Часть I. Введение в экономическую теорию.




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

.

Часть 1. Введение в экономическую теорию.

 

Часть 2. Микроэкономика.

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

1999 год

 

Часть I. Введение в экономическую теорию.

 

Тесты.

I. Укажите на правильный ответ.Обоснуйте его.

1.Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

Экономическая теория изучает:

а) деятельность, связанную с производством и обменом товарами;

б) экономические параметры, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.п.)

в) как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных материальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей людей;

г) денежное обращение, кредит и банковскую систему;

 

 

4. Какое из приводимых ниже утверждений относится к нормативной, а не к позитивной экономике?

а) установление фиксированных цен на товары и услуги несовместимо с законами рыночной экономики;

б) в периоды засухи цены на зерно растут;

в) рост производительности труда приводит к снижению средних издержек производства продукта;

г) сельскохозяйственные предприятия не следует субсидировать.

 

5. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это одно из принципиальных положений микроэкономической теории. Какой из нижеследующих выводов можно сделать на его основании?

а) если цена на джинсы упадет, то объем их продаж увеличится;

б) если цена на джинсы упадет, то Вы купите не одну, а две пары;

в) если цена на джинсы упадет, а все остальные факторы, оказывающие влияние на спрос на них останутся без изменения, то джинсов будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже;

г) если в этом месяце было продано джинсов больше, чем в прошлом месяце, то значит цены на них были снижены.

 

П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

 

1.Когда экономисты говорят о проблеме ограниченности ресурсов, то они имеют в виду, что эта проблема стоит перед отдельными домашними хозяйствами или фирмами, но не перед обществом в целом.

2.Адам Смит, говоря о «невидимой руке», имел в виду, что государство управляет экономикой таким образом, что субъекты рынка этого не замечают.

3.Утверждения нормативной экономики могут быть подтверждены путем обращения к фактам.

4.Экономические модели не обязательно должны быть представлены в математической форме.

5. Маркетинг не является разделом экономической теории.

6. Вода является экономическим благом, так как без нее невозможно производство.

 

Тема 2. Базовые экономические понятия.

 

 

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ.Обоснуйте его.

1.Какой из перечисленных ниже видов деятельности нельзя отнести к производству?

а) выращивание огурцов в фирме «Лето»;

б) проведение хирургической операции в больнице;

в) работа кассира в банке;

г) подготовка студентов к экзаменам.

 

2.Что из перечисленного ниже нельзя отнести к капиталу в экономическом смысле?

а) старый станок в заводском цехе;

в) здание университета;

г) компьютер, находящийся в деканате;

д) индивидуальные сбережения, хранящиеся в банке.

 

5.Индивиду предложили работу сторожем в магазине с оплатой 600 руб. в месяц. Но он имеет возможность зарабатывать 1000 руб. в месяц, работая грузчиком. Альтернативные издержки работы сторожем составляют:

а) 600 руб.; б) 1000 руб.; в) меньше, чем 600 руб.; г) 0.

 

П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

1. Продукты питания не являются ресурсами.

2. Школьные парты относятся к оборотному капиталу.

3. Кривая производственных возможностей показывает, каким образом осуществляется распределение продуктов в обществе.

4. Кривая производственных возможностей иллюстрирует редкость ресурсов, альтернативные издержки, закон возрастающих альтернативных затрат.

5. В экономике, если она движется вдоль кривой производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны.

6. Если экономика эффективна, в ней не действует закон возрастающих альтернативных издержек.

 

Задачи и упражнения:

 

1. Укажите, к какому из факторов производства относятся следующие блага

а) запасы рыбы в Атлантике,

б) токарный станок, установленный в цехе,

в) запасы алмазов в Якутии,

г) ирригационные сооружения,

д) работа преподавателя учебного заведения,

е) деятельность рабочих автомобильного завода,

ж) запасы леса на мебельном комбинате,

з) деятельность президента акционерного общества.

 

2. Укажите, относятся ли указанные ниже блага к средствам производства, предметам потребления, или же могут относиться к тем и другим в зависимости от сферы использования:

а) автомобиль,

б) трактор,

в) такси,

г) дом,

д) здание производственного цеха,

е) здание заводоуправления,

ж) рефрижератор,

з) телефонный аппарат,

и) молоко,

к) уголь,

л) хлеб,

м) галстук

 

3. На рисунке 2.1. изображена кривая производственных возможностей.

       
   
товар А
 
 


 

 
 

 


 

Товар В

 

 

Изобразите кривую производственных возможностей для экономики, в которой:

а) повысилась эффективность использования ресурсов, применяемых в производстве товара А;

б) повысилась эффективность использования ресурсов, применяемых в производстве товара В;

в) повысилась эффективность использования всех ресурсов;

г) вырос объем используемых ресурсов; д) сократился объем используемых ресурсов.

 

4. Вы работаете преподавателем, но профессионально владеете строительным делом. В связи с этим решили взять отпуск за свой счет и построить себе дачный дом. В каком случае ваше решение будет экономически целесообразным?

 

5..Цена билета на самолет из города А в город Б составляет 500 рублей. Железнодорожный билет стоит 300 рублей. Поезд находится в пути 15 часов, самолет – 3 часа. Каким видом транспорта Вы порекомендуете воспользоваться индивиду, зарабатывающему 5 руб. в час? 20 руб. в час? Почему?

 

6.Индивид арендует дом и платит собственнику 10 000 долларов в год. Хозяин дома согласен продать его за 140 000 долларов. Ставка банковского процента по депозитам 9% годовых. Посоветуете ли Вы арендатору покупать этот дом?

 

7.Студентка имеет возможность один 8-часовой рабочий день в неделю посвятить работе. Она занимается переводами с английского языка, или работает в качестве няни, ухаживая за ребенком. При этом она может делить свой рабочий день между тем и другим занятиями (например, 3 часа заниматься переводом и 5 часов работать няней). Один час работы няней оплачивается в 8 рублей.

Если студентка занимается переводом, то ей требуется 1 час для перевода первой небольшой статьи, 2 часа – для перевода второй статьи, 5 часов – для перевода третьей статьи. Статьи являются одинаковыми по объему и сложности перевода, но, так как она устает, то эффективность ее труда снижается. Предполагается, что студентка должна перевести в день целое число статей.

а) Предположим, что цена перевода каждой статьи составляет 30 рублей. Должна ли студентка в этом случае работать няней, если она стремится максимизировать свой дневной заработок? Почему? А если цена перевода статьи повысится до 50 рублей?

б) Какой должна быть цена перевода статьи, которая позволила бы ей вообще не работать няней?

в) Если студентка первые 5 часов своего рабочего дня работает няней, то каковы альтернативные издержки оставшихся 3 часов работы в качестве няни?

 

Тема 3. Экономические системы. Рыночная экономика.

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ.Обоснуйте его.

1.Рынок- это:

а) совокупность актов купли - продажи товаров и услуг;

б) сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей эффективностью использовать экономическую информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов;

в) механизм обратной связи между продавцами и покупателями;

г) все утверждения являются верными.

 

2. Домашние хозяйства:

а) выполняют функции потребления товаров и услуг;

б) представляют собой обобщенный элемент потребительской сферы экономики;

в) имеют своей целью максимизацию полезности потребляемых благ;

г) все утверждения являются верными.

 

3.Государство в рыночной экономике:

а) занимается распределением потребительских благ;

б) централизованно планирует производство основных видов инвестиционных товаров;

в) создает условия функционирования рыночной системы;

г) верно а) и б).

 

4.Какая из указанных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свободное предпринимательство.

 

5.В модели рыночного кругооборота домашние хозяйства:

а) выступают покупателями на рынке ресурсов;

б) выступают покупателями на рынке продуктов;

в) выступают продавцами на рынке ресурсов;

г) верно б) и в).

 

П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

1. Критерием разграничения типов экономических систем является характер координационного механизма.

2. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном счете, решают потребители.

3. Проблема «для кого» в рыночной экономике не может быть решена без государственного участия.

4. Уровень эффективности экономики характеризуется социальными гарантиями, которыми обладают члены данного общества.

5. Экономическая власть в условиях рыночной экономики в отличие от командной экономики широко рассеяна.

6. В экономической модели рыночного кругооборота домашние хозяйства предъявляют спрос на ресурсы.

 

Задачи и упражнения

 

1. На рисунке 3.1 изображена схема рыночного кругооборота. Объясните, что означает каждый из потоков.

 

 
 

 


Рис.3.1

2. На рисунке 3.2 изображена схема рыночного кругооборота, включающая в себя домохозяйства, фирмы, а также государство. Объясните, что означает каждый из представленных потоков.

 

 

Фирмы
Государство
Рынок ресурсов

       
   
 

 


Рис. 3.2.

 

 

Тема 4. Основы рыночного механизма.

План лекции:

 

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ.Обоснуйте его.

1.Кривая спроса на товар Х показывает:

а) какое количество товара Х будет продано по равновесной цене;

б) в какой степени вырастут расходы покупателей на приобретение товара Х при увеличении их денежных доходов;

в) объем спроса на товар Х при каждом значении его цены за данный период времени, при условии неизменности других факторов, оказывающих влияние на спрос

г) объем продаж товара Х при каждом значении его цены.

 

2.Закон спроса заключается в следующем:

а) превышение спроса над предложением приводит к снижению цены товара;

б) объем спроса на товары растет по мере увеличения денежных доходов покупателей;

в) величина спроса на товар снижается при увеличении его цены;

г) кривая спроса имеет положительный наклон.

 

3.Предположим, что произошел сдвиг кривой спроса на товар Х влево вниз. Какое из приводимых объяснений этого явления представляется Вам правильным?

а) выросла цена товара Х, в связи с чем покупатели стали приобретать его в меньшем объеме;

б) изменились вкусы покупателей в пользу товара Х, вследствие чего вырос спрос на данный товар;

в)цена товара Х выросла; поэтому сократился спрос на товар Х;

г) ни одно из объяснений не является правильным.

 

4.Рынок находится в равновесном положении, когда:

а) продавцы и покупатели могут купить и продать по рыночным ценам такое количество товаров, какое пожелают;

б) отсутствуют тенденции к изменению цен;

в) объем спроса равен объему предложения;

г) все ответы являются верными.

 

5. Предположим, что при цене 5 руб. покупатели предъявляют спрос на 4000 единиц товара в неделю. Продавцы готовы предложить 5000 единиц при данной цене за этот период времени. В этом случае:

а) рыночная цена упадет ниже 5 руб. и продавцы предложат рынку меньше, чем 5000 единиц;

б) рыночная цена вырастет выше 5 руб. и продавцы предложат рынку больше, чем 5000 единиц товара;

в) рыночная цена упадет ниже 5 руб. и покупатели предъявят спрос меньше, чем на 4000 единиц;

г) рыночная цена вырастет выше 5 руб. и продавцы предложат рынку меньше единиц товара, чем прежде.

 

6. Излишек производителя:

а) делится поровну между всеми производителями;

б) большей частью достается производителям с самыми низкими издержками;

в) большей частью достается производителям с самыми высокими издержками;

г) все ответы являются неверными.

 

П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

  1. Увеличение спроса показывает движение вдоль кривой спроса в направлении, которое показывает рост общего количества покупаемого товара.
  2. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению точки по кривой спроса, а рост доходов покупателей к сдвигу кривой спроса.
  3. Снижение цены на товар Х приводит к падению объема спроса на товар-заменитель товара Х.
  4. Если одновременно увеличиваются спрос и предложение товара, то растут равновесный объем рынка и цена данного товара.
  5. Объем предложения товара всегда является функцией его цены.
  6. Величина излишка покупателя зависит от уровней цен, по которым покупатели согласны купить предложенный на рынке товар.

 

Задачи и упражнения

 

1. На рисунке 4.1. показано, как изменилось положение кривых спроса (D) и предложения (S) товара Х. Сплошными линиями обозначено первоначальное положение кривых, пунктирными – новое положение

а) Укажите, в каком направлении изменились равновесный объем и равновесная цена в результате сдвига кривых в каждой из приведенных на рисунке 4.1. рыночных ситуаций.

б) Укажите, какая из приведенных на рисунке 4.1. ситуаций иллюстрирует следующие процессы:

(1) увеличение издержек производства товара Х;

(2) изменение вкусов потребителей, отдающих предпочтение другим товарам – заменителям товара Х;

(3) увеличение спроса на другой товар, который выпускается производителями товара Х вместо данного товара;

(4) сокращение доходов покупателей товара Х, происшедшее вследствие экономического спада;

(5) увеличение цены товаров – заменитель товар Х;

       
 
   
 


Р Д

S

 

 

0 Q

 

 

Q

 

Д Д S 1

P S Р S 1 S1

 

 

0 Q

 

Рис. 4.1

 

 

(6) отмену высоких импортных пошлин на товар Х;

(7) существенное увеличение цены сырья, используемого в производстве товара Х;

(8) сокращение количества покупателей товара Х;

(9) увеличение штрафов, которые должны уплачивать производители товара Х за загрязнение окружающей среды.

 

2. В табл.4.1 приведены данные об объемах спроса и предложения при различных значениях цены товара Х.

Таблица 4.1.

Цена, руб. Объем спроса, штук Объем предложения, штук
     
     
     
     
     

 

а) изобразите кривые спроса и предложения на рынке товара Х;

б) определите величину излишка или дефицита при цене 8 руб.;

в) определите величину излишка или дефицита при цене 32 руб.;

г) определите равновесные объем и цену товара Х;

д) выведите уравнения объемов спроса и предложения и ответьте на поставленные выше вопросы, решив задачу аналитическим способом.

 

б) Объем спроса на данный товар вырос на 4 штуки при каждом уровне цены. Вследствие этого функция спроса: Qd = - 2Р + 24.

Определите равновесный объем и цену товара аналитическим и графическими способами.

в) В результате изменения предложения товара: Qs = 2Р – 8.

Определите равновесный объем и цену в этом случае.

 

4. Функция спроса на данный товар: QD = 9 – Р. Функция предложения: Qs = -5 + 2Р.

Определите равновесную цену и объем продаж, а также величину излишка потребителя и величину излишка производителя.

 

5.Рынок пшеницы в Швамбрании в 1997 году был представлен следующими функциями спроса и предложения:

Q s = 1800 + 240P QD = 3550- 266P

(Q – млн тонн; P – ден. ед. / тонну;)

 

а) Определите равновесную цену пшеницы

б) В 1998 г. спрос на пшеницу на внутреннем рынке остался на прежнем уровне, а объем экспорта резко снизился. Функция спроса приняла вид: Q D = 2580 – 194Р

Определите новую равновесную цену.

в) В 1999 г. спрос на внешнем рынке возрос на 200 млн тонн. Как это повлияло на равновесную цену?

 

  1. Функция спроса на данный товар: QD = 2 – 3P. Функция предложения: QS = -0,5 + 2P. Определите суммарную общественную выгоду, возникшую в связи с производством и продажей товаров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: