Перечень вопросов к зачету




  1. Предметно-тематические основы социологии образования.
  2. Задачи и функции социологии образования.
  3. Место социологии образования в системе наук об обществе
  4. Основные подходы к исследованию сущности образования.
  5. Образование как социальный институт: структурный аспект.
  6. Функции института образования.
  7. Проблемы образования в философско-педагогической традиции.
  8. Основные этапы развития социологии образования.
  9. Теоретические истоки формирования социологии образования.
  10. Период институционализации социологии образования как самостоятельной отрасли научного знания.
  11. Концепция образования Э. Дюркгейма.
  12. Основные парадигмы в социологии образования: общая характеристика.
  13. Структуралистская парадигма в социологии образования.
  14. Функционалистская парадигма в социологии образования.
  15. Феноменологическая парадигма в социологии образования.
  16. Гуманистическая парадигма в социологии образования.
  17. Постмодернистское направление в социологии образования.
  18. Образование в эпоху постмодернити: концепция З. Баумана.
  19. Гендерный подход в социологии образования.
  20. Концепции социального неравенства в образовании.
  21. История российской социологии образования: основные этапы развития.
  22. Образование как социокультурный феномен: общая характеристика.
  23. Образование и воспитание в древних цивилизациях Востока.
  24. Система образования в Древней Греции и Древнем Риме.
  25. Специфика образования в период Средневековья.
  26. Становление института образования в эпоху Европейского Возрождения и Просвещения.
  27. История формирования системы образования в России: основные этапы.
  28. Система образования в советской России.
  29. Сравнительный анализ систем образования в странах Европы и Америки.
  30. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности.
  31. Основные тенденции развития платного образования в различных странах мира.
  32. Процессы коммерциализации в системе российского высшего образования.
  33. Система оценки качества высшего образования в странах Европы и Америки: сравнительный обзор.
  34. Проблемы реформирования российской системы образования.

ГЛОССАРИЙ

Адаптивность — (от лат. аёар1аге — приспособлять) способность к приспособлению: 1) способность к приспособлению самооргани­зующихся систем к изменяющимся условиям среды; 2) в теории Т. Парсонса А. — вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существова­ния социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Академия — высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образова­тельно-профессиональным программам всех уровней в отдельной определенной отрасли знаний и производства, проводит фундамен­тальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обес­печения.

Болонская декларация — подписана в 1999 году в Болонье предста­вителями органов власти, которые отвечают за высшее образование в 29 европейских странах. Этой декларацией определено три основ­ные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность и спрос на рынке труда.

Болонский процесс — процесс интеграции европейского высшего образования с целью повышения его конкурентоспособности. Начало Б. п. положила Сорбоннская декларация, которая была под­писана в Сорбонне 25 мая 1998 года.

Вертикальная мобильность в образовании — связь между всеми ступенями образования, благодаря которой учащиеся и студенты могут переходить без потерь времени от низших к высшим уровням образования.

Виды и типы учебных заведений — деление всей сети учебных заведений в соответствии с различными критериями: формой финансирования (государственные и негосударственные), уровнем подготовки (общие и специальные), отношением к религии (светские и религиозные), прочие. Многокритериальное разделение учебных заведений связано с необходимостью реализации цели образования, в широком смысле этого слова, как подготовки: всесторонне развитой личности; доброприличных отца или матери семейства; добропорядочного гражданина; добросовестного квалифицированного работника.

Высшее учебное заведение — это субъект образовательной деятельности, который функционирует с целью удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства. Главными задачами являются: осуществление образовательной деятельности определенного направления, обеспечивающей подго­товку специалистов соответствующих образовательно-квалифика­ционных уровней и соответствующей стандартам высшего образо­вания; осуществление научной и научно-технической, творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности; обеспечение выполнения госу­дарственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием; осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров. ВУЗ в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоря­жениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, нормативными актами Министерства образования и науки Украины, других министерств и ведомств.

Воспитание — процесс становления, обогащения и совершенство­вания субъективно-личностного и духовного мира человека. Реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отра­жая триаду: «знания» — «убеждения» — «практическая деятельность».

Генезис — возникновение, происхождение, становление того или иного предмета, явления, процесса, мысли, учения.

Гимназия — это общеобразовательное учебное заведение, обеспе­чивающее получение общего среднего образования повышенного уровня, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование интеллектуальной, высококультурной личности.

Глобализация — многоаспектное явление, оказывающее глубо­чайшее преобразующее воздействие на все сферы общественного бытия, в том числе на сферу образования. Это связано с процессами становления транснационального образования, международных гарантий качества образования, региональной и межрегиональной кооперации образовательных систем и мн. др. Г. имеет экономи­ческий, политический, культурный и технологический аспекты. Процессы Г. диктуют сегодня миру не просто обновление содер­жания образования в масштабах всей планеты, а полную смену образовательной парадигмы.

Гражданственность — состояние сознания, духовно-моральная ценность, мировоззренческо-психологическая характеристика человека, обусловленная его государственной самоидентификацией, осознанием принадлежности к конкретной стране.

Гуманизация образования — направленность всего образователь­ного процесса на человека, его благо, развитие его задатков, формирование его свободы и ответственности, удовлетворение его потребностей в знаниях, замена предметноцентрической системы обучения системой антропоцентрической; смена стратегических целей образования и полное подчинение его интересам человека.

Гуманитаризация образования — главное направление обновления образования на этапе перехода человечества от индустриальной к техногенной цивилизации, предполагающее поворот образования к целостному восприятию мира и культуры, прежде всего, к очело­вечиванию знаний и формированию гуманитарного, системного мышления. В условиях могущества современной цивилизации и усложняющихся взаимоотношений между человеком и природой все усилия человечества — и именно в этом высший смысл гуманитаризации образования — должны быть сосредоточены на подготовке человека к человеческим отношениям с природой, на вооружении его пониманием своего места и роли в дальнейшем развитии цивилизации.

Дисциплина — 1) отрасль научного знания; учебный предмет; 2) определенный порядок поведения людей, отвечающий сложив­шимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Деятельностный подход — формирование специфической формы отношения человека к окружающему миру и самому себе, выра­жающейся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Типы и формы Д. п. различаются по субъекту, объекту, функциям и целям: индивидуальный, общественный, производственный, идеологический, политический, научный, культурно-воспитательный, воспроизводящий и твор­ческий.

Европейская система перезачета кредитов (ЕСТ8) — разработана как способ улучшения признания образования для обучения за границей. Она является инструментом, гарантирующим прозрач­ность и позволяющим устанавливать связи между учебными заведениями, расширять возможности выбора для студентов.

Знание — отражение объективных характеристик действитель­ности в сознании человека. Знание — идеально, потому для своего бытия оно нуждается в объективизации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры.

Индивидуальный учебный план студента — перечень содержатель­ных модулей, которые сформированы на основе образовательно- квалификационной программы подготовки и структурированной логической схемы подготовки с учетом индивидуальных потребностей студентов.

Инновационность — способность к инновациям, то есть к таким явлениям, которых не было на предыдущей стадии развития, но которые появились на данной стадии и нашли себе место в общей совокупности института образования. И. может прояв­ляться либо в результате внутренних процессов в системе образо­вания как способность к изобретениям и нововведениям, либо как реакция на воздействие внешних факторов.

Институт — высшее учебное заведение или структурное подраз­деление университета, академии, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательно- профессиональным программам всех уровней в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную и научно-производственную деятельность, имеет высокий кадровый и материально-технический потенциал.

Институционализация — 1) образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах; 2) правовое и организацион­ное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т. д.; 3) образование института.

Институциональный подход — рассмотрение объекта через призму относительно устойчивых типов и форм социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспе­чивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Интернационализация образования — представление всем госу­дарствам и их гражданам равных прав на пользование образова­тельными услугами в любой точке земного шара.

Исследование — вид систематической познавательной деятель­ности, важнейший способ научного познания, направленный на выявление природы и сущности, характера, особенностей изучаемого объекта, определение опосредующих его объективных и субъективных факторов, получение новых знаний и информации. В науковедении обычно выделяют два уровня исследований — эмпирический и теоретический, которые по сути своей и целям различаются конкретно-прикладным и аналитическим характером. Любое И. обязательно строится на определенных методологических подходах и использует соответствующие поставленным целям методы получения достоверных научных знаний.

Исследование социологическое — исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Качество высшего образования — совокупность качеств личности с высшим образованием, отражающая ее профессиональную компе­тентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обуславливает возможность удовлетворять как личностные духов­ные и материальные потребности, так и потребности общества.

Квалификация — (от лат. qualis — какой по качеству и facere — делать) — уровень развития способностей человека, позволяющий выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. К. определяет объем теорети­ческих знаний и практических навыков, которыми владеет человек, является его важнейшей социально-экономической характери­стикой. Скорость освоения К. зависит от соответствия характера и содержания выполняемых работ склонностям человека. В дости­жении высокого уровня К. большое значение имеет обоснованный выбор профессии, которому способствует организация профессио­нальной ориентации.

Коллизии (от лат. collisio) — 1) столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов; 2) расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств.

Компетентность (от компетентный) (от лат. competens (competentis) — соответствующий, способный) — 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем- либо. К. можно рассматривать в виде своеобразной суммы навыков, присущих индивидууму, который сочетает квалификацию в строгом смысле этого слова, социальные поведенческие характеристики и способность работать в группе, инициативность, готовность к риску.

Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — общее согласие по спорным вопросам.

Консерватория — высшее учебное заведение, которое осуществ­ляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательно-профессиональным программам всех уровней в области культуры и искусства — музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисцип­лин, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения. Обучение в консерва­тории предполагает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку музыкантов к профессиональной исполнительской и педагогической деятельности.

Кредиты ЕСТ8 — числовой эквивалент оценки, предназначенной для разделов курса с целью охарактеризовать учебную нагрузку студента, необходимую для их завершения.

Культурологический подход — деятельность, направленная на формирование специфических способов организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Куратор — в современной отечественной системе высшего обра­зования К. — преподаватель, за которым закреплена организа­ционно-воспитательная работа в студенческой группе.

Лицей — это профессионально ориентированное учебное заведе­ние, обеспечивающие завершение общего среднего образования повышенного уровня на заключительной ступени с профессио­нальной профильной подготовкой по направлениям и специаль­ностям высшей школы. Они создаются, как правило, при высших учебных заведениях или на базе научных учреждений, культурных центров, средних школ, располагающих необходимым кадровым и учебно-материальным потенциалом.

Личностно ориентированное обучение — вид обучения, направлен­ный на развитие целостных социальных свойств учащегося и вклю­чение индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Макросоциологические аспекты исследования проблем образова­ния — исследовательские стратегии, внимание в которых концентри­руется на месте образования в социуме, эффективности его функций, взаимосвязи с другими сферами, системном характере образования.

Маркетинг образования — вид деятельности, направленный на изучение стратегии и тактики взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг, образовательных учреждений, организаций- потребителей, личностей обучающихся, посреднических структур, которые производят, продают, покупают и потребляют образова­тельные услуги.

Менталитет — это глубинные, «корневые» мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения. Прояв­ляется в мыслительных привычках и установках восприятия и эмоциональной жизни, в поведении и жизненных ценностях, наследуемых людьми от прошлых поколений. М. — есть субстанция духовная. Складываясь исторически, индивидуальный и общест­венный менталитет является производным культуры того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конеч­но же, образования.

Методика преподавания — частная дидактика, совокупность упо­рядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методы и методики социологического исследования системы образования — разновидность способов познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний в области системы образования; а также многообразие средств адаптации общетеоретических и методологических принципов социологического исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации или какому-либо классу таких ситуаций, к специфике решаемых исследователем задач, к особенностям изучаемого пред­мета и объекта, к организационно-экономическим особенностям системы образования.

Микросоциологические аспекты исследования — исследовательские стратегии, внимание в которых концентрируется на субъектах и социальных механизмах деятельности в системе образования.

Научная школа — коллектив единомышленников, разрабатываю­щих жизненно важные для общества научные проблемы под руководством известного в данной области исследователя, имею­щего теоретические и практические результаты своей деятельности, признанные в научных кругах и сфере производства.

Научные кадры — ученые, которые по основному месту работы и в соответствии с трудовым договором профессионально зани­маются научной, научно-технической, научно-организационной или научно-педагогической деятельностью и имеют соответствующую квалификацию независимо от наличия ученой степени или ученого звания.

Образование — 1) совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; 2) социаль­ный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Образование непрерывное — организация и осуществление образования по принципу, который способствует обеспечению последовательности и преемственности усвоения знаний, их постоянного совершенствования и обновления. О. н. предполагает интегрирование всех его ступеней и видов (дошкольное, школьное, профессиональное, постпрофессиональное) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний на протяжении всей жизни человека.

Образовательно-воспитательные услуги (образовательные услуги) — основной товар, производящийся в учебных заведениях.

Общее среднее образование — образование, получаемое в обще­образовательных школах, гимназиях, лицеях, профессионально- технических училищах, техникумах и колледжах. Основными задачами этой ступени школьного образования являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание и развитие лично­сти ребенка, овладение им первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, основанными главным образом на культурно- историческом материале своей родной местности; навыками учеб­ной и общетрудовой деятельности, культурой речи, межличностных отношений; основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Объект социологии образования — это сфера образования, то есть та социальная среда, где разворачивается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс учения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией.

Параллельная преемственность в образовании — связь между всеми ступенями образования, благодаря которой учащиеся и студенты могут в определенное время менять избранную учебную специаль­ность на ту, которая более соответствует уровню их способностей и характеру интересов.

Предмет социологии образования — это изучение закономерностей функционирования и развития образования, его взаимодействие и взаимовлияние на развитие общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.

Проблемы образования — совокупность проблем, объективно возникающих в процессе функционирования и развития системы образования, противоречия, задачи, требующие решения сред­ствами социального управления.

Профессионально-техническое образование — вид образования, непосредственным образом связанный с потребностями производ­ства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государ­ственной системой образования.

Профессионально-техническое учебное заведение — это учебное заведение, которое обеспечивает реализацию потребности граждан в профессионально-техническом образовании, овладении рабочими профессиями, специальностями, квалификацией, соответствующей их интересам, способностям, состоянию здоровья. Сегодня в Украине существуют такие типы профессионально-технических учебных заведений: профессионально-техническое заведение соответствующего профиля, профессиональное училище социаль­ной реабилитации, высшее профессиональное училище, профес­сионально-художественное училище, художественное профессио­нально-техническое училище, высшее художественное профес­сионально-техническое училище, училище-агрофирма, высшее училище-агрофирма, училище-завод, центр профессионально- технического образования, учебно-производственный центр, центр подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовой комбинат, учебный центр и другие типы учебных заведений, которые дают профессионально-техническое образование.

Реформа образования — система планомерно реализуемых меро­приятий, инициированная и контролируемая соответствующими органами управления, объединенная единой программой, направ­ленная на совершенствование существующего механизма функцио­нирования сферы образования, ее содержательного наполнения и используемых форм в соответствии с требованиями трансфор­мирующегося общества.

Самообразование личности — вид свободной познавательной деятельности личности, направленный на становление образова­тельного потенциала, накопление, систематизацию и обновление знаний. Осуществляется по индивидуально выработанной програм­ме. Инициируется, направляется, регулируется, контролируется самой личностью. В современных условиях реализуется, главным образом, через самообразовательное чтение в определенной системе и последовательности. С. л. — основной метод продолжения образования, обогащения и обновления системы знаний, получен­ных в общеобразовательной и профессиональной школе. Оно является составной частью процесса самовоспитания, самосовер­шенствования личности и выступает средством становления и развития интеллектуальной, нравственной, профессиональной, политической, правовой, эстетической и других видов культуры личности. В зависимости от направленности интересов личности выделяют: профессиональное, правовое, художественно-эстетичес­кое, этическое, экономическое и другие виды самообразования личности.

Саморазвитие — одна из форм самодвижения систем, имеющая позитивную (прогрессивную) направленность. Источник С. — внутренние противоречия, присущие субъекту. Одно из свойств человека — изменять в прогрессивном направлении свой внутрен­ний мир, формализовать и развивать навыки, умения, способности, вырабатывать индивидуально и социально необходимые социаль­ные свойства и качества. С. личности осуществляется как в неосо­знанных формах (подражание, психологическое заражение, игра, стихийная адаптация и др.), когда индивид не задается целью изменить себя собственными усилиями, так и в осознанных — самоконструирование, самосозидание, самосовершенствование, в основе которых лежит целеполагающая деятельность особого рода.

Самореализация личности — всесторонняя актуализация и осуще­ствление внутреннего, присущего человеку потенциала и смысла жизни в одной или многих сферах социальной деятельности, через раскрытие способностей и воплощение целей, планов, программ с пользой для себя и в интересах общества.

Система — это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция.

Социальный институт образования — признаками его являются: социальные функции обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям; наличие общественно выработанных форм образовательных учреждений, их организация и положение в обществе, а также определенных лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе; наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образовательной деятельности лиц, то есть созна­тельно поставленных целей, законов, определяющих деятельность учреждений, права и обязанности лиц, реализующих эти права и обязанности, методы образовательной деятельности (методы обучения, воспитания), материально-технические средства (эконо­мическую базу).

Социокультурная парадигма — совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований.

Социология образования — отрасль социологического знания, рассматривающая образование как социальный институт и социо­культурный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому. Предметом социологии образования является изучение закономерностей функционирования и развития образо­вания, его взаимодействие и взаимовлияние на развитие общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.

Социология самообразования — отрасль социологического знания, предметом которой является самообразование как системное явление: вид свободной познавательной деятельности личности; индивидуальная и социальная потребность (ценность); средство социализации и индивидуализации, саморазвития и само­реализации личности; структурный элемент, подсистема, метод образования; его место и роль (социальные функции) в структуре образа жизни, системе жизнедеятельности социальных групп, общностей и общества; социальная детерминация самообразования, социальная регуляция и социальное управление этим феноменом; взаимодействие самообразования как вида социального конструи­рования и творчества с социальными институтами образования и науки; уровни, виды, типы, характер реализации самообразования как способа накопления, систематизации и обновления знаний; динамика самообразовательной активности различных групп населения.

Статусные характеристики — социальные признаки, определяю­щие позицию индивида или группы в социальной структуре общества. С. х. обусловлены как природными признаками (пол, возраст и т. д.), предписанными (социальное происхождение), так и достигнутыми (образование, профессия, образ жизни, материаль­ное положение и др.).

Стратегические задачи современного образования — задачи, зависящие от анализа знаний об объекте и предмете исследования и, следовательно, от возможности формулирования гипотез эмпи­рического исследования.

Студенчество — социально-демографическая группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта С. — его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции. Этим же определяется и внутренняя неоднородность С. не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профес­сионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Непродолжительное пребывание в этой группе (4— 5 лет) является одной из форм социального перемещения и служит своего рода ступенькой перехода молодежи из различных социаль­ных групп в профессиональные группы работников умственного труда высшей квалификации.

Техникум (училище) — высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, которое осуще­ствляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательно-профессиональным программам младшего спе­циалиста, имеет необходимый кадровый потенциал и материально- техническую базу.

Университет (классический университет) — многопрофильное высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку спе­циалистов высшего образования по широкому спектру естествен­ных, гуманитарных, технических и других направлений науки, техники и культуры по образовательно-профессиональным про­граммам всех уровней, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, способствует расширению научных знаний и осуществ­ляет культурно-просветительскую деятельность среди населения, имеет развитую инфраструктуру научных и научно-производствен­ных предприятий и организаций, высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения такой деятельности.

«Утечка умов» — термин, возникший в 40—50-х годах и перво­начально обозначающий процесс оттока выпускников универси­тетов Европы (стран, наиболее пострадавших во Второй мировой войне) в США. В 60-е годы к этому процессу подключились страны Азии и Африки. А в 80—90-е годы — страны Восточной Европы. Суть понятия «У. умов» — отток высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров за рубеж.

Учебно-научно-производственный центр — качественно новая форма подготовки высококвалифицированных работников и специалистов. Его главными задачами являются: формирование общей культуры обучающихся; самоопределение личности, созда­ние условий для ее самореализации; соблюдение закона о правах детей, принятого ООН; предоставление учащимся оптимальных возможностей для получения широкого общего образования; подготовка специалистов по массовым профессиям производства; овладение иностранными языками, а также навыками в области механизированной обработки информации; получение прибыли от практической деятельности Учебного центра для дальнейшего развития материально-технической и социальной базы.

Ценностное сознание — одна из сторон, образующих человеческое сознание. Является сердцевиной духовной жизни личности и общества. Представляет совокупность идей, взглядов, чувств, настроений, которая характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Цивилизация — собственно социальная, отличная от кровно­родственной и традиционно-этнической, форма организации целостности общественной жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов, их первичных базисных общностей в процессе воспроизводства и перераспределения общественного богатства, обеспечивающего ее существование и прогрессивное развитие. Определенная ступень общественного развития, составляющая сущность всемирной истории и характеризующаяся только ей присущими индивидуальными чертами, прежде всего уровнем развития материальной и духовной культуры. Современная цивили­зация, следующая за дикостью и варварством, включает в себя три наиболее значимых этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный (технотронный). Каждый новый цивилиза- ционный виток в развитии человечества с неизбежностью порож­дает свои глобальные проблемы, характерные для данного этапа, выявляет специфику их проявления и решения в различных регионах планеты.

Школа — среднее учебное заведение, призванное обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности ребенка в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств и воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали. На этой ступени выявляются типо­логические характеристики личности, развиваются способности, интересы, качественные ориентации. Диагностика этих качеств, а при необходимости их активная коррекция, призваны помочь самовыражению учащегося, выбору им направления своей дальнейшей учебной или трудовой деятельности.

СПИСОК ПЕРСОНАЛИЙ

Альборнос О. — исследовал пределы влияния общества на систему образования и значение ее автономии, позволяющей нейтрализовать последствия изменений экономической конъюнктуры, смены политических режимов, идеологические факторы.

Арчер М. — выдвинул предложение о выделении из социологии образования «социологию образовательных систем» как самостоя­тельную научную дисциплину.

Астахова В. И. (1935) — украинский социолог, доктор истори­ческих наук, профессор, специалист в области социологии образо­вания и проблем формирования интеллектуального потенциала общества. С начала 90-х годов активно занимается проблемами приватного образования. Является ведущим в Украине теоретиком и практиком в этой области. Автор значительного числа моногра­фических изданий, посвященных проблемам образования, среди которых: «Советская интеллигенция и ее роль в социальном прог­рессе» (1976), «Глобальные проблемы образования и особенности их проявления в Украине» (1994), «Приватная высшая школа в объективе времени: украинский вариант» (1999), в которых раскрывается инновационный подход к анализу образования как процесса, социального института и важнейшего канала социальной мобильности. В многочисленных научных статьях и публикациях В. И. Астаховой также рассматриваются вопросы гуманизации, демократизации и автономизации системы образования, эффектив­ности и специфики функционирования ее различных форм.

Астахова Е. В. (1959) — доктор исторических наук, профессор, специалист в области образования, проблем формирования кадрового потенциала высшей школы. Активно разрабатывает вопросы, связанные с трансформацией социальных функций высшей школы, развития системы высшего образования; проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Автор публикаций, посвященных этой проблематике, среди которых: «Трансформация социальных функций высшего образования в современных условиях» 1999).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: