Чистая бхакти дарует освобождение.




अथेकान्तभक्तेमें क्षहेतुत्वम्‌।

यथा श्रीगोपालतापन्याम्‌:

भत्किरस्य भजन तदिहामुत्रोपाधिनैरास्येनामुष्मिन्‌
मनःकल्पनमेतदेव नैष्कर्म्यम्‌ ॥(क)॥ (गो. ता. उ., पूर्व १४)

атхаика̄нтабхактермокш̣ахетутвам

йатха̄ ш́рӣгопа̄лата̄панйа̄м:

бхактирасйа бхаджанам̇ тадиха̄мутропа̄дхинаира̄сйена̄муш̣мин
манах̣калпанаметадева наиш̣кармйам ॥ (ка) ॥ (го. та̄. у., п ӯ рва 14)

 

Затем, целеустремленная бхакти – причина освобождения.

Как утверждается в Гопала-тапани Упанишаде (1.14):

А. Бхакти – это поклонение этому единому (Кришне), и заключается в утверждении ума на нем одном, с отказом от всех ограничивающих условий, как в этой жизни, так и в следующей. Это истинное бездействие.

नारदपद्चरात्रे च:

सवोपाधिविनिर्मुक्त तत्परत्वेन निर्मलम्‌ ।
हृषीकेण हृषीकेशसेवन भक्तिरुच्यते ॥(ख)॥

на̄радападжчара̄тре ча:

сарва̄па̄дхивинирмуктам̇ татпаратвена нирмалам
хр̣ш̣ӣкен̣а хр̣ш̣ӣкеш́асеванам̇ бхактиручйате ॥(кха)॥

 

И в Нарадапанчаратре:

Б. Говорится, что бхакти – это служение Господу чувств (Кришне) своими чувствами – служение свободное от всех условий, и чистое путем сосредоточения на Нем.

नवधा चैषा भवति ।
यदृक्त श्रीभागवते (भा. पु., ७.५.२३-२४):

श्रवनं कीर्तन विष्णो: स्मरणं पादसेवनम्‌ ।
अचैन॑ वन्दनं दास्यं सख्यमात्मनिवेदनम्‌ ॥
इति पुसार्पिता विष्णों भक्तिश्लेन्नवलक्षणा ।
क्रियते भगवत्यद्धा तनन्‍्मन्येदधीतमुत्तमम्‌ ॥(ग)॥

навадха̄ чаиш̣а̄ бхавати

йадуктам̇ ш́рӣбха̄гавате (бха̄. пу., 7.5.23-24):

ш́раванам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄дасеванам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйама̄тманиведанам
ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ченнавалакш̣ана̄
крийате бхагаватйаддха̄ танманйедхӣтамуттамам ॥(га)॥

 

И она девяти видов.

Как утверждается в Бхагавата Пуране (7.5.23-24):

В. Слушание о Вишну, воспевание, памятование, служение стопам, поклонение, поклоны, служение, дружба и предложение себя Вишну; если бхакти с этими девятью характеристиками, предложенная Вишну, исполняется человеком непосредственно для Господа, я считаю это высшим видом обучения.

सत्सेवा गुरुसेवा च देवभावेन चेड़वेत ।
तदेषा भगवद्धक्तिलभ्यते नान्‍्यथा क्नचित्‌ ॥१॥

сатсева̄ гурусева̄ ча девабха̄вена чедбхавет
тадаиш̣а̄ бхагавадбхактирлабхйате на̄нйатха̄ квачит ॥1॥

 

1. Нужно служить святому и служить гуру так, как если бы они были божеством. Тогда достигается эта бхакти к Господу, никогда иным путем.

देवभावेन सत्सेवा यथा तैत्तिरीयके (तै. उ., १.११.२):

अतिथिदेवो भव ॥(क)॥

девабха̄вена сатсева̄ йатха̄ таиттирӣйаке (таи. у., 1.11.2)

атитхидево бхава ॥(ка)॥

 

Служение святому, как божеству, как в Таитирийа Упанишаде (1.11.2):

1а. Стань тем, чьим божеством является гость.

तया तद्गक्तियथा श्रीभागवते (भा. पु., ७.५.३२):

नेषां मतिस्तावदुरुक्रमाड़िं
स्पृषत्यनर्थापगमो यदर्थ: व ।
महीयसां पादरजोऽभिषेक
निष्किश्चनानां न वृणीत यावत्‌ ॥(ख)॥

тайа̄ тадбхактирйатха̄ ш́рӣбха̄гавате (бха̄. пу. 7.5.32):

наиш̣а̄м̇ матиста̄вадурукрама̄ггхрим̇ спр̣ш̣атйанартха̄пагамо йадартхах̣
махӣйаса̄м̇ па̄дараджобхиш̣екам̇ ниш̣киджчана̄на̄м̇ на вр̣н̣ӣта йа̄ват ॥(кха)॥

 

Этим (служением святым) (достигается) Его (Кришны) бхакти, как в Бхагавата Пуране (7.5.32):

1б. До тех пор, пока их умы не примут освящения пылью со стоп великих, которые лишены всего мирского имущества, они не смогут прикоснуться к стопам Урукрамы (Вишну), результатом чего есть удаление пагубных вещей.7

 

7 Кришнадева определяет значение термина «пагубные вещи» (ана̄ртха), как цикл повторяющихся рождений и смертей (сам̇ср̣ти).

देवभावेन गुरुसेवा यथा तैत्तिरीयके (तै. उ., १.११.२):

आचाय॑देवो भव ॥ (ग) ॥

девабха̄вена гурусева̄ йатха̄ таиттирӣйаке (таи. у., 1.11.2):

а̄ча̄рйадево бхава ॥(га)॥

 

Служение гуру, как божеству, как в Таиттирийа Упанишаде (1.11.2):

1в. Стань тем, чье божество – учитель.8

 

8 Кришнадева говорит, что здесь под учителем понимается тот, кто учит (или дает) мантре. Это относится к мантра-инициации, называемой дикша (дӣкш̣а̄), после которой человек становится полноправным членом вайшнавской общины.

श्रेताश्बतरोपनिषदि च (शब्वे. उ., ६.२२):

यस्य देवे परा भक्तिर्यथा देवे तथा गुरौ ।
तस्यैते कथिता ह्ार्था: प्रकाशन्ते महात्मनः ॥(घ)॥

ш́вета̄ш́ватаропаниш̣ади ча (ш́ве. у., 6.22):

йасйа деве пара̄ бхактирйатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хйартха̄х̣ прака̄ш́анте маха̄тманах̣ ॥(гха)॥

 

И в Шветашватара Упанишаде (6.22):

1г. Той великой душе, у которой есть высшая бхакти к своему божеству, и, как к божеству, к своему гуру, открываются вещи, расказанные здесь.

तया तद्गक्तियथा श्रीभागवते (भा. पु., ११.३.२१-२२):

तस्माद्‌ गुरु प्रपद्मयेत जिज्ञासुः श्रेय उत्तमम्‌ ।
शाब्दे परे च निष्णातं ब्रह्मण्युपशमाश्रयम्‌ ॥
तत्र भागवतान्‌ धर्मान शिक्षेद्‌ गुर्वात्मदैवतः ।
अमाययाशएनुवृत्त्या यैस्तुष्येदात्मात्मदरों हरि: ॥(डः)॥

тайа̄ тадбхактирйатха̄ ш́рӣбха̄гавате (бха̄. пу., 11.3.21-22):

тасма̄д гурум̇ прападйета джиджджа̄сух̣ ш́рейа уттамам
ш́а̄бде паре ча ниш̣н̣а̄там̇ брахманйупаш́ама̄ш́райам
татра бха̄гавата̄н дхарма̄н ш́икш̣ед гурва̄тмадаиватах̣
ама̄йайа̄нувр̣ттйа̄ йаистуш̣йеда̄тма̄тмадо харих̣ ॥(га)॥

 

Этим (служением гуру) (достигается) Его (Кришны) бхакти, как в Бхагавата Пуране (11.3.21-22):

1д. Таким образом, тот, кто хочет познать абсолютное благо, должен прибегнуть к гуру, который погружен в словесный Брахман (Веды) и в верховный Брахман, и кто есть прибежище мира. В его присутсвии, с гуру, как своим божеством, и в бесхитростном служениии, он должен изучить учения, касающиеся божества, посредством чего получит удовольствие Хари, само «Я», и дающий «я».

अवाप्तपशच्चसंस्कारो लब्धद्विविधभक्तिकः ।
साक्षात्कत्य हरि तस्य धाम्नि नित्य प्रमोदते ॥२॥

ава̄птападжчасам̇ска̄ро лабдхадвивидхабхактиках̣
са̄кш̣а̄ткр̣тйа харим̇ тасйа дха̄мни нитйам̇ прамодате ॥2॥

 

2. Тот, кто принял пять таинств (самскар) и приобрел (один из) двух типов бхакти, после непосредственной встречей с Хари вечно блаженствует в его царстве.

तत्र पश्च संस्कारा यथा स्मृतौ:

तापः पुण्ड़ं तथा नाम मन्त्रो यागश्च पद्चमः ।
अमी हि पच्च संस्काराः परमैकान्तिहेतवः ॥ (ग) ॥

татра паджча сам̇ска̄ра̄ йатха̄ смр̣тау:

та̄пах̣ пун̣д̣рам̇ татха̄ на̄ма мантро йа̄гаш́ча паджчамах̣
амӣ хи паджча сам̇ска̄ра̄х̣ парамаика̄нтихетавах̣ ॥(ка)॥

 

Из этого, пять таинств, как можно найти в традиционных текстах (смрити):

2а. Клеймо, знак, имя, мантра и поклонение – пятое. Эти пять таинств – причины наивысшей целеустремленности.

तापोऽत्र तप्तचक्रादिमुद्राधारणमुच्यते ।
तेनेव हरिनामादिमुद्रा चाप्युपलक्ष्यते ॥३॥

та̄потра таптачакра̄димудра̄дха̄ран̣амучйате
тенаива харина̄ма̄димудра̄ ча̄пйупалакш̣йате ॥3॥

 

3. Здесь клеймо означает ношение выжженых меток в виде диска и так далее. По этим, однако, также понимаются изображения имен Хари и так далее.9

 

9 Кришнадева отмечает, что Шри Чаитанйа, думая, что ношение этих клейм слишком тяжело для людей, чьи умы загрязнены Веком Кали, но в то же время, желая спасти падших, учил вместо этого практике, также принимавшейся древними – носить знаки в виде имен Кришны, нанесенные сандаловой пастой.

सा यथा स्मृतौ:

हरिनामाक्षरैर्गात्रमड्ड्येच्चन्दनादिना ।
स लोकपावनो भूत्वा तस्य लोकमाच्चुयात्‌ ॥३अ॥

са̄ йатха̄ смр̣тау:

харина̄м̇а̄кш̣араирга̄траман̇ кайеччандана̄дина̄
са локапа̄вано бх ӯ тва̄ тасйа локама̄пнуйа̄т ॥(ка)॥

 

Эти (изображения имен Хари) как (описано) в традиционных текстах:

3а. Нужно наносить на тело сандаловой пастой слоги имен Хари, и так далее. Тот, (кто делает так), становится очистителем мира и обретает мир (Хари).

पुण्ड़े स्याइूड्रपुण्ड़ तच्छास्त्रे बहविध स्मृतम्‌ ।
हरिमन्दिरतत्पादाकृत्याद्यतिशुभावहम ॥
नामात्र गदितं सद्डिहरिभृत्यत्ववोधकम्‌ ।
मन्त्रोऽष्टादशवर्णादि: स्वेष्टदेववपुर्मतः ॥
शालग्रामाअदिपूजा तु यागशब्देन कथ्यते ।
प्रमाणान्येषु दृश्यानि पुराणादिषु साधुभिः ॥४॥

пун̣д̣рам̇ сйа̄д ӯ рддхвапун̣д̣рам̇ таччха̄стре бахувидхам̇ смр̣там
харимандирататпа̄да̄кр̣тйа̄дйатиш́убха̄вахам
на̄ма̄тра гадитам̇ садбхирхарибхр̣тйатвабодхакам
мантрош̣т̣а̄даш́аварн̣а̄дих̣ свеш̣т̣адевавапурматах̣
ш́а̄лагра̄ма̄ адип ӯ джа̄ ту йа̄гаш́абдена катхйате
прама̄н̣а̄нйеш̣у др̣ш́йа̄ни пура̄н̣а̄диш̣у са̄дхубхих̣ ॥4॥

4. Знак – это восходящий знак, который в писаниях упоминается, как существующий многих видов. Имеющий формы храмов Хари или его стоп, он очень благоприятен. Имя здесь, как говорят святые – это такое имя, которое дает знать, что человек является слугой Хари. Мантра, как считается, является формой избранного человеком божества, состоящей из восемнадцати слогов, и так далее. Поклонение камню шалаграма, и так далее, понимается под словом «поклонение» (йа̄га). Доказательства всему этому могут быть найдены святыми в Пуранах и других писаниях.

नवधा भक्तिविधिरुचिपूर्वा द्वेधा भवेद्यया कृष्ण: ।
भूत्वा स्वयं प्रसन्नो ददाति तत्तदीप्सितं धाम ॥५॥

навадха̄ бхактирвидхиручип ӯ рва̄ дведха̄ бхаведйайа̄ кр̣ш̣н̣ах̣
бх ӯ тва̄ свайам̇ прасанно дада̄ти таттадӣпситам̇ дха̄ма ॥5॥

 

5. Девятичленная бхакти бывает двух типов: мотивированная предписаниями (ваидхӣ) и предваряемая желанием (ра̄га̄нуга̄).10 Сам Кришна получает удовольствие от нее и дарует различные желанные миры.11

 

10 Акшайа Кумара Шастри цитирует короткое описание бхакти Вишванатхи Чакраварти из его Бхакти- расамрита-синдху-бинду: «Бхакти – это бхакти как практика (развитие), как чувство и как любовь. Бхакти как практика в свою очередь бывает двух типов, в зависимости от того, рождается ли она из предписаний (ваидхӣ) или пылкая (ра̄га̄нуга̄). Определение рожденной из предписаний таково: если человек исполняет слушание, прославление и так далее из страха перед наказаниями, описанными в писаниях, то это ориентированная на предписания бхакти. И страстная: если человек выполняет их из сильного желания обрести служение желанному для него сыну царя Враджи (Кришне), то это страстная бхакти».

11 Считается, что те, кто выполняет различные типы бхакти, как практику, достигает разных вечных миров.

विधिनाभ्यरच्यते देवश्वतुर्बाहद्»गादिस्पधक ।
रुच्यात्मकेन तेनासौ नूलिड्गः परिपूज्यते ॥६॥

видхина̄бхйарчйате деваш́чатурба̄хва̄дир ӯ падхр̣к
ручйа̄тмакена тена̄сау нр̣лин̇ гах̣ парип ӯ джйате ॥6॥

 

6. По предписаниям Божеству поклоняются в формах типа четырехрукой и так далее. По желанию Ему поклоняются в формах с человеческими качествами.12

 

12 Здесь различные объекты поклонения вайшнавов соотносятся с различными типами бхакти, как практики. Четырехрукая, восьмирукая и десятирукая формы Вишну являются объектами рожденной предписаниями бхакти, а более человекоподобные формы, такие как Кришна и Рама вдохновляют на отклик в виде преследующей страстью бхакти.

तुलस्यश्त्थधात्र्यादिपूजनं धामनिष्ठता ।
अरुणोदयविद्धस्तु सन्त्याज्यो हरिवासरः ।
जन्माष्टम्यादिक सूर्योदयविद्धं परित्यजेत्‌ ॥७॥

туласйаш́ваттхадха̄трйа̄дип ӯ джанам̇ дха̄маниш̣т̣хата̄
арун̣одайавиддхасту сантйа̄джйо харива̄сарах̣
джанма̄ш̣т̣амйа̄дикам̇ с ӯ рйодайавиддхам̇ паритйаджет ॥7॥

 

7. (Нужно) почитать туласи, священное фиговое дерево, растение амалака, и так далее,13 и жить в святой земле.14 Посты Экадаши не соблюдаются, если они «пронзены» приходом рассвета, а праздники типа Джанмаштами – восходом солнца.15

 

13 Растение туласи - это растение, священное для Вишну, сладкий базилик, часто называемый священным базиликом. Его можно найти в индусских храмах и благочестивых индийских домах. Ему часто ритуально молятся, предлагают воду и обходят по кругу. Святое фиговое дерево, или баньян, может быть довольно большим. Ветви могут устремляться к земле и становиться дополнительными корнями, позволяя ему разрастаться, покрывая большие пространства. Один из комментаторов цитирует Дживу Госвами, который говорит, что баньян – символ величия Вишну, и поэтому его следует почитать. «И так далее» означает коров, брахманов и вайшнавов.

14 Проживание в святой земле означает жизнь в одном из святых мест паломничества, таких как Варанаси, Хардвар и так далее. Согласно с традицией, частью которой является этот текст, самое святое место – это та земля, где Кришна провел свое детство, называемая Враджа (Брадж), в районе Матхуры, примерно в девяноста милях южнее Дели. Кришнадева говорит, что лучше жить в святой земле физически, но если это невозможно, значит нужно жить там в своих мыслях (медитации).

15 Экадаши (одиннадцатый) – это одиннадцатый день после полнолуния или новолуния. Это день поста для исполняющих предписания вайшнавов. В этот день члены общины, живущие в отречении, постятся на еду и на воду до следующего дня. Согласно этому автору, те дни, которые «пронзены» приходом рассвета не следует соблюдать. Акшайа Кумара Шастри говорит, что Экадаши пронзена, когда рассвет приходит раньше, чем наступает Экадаши согласно расчетам астрологов. Лунные дни начинаются в другое время, чем солнечные. Таким образом, Экадаши может начаться, после того, как случилось рассветное покраснение неба, и такое Экадаши считается пронзенным и не должно соблюдаться. Сходные правила относятся к другим святым дням, типа Джанмаштами, дня рождения Кришны. В последнем случае день не соблюдается, если он пронзен восходом солнца (не покраснением неба).

 

लोकसड्ूहमन्विच्छ न्नित्यनैमित्तिक बुध: ।
प्रतिष्ठितश्चरेत कर्म भक्तिप्राधान्यमत्यजन्‌ ॥८॥

 

локасагграхаманвиччаннитйанаимиттикам̇ буддхах̣
пратиш̣т̣хиташ́чарет карма бхактипра̄дха̄нйаматйаджан ॥8॥

 

8. Желая вдохновить обычных людей, мудрые, прочно обосновавшиеся в жизни, должны выполнять обряды как ежедневно, так и по особым случаям, не оставляя превосходства бхакти.16

 

16 Кришнадева определяет три типа кандидатов для бхакти: занятых собой, невовлеченных, и связанных с окружающим обществом. Занятые собой, придерживаясь своей стадии жизни (то есть, ученика, домохозяина, удалившегося от дел и отрешенного), должны выполнять все предписанные им обряды, не связанные с насилием, до появления их результатов, оставаясь свободными от желаний. Невовлеченные, погруженные в Хари, должны выполнять акты поклонения Хари в уме. Без определенной стадии жизни, такой человек естественно оставляет все обряды. Те, кто связаны с окружающим обществом, однако, находясь на своей стадии жизни и прочно обосновавшись в жизни, если они достигают важного положения, должны исполнять обряды для блага всех людей, и выполнять (садхану) бхакти, как цель своих обрядов.

 

दश नामापराधांस्तु यत्नतः परिवर्जयेत्‌ ॥९॥

 

даш́а на̄ма̄пара̄дха̄м̇сту йатнатах̣ париварджайет ॥9॥

 

9. Следует тщательно избегать десять оскорблений Святого Имени.17

 

17 Кришнадева отмечает, что есть также оскобления в служении, такие как поездка в храм Хари на транспортном средстве (вместо пешего хода), и так далее. Их также нужно избегать, но они очищаются постоянным служением. Они описаны в Вараха Пуране. «Святое Имя» относится к практике пения или молчаливого повторения имен Хари. Десять оскорблений Святого Имени описаны в Падма Пуране. Они тоже могут быть очищены постоянным повторением Святого Имени, но из-за того, что, как отмечает комментатор, такой вид повторения слаб (из-за взаимовлияния оскорблений), нужно тщательно их избегать. Десять оскоблений таковы: высмеивать святых (1), полагать, что имена Шивы независимы от Вишну (2), проявлять неуважение к гуру (3), высмеивать Веды и писания, следующие за Ведами (4), считать, что величие Святого Имени – простое восхваление (5), воображать значение Святого Имени каким-то другим путем (6), грешить, надеясь на силу Святого Имени (7), считать другие благоприятные действия равными Святому Имени (8), учить Святому Имени неверующего или враждебно настроенного (9), быть недовольным, слыша о величии Святого Имени (10).

कृष्णावाप्तिफला भक्तिरेकान्तात्राभिधीयते ।
ज्ञानवैराग्यपूर्वा सा फल सद्यः प्रकाशयेत्‌ ॥१०॥

кр̣ш̣н̣а̄ва̄птипхала̄ бхактирека̄нта̄тра̄бхидхӣйате
джджа̄наваира̄гйап ӯ рва̄ са̄ пхалам̇ садйах̣ прака̄ш́айет ॥10॥

 

10. Бхакти, чей плод – достижение Кришны, названа здесь целеустремленной. Начатая со знания и отрешения, она быстро принесет свой плод.

 

इति प्रमेयरत्रावल्यां विशुद्धभक्तेमुक्तिप्रदत्वप्रकरणं नाम अष्टमप्रमेयम्‌ ॥

 

ити прамейаратра̄валйа̄м̣
виш́уддхабхактемуктипрадатвапракаран̣ам̣
на̄ма ашт̣амапрамейам..

 

Так заканчивается восьмая истина,
озаглавленная:
«Бхакти дарует освобождение».

 

***

Глава 9

प्रमाणत्रित्वम्‌

прама̄н̣атритвам

Девятая истина:

Три источника знания

अथ प्रत्यक्षानुमानशब्दानामेव अमाणत्वम्‌ ॥
यथा श्रीभागवते (भा. पु., ११.१९.१७):

श्रुति: प्रत्यक्षमैतिह्यमनुमानं चतुश्यम्‌ ॥(क)॥

атха пратйакш̣а̄нума̄наш́абда̄на̄мева прама̄н̣атвам
йатха̄ ш́рӣбха̄гавате (бха̄. пу., 11.19.17):

ш́рутих̣ пратйакш̣амаитихйаманума̄нам̇ чатуш̣т̣айам ॥(ка)॥

 

Теперь об источниках знаний: чувственном восприятии, размышлении и священных писаниях. Как утверждается в Бхагавата Пуране (11.19.17):

А. Откровение (Веды или просто писания), чувственное восприятие, традиция и логическое размышление – четыре (источника знаний).18

 

18 Согласно комментаторам, «откровение» в этой традиции в основном относится к Ведам. В более широком смысле оно относится к источнику знаний, называемому «писания» («свидетельства») (ш́абда), то есть слова авторитетов в области их экспертизы. Слова Вед представляют наивысший авторитет. Чувственное восприятие определяется как чувства в соприкосновении с объектами чувств. Традиция – утверждения неизвестных авторов, передаваемые из поколения в поколение. Пример традиции, приводимый одним из комментаторов – рассказ о том, что в определенном дереве живет привидение. Логическое размышление – средство логического знания.

प्रत्यक्षेद न्‍्तर्भवेद यस्मादेतिह्यं तेन देशिकः ।
प्रमाणं त्रिविध प्राख्यत्तत्र मुख्या श्रुतिभवेत्‌ ॥१॥

пратйакш̣ентарбхавед йасма̄даитихйам̇ тена деш́иках̣
прама̄н̣ам̇ тривидхам̇ пра̄кхйаттатра мукхйа̄ ш́рутирбхавет ॥1॥

 

1. Так как традицию можно включить в чувственное восприятие, учитель (Мадхва) утверждал, что есть три источника знания и среди них главный – откровение.19

 

19 Причина, по которой традицию можно влючить в чувственное восприятие, та, что знание, пришедшее через традицию, было предметом восприятия первого человека, или основателя традиции. В данном примере, «привидение живет в баньяновом дереве», основатель традиции наблюдал что-то, что позволило ему прийти к такому заключению. От него это (знание) передавалось от человека к человеку, пока не достигло нас сегодня, как традиция. Таким образом, несмотря на то, что Пурана определяет четыре типа источников знания, на самом деле существует только три. Кришнадева цитирует отрывок из Законов Ману (Ману-смрити), как добавочную поддержку: «Чувственное восприятие, логическое умозаключение и писание, приходящие к нам различными способами, эти три нужно хорошо знать любому, кто хочет чистоты в религиозной жизни». Откровение или Веды, поскольку они сделаны не людьми, главный из них. Он дает знание наивысших истин.

प्रत्यक्षमनुमानश्च यत्साचिव्येन शुद्धिमत ।
मायामुण्डावलोकादो प्रत्यक्ष व्यभिचारि यत्‌ ॥२॥

अनुमा चातिधूमेऽद्रौ वृध्टिनिर्वापिताग्निके ।
अतः प्रमाणं तत्तत्च स्वतन्त्र नेव सम्मतम्‌ ॥३॥

пратйакш̣аманума̄наджча йатса̄чивйена ш́уддхимат
ма̄йа̄мун̣д̣а̄валока̄дау пратйакш̣ам̇ вйабхича̄ри йат ॥2॥

анума̄ ча̄тидх ӯ медрау вр̣ш̣т̣инирва̄пита̄гнике
атах̣ прама̄н̣ам̇ таттачча сватантрам̇ наива самматам ॥3॥

 

2-3. Поскольку восприятие и рассуждение исправляются при помощи его (откровения), и поскольку восприятие в случае вИдения иллюзорной головы является вводящим в заблуждение, так же, как рассуждение в случае, когда делается заключение об огне на очень задымленной горе, где дым (туман) создан дождем, эти два не считаются независимыми источниками знания.

अनुकूलो मतस्तर्कः शुष्कस्तु परिवर्जितः ॥४॥

анук ӯ ло матастарках̣ ш́уш̣касту пуриварджитах̣ ॥4॥

 

4. Аргумент в согласии принимается; сухой аргумент отвергается.20

 

20 Аргумент в согласии означает, согласно комментаторам, агрумент, который поддерживает значение откровения. Сухой аргумент – это аргумент просто ради агрумента.

तथाहि वाजसनेयिनः (ब्‌ू. उ., २.४.५):

आत्मा वा अरे द्ृष्व्यः श्रोतव्यो मनन्‍्तव्यो निदिध्यासितव्यः ॥(क)॥

татха̄хи ва̄джасанейинах̣ (бр̣. у., 2.4.5):

а̄тма̄ ва̄ аре драш̣т̣авйах̣ ш́ротавйо мантавйо нидидхйа̄ситавйах̣ ॥(ка)॥

 

Как утверждается в Брихад-аранйака Упанишаде (2.4.5):

4а. Следует видеть, слышать, размышлять, медитировать на «Я».21

 

21 Полагают, что это утверждение охватывает весь ведантический процесс. «Я», здесь называемое Хари, нужно ощущать напрямую (видеть). Процесс начинается со слушания учителя. Потом необходимо убедиться в том, что было услышано, через аргументы, поддерживающие Веды, и в конце, нужно медитировать на то, в чем человек убедился, т.е. на «Я».

 

काठकाः (क. उ., २.९):

नेषा तकेण मतिरापनेया प्रोक्तान्येन सुज्ञानाय प्रेष्ठ ॥(ख)॥

 

ка̄т̣хака̄х̣ (ка. у., 2.9):

наиш̣а̄ таркен̣а матира̄панейа̄ прокта̄нйена суджджа̄на̄йа преш̣т̣ха ॥(кха)॥

 

И в Катха Упанишаде (2.9):

4б. Это понимание не может быть достигнуто через аргументы. Представленное другим, оно ведет к правильному знанию, дорогой.22

 

22 Аргументы или рассуждения сами по себе не могут привести к пониманию. Человек нуждается в другом, учителе, для этого.

स्मृतिश्व

पूर्वापराविरोधेन कोछत्राथोइभिमतो भवेत्‌ ।
इत्याद्यमूहनं तर्कः शुष्कतकंन्तु वर्जयेत्‌ ॥४च्‌॥

смр̣тиш́ча:

п ӯ рва̄пара̄виродхена котра̄ртхобхимато бхавет
итйа̄дхйам ӯ ханам̇ тарках̣ ш́уш̣катарканту варджайет ॥(га)॥

 

И в традиции:

4в. Какое значение подойдет сюда, не противореча предыдущим и последующим утверждениям, такой постулат считается аргументом. Сухой аргумент нужно отбросить.

नावेदविदृषां यस्माद ब्रह्मधीरुपजायते ।
यज्चौपनिषदं ब्रह्म तस्मान मुख्या श्रुतिर्मता ॥५॥

на̄ведавидуш̣а̄м̇ йасма̄дбрахмадхӣрупаджа̄йате
йаччаупаниш̣адам̇ брахма тасма̄нмукхйа̄ ш́рутирмата̄ ॥5॥

5. Поскольку те, кто не знают Вед, не могут знать Брахман, и так как Брахман описан в Упанишадах, откровение считаетя основным (источником).

तथाहि श्रुतिः (बू. उ., ३.९.२६)

नावेदविन मनुते त॑ बृहन्तम्‌ ॥ इति ॥

औपनिषदं पुरुष पृच्छामि ॥(क)॥

татха̄хи ш́рутих̣ (бр̣. у., 3.9.26):

на̄ведавин манйте там̇ бр̣хантамити

аупаниш̣адам̇ пуруш̣ам̇ пр̣ччха̄ми ॥(ка)॥

 

Как сказано в откровении (Брихад-аранйака Упанишада, 3.9.26):

5а. Тот, кто не знает Вед, не понимает Великого.

Я вопрошаю о Том, о Ком учат Упанишады.

 

इति प्रमेयरत्नावल्यां प्रमाणत्रित्वप्रकरणं नाम नवमप्रमेयम्‌ ॥

 

ити прамейаратна̄валйа̄м̣
прама̄н̣атритвапракаран̣ам̣
на̄ма навамапрамейам..

 

Так заканчивается девятая истина,
озаглавленная
«Три источника знания».

 

***

Глава 10

Заключение

एवमुक्त प्राचा

श्रीमध्वमते हरि: परतमः सत्यं जगत तत्त्वतो
भेदो जीवगणा हरेरनुचरा नीचोच्चभावं गताः ।
मुक्तिनजसुखानुभूतिरमला भक्तिश्व तत्साधनम्‌
अक्षादित्रितयं प्रमाणमखिलाम्नायैकवेद्यो हरि: ॥१॥

эвамуктам̇ пра̄ча̄:

ш́рӣмадхвамате харих̣ паратамах̣ сатйам̇ джагат таттвато
бхедо джӣваган̣а̄ хареранучара̄ нӣчоччабха̄вам̇ гата̄х̣
муктирнаиджасукха̄нубх ӯ тирамала̄ бхактиш́ча татса̄дханам
акш̣аM



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: