Конспект (тезисы) лекций




Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ,МЕТОД

План лекции

1. Объект социологии образования.

2. Особенности предмета социологии образования.

3. Метод социологии образования.

1. Объект социологии образования

Объектом социологии образования служат система образования и информация о ней. Такое определение считается общепринятым, однако при его развертывании возникает проблема раскрытия структуры самого объекта.

Образование представляет собой социальную подсистему, имею­щую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учеб­ный процесс как вид социокультурной деятельности. В связи с этим в методологическом плане важно показать, что объектом образова­ния выступает вся сфера образования как социальное явление, а именно: люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей.

2. Особенности предмета социологии образования

Социология образования — это социологи­ческая дисциплина, предмет которой — система образования как социальный институт и ее взаимодействие с обществом. Она изучает социально-образовательные отношения, то есть социальные отно­шения, в которые вступают социальные субъекты (люди, общности, организации, социальные институты) в процессе образования.

Предметом социологии образования выступает изучение законо­мерностей функционирования и развития образования, его взаимо­действие и взаимовлияние на развитие общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности. В такое представление предметной области социологии образования органично вписываются любые отдельные социальные проблемы образования, которые нередко порождают относительно самостоятельные направления этой отрасли социологической науки — социология общеобразовательной школы, социология высшего образования, социология учительства, социально-ролевые социологии и т. п.

Определение предмета социологии образования всегда вызывало и вызывает дискуссии, ведь именно предмет специфицирует область научной деятельности, составляет самый важный аспект иссле­дования.

За рубежом обсуждение этой проблемы началось спустя полвека после зарождения социологии образования. Этому предшествовали слишком абстрактные определения, нечетко описывающие пред­метные границы, строение и приоритеты научной отрасли, а также заведомо узкие трактовки с позиции образовательной социологии. Предмет отрасли сводился к общественному предназначению системы формального образования.

3. Метод социологии образования

Специфику социологии образования опреде­ляют отличия ее исследовательского метода как совокупности способов познания, по-

строения и обоснования системы знаний в сфере образования и адаптации общих теоретико-методологических принципов к ана­лизу конкретных ситуаций и взаимодействий в образовательной среде.

Необходимым условием эффективного изучения проблем образования является интеграция научного знания, тесное взаимо­действие социально-гуманитарных наук. При этом очень важно использовать как весь арсенал методов на входе процесса познания, так и верификацию (подтверждение), и сравнение достигнутых ими результатов на выходе, то есть сопоставлять намеченные цели и поставленные задачи с положением дел в действительности, учитывать особенности социокультурной среды.

Ведущая роль в интеграции научного знания принадлежит философии, исследовательские подходы которой должны быть дополнены педагогикой или психологией, экономической теорией или социологией. Поэтому необходимо обеспечить интеграцию наук на базе междисциплинарного подхода, когда лидером станет та или иная специальная научная дисциплина или ее новое направление.

Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В целом, они обосновывают положение о том, что образование пред­ставляет собой процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, что именно образование является необходимым условием подготовки человека к жизни и трудовой деятельности.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем заключается специфика социологии образования как специаль­ной социологической теории? Очертите проблемное поле социологии образования.

2. Когда осуществилась формальная институционализация социологии образования как самостоятельной дисциплинарной области? Обоснуйте свой ответ.

3. Кто из социологов внес существенный вклад в развитие социологии образования? Какие конкретно идеи позволили рассматривать образование как социальный институт?

4. Кто из социологов разработал идеи о социализационных функциях института образования, о необходимости системного подхода к учебным учреждениям и их элементам? В чем состоит продуктивность такого похода к образованию?

5. Как проходило утверждение социологической ориентации специаль­ной науки об образовании? Какие факторы этому способствовали?

Литература для самоподготовки

1. Зборовский, Г. Е. Социология образования [Текст]: учебное пособие / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М.: Гардарики, 2008. - 383 с.

2. Добреньков, В. И. Социология [Текст]: учебник для вузов: в 3-х т. том 3: Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 519 с.

 

Лекция 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

План лекции

1. Взгляды на образование в теоретических концепциях пред­ставителей социологического знания XIX — первой половины XX века.

2. Институционализация социологии образования в 60—80-е годы XX века. Формирование научных школ.

3. Социология образования на рубеже XX—XXI веков: тенденции и проблематика исследований.

1. Взгляды на образование в теоретических концепциях представителей социологического знания XIX — первой половины XX века

Истоки социологического подхода к образо­ванию восходят к периоду возникновения социологии как «позитивной науки». Предпо­сылки зарождения этой отрасли социологии связаны с именем О. Конта (1798—1857). Исследуя общество своего времени, он пришел к выводу о возникновении нового типа общества — научного и индустриального, характерным для которого становится научное мировоззрение, сменившее теологическое. Отсюда вытекает и путь преобразования общества, состоящий в обучении позитивному мышлению. История человечества, согласно О. Конту, — это история становления позитивной мысли и, кроме того, история обучения позитивному всего человечества.

Считая позитивные знания реальной преобразующей силой в обществе, О. Конт видел в системе образования важный социальный механизм распространения этих знаний, передачи и трансформации их от поколения к поколению. Сочетая научную деятельность с практическим преподаванием, он предпринял попытку создать альтернативную государственной форму обуче­ния — «позитивистское общество», организованное на базе группы слушателей — рабочих и студентов. Задачей этого общества было воспитание и обучение народа в духе позитивистского миро­воззрения.

В дальнейшем развитие социологических взглядов на образова­ние связывают с именами американских социологов Л. Уорда (1841—1913), Дж. Дьюи (1859—1952), французского социолога Э. Дюркгейма (1858—1917) и немецких исследователей М. Вебера (1864—1920) и К. Манхейма (1893—1947).

2. Институционализация социологии образования в 60-80-е годы XX века. Формирование научных школ.

Становление социологии образования, как и социологии в целом началось в шестидеся- тые годы и было тесно связано с развитием других смежных областей знания: социологии молодежи, социологии семьи, социологии

культуры, социальной психологии, педагогико-социологических исследований и др. Поэтому социологию образования, особенно в период ее развития, трудно вычленить в «чистом виде».

К тому же оформление социологии образования, впрочем как и всей социологии, началось с эмпирических исследований. Такие исследования поддерживались политическими инстанциями и органами управления образованием. Предполагалось, что выявле­ние отдельных фактов может оказаться полезным для устранения недостатков и недоработок «на местах».

В ходе становления и развития социологии образования возникло несколько научных школ, исследовавших те или иные аспекты функционирования образовательной системы.

3. Социология образования на рубеже ХХ—ХХ1 веков: тенденции к и проблематика исследований

Современное высшее образование испытывает влияние процес­сов глобализации. Интернационализация образования становится одной из главных проблем в условиях экономической и геополи­тической интеграции.

Обсуждение проблем перехода на кредитно-модульную систему обучения, мобильности преподавателей и студентов, системы оценивания уровня знаний и компетентности выпускников высших учебных заведений и средних школ являются стержневыми в современной социологии образования.

Под влиянием вышеобозначенных тенденций меняется и облик студенчества. На стыке социологии образования и социологии молодежи развивается новая отрасль социологического знания «Социология студенчества». Особое значение в этом направлении приобретают прикладные сравнительные социологические исследо­вания, одним из которых является реализация Харьковским гумани­тарным университетом «Народная украинская академия» проекта «Студент ХХ1 века. Социальный портрет на фоне общественных трансформаций: украинская интерпретация».

Стремительные изменения требуют от государства более гибкой системы управления образованием, а именно: децентрализацию системы, отказ от детального регулирования развития высшего образования, с тем, чтобы многие решения могли приниматься на локальном (институциональном) уровне. В социологии образова­ния по-прежнему анализируются проблемы предоставления большей автономии высшему образованию на новых социально-экономи­ческих условиях.

Не остаются без внимания проблемы взаимодействия системы высшего образования и рынка труда. Созданные в условиях рынка и реагирующие на потребности молодежи в получении современных престижных специальностей вузы продемонстрировали гибкость образовательных стратегий и высокие адаптивные свойства. Изме­няются взаимоотношения общества и высшего образования. Проблемы взаимосвязи высших учебных заведений и рынка труда становятся постоянной темой для обсуждения. Рынок формулирует требование конкурентоспособности специалистов, а значит, качест­ва их подготовки.

Но насколько востребованы специалисты, подготовленные с использованием новых технологий и приема в вузы и обучения? На эти вопросы можно получить ответ только при глубоких социологических исследованиях в рамках социологии образования.

Особое значение для исследований приобретает проблема качества высшего и среднего образования, поскольку ее решение прямо связано с подготовкой специалистов и формированием рынков труда. По проблеме качества образования, прежде всего высшего, идут многочисленные дискуссии. Они касаются как содержания образования, так и многочисленных факторов его раз­вития. Дискуссии по проблемам качества образования охватывают самые различные сферы научного знания. Это педагогика, фило­софия, социология, управление образованием и др.

В последние годы особым объектом изучения является приватная высшая школа. Основанием для интереса к этой проблеме является объективный факт бурного роста численности приватных вузов и студентов, получающих в них образование. Приватное образова­ние — это реализация принципов рыночной экономики в социаль­ной и духовной сферах жизни общества. Появление в стране само­финансируемого (приватного) высшего образования выявило новые возможности всей системы образования и стимулировало развитие внебюджетного образования внутри государственных высших учебных заведений. Поиск причин актуализации приват­ного высшего образования приводит к необходимости исследовать в первую очередь проблему качества высшего образования в этих вузах и их роль в инновационных процессах в системе высшего образования.

Вопросы для самоподготовки

1. Обозначить специфику становления и развития социологии образова­ния как самостоятельной отрасли социологического знания.

2. Проанализировать взгляды на образование основоположников социологического знания.

3. Проанализировать социологические подходы к изучению образования в работах зарубежных социологов середины ХХ века.

4. Выделить особенности социологических подходов к изучению проблем образования в России в конце Х1Х — в первой половине ХХ века.

5. Проследить процесс институционализации социологии образования в 60—80-е годы ХХ века.

Литература для самоподготовки

1. Тадевосян, Э.В. Социология: Учебное пособие для вузов / Э. В. Тадевосян. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Знание, 2011. - 271с. (Глава 10. Социология образования).

2. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. - 296 с.

 

Лекция 3. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

План лекции

1. Образование как сложный социальный феномен: пути становления.

2. Система образования. Генезис структуры и трансформация ее основных элементов.

1. Образование как сложный социальный феномен: пути становления

Образование является сложным социальным феноменом, который можно анализировать в различных планах.

В культурологическом — образование рассмат­ривается как определяющий компонент культуры, обеспечивающий преемственность и воспроизводство социального опыта. Очень важным при этом является анализ образования как одного из факторов прогресса культуры.

Деятельностный аспект анализа образования предполагает изучение целей, содержания, мотивационной структуры, организа­ции деятельности.

Самостоятельное значение приобретает технологический аспект — анализ методов, способов, процедур этой деятельности.

Образование можно рассматривать как процесс осознанного и систематизированного воспроизводства накопленных в прошлом знаний и практических навыков человеческого сообщества; с одной стороны, и как преобразование облика будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом, с другой, образование как процесс включает и обучение, и воспитание, взаимная обусловленность которых определяется тем, что учение как форма воспитания ориентировано на развитие конкретно заданных отдельных качеств, сторон культуры личности в спе­циально организованной среде. Воспитание ориентировано на формирование целостности личности, и среда воспитательного процесса гораздо шире — это вся общественная жизнь. На основе единства обучения и воспитания формируются нравственные нормы личности.

Основоположник социологии образования Э. Дюркгейм, анализируя образование в контексте концепции солидарности, рассматривает воспитание как один из важнейших социальных институтов, который способствует достижению солидарности, сплоченности, согласия. Исследователь трактует воспитание очень широко и образование включает в него. Проблематика воспитания, по Дюркгейму, становится ядром предметного поля социологии образования, дополняется идеями социализации молодежи, поскольку он считал, что этот процесс реализуется именно через образование. Приоритет воспитания в образовательном процессе является особенностью национальной культурно-педагогической традиции. «Образование без воспитания есть дело ложное и опас­ное, — писал известный педагог И. А. Ильин. — Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке «волка».

2. Система образования. Генезис структуры и трансф0рмация ее основных элементов

Предметом специального анализа социологии образования является система образования. Филипп Кумбс один из первых предложил рассматривать образование «не как совокуп­ность разрозненных элементов, обращенных к нам одной какой-либо стороной, а как единую систему».

Принцип всеобщности образования означает доступность образо­вания для всех членов общества независимо от социальных, нацио­нальных, расовых и имущественных критериев. Эффективность реа­лизации этого принципа зависит от личных способностей человека.

Вместе с тем в нынешних условиях приоритетного человекотвор- чества этот принцип доступности образования должен сочетаться с критериями элитарности для некоторых образовательных струк­тур, когда условиями

Принцип преемственности образования обеспечивает тесную связь между всеми его степенями, благодаря которой учащиеся и студенты могут переходить без потерь времени от низших к выс­шим уровням образования (вертикальная преемственность), могут также в определенное время менять избранную учебную специаль­ность на ту, которая более соответствует уровню их способностей и характеру интересов (параллельная преемственность).

По принципу образования широкого профиля профессиональной подготовке должна сопутствовать углубленная общеобразователь­ная подготовка.

Принцип единства учебной и воспитательной работы с учащимися предполагает координацию действий через школу всех обучающих, воспитательных, культурных институтов, внешкольных гуманитар­ных организаций, средств массовой информации, семьи, коммуника­ционной среды в их воздействии на личность.

Принцип интенсификации накопления знаний предполагает гибкость и мобильность системы образования, как с точки зрения организационной структуры, так и обновления методики и содер­жания обучения. Сегодня образование должно способствовать развитию творческого мышления, навыков общения и коммуни­кации, умению решать проблемы, ставить цели, работать в команде при сохранении автономности, учиться. Обновленное содержание образования должно давать такие знания, которые обусловят осознание учащимся (студентом) необходимости учебы с пользой для себя, когда он будет осознавать, что благодаря полученным знаниям можно стать успешным в современном мире, перенасы­щенном постоянно изменяющейся информацией.

Принцип опережающего развития образования предполагает, что знания и опыт прошлого должны быть трансформированы систе­мой образования в способность человека и человечества к поиску новых знаний, к созиданию, в способность увеличивать возможно­сти человека удовлетворять свои и чужие потребности и оправ­данные желания.

Реформационные процессы в образовании и в обществе в целом выдвинули как приоритетный принцип инновационности — восприим­чивости к нововведениям и способности их воссоздания в различ­ных аспектах образовательной практики.

Вопросы для самоподготовки

1. Основные аспекты изучения образования как сложного многогранного явления.

2. Признаки институционализации образования.

3. Возникновение и развитие системы образования: основные этапы и характеристики.

4. Структура образования как социальной системы.

5. Принципы построения структуры образования в современном мире.

6. Проблема равенства возможностей в получении образования.

Литература для самоподготовки

1. Бауман, З. Образование – при, для и несмотря на постмодернити [Текст] // З. Бауман. Индивидуализированное общество; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2009. – С. 155 – 175.

2. Булкин, А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России А.П. Булкин. – Дубна: «Феникс +», 2011. – 208 с.

Лекция 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

План лекции

1. Социально-экономические функции.

2. Социально-политические функции.

3. Культуротворческие функции.

1. Социально- экономические функции

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и перепле­тение вышеназванных функций достаточно высоко и имеет тенденцию к дальнейшему возрастанию.

Идея, согласно которой самое выгодное вложение капитала — это вложение в человека, в его образование и развитие, отчетливо сфор­мулирована и начала реализовываться в мас-

совом масштабе относительно недавно. Практически только к началу XXI века в общественное сознание постепенно стали проникать взгляды и позиции, возводящие в абсолют вложения в интеллектуальное развитие человека, его знания, компетенции. «Общество знаний», «экономика знаний» — сочетания, использо­вание которых имеет совсем недавнюю историю.

Стратегический успех общества — и это крайне важно подчерк­нуть — определяется сегодня не только формированием широкого круга научно-технической, гуманитарной и художественной элиты, но и достижением высокого образовательного ценза и институцио­нальной профессиональной подготовки всего населения.

Препятствием на пути адекватного осознания ценности образо­вания, его приоритетного положения в стратегиче-ских целях общества и возможности максимально реализовать функции по-прежнему стоит экономический подход (в качестве идеологи­ческого постулата); он существенно деформирует и реализацию присущих высшему образованию социальных функций, и реальную образовательную политику.

Известный принцип «сначала научи ремеслу, а потом пусть обучаемый творит так, как захочет» основывается на четырех­уровневом членении знаний:

• знания-знакомства, позволяющие осознать, различить явле-ния, определенную информацию;

• знания-копии, при помощи которых можно репродуцировать усвоенную информацию;

• знания-умения, позволяющие применять полученную информа­цию в практической деятельности;

• знания-трансформации, обеспечивающие возможность пере­носа ранее полученных знаний на решение новых задач и проблем (это уже уровень творчества).

2. Социально- политические функции

Сущностную трансформацию претерпевают не только социально-экономические, но, есте­ственно, и социально-политические функции высшего образования, что связано с карди-

нальными изменениями как внутри самой образовательной системы, так и в той внешней среде, которая обеспечивает фоновые влияния.

Крупные политические катаклизмы конца XX — начала XXI в. существенно изменили среду формирования и развития образова­ния в целом и высшего в частности.

Это привело к тому, что в литературе все чаще стало встречаться упоминание о достаточно новой функции, которую выполняет послесреднее образование (в данном случае в неразрывной связи со средним) в современном обществе. Речь идет об обеспечении национальной безопасности.

Сегодня слово «национальный» привычно используется для обозначения всего, что относится к государству: «национальный бюджет», «национальные интересы», «национальная безопасность». Под понятием «национальная безопасность» имеется в виду не только безопасность конкретной страны, но и безопасность населяющих ее этносов.

Безопасность, в широком смысле слова, есть система условий и факторов, в которой страна и общество органично функциони­руют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя структурам управления право стимулировать положительные тенденции и сдвиги, а также корректировать негативные отклоне­ния, ограждая при этом страну от угроз внешней среды.

3. Культуротворческие функции

В условиях углубляющейся интеграции науч­ного знания существующее жесткое разделе­ние высшего образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое наглядно обнаруживает свои уязвимые черты. Вопрос не сводится лишь к организационным аспектам. Он вписывается в проблему гораздо более широкую: какой вклад должна и может внести высшая школа в развитие культуры и духовности, какова ее культуротворческая миссия.

Существуют диаметрально противоположные позиции в отно­шении гуманитаризации высшего образования. В учебные планы внесены курсы философии, социологии, политологии, истории. Усилилось внимание к формированию экологического сознания будущих специалистов. Ряд западных университетов ввел самостоя­тельную дисциплину «Социальная экология», основывающуюся на системном подходе к социальным и собственно экологическим проблемам.

Постепенно усиливается влияние тех вузовских ученых и препо­давателей, которые считают необходимым усилить формирование духовных качеств личности, развивать у студентов способность целостно видеть мир, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных отношений, овладевать чувством социальной ответственности.

С этой целью широко моделируется «проигрывание» различных жизненных ситуаций и человеческих отношений в малых группах с помощью социометрических процедур. Интереснейшие экспери­менты такого рода проводятся в ряде западноевропейских стран.

Гуманитаризация содержания образования на естественнонауч­ных и технических направлениях учебы весьма выразительно проявляется в США, где в прошлом подготовка специалистов в большинстве вузов носила сугубо прагматический, узкопро­фессиональный характер. Теперь в ряде университетов разработаны междисциплинарные курсы (к примеру, «Этика техники» или «Бизнес в художественной культуре»), сочетающие материалы гуманитарных, естественноматематических и технических наук.

Вопросы для самоподготовки

1. Раскройте основные причины, благодаря которым произошли измене­ния социальных функций высшего образования.

2. Как Вы можете объяснить рост спроса на рынке труда на компетентного специалиста, в отличие от прежней ориентации на квалифицированного специалиста?

3. Постарайтесь очертить круг тех изменений в образовании, которые произошли в результате использования информационных технологий.

4. Покажите разницу между социальными функциями, выполняемыми бюджетным и внебюджетным высшим образованием. С Вашей точки зрения, сглаживается или усиливается это различие?

5. Какова взаимосвязь понятий «образование» и «обеспечение националь­ной безопасности»?

6. Как и почему изменяется такая функция образования, как социальная мобильность?

Литература для самоподготовки

1. Зборовский, Г. Е. Социология образования [Текст]: учебное пособие / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М.: Гардарики, 2008. - 383 с.

2. Добреньков, В. И. Социология [Текст]: учебник для вузов: в 3-х т. том 3: Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 519 с.

 

Лекция 5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

План лекции

1. Управление государственной системой образования.

2. Управление образовательными учреждениями.

 

1 Управление государственной системой образования.

Основная задача науки управления в сфере образования — исследование и диагностика многообразных процессов и тенденций в орга- низационной системе образования и направ­ление их на достижение общесистемных целей и ценностей.

Методы и средства государственного управления образованием.

Образование как сфера жизнедеятельности общества так же, как и другие его сферы, связано с деятельностью множества социаль­ных организаций и систем, его институтам присущи все атрибуты социальных структур. Это позволяет распространить на образова­ние все основные закономерности и принципы социального управления и менеджмента. В то же время образование обладает собственной спецификой, существенно отличаясь, прежде всего, от сферы бизнеса. Поэтому наука управления образованием изучает специфические закономерные связи между тем, какие задачи и как решаются в процессе управления образовательной системой, и результатами ее функционирования и развития в различных внешних и внутренних условиях.

В социальном управлении используют разнообразные методы управленческого воздействия, среди которых выделяют экономи­ческие, организационно-административные и социально-психоло­гические. Современная система образования, функционирующая в рыночной среде, также требует экономического обеспечения и выполняет специфические экономические функции (например, подготовка квалифицированных работников, оказание образова­тельных и информационных услуг). Также образование представ­ляет собой определенную административно организованную струк­туру. Наконец, образование представлено институциональными структурами, управление которыми осуществляется посредством социальных методов. Кроме этого важно учитывать и систему межличностных отношений в системе образования, регулируемых с помощью психологических и социально-психологических мето­дов управления.

К экономическим методам управления относятся средства достижения целей образования на основе реализации требований экономических законов. Однако эти методы в условиях рыночной экономики не могут рассматриваться как методы прямого воз­действия, поскольку существует конкуренция и между студентами, и между преподавателями, а значит, образовательный спрос может удовлетворяться диверсифицированно.

Любой образовательный процесс требует организации и форма­лизации, для осуществления которых необходима деятельность административного аппарата. Среди организационно-администра­тивных методов выделяют: организационно-стабилизирующие (регламентирование, нормирование, инструктирование); распоряди­тельского влияния (постановления, приказы, распоряжения, указания, резолюции); дисциплинарного влияния (дисциплинарные требования и система ответственности). В целом эти методы базируются на власти, дисциплине и ответственности, а основной формой их реализации является оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий его участников для достижения поставленных задач.

Среди социальных методов управления в сфере образования особую роль играют методы социальной регуляции. Регулятивную функцию с помощью различных способов — от норм и правил поведения до общественного мнения — выполняют различные социальные институты (государство, семья, церковь, СМИ, рыноч­ная экономика, профессиональные отношения).

Государственное регулирование образования — форма целенаправ­ленного управляющего воздействия, ориентированного на под­держание равновесия в системе образования и на ее развитие посредством введения в нее регуляторов (норм, правил, целей, связей). Государственное регулирование образования реализуется посредством проводимой государством образовательной политики, содержательно определяемой соответствующими документами.

2. Управление образовательным процессом

В рамках этого направления многие авторы пытались свести всю педагогическую дея­тельность к управленческой, трактуемой в духе кибернетического подхода. Следствием такого

понимания учебного процесса становится деперсонификация и педагога, и ученика, что, очевидно, противоречит гуманистичес­ким целям образования. Ярким проявлением этой тенденции можно считать программированное обучение.

Программированное обучение — обучение по заранее разрабо­танной программе, в которой предусмотрены действия как уча­щихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х годах XX века американским психологом Б. Ф. Скиннером для повыше­ния эффективности управления процессом обучения с использова­нием достижений экспериментальной психологии и кибернетики. Концепция Скиннера опиралась на бихевиористскую теорию, согласно которой обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. В СССР (60-е годы) в основу разработки идей программированного обучения была положена деятельностная теория усвоения, и программа обучения направлялась на формирование заданных видов познавательной деятельности учащихся с заранее намеченными результатами. Хотя применение таких программ показало их высокую эффективность и возможность управлять учебным процессом по ходу его осуществ­ления, до начала 90-х годов ХХ в. программированное обучение не получило широкого распространения.

Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией учебного процесса. Однако в условиях массового обучения препо­даватель не может реализовать одновременно несколько обучаю­щих программ, учитывающих индивидуальные возможности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематичес­кую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому программиро­ванное обучение всегда связано с использованием обучающих машин и программированных учебников. При этом непосредствен­ное управление процессом усвоения, характерное для тради­ционного обучения, заменяется управлением опосредованным. Сложность учебного процесса, недостаточная изученность его закономерностей не позволяют заранее предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при его осуществлении. Следовательно, полная автоматизация обучения невозможна, и на определенных этапах необходимо вмешательство преподавателя, который должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обуче­ния того или иного ученика. Что же касается задач воспитания, развития личности, в основу решения которых должны быть положены гуманистические принципы, индивидуальный подход, свобода выбора, то едва ли возможно вообще рассчитывать на какой-либо запрограммированный (гарантированный) результат.

Вопросы для самоподготовки

1. К какой научной области относится управление образованием?

2. Какие вопросы решают местные органы народных депутатов, их исполнительные комитеты и соответствующие структурные подразделения с области образования?

3. Какие методы используются в сфере управления образованием?

4. Какие средства государственного регулирования применяются в образовании?

5. Какова роль образовательных стандартов в управлении образованием?

Литература для самоподготовки

1. Тадевосян, Э.В. Социология: Учебное пособие для вузов / Э. В. Тадевосян. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Знание, 2011. - 271с. (Глава 10. Социология образования).

2. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. - 296 с.

Лекция 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

План лекции

1. Сущность понятия «воспитание».

2. Воспитание как социальный феномен.

3. Система воспитания в учебном заведении.

1. Сущность понятия «воспитание».

Термин «воспитание» известен со времен Древней Руси; главное внимание акцентировалось в нем на выполнении определенных «житейских правил». Образцом такого свода правил являлся «Домо­строй», который был введен при Иване IV. Понятие «воспитание» в «Домострое» употреблялось в спектре социальных значений, ответственность за воспитание возлагалась на главу семьи. Данная трактовка сохранилась и в словаре русского языка В. И. Даля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: