Понятие, сущность и основные показатели расово-этнического экстремизма




В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом согласно ст. 19 Конституции РФ, одной из гарантий признания прав и свобод человека высшей ценностью является провозглашение их равенства независимо от расы, национальности, языка, происхождения, а также иных обстоятельств, по которым запрещаются любые формы ограничения этих прав. Государственный подход к этой проблеме дополнительно отражает постулаты Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года1. Поскольку в ее первой и второй статьях заложено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах; они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства; каждый человек должен обладать всеми провозглашенными правами и свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, языка, национального или иного происхождения и положения. Обоснованность и справедливость закрепленных положений не вызывает сомнения. Следовательно, данный подход с необходимостью должен являться общепризнанным и служить основным принципом в области сосуществования и построения взаимоотношений людей, т.е. быть необходимым социальным убеждением.

Однако социальная практика свидетельствует о том, что имеются противники указанной позиции, убеждения которых основываются на отрицании равенства прав людей с различной социально-групповой принадлежностью. При этом особую общественную опасность несут лица, у которых подобные убеждения, сформированы в систему взглядов, крайними противоправными мерами противопоставляемых общепризнанным воззрениям в этой области, как правило, путем применения насилия. Таким образом, предыдущие разделы работы позволяют отнести данное явление к категории экстремистских.

В свою очередь, как подтверждают исследования социальной действительности, одним из распространенных видов экстремизма данного рода являются проявления крайних взглядов и мер в области и по поводу взаимососуществования различных этносов и рас. Причем, обратим внимание, что одним из составляющих объекта указанных посягательств являются именно этносы, во всем их разнообразии, а не нации, как часто отмечается в публицистических, научных и других источниках в смысле равном по объему термину «этнос».

Основой для данного утверждения служит то, что в этимологическом плане этнос (от греч. ethnos - группа, племя, народ) - это исторически сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и оригинальные стереотипы поведения. То есть слово «этнос» призвано обозначать социальную группу людей, объединенную по указанным признакам, и является общеродовым по отношению к терминам «племя», «народность», «нация», которые в свою очередь имеют самостоятельное содержание. В философии понятие «этнос» также рассматривается как категория, обобщающая признаки всех этнических общностей на всех этапах истории человечества: как межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком и само-сознанием. При этом в русском языке термины «этнос» и «этническая общность» употребляют как равнозначные. В соответствии с энциклопедическим словарем они означают «исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией». Наиболее представительны в современных условиях такие этнические общности как народности и нации. Племя - наиболее ранняя и в настоящее время малопредставительная, однако существующая форма этнических общностей. В свою очередь, народность - это общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории, и, развивающейся жизни и культуры. А нация представляет собой следующий этап исторически сложившейся устойчивой общности людей, образовавшейся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, лите-ратурного языка, особенностей культуры и духовного облика. Таким образом, из всех этнических общностей нация является исторически более поздней и организованной, однако, не единственной формой. Также заметим, что в последнее время, говоря о тех или иных явлениях, связанных с этнической принадлежностью часто употребляется термин «диаспора», который следует использовать по отношению к меньшинствам, являющихся частью этноса, живущих за пределами территории ее самоопределения3.

Изложенное свидетельствует, что использование термина «национальный», и других корневых, является узким для характеристики явлений, связанных с существованием всех этнических общностей и соответствующих процессов, что является существенным выводом для нашего исследования.

Однородной с этнической является расовая принадлежность человека. В антропологии раса - это группа людей, выделяемая на основании их родства по происхождению, которая имеет внешние проявления во многом сходных физических признаков и общность древних и современных территорий (наиболее распространенным является выделение трех основных рас: европеоидной, экваториальной и монголоидной).

Заметим, что в современном мире насчитывается около двухсот государств и от 2-х до 5-ти тысяч (в зависимости от методик подсчета) этносов4. Поэтому этническое многообразие представляет собой одну из форм социальной сложности, характерной для большинства современных государств.

На территории России проживает более 170 этносов, каждый из которых обладает уникальными особенностями менталитета, быта, культуры1. При этом следует согласиться, что Россия - не просто многонациональное государство, а единая многонациональная цивилизация, что является важным признаком са-мобытного пути ее развития и в чем проявляется ее сила. Безусловно, подобное положение нашло свое отражение в федеративном устройстве, построенном на сочетании территориального и национального начал3. Поэтому совершенно справедливо замечание, что для России, устроенной на основе двух неразрывных принципов: административно- и национально-территориального, особенно чреваты последствия экстремизма, возникающего на почве этнической, языковой, расовой, религиозной принадлежности человека, сеющий боязнь, страх, недоверие, неуважение, ненависть между людьми, связавшими свою судьбу с Россией, выступающего потенциальным источником ее распада4. Совершенно обосновано и в Военной доктрине России деятельность националистических экстремистских организаций, нарушающая ее единство и территориальную целостность, отнесена к внутренней угрозе безопасности государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: