечить следующие условия:

1. установить каналы связи с обучающимися для обмена информацией,

2. обеспечить обучающихся необходимой учебно- методической документацией и справочными материалами для выполнения дипломного проекта,

3. проводить консультации с обучающимися по вопросам выполнения разделов выпускной квалификационной работы,

4. контролировать выполнение всех этапов дипломного проекта.

В качестве каналов связи необходимо найти площадку, удобную не только для преподавателя, но, в первую очередь, для обучающихся. Наиболее удобными в этом отношении оказались для использования групповые чаты в приложениях WhatsApp, Viber, а так же социальная сеть «В контакте».

 

Рис.1 Групповой чат в социальной сети «В контакте».

Выбор в пользу группового чата в социальной сети «В контакте» был сделан, потому что она наиболее распространена среди обучающихся, в ней можно пересылать файлы различных форматов, а также, ее можно использовать на мобильном устройстве (смартфоны или планшеты).

Для самостоятельного выполнения дипломного проекта обучающиеся были обеспечены учебно - методическими пособиями и справочной литературой путем использования электронной библиотечной системы, например, https://www.book.ru/.

В процессе руководства дипломным проектированием был использован сайт учебного заведения для обеспечения обучающихся необходимыми методическими пособиями и справочным материалом. На сайте техникума были размещены такие материалы как: тематика дипломного проектирования, график выполнения разделов дипломного проекта, график проведения индивидуальных и групповых консультаций, объявления и информация для обучающихся, информация о сроках проведения государственной итоговой аттестации выпускников, а так же учебно - методические пособия по выполнению дипломного проекта и справочный материал.

Для эффективной работы над выполнением выпускной квалификационной работы для обучающихся проводились групповые и индивидуальные групповые консультации в дистанционном режиме. Для проведения консультаций использовалась программа для проведения видеоконференций Zoom. Для эффективного руководства дипломным проектированием был подготовлен график проведения консультаций, который корректировался в процессе выполнения обучающимися выпускной квалификационной работы.

Для психологической подготовки обучающихся к защите дипломного проекта была проведена предварительную защиту ВКР в онлайн режиме при помощи видеоконференции в программе Zoom. В ходе предварительной защиты дипломных проектов были отработаны процессуальные вопросы государственной итоговой аттестации выпускников.

 

Библиографический список:

  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.

 

  1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: