- Предметно-тематические основы социологии образования.
- Задачи и функции социологии образования.
- Место социологии образования в системе наук об обществе
- Основные подходы к исследованию сущности образования.
- Образование как социальный институт: структурный аспект.
- Функции института образования.
- Проблемы образования в философско-педагогической традиции.
- Основные этапы развития социологии образования.
- Теоретические истоки формирования социологии образования.
- Период институционализации социологии образования как самостоятельной отрасли научного знания.
- Концепция образования Э. Дюркгейма.
- Основные парадигмы в социологии образования: общая характеристика.
- Структуралистская парадигма в социологии образования.
- Функционалистская парадигма в социологии образования.
- Феноменологическая парадигма в социологии образования.
- Гуманистическая парадигма в социологии образования.
- Постмодернистское направление в социологии образования.
- Образование в эпоху постмодернити: концепция З. Баумана.
- Гендерный подход в социологии образования.
- Концепции социального неравенства в образовании.
- История российской социологии образования: основные этапы развития.
- Образование как социокультурный феномен: общая характеристика.
- Образование и воспитание в древних цивилизациях Востока.
- Система образования в Древней Греции и Древнем Риме.
- Специфика образования в период Средневековья.
- Становление института образования в эпоху Европейского Возрождения и Просвещения.
- История формирования системы образования в России: основные этапы.
- Система образования в советской России.
- Сравнительный анализ систем образования в странах Европы и Америки.
- Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности.
- Основные тенденции развития платного образования в различных странах мира.
- Процессы коммерциализации в системе российского высшего образования.
- Система оценки качества высшего образования в странах Европы и Америки: сравнительный обзор.
- Проблемы реформирования российской системы образования.
ГЛОССАРИЙ
|
Адаптивность — (от лат. аёар1аге — приспособлять) способность к приспособлению: 1) способность к приспособлению самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды; 2) в теории Т. Парсонса А. — вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.
Академия — высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательно-профессиональным программам всех уровней в отдельной определенной отрасли знаний и производства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Болонская декларация — подписана в 1999 году в Болонье представителями органов власти, которые отвечают за высшее образование в 29 европейских странах. Этой декларацией определено три основные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность и спрос на рынке труда.
Болонский процесс — процесс интеграции европейского высшего образования с целью повышения его конкурентоспособности. Начало Б. п. положила Сорбоннская декларация, которая была подписана в Сорбонне 25 мая 1998 года.
|
Вертикальная мобильность в образовании — связь между всеми ступенями образования, благодаря которой учащиеся и студенты могут переходить без потерь времени от низших к высшим уровням образования.
Виды и типы учебных заведений — деление всей сети учебных заведений в соответствии с различными критериями: формой финансирования (государственные и негосударственные), уровнем подготовки (общие и специальные), отношением к религии (светские и религиозные), прочие. Многокритериальное разделение учебных заведений связано с необходимостью реализации цели образования, в широком смысле этого слова, как подготовки: всесторонне развитой личности; доброприличных отца или матери семейства; добропорядочного гражданина; добросовестного квалифицированного работника.
Высшее учебное заведение — это субъект образовательной деятельности, который функционирует с целью удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства. Главными задачами являются: осуществление образовательной деятельности определенного направления, обеспечивающей подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и соответствующей стандартам высшего образования; осуществление научной и научно-технической, творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности; обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием; осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров. ВУЗ в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, нормативными актами Министерства образования и науки Украины, других министерств и ведомств.
|
Воспитание — процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: «знания» — «убеждения» — «практическая деятельность».
Генезис — возникновение, происхождение, становление того или иного предмета, явления, процесса, мысли, учения.
Гимназия — это общеобразовательное учебное заведение, обеспечивающее получение общего среднего образования повышенного уровня, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование интеллектуальной, высококультурной личности.
Глобализация — многоаспектное явление, оказывающее глубочайшее преобразующее воздействие на все сферы общественного бытия, в том числе на сферу образования. Это связано с процессами становления транснационального образования, международных гарантий качества образования, региональной и межрегиональной кооперации образовательных систем и мн. др. Г. имеет экономический, политический, культурный и технологический аспекты. Процессы Г. диктуют сегодня миру не просто обновление содержания образования в масштабах всей планеты, а полную смену образовательной парадигмы.
Гражданственность — состояние сознания, духовно-моральная ценность, мировоззренческо-психологическая характеристика человека, обусловленная его государственной самоидентификацией, осознанием принадлежности к конкретной стране.
Гуманизация образования — направленность всего образовательного процесса на человека, его благо, развитие его задатков, формирование его свободы и ответственности, удовлетворение его потребностей в знаниях, замена предметноцентрической системы обучения системой антропоцентрической; смена стратегических целей образования и полное подчинение его интересам человека.
Гуманитаризация образования — главное направление обновления образования на этапе перехода человечества от индустриальной к техногенной цивилизации, предполагающее поворот образования к целостному восприятию мира и культуры, прежде всего, к очеловечиванию знаний и формированию гуманитарного, системного мышления. В условиях могущества современной цивилизации и усложняющихся взаимоотношений между человеком и природой все усилия человечества — и именно в этом высший смысл гуманитаризации образования — должны быть сосредоточены на подготовке человека к человеческим отношениям с природой, на вооружении его пониманием своего места и роли в дальнейшем развитии цивилизации.
Дисциплина — 1) отрасль научного знания; учебный предмет; 2) определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
Деятельностный подход — формирование специфической формы отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающейся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Типы и формы Д. п. различаются по субъекту, объекту, функциям и целям: индивидуальный, общественный, производственный, идеологический, политический, научный, культурно-воспитательный, воспроизводящий и творческий.
Европейская система перезачета кредитов (ЕСТ8) — разработана как способ улучшения признания образования для обучения за границей. Она является инструментом, гарантирующим прозрачность и позволяющим устанавливать связи между учебными заведениями, расширять возможности выбора для студентов.
Знание — отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание — идеально, потому для своего бытия оно нуждается в объективизации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры.
Индивидуальный учебный план студента — перечень содержательных модулей, которые сформированы на основе образовательно- квалификационной программы подготовки и структурированной логической схемы подготовки с учетом индивидуальных потребностей студентов.
Инновационность — способность к инновациям, то есть к таким явлениям, которых не было на предыдущей стадии развития, но которые появились на данной стадии и нашли себе место в общей совокупности института образования. И. может проявляться либо в результате внутренних процессов в системе образования как способность к изобретениям и нововведениям, либо как реакция на воздействие внешних факторов.
Институт — высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательно- профессиональным программам всех уровней в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную и научно-производственную деятельность, имеет высокий кадровый и материально-технический потенциал.
Институционализация — 1) образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах; 2) правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т. д.; 3) образование института.
Институциональный подход — рассмотрение объекта через призму относительно устойчивых типов и форм социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Интернационализация образования — представление всем государствам и их гражданам равных прав на пользование образовательными услугами в любой точке земного шара.
Исследование — вид систематической познавательной деятельности, важнейший способ научного познания, направленный на выявление природы и сущности, характера, особенностей изучаемого объекта, определение опосредующих его объективных и субъективных факторов, получение новых знаний и информации. В науковедении обычно выделяют два уровня исследований — эмпирический и теоретический, которые по сути своей и целям различаются конкретно-прикладным и аналитическим характером. Любое И. обязательно строится на определенных методологических подходах и использует соответствующие поставленным целям методы получения достоверных научных знаний.
Исследование социологическое — исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Качество высшего образования — совокупность качеств личности с высшим образованием, отражающая ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обуславливает возможность удовлетворять как личностные духовные и материальные потребности, так и потребности общества.
Квалификация — (от лат. qualis — какой по качеству и facere — делать) — уровень развития способностей человека, позволяющий выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. К. определяет объем теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет человек, является его важнейшей социально-экономической характеристикой. Скорость освоения К. зависит от соответствия характера и содержания выполняемых работ склонностям человека. В достижении высокого уровня К. большое значение имеет обоснованный выбор профессии, которому способствует организация профессиональной ориентации.
Коллизии (от лат. collisio) — 1) столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов; 2) расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств.
Компетентность (от компетентный) (от лат. competens (competentis) — соответствующий, способный) — 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем- либо. К. можно рассматривать в виде своеобразной суммы навыков, присущих индивидууму, который сочетает квалификацию в строгом смысле этого слова, социальные поведенческие характеристики и способность работать в группе, инициативность, готовность к риску.
Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — общее согласие по спорным вопросам.
Консерватория — высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательно-профессиональным программам всех уровней в области культуры и искусства — музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения. Обучение в консерватории предполагает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку музыкантов к профессиональной исполнительской и педагогической деятельности.
Кредиты ЕСТ8 — числовой эквивалент оценки, предназначенной для разделов курса с целью охарактеризовать учебную нагрузку студента, необходимую для их завершения.
Культурологический подход — деятельность, направленная на формирование специфических способов организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Куратор — в современной отечественной системе высшего образования К. — преподаватель, за которым закреплена организационно-воспитательная работа в студенческой группе.
Лицей — это профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающие завершение общего среднего образования повышенного уровня на заключительной ступени с профессиональной профильной подготовкой по направлениям и специальностям высшей школы. Они создаются, как правило, при высших учебных заведениях или на базе научных учреждений, культурных центров, средних школ, располагающих необходимым кадровым и учебно-материальным потенциалом.
Личностно ориентированное обучение — вид обучения, направленный на развитие целостных социальных свойств учащегося и включение индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Макросоциологические аспекты исследования проблем образования — исследовательские стратегии, внимание в которых концентрируется на месте образования в социуме, эффективности его функций, взаимосвязи с другими сферами, системном характере образования.
Маркетинг образования — вид деятельности, направленный на изучение стратегии и тактики взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг, образовательных учреждений, организаций- потребителей, личностей обучающихся, посреднических структур, которые производят, продают, покупают и потребляют образовательные услуги.
Менталитет — это глубинные, «корневые» мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения. Проявляется в мыслительных привычках и установках восприятия и эмоциональной жизни, в поведении и жизненных ценностях, наследуемых людьми от прошлых поколений. М. — есть субстанция духовная. Складываясь исторически, индивидуальный и общественный менталитет является производным культуры того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конечно же, образования.
Методика преподавания — частная дидактика, совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.
Методы и методики социологического исследования системы образования — разновидность способов познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний в области системы образования; а также многообразие средств адаптации общетеоретических и методологических принципов социологического исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации или какому-либо классу таких ситуаций, к специфике решаемых исследователем задач, к особенностям изучаемого предмета и объекта, к организационно-экономическим особенностям системы образования.
Микросоциологические аспекты исследования — исследовательские стратегии, внимание в которых концентрируется на субъектах и социальных механизмах деятельности в системе образования.
Научная школа — коллектив единомышленников, разрабатывающих жизненно важные для общества научные проблемы под руководством известного в данной области исследователя, имеющего теоретические и практические результаты своей деятельности, признанные в научных кругах и сфере производства.
Научные кадры — ученые, которые по основному месту работы и в соответствии с трудовым договором профессионально занимаются научной, научно-технической, научно-организационной или научно-педагогической деятельностью и имеют соответствующую квалификацию независимо от наличия ученой степени или ученого звания.
Образование — 1) совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; 2) социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.
Образование непрерывное — организация и осуществление образования по принципу, который способствует обеспечению последовательности и преемственности усвоения знаний, их постоянного совершенствования и обновления. О. н. предполагает интегрирование всех его ступеней и видов (дошкольное, школьное, профессиональное, постпрофессиональное) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний на протяжении всей жизни человека.
Образовательно-воспитательные услуги (образовательные услуги) — основной товар, производящийся в учебных заведениях.
Общее среднее образование — образование, получаемое в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, профессионально- технических училищах, техникумах и колледжах. Основными задачами этой ступени школьного образования являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание и развитие личности ребенка, овладение им первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, основанными главным образом на культурно- историческом материале своей родной местности; навыками учебной и общетрудовой деятельности, культурой речи, межличностных отношений; основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Объект социологии образования — это сфера образования, то есть та социальная среда, где разворачивается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс учения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией.
Параллельная преемственность в образовании — связь между всеми ступенями образования, благодаря которой учащиеся и студенты могут в определенное время менять избранную учебную специальность на ту, которая более соответствует уровню их способностей и характеру интересов.
Предмет социологии образования — это изучение закономерностей функционирования и развития образования, его взаимодействие и взаимовлияние на развитие общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.
Проблемы образования — совокупность проблем, объективно возникающих в процессе функционирования и развития системы образования, противоречия, задачи, требующие решения средствами социального управления.
Профессионально-техническое образование — вид образования, непосредственным образом связанный с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования.
Профессионально-техническое учебное заведение — это учебное заведение, которое обеспечивает реализацию потребности граждан в профессионально-техническом образовании, овладении рабочими профессиями, специальностями, квалификацией, соответствующей их интересам, способностям, состоянию здоровья. Сегодня в Украине существуют такие типы профессионально-технических учебных заведений: профессионально-техническое заведение соответствующего профиля, профессиональное училище социальной реабилитации, высшее профессиональное училище, профессионально-художественное училище, художественное профессионально-техническое училище, высшее художественное профессионально-техническое училище, училище-агрофирма, высшее училище-агрофирма, училище-завод, центр профессионально- технического образования, учебно-производственный центр, центр подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовой комбинат, учебный центр и другие типы учебных заведений, которые дают профессионально-техническое образование.
Реформа образования — система планомерно реализуемых мероприятий, инициированная и контролируемая соответствующими органами управления, объединенная единой программой, направленная на совершенствование существующего механизма функционирования сферы образования, ее содержательного наполнения и используемых форм в соответствии с требованиями трансформирующегося общества.
Самообразование личности — вид свободной познавательной деятельности личности, направленный на становление образовательного потенциала, накопление, систематизацию и обновление знаний. Осуществляется по индивидуально выработанной программе. Инициируется, направляется, регулируется, контролируется самой личностью. В современных условиях реализуется, главным образом, через самообразовательное чтение в определенной системе и последовательности. С. л. — основной метод продолжения образования, обогащения и обновления системы знаний, полученных в общеобразовательной и профессиональной школе. Оно является составной частью процесса самовоспитания, самосовершенствования личности и выступает средством становления и развития интеллектуальной, нравственной, профессиональной, политической, правовой, эстетической и других видов культуры личности. В зависимости от направленности интересов личности выделяют: профессиональное, правовое, художественно-эстетическое, этическое, экономическое и другие виды самообразования личности.
Саморазвитие — одна из форм самодвижения систем, имеющая позитивную (прогрессивную) направленность. Источник С. — внутренние противоречия, присущие субъекту. Одно из свойств человека — изменять в прогрессивном направлении свой внутренний мир, формализовать и развивать навыки, умения, способности, вырабатывать индивидуально и социально необходимые социальные свойства и качества. С. личности осуществляется как в неосознанных формах (подражание, психологическое заражение, игра, стихийная адаптация и др.), когда индивид не задается целью изменить себя собственными усилиями, так и в осознанных — самоконструирование, самосозидание, самосовершенствование, в основе которых лежит целеполагающая деятельность особого рода.
Самореализация личности — всесторонняя актуализация и осуществление внутреннего, присущего человеку потенциала и смысла жизни в одной или многих сферах социальной деятельности, через раскрытие способностей и воплощение целей, планов, программ с пользой для себя и в интересах общества.
Система — это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция.
Социальный институт образования — признаками его являются: социальные функции обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям; наличие общественно выработанных форм образовательных учреждений, их организация и положение в обществе, а также определенных лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе; наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образовательной деятельности лиц, то есть сознательно поставленных целей, законов, определяющих деятельность учреждений, права и обязанности лиц, реализующих эти права и обязанности, методы образовательной деятельности (методы обучения, воспитания), материально-технические средства (экономическую базу).
Социокультурная парадигма — совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований.
Социология образования — отрасль социологического знания, рассматривающая образование как социальный институт и социокультурный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому. Предметом социологии образования является изучение закономерностей функционирования и развития образования, его взаимодействие и взаимовлияние на развитие общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.
Социология самообразования — отрасль социологического знания, предметом которой является самообразование как системное явление: вид свободной познавательной деятельности личности; индивидуальная и социальная потребность (ценность); средство социализации и индивидуализации, саморазвития и самореализации личности; структурный элемент, подсистема, метод образования; его место и роль (социальные функции) в структуре образа жизни, системе жизнедеятельности социальных групп, общностей и общества; социальная детерминация самообразования, социальная регуляция и социальное управление этим феноменом; взаимодействие самообразования как вида социального конструирования и творчества с социальными институтами образования и науки; уровни, виды, типы, характер реализации самообразования как способа накопления, систематизации и обновления знаний; динамика самообразовательной активности различных групп населения.
Статусные характеристики — социальные признаки, определяющие позицию индивида или группы в социальной структуре общества. С. х. обусловлены как природными признаками (пол, возраст и т. д.), предписанными (социальное происхождение), так и достигнутыми (образование, профессия, образ жизни, материальное положение и др.).
Стратегические задачи современного образования — задачи, зависящие от анализа знаний об объекте и предмете исследования и, следовательно, от возможности формулирования гипотез эмпирического исследования.
Студенчество — социально-демографическая группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта С. — его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции. Этим же определяется и внутренняя неоднородность С. не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Непродолжительное пребывание в этой группе (4— 5 лет) является одной из форм социального перемещения и служит своего рода ступенькой перехода молодежи из различных социальных групп в профессиональные группы работников умственного труда высшей квалификации.
Техникум (училище) — высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательно-профессиональным программам младшего специалиста, имеет необходимый кадровый потенциал и материально- техническую базу.
Университет (классический университет) — многопрофильное высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов высшего образования по широкому спектру естественных, гуманитарных, технических и других направлений науки, техники и культуры по образовательно-профессиональным программам всех уровней, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, способствует расширению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность среди населения, имеет развитую инфраструктуру научных и научно-производственных предприятий и организаций, высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения такой деятельности.
«Утечка умов» — термин, возникший в 40—50-х годах и первоначально обозначающий процесс оттока выпускников университетов Европы (стран, наиболее пострадавших во Второй мировой войне) в США. В 60-е годы к этому процессу подключились страны Азии и Африки. А в 80—90-е годы — страны Восточной Европы. Суть понятия «У. умов» — отток высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров за рубеж.
Учебно-научно-производственный центр — качественно новая форма подготовки высококвалифицированных работников и специалистов. Его главными задачами являются: формирование общей культуры обучающихся; самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; соблюдение закона о правах детей, принятого ООН; предоставление учащимся оптимальных возможностей для получения широкого общего образования; подготовка специалистов по массовым профессиям производства; овладение иностранными языками, а также навыками в области механизированной обработки информации; получение прибыли от практической деятельности Учебного центра для дальнейшего развития материально-технической и социальной базы.
Ценностное сознание — одна из сторон, образующих человеческое сознание. Является сердцевиной духовной жизни личности и общества. Представляет совокупность идей, взглядов, чувств, настроений, которая характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Цивилизация — собственно социальная, отличная от кровнородственной и традиционно-этнической, форма организации целостности общественной жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов, их первичных базисных общностей в процессе воспроизводства и перераспределения общественного богатства, обеспечивающего ее существование и прогрессивное развитие. Определенная ступень общественного развития, составляющая сущность всемирной истории и характеризующаяся только ей присущими индивидуальными чертами, прежде всего уровнем развития материальной и духовной культуры. Современная цивилизация, следующая за дикостью и варварством, включает в себя три наиболее значимых этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный (технотронный). Каждый новый цивилиза- ционный виток в развитии человечества с неизбежностью порождает свои глобальные проблемы, характерные для данного этапа, выявляет специфику их проявления и решения в различных регионах планеты.
Школа — среднее учебное заведение, призванное обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности ребенка в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств и воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали. На этой ступени выявляются типологические характеристики личности, развиваются способности, интересы, качественные ориентации. Диагностика этих качеств, а при необходимости их активная коррекция, призваны помочь самовыражению учащегося, выбору им направления своей дальнейшей учебной или трудовой деятельности.
СПИСОК ПЕРСОНАЛИЙ
Альборнос О. — исследовал пределы влияния общества на систему образования и значение ее автономии, позволяющей нейтрализовать последствия изменений экономической конъюнктуры, смены политических режимов, идеологические факторы.
Арчер М. — выдвинул предложение о выделении из социологии образования «социологию образовательных систем» как самостоятельную научную дисциплину.
Астахова В. И. (1935) — украинский социолог, доктор исторических наук, профессор, специалист в области социологии образования и проблем формирования интеллектуального потенциала общества. С начала 90-х годов активно занимается проблемами приватного образования. Является ведущим в Украине теоретиком и практиком в этой области. Автор значительного числа монографических изданий, посвященных проблемам образования, среди которых: «Советская интеллигенция и ее роль в социальном прогрессе» (1976), «Глобальные проблемы образования и особенности их проявления в Украине» (1994), «Приватная высшая школа в объективе времени: украинский вариант» (1999), в которых раскрывается инновационный подход к анализу образования как процесса, социального института и важнейшего канала социальной мобильности. В многочисленных научных статьях и публикациях В. И. Астаховой также рассматриваются вопросы гуманизации, демократизации и автономизации системы образования, эффективности и специфики функционирования ее различных форм.
Астахова Е. В. (1959) — доктор исторических наук, профессор, специалист в области образования, проблем формирования кадрового потенциала высшей школы. Активно разрабатывает вопросы, связанные с трансформацией социальных функций высшей школы, развития системы высшего образования; проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Автор публикаций, посвященных этой проблематике, среди которых: «Трансформация социальных функций высшего образования в современных условиях» 1999).