ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. Валерий Васильевич Полуйко




11.06

Домашняя работа

Валерий Васильевич Полуйко. Исторические романы «Государь всея Руси», «Ливонская война», «Третий Рим»

Сегодня на занятии мы:

¾ познакомимся с биографией луганского писателя В.В. Полуйко;

¾ охарактеризуем его творчество;

¾ рассмотрим тематику его произведений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«Меня заманил XVI век и, по сути, сделал своим пленником, отрезав все пути к отступлению…»

Валерий Полуйко

 

Валерий Васильевич Полуйко родился 30 мая 1938 года в городе Курске в семье военнослужащего. Там же прошли его ранние детские годы. Война застала семью в Белоруссии, в г. Бобруйске, где в авиационном полку служил отец. Да и имя он получил от отца в память о летчике-ассе Валерии Чкалове, который погиб в 1938 году.

С первых же дней войны отец сразу ушёл воевать, а семью эвакуировали. Так он с мамой оказался в Ленинграде. О блокадном Ленинграде ему помнится только голод, холод и обстрелы. Когда открылась Ледовая дорога. их вывезли на большую землю, но они вновь попали под бомбежку. Чудом выжили. Запомнилось, что в те минуты смертельной опасности мать вытряхнула из чемодана все пожитки и накрыла им крохотного Валерия. Словом, детство и дальнейшая жизнь В. Полуйко подобна судьбам сотен тысяч советских людей поколения, названного «дети войны» – полуголодное, тяжёлое детство, ранняя трудовая юность.

В Великую Отечественную войну жил с матерью в Новосибирске, отец воевал. В Луганске живет с конца 1944 года. Подростку пришлось пойти работать, помогать матери. Сперва подрабатывал на разгрузке вагонов, потом грузчиком на хладокомбинате. Дневную среднюю школу закончить не удалось. Аттестат получал в вечерней школе. Потом 12 лет проработал на местном заводе им. Артема.

Прочитав в одной дореволюционной книге очерк о царе Иване Грозном, увлекся эпохой ХVI века, которая стала основной темой его творчества. Постепенно у юноши открылся литературный талант. За это время он заочно окончил Литературный институт им. Горького в Москве. В столице Валерий восполняет свой интерес к бурной эпохе российского прошлого посещением Библиотеки им. Ленина, Исторического музея, кремлевских музеев, других мест Москвы и Подмосковья, связанных с жизнью первого русского царя. Валерий Полуйко продолжил собирать сведения о царе. Изучил польский язык, чтобы читать Польско-Литовские хроники, относящиеся к XVI веку, составил Словарь языка Ивана Грозного. На последнем курсе института принялся за исторический роман, посвященный событиям Ливонской войны, которую вел Иван Грозный, а в 1968 году защитил на отлично диплом драмой «Опричники».
После окончания литинститута он – вновь рабочий-станочник, но уже на заводе Автомобильных клапанов, вплоть до 1975 года. Одновременно – тренер по тяжелой атлетике.

В начале 70-х годов прошлого века, ему посчастливилось встретиться с уже тогда знаменитым киноактером, режиссером и писателем Василем Макаровичем Шукшиным. Было это примерно в 1972 году в Новосибирске, в редакции старейшего литературного журнала России "Сибирские огни". Именно там Валерия Полуйко как молодого писателя, увлеченного российской историей, представили Василию Макарович, как человеку, знающему эту историю… В то время В. М. Шукшин сдал в печать свой роман о Степане Разине «Я пришел дать вам волю» (1971). Тема истории сблизила их и позволила им продолжить беседу в ресторане «за чаем». То была первая и последняя встреча двух писателей.

В 1975 году вышел сборник рассказов «Ночной звонок». В 1976 году свет увидел вторую книгу писателя «Навстречу лихолетью». Через два года Валерия Полуйко принимают в Союз писателей СССР.

Как прозаик он отдал предпочтение историческому роману –жанру, крупному по объему. А для отражения в романе широкой исторической картины событий середины 16-го столетия взял сюжеты как хроникальные, так и концентрические. Многообразные события того времени писатель сумел объединить не просто временной очередностью, а более глубокой мотивировкой необходимости их совершения, их связи. Все четыре книги, начиная с первой "Лето 7071" (1979), потом "Государь вся Руси" (1996), "Третий Рим" (2012) и заканчивая романом "Лихолетье" (2012) – это эпос о царе Иване Васильевиче Грозном.

На вопрос, что же подтолкнуло его к этой теме и этому огромному труду, писатель отвечал так: «В 1956 году, после окончания средней школы, я гостил у родственников в городе Калинине (ныне Тверь). Возвращаясь домой в г. Луганск, чтобы не скучно было в дороге, меня снабдили книгой. Издание было старое, дореволюционное... Просматривая книгу, я наткнулся на пространный очерк об Иване Грозном. Мои знания об этом царе были скудны: в рамках школьной программы, ориентированной в основном на Карамзина, на его оценках, то есть это — грозный тиран, злодей, душегубец, и этот зловещий образ прочно вошел в мое сознание. Перечитав несколько раз очерк, я был изумлен: передо мной предстал совершенно другой человек и совершенно другой царь — трагическая личность, отвергнутая потомками, человек, в страшном напряжении державший страну, которой он управлял, и в то же время выдающийся государственный деятель, много чего хорошего сделавший для России. Но в первую очередь меня потрясло то, что в 17 лет он предпринял военный поход под Казань, в 20 лет повторил его, а в 22 года покорил Казанское царство. Я этого не знал. Судя по знаменитому эйзенштеновскому фильму «Иван Грозный», актер Николай Черкасов, сыгравший главную роль, был в зрелом возрасте, а в действительности царь был совсем юноша, не достигший совершеннолетия. Какая же сила была в этом юноше, чтобы решиться на этот поход, какое храброе сердце билось у него в груди, что он «на заре туманной юности своей» поднял меч в защиту отечества и веры, попираемых врагами. Я заинтересовался этой личностью, мне захотелось узнать как можно больше подробностей из его жизни, сопоставить полезное и вредное в его деяниях. Сперва из чистой любознательности, чтобы расширить свой кругозор, эрудицию, а потом меня захватило и понесло течением, а так как жил в захолустном городке, где даже не было мало мальски сносной библиотеки, мне приходилось буквально по крупицам собирать сведения об этом царе».

Валерий Полуйко в своем романе-эпопее нарисовал исторический портрет Государя всея Руси Ивана Грозного. Он утверждает, что «царь получил у народа прозвище Грозный не как "чудище", не как страшный деспот и кровопийца, а как рачительный, усердный, могущественный Оберегатель Земли Русской». В древности существовало такое выражение «держати честно и грозно». «Пусть ведает Русь правду мою и грех мой... Пусть осудит и пусть – простит! Отныне, собрав все силы, до последнего издыхания буду крепко и грозно держать я царство в своей руке!» Так поклялся государь Московский Иван Васильевич в «год 7071-й от Сотворения мира».

Валерий Полуйко утверждает: «Царь Иван до сих пор остается источником того мощного излучения, несущего в себе всю сумму этих противоречий и крайностей, которые пронизывая толщу веков, доходит до нас и будоражит наше воображение, волнует души, умы, вызывая у одних протест и негодование, у других – восторг и восхищение. Он был не только главным действующим лицом этой эпохи, не только центром, вокруг которого вращались её главные события, не только её злым гением, как часто пишут о нем, – он был, и это самое существенное, сам продуктом той эпохи: не только он создал её, но и она создала его».

Создав в целом из 4-х книг крупное историческое полотно, писатель В.Полуйко (посвятив этому всю сознательную жизнь!), сумел с большой достоверностью отобразить важнейшие события середины 16-го века: внутреннюю и внешнюю политику Российского государства, его борьбу за выход к Балтийскому морю, защиту от внешнего врага – крымских татар и нагайцев; ликвидацию удельной раздробленности, борьбу за дальнейшее упрочнение централизованной государственной власти и превращение Великого Московского княжества в сильную, самостоятельную державу.

Вся историческая проза В.Полуйко поражает нас своей языковой яркостью и смелостью авторской позиции. Очевидно, эта особенность писательского стиля молодого романиста и захватила в своё время, впечатлила академика, большого специалиста в области источниковедения и истории России XVI-XIX веков, Зигурда Оттовича Шмидта. В мытарствах пристроить в одном из издательств «Лето 7071», своего «первыша» исторического романа, писатель по рекомендации сведущих лиц, обратился к академику, авторитетному знатоку истории Ивана Грозного. Отзыв учёного не заставил ждать. «Зигурд Оттович, – вспоминает Полуйко, – позвонил мне в четыре утра, не скрывая своей восторженности от прочитанного». Мнение и участие, поддержка и вступительная статья к роману деятеля науки, к тому же сына героя-полярника, сыграли свою роль: роман был издан. Человек сказал за человека, а дело – про обоих. Таким образом, «доверенное лицо истории», именно так, а не иначе называли учёного, стал доверенным лицом в большую литературу писателя-историка Валерия Полуйко.

В 1979 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел исторический роман Полуйко «Лета 7071». В нём автору удалось создать впечатляющие образы не только царя Ивана Грозного, но и известных его современников: первопечатника Ивана Фёдорова, княгини Старицкой, бояр Мстиславского, Челяднина-Фёдорова, Басманова, архимандрита Левкия, дьяка Василия Шелкалова, Малюты Скуратова. Валерий Васильевич объехал множество древнерусских городов, где побывал главный герой его произведений: Новгород, Псков, Полоцк, Великие Луки, Ярославль, Углич.

Современный читатель, безусловно, встречал самые разные оценки государственной деятельности и частной жизни первого русского царя. Писатель В. Полуйко находится на стороне тех, кто в целом положительно оценивает личность Ивана Грозного, считает царя выдающимся строителем русского государства. Свои убеждения он подтверждает огромным объемом историко-архивных исследований, раздумьями над накопленным фактическим материалом. В одном из поздних интервью писатель признавался: «Я преследовал главную цель: проследить в полной мере год за годом, месяц за месяцем, неделя за неделей, а иногда даже день за днем, от рождения до самой смерти Ивана, чем он занимался, что делал и как делал…».

Вторая часть эпопеи об Иване Грозном, книга «Государь всея Руси» (1996), признана специалистами как фундаментальный труд нашего времени по систематизации сведений о государстве Российском (Московском княжестве) середины XVI века и сущности власти.

С 1975 года В. В. Полуйко оказывается «на творческих хлебах». На гонорары от издательств прожить было невозможно, их надо было ещё дождаться! По-разному приходилось ему зарабатывать на жизнь. Единственно, чего удалось избежать писателю – это литературной поденщины, торговли собственным интеллектом. Тяжкий, почти каторжный труд. «Жизнь, – признается писатель, – сложилась не лучшим образом, и тот потенциал, которым я обладал оказался нереализованным. Слишком много сил и времени отняло банальное бытие, из которого я сумел выставить вон почти всю суету, кроме единственной – суеты хлеба насущего. Что не говори, а вспаханное поле, всегда в комьях».

В 2012 г. в Луганске вышли две книги В.Полуйко, завершение эпопеи об Иване Грозном– «Третий Рим» и «Лихолетье».

«Книги писались долго, трудно, в мучительных раздумьях… – говорит автор. – И так изо дня в день, из года в год на протяжении почти четверти века». Причиной того, что работа над книгой потребовала столько времени, было, как объяснил писатель, притяжение материала. Ибо, и в самом деле, материал, который пришлось перерабатывать, был немал. «Не гора поднебесная, конечно, но и не пригорок, не холм», – поясняет писатель.

…Лишь на лето он уезжал в глухое сельцо Петренково, что на Новоайдарщине. Жить затворником обязывала и требовала книга. Основой в писательском деле для него всегда было культурно-историческое наследие села. Не исключение и пейзаж. Субъективно-реальное описание природы, времени года и места в качестве пролога к той или иной главе книги способствует нашему слиянию с сюжетом, по существу это «ворота времени», помогающие читателю сразу же перенестись в XVI век. Любой уголок живой дикой природы, особенно заповедной, всегда вне времени, кроме сезона, другое – не признает, может быть, поэтому и сохранился он таким, каким и был сотни лет назад. Читаем в романе: «Был самый конец пролетья – пора колошения трав и брачной змеиной неги, когда отогревшись на солнцепеке, они собираются на свои брачные свадьбы».

Эти строки и далее – размашистое описание природы той поры, спокойно вписываются в историческую ткань текста, вводят читателя в роман, увлекая словно охотника за дичью, с опушки леса в его глубь. Так начинается роман «Третий Рим». Нередко в повествовании пейзаж у писателя перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира и того времени. Автор тщательно сопоставлял события царской жизни, «так как разные источники сообщали эти факты по-разному, с вариантами, а зачастую были неполны и противоречивы». Автор и не скрывает тайны своей творческой мастерской: «В поисках истины, в поисках исторической достоверности… выбираешь долгие мучительные поиски, ибо истина никогда не лежит на виду». Бесконечная запутанность и противоречивость свидетельств, откровенные фальсификации, веками складывавшиеся исторические штампы приводят, как полагает писатель, всего лишь к версии, ибо «истиной в полном объеме не владеет никто: ни писатель, ни ученые-историки». Факты не полны и порой противоречивы, а поэтому «труды, выходящие из-под пера ученых-историков, – это тоже версии».

В литературоведении есть понятие «историзм», обозначающие одно из важных свойств художественной литературы, её способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. В широком смысле «историзм» присущ и присутствует во всех романах Валерия Полуйко. Национальный колорит Руси XVI-го века им достигается точным воспроизведением портретной его живописи, всей совокупности бытовых особенностей, уклада жизни, внутреннего убранства, трудовой обстановки, обычаев, воссоздания пейзажа той стороны или края во всей его характерности, воскрешением народных поверий и обрядов.

Все мы знаем выражение «Щи и каша пища наша». Так, у Полуйко в романе «Лихолетье» читаем: «Родившегося на свет младенца на Руси встречают кашей: на крестинах бабка обходит гостей с горшком каши, и каждый из них, чтобы отведать её, выкупает себе для этого ложку. Да и провожают – кашей же, поминальной кутьей».

Писатель не злоупотребляет непривычными для нас архаичными словами, Но он описывал внешность русичей, их утварь, нравы и образ жизни. Так изображал природу, что при прочтении текста у нас создается впечатление, будто мы вместе с ним пожили в том столетии. По прочтению книг В. Полуйко нельзя остаться равнодушным. Кто-то из авторитетных рецензентов сказал: «Таким образом, если Валерий Полуйко убедит в большей вероятности именно своей версии событий того далекого времени, читатель станет его союзником в оценке жизни и деяний Грозного, если же нет, то пусть скептик отнесется к роману-эпопее именно как к оценочной версии, не отбрасывая всего богатства фактов, приводимых автором».

В.Полуйко показал, что Россия - страна, которая живет не по законам, а по благодати. «Бог милостив, да дьявол вельми изворотлив! Он не дремлет! И ты уже попал в его сети. Сия пословица выдает тебя…» – читаем в романе «Лихолетье».

Валерий Васильевич Полуйко – писатель по духу, по происхождению и природе своего творчества – истинно народный, хотя писал о Государе и временах царствования Ивана Грозного!

В своих авторских размышлениях Валерий Васильевич пишет (точнее сказать – признается) о жизни, о труде и миссии литератора, об истории и еѐ роли в современном мире, в том числе и о «домике в деревне»…

Из дневника: «В нынешнем (1988) году с июльского номера, верные мне «Сибирские огни» напечатали третью часть моей «опупеи». 13 лет изнурительнейшего труда вложил я в эту часть. … А какие же это были13лет! Какой тяжелейший кризис обрушился на меня, обрушился, как лавина, как оползень… Как я барахтался под этим оползнем – даже рассказать невозможно. …Один год, полный год, я просидел за письменным столом, не написав ни единой строчки. И этот год дал мне больше, чем вся прошлая жизнь. Душевный и творческий кризис – это не бесплодное время, как принято думать. Нет, это время наиполнейшего созревания души. Если бы не было этого кризиса, я обесценился бы как писатель и задубел как человек".

У него есть две книги, почти автобиографические: «Наедине с собой» (1997 г.) и «Наедине с собеседником» (2011 г.); практически раритет, к тому же книги эти интересны его нестандартными суждениями и спорными мыслями. Цитата: «Мы город не любим, мы его выбираем как меньшее из зол. Так нам кажется. Я 15 лет прожил в деревне, работая над своими книгами, и эти 15 лет вернули меня к естественному человеческому состоянию, когда я явственно ощутил, как во мне прозвучал зов предков. И город стал мне противен. Теперь я понимаю, что он худшее из зол, которое одолевает человечество». Да, писатель зачастую бывает категоричен. Но Валерий Васильевич честен перед собой и перед нами, он так думает и так чувствует мир.

Идеалами у Валерия Полуйко – Сократ и Эпикур.

Раскрывая тайны своей творческой мастерской Валерий Васильевич говорит: «В поисках истины, в поисках исторической достоверности выбираешь долгие мучительные поиски, ибо истина никогда не лежит на виду». На вопрос, сумел ли он добиться в своей жизни того, чего хотел, В.Полуйко ответил: «Чего хотел, того добился – стал писателем». И далее продолжил: «И хочу сказать невеждам и циникам, которые не видят в профессии писателя ничего ценного, хочу сказать им, что после Господа Бога, создавшего мир, писатели – вторые по ценности работники, поскольку Бог после шести дней труда, взял, как известно, тайм-аут, а писатели, принявшие из его рук этот довольно-таки несовершенный мир, уже несколько тысячелетий трудятся над его усовершенствованием.» К этому трудно что-то добавить. Таким остается и на том стоит писатель Валерий Васильевич Полуйко.

Валерий Васильевич скромен. У него есть неподдельная природная способность уважения к другому. Уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре – способность к самоуважению, к достоинству. Писатель малообщителен, редко дает интервью, потому и интересны его вспоминания. «Я, – говорит он, – тридцать лет просидел за письменным столом, позволив себе за все это время лишь единственный раз съездить в отпуск, да и то ради жены, не ради самого себя. Я был всецело отдан своему делу, своей писательской работе…»

Валерий Полуйко – человек доброжелательный, отзывчивый и, главное, надежный.

За своё творчество и высокие художественные достоинства произведений писатель В. В. Полуйко удостоен ряда наград и премий. Он получил звание Лауреата Международной премии имени Валентина Пикуля с вручением Золотой медали, стал лауреатом премии имени А.С. Грибоедова и Почетной премии имени Владимира Даля. Награжден медалью советских писателей «Благотворительность и просветительство». 31 мая 2013 года Валерий Васильевич Полуйко был награжден Почетным знаком «За заслуги перед Луганщиной» третьей степени. Валерию Васильевичу от российских писателей была вручена Золотая медаль имени Василия Шукшина.

ü Основные выводы

Основная тема творчества луганского писателя В.В. Полуйко – история России ХVI века, время правления Ивана Грозного.

Писатель отдал предпочтение жанру исторического романа.

Создав в целом из 4-х книг ("Лето 7071", "Государь вся Руси", "Третий Рим" и "Лихолетье") крупное историческое полотно, писатель В.Полуйко сумел с большой достоверностью отобразить важнейшие события середины XVI-го века: внутреннюю и внешнюю политику Российского государства, превращение Великого Московского княжества в сильную, самостоятельную державу.

Валерий Полуйко находится на стороне тех, кто в целом положительно оценивает личность Ивана Грозного, считает царя выдающимся строителем русского государства. Свои убеждения он подтверждает огромным объемом историко-архивных исследований.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: