Городской конкурс
"Жизнь без сигарет"
Исследовательская работа
"Состав табачного дыма и его влияние на человека"
выполнили:
Ученица МБОУСОШ школы №101 9 класса "В"
Зимницкая Мария Викторовна
Преподаватель по химии
Гавриленко Наталья Ивановна
Оглавление
Введение.
Основная часть.
История табака...........................................................................................................4-5
Состав табачного дыма...............................................................................................6
Влияние курения на организм человека.......................................................................7-8
Подросток и сигареты...............................................................................................9
Экспериментальная часть.
Анкетирование и его анализ........................................................................................10
Изучения влияния табачного дыма на организм человека........................................11
Опыт по «выкуриванию сигареты».........................................................................11
Получение растворов веществ, содержащихся в дыме сигарет, и определение реакции среды табачного дыма........................................................................................................12
Обнаружение опасных веществ в растворе табачного дыма..............................13-14
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
Введение
«Курящий человек, смело смотрит в глаза смерти.»
Марк Твен
«Мысли и афоризмы»
В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию нашей страны, которая распространилась не только среди мужчин и женщин, но и среди подростков, что является существенной угрозой для здоровья граждан.
По данным информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет количество курильщиков в России увеличилось на 440 тысяч человек. Курение в нашей стране является самой распространенной вредной привычкой. В настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин. Приобщение к курению начинается с раннего подросткового возраста: мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки – в 13-14 лет. В школе, где я учусь, также много курящих подростков.
|
Всем известны последствия табакокурения: болезни сердца, хронический бронхит, рак лёгких, рак гортани и т.д. В табачном дыме содержится более 4000 химических соединений, из них более 40 особо опасны, так как вызывают рак, а также несколько сотен ядов. Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения за год! Температура тлеющей сигареты 700-900 градусов! Легкие курильщика со стажем – черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом.Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма
Во многих странах мира развернута активная борьба с употреблением
табачной продукции. В Российской Федерации 10.06.2001 г. принят
федеральный Закон «Об ограничении курения табака», который определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения
заболеваемости населения. Для усиления борьбы с табакокурением 23
февраля 2013 года в России был принят закон: «Об охране здоровья граждан
от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребление табака».
|
Таким образом, проблема борьбы с курением очень актуальна и решение её в первую очередь зависит от сознательности самих людей. Мне не безразлична судьба моих друзей, я хочу общаться с ними, но не хочу быть пассивным курильщиком. Поэтому я решила на практике подтвердить вредное воздействие сигарет, ознакомить с результатами своей работы учащихся моей школы, чтобы они дорожили свои здоровьем и здоровьем окружающих.
И поэтому целью моей работы является:
Изучить, состав табачного дыма и его влияние на человека?
Задачи:
1. Изучить литературу:
О вреде курения как социальной проблеме общества;
О составе табачного дыма и влиянии курения на организм человека (в частности подросткового возраста).
2. Путем анкетирования обучающихся 6-11 классов МБОУ СОШ № 101 города Ростова-на –Дону выявить их отношение к курению.
3. Экспериментальным путем доказать наличие вредных веществ в растворах табачного дыма.
4. Ознакомить обучающихся нашей школы с результатами проделанной работы.
Основная часть
2.1. История табака
Родина табака – Центральная Америка. Потребление табака в Америке насчитывает 1000 лет. Возможно, курение табака индейцами возникло на религиозной основе. Заметив своеобразное действие на организм дыма некоторых трав, они считали его волшебным. Раскуривая трубку, первые клубы дыма жрецы направляли в сторону Солнца, где, по верованию индейцев живет Маниту- бог всего сущего. Постепенно курение табака из центральной Америки распространилось на другие части Северной и Южной Америки. Быстрому распространению табака способствовало его свойство – неудержимая тяга человека к курению, с которой человеку было очень трудно совладать. Ему приписывались необыкновенные свойства. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает злых духов. Табак считался успокаивающим и стимулирующим средством. А так как никто не проводил исследования свойств табака,этому верили. Потребность оказалась столь большой, что северо-американские провинции Виргиния и Мериленд стали выращивать в основном только табак. К концу 16 века курение проникло в Испанию. Португалию, Францию, Англию и Голландию. 30-летняя война способствовала проникновения курения в Германию, Швецию. В Россию табак был завезен в 1585 году через Архангельск и стал культивироваться на российских землях.
|
В конце 19 века ведется активная борьба против производства табака и курения. В США принимаются законы о запрете продажи табачных изделий несовершеннолетним (до 24 лет), а в 14 штатах запретили производство. сбыт хранение,рекламу и курение. В СССР против курения активно выступали в 1928-1931 годах. В последующие годы эта борьба только декларировалась, но к положительным результатам не приводила. Сейчас в мире выращивается 60 сортов табака.
Табак выращивается в Америке, Европе.Азии, Австралии. Очень крупными производителями являются США и Болгария. В России табак выращивается в небольшом количестве в Краснодарском крае. Эта культура заняла очень важное место в мировом сельском хозяйстве.
Итак, в борьбе табак оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты, торговцы. Которые получали баснословные прибыли. Была создана мощная табачная индустрия. Привычка к курению подкреплялась мощной рекламой, в которой курение подается только в положительном свете. Табак быстро распространялся по планете. Вначале курили сигары, в середине 19 века появились папиросы, во 2-ой половине 20 века –сигареты. Курили также особый вид табака - махорку, из которой бедные люди сворачивали самокрутки. Табачная отрасль –агрессор, который сознательно убивает людей. Растут поставки сигарет в развивающиеся страны и к нам в Россию. Западные медики оценивают это как химическую войну.У нас в стране -98 табачных фабрик, 38 –очень крупные. И это несмотря на то,что 10 июля 2001 года президентом России Путиным В.В. был подписан закон «Об ограничении курения табака». По данным Всемирной организации здравоохранения от курения в мире умирает каждый 5-ый. По данным Всемирной организации Здравоохранения Россия занимает первое место по потреблению табака в мире, а также первое место по подростковому курению. Данные о распространение курения среди взрослого населения в различных регионах мира отражены в табл. 1 (приложение 1)
2.2. Состав табачного дыма
В момент затяжки дымом сигареты температура на ее конце достигает 60 градусов и выше. В таких термических условиях происходит возгонка табака из папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, данные отражены в диаграмме (приложение 2) и таблице 2(приложение 3). Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.
Сигарета содержит обычно несколько миллиграммов никотина. В дым, который вдыхает курильщик, попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. Курильщики стремятся насытить организм определенной дозой никотина, при которой достигается желаемый психологический эффект: чувство прилива сил, некоторого успокоения.
Оксид углерода (II) или угарный газ (CО), обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови - гемоглобин. Образующийся при этом карбоксигемоглобин неспособен переносить кислород; в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Установлено, что при выкуривании пачки сигарет человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате концентрация карбоксигемоглобина в крови возрастает до 7-10 процентов. Таким образом, все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке. Тем, кто курит, полезно знать состав табачного дыма и вызываемые его компонентами болезни
2.3.Влияние курения на организм человека
Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение.
Когда же приобщаются к курению? В основном в школьном возрасте. «Пики» относятся к 14, 17 и 19 годам. Незначительное снижение числа курящих наблюдается после 25 лет. Как уже было сказано выше, после первой затяжки, никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд. Никотин как бы «улучшает» связь между клетками мозга, облегчая проведение нервных импульсов. Мозговые процессы благодаря никотину на время возбуждаются, но затем надолго тормозятся. Ведь мозгу нужен отдых. Но коварство никотина не только в этом. Оно проявляется при длительном курении. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам, которые в некоторой степени облегчают его работу. И вот сам начинает их требовать, не желая особенно перетруждаться. Вступает в свои права закон биологической лени. Чтобы поддержать нормальное самочувствие, курильщику приходиться «подкармливать» свой мозг никотином, а иначе появляются беспокойство, раздражительность, нервозность. Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, — удел всех курильщиков. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губ, языка, гортани, трахеи. Поражение сердца и сосудов у людей, много и систематически курящих является следствием нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения. Научные исследования и клинические наблюдения неоспоримо свидетельствуют: многолетнее курение способствует возникновению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине есть термин «Пассивное курение» - вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нём продуктами курения табака другими людьми. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.
2.4. Подросток и сигареты
Установлено, что подростки начинают курить с 13 – 14 лет и причиной тому нередко становились взрослые, в основном родители.
Пример некурящих отца и матери лучше всех нравоучений или внушений убедит в ненужности и вреде курения. И наоборот, ребенок, привыкший видеть родителей либо родственников с сигаретой в руках, воспринимает курение как нечто естественное. К тому же, по ошибочным представлениям подростка, курение - признак мужества, самостоятельности, к которым он стремится в силу возрастных особенностей.Головокружение, тошноту, иногда рвоту - симптомы, сопровождающие первую сигарету, подросток тщательно скрывает от окружающих, особенно от товарищей, среди которых ему не хотелось бы терять «авторитет». Чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и к неврозам. Исследования, проведенные в нескольких московских школах, показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточная насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов.
Экспериментальная часть
3.1. Анкетирование и его анализ
Первая практическая часть работы - выявление отношения учащихся нашей школы к курению, популярности различных марок сигарет, а также причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, на основе анкетирования, которое проводилось в 6 – 11 классах (приложение3). По результатам анкетирования были сделаны выводы:
• основной возраст, когда начинают курить — 11-14 лет;
• 65% от числа опрошенных учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
• 50% не знают состав сигаретного дыма;
• 70% знают о свойствах никотина;
• 56% знают о последствиях курения;
• 60% учащихся отрицательно относятся к тому, что их друзья курят;
По результатам анкетирования табачную продукцию из числа опрошенных употребляют 24,3% учащихся. С 6 по 9 класс с увеличением возраста учащихся процент курящих растет: в 6-7-х классах — 5 % (от общего числа учащихся), в 8-х — 21%, в 9-х —23 %; в старших классах наблюдается снижение количества курящих учащихся: в 10-х — 0%, в 11-х — 8 % диаграмма 1(приложение4).Среди причин, побудивших учащихся к курению, можно выделить: влияние друзей — 31%, влияние кумиров — 8%, любопытство — 18%, стресс— 24%, «чтобы быть крутым» - 7%, 2 % ответили – «курю, сам не знаю зачем». Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, отрицательно относясь к курению своих друзей, 24,3% учащихся курят.. Вывод: Исходя из проработанного нами теоретического материала, мы пришли к заключению, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.
3.2. Изучения влияния табачного дыма на организм человека
3.2. 1.Опыт по «выкуриванию сигареты»
Почему от курения умирает каждый пятый? Что есть курение? Курение –это самоотравление табачным дымом. Затяжка табачным дымом-отравление. Наша задача, понять физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань. Для этого мы изготавливаем прибор для курения. Прибор для курения сможет продемонстрировать, как смолистые вещества немедленно проникают рот и легкие.
Прибор: пластиковая бутылка с крышкой, в которой есть отверстие. В него помещается сигарета, для герметичности используется пластилин. Под крышку вставляется ватный тампон. Делаем «выдох», заворачиваем крышку, зажигаем сигарету. Ослабляем давление на бутылочку, т.е. делаем вдох-«затяжку» и начинаем «курить».
После «выкуривания» сигареты полностью, извлекаем вату и наблюдаем,что вата изменила цвет стала черного цвета из-за выделившихся на ней смолистых компонентов. Это наглядно показывает, что осаждается в организме человека при курении.
3.2.2. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме сигарет, и определение реакции среды табачного дыма.
В резиновую грушу от спринцовки мы вставили стеклянную трубку. В свободный конец этой трубки поместила сигарету. Сжимая грушу, поджигали сигарету и, создавая грушей тягу, — осторожно ее разжимали. При этом табачный дым заполняет грушу. В коническую колбу вместимостью 250 мл налили дистиллированной воды и выпустили дым из груши в воду. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Забор сигаретного дыма повторяла 10 раз. С помощью данной методики получили раствор табачного (сигаретного) дыма от сигарет с фильтром марки «Winston», которая является самой популярной у учеников нашей школы (Колба №2).Получили раствор табачного дыма от сигарет без фильтра – «Прима» (Колба №1). Полученные растворы оставили для последующих опытов.
Определение реакции среды в растворе табачного дыма:
в пробирку налили 2 мл раствора табачного дыма из колбы №1, №2 опустили в раствор универсальную индикаторную лакмусовую бумажку, которая окрасилась в бледно розовый цвет.
Вывод: Лакмусовая бумажка показала кислую реакцию среды. Табачный дым содержит оксиды, которые образуются при тлении табака: СО2, SО2, NО2.Данные оксиды при взаимодействии с водой образуют кислоты, которые
создают кислую реакцию среды.
Уравнений реакций: CO2 + H2O = H2CO3; SO2 + H2O = H2SO3
2NO2 + H2O = HNO2 + HNO3
3.2.3Обнаружение опасных веществ в растворе табачного дыма.
Обнаружение фенолов
Качественной реакцией на фенолы является его взаимодействие с хлоридом железа(3), при этом раствор окрашивается в темно-фиолетовый цвет.
В две пробирки налили по 1 мл растворов из колб №1 и №2, приготовленных в опыте 1, и добавили в каждую пробирку по 3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Тоже самое проделали с контрольной пробой - раствор фенола. Полученные результаты соответствовали цвету контрольной пробы.
Вывод: Каждый из фенолов, входящих в состав табачного дыма даёт с FeCl3 свою окраску: фенол — фиолетовую, пирокатехин — зеленую, а гидрохинон - зеленую, переходящую в желтую. Мы получили раствор коричнево – зелёного цвета из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.
Обнаружение альдегидов:
В две пробирки налили по 2 мл раствора табачного дыма из колбы №1 и №2, добавила в каждую пробирку по 5 капель 5% - ного раствора KMnO4, слегка встряхнули пробирки. Раствор KMnO4 обесцветился.
Вывод: В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием. Это - бензальдегид, формальдегид, акролеин. При взаимодействии этих веществ с раствором KMnO4 в нейтральной среде происходит восстановление KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме. Количество вредных веществ, в растворе табачного дыма от сигареты с фильтром меньше, чем в растворе сигареты без фильтра. Поэтому обесцвечивание в пробирке с раствором из колбы №1происходит быстрее и лучше,так как часть вредных веществ задерживается фильтром сигареты, то в пробирке №2 восстановление перманганата калия происходит медленнее.
Обнаружение циановодорода в табачном дыме.
В 2 пробирки налили по 2мл водного раствора табачного дыма из колбы №1 и колбы №2, добавили в каждую пробирку по 3 капли раствора AgNO3, слегка встряхнули пробирки. Наблюдаем выпадение белого осадка в каждой пробирке.
Вывод: В растворе табачного дыма содержится циановодородная (синильная) кислота HCN, которая входит в состав сильнейшего неорганического яда – цианистого калия КCN. Смертельная доза которого при попадании в пищеварительную систему человека составляет 1,7 мг/кг. При взаимодействии данной кислоты с нитратом серебра AgNO3, выпадает белый осадок (качественная реакция).
Заключение.
«Бросить курить легче сегодня, чем завтра»
«Мысли и афоризмы».
После проведения всех опытов и обработки полученных данных мы провели в школе мини – конференцию для учащихся 7-11 классов, в этом мне помогли учителя и одноклассники. Я выступила перед ребятами с рефератом и презентацией.Моё выступление ребята слушали с большим интересом. Я показала им чистую стеклянную трубочку и трубочку, использованную в опытах, которая покрылась коричневым налетом из смолистых веществ.
Я обратила внимание ребят, что для удаления маслянистого налета, образовавшегося на стенках трубочки, пришлось применить моющее средство; использованная груша даже после многочисленных промывок водой источает сигаретный запах. Трубочку и грушу можно сравнить с бронхами и лёгкими человека, эти органы подвержены воздействию всех ядовитых веществ, содержащихся в сигаретном дыме в первую очередь.
После выступления мы обменялись мнениями, впечатлениями. Некоторые ребята говорили, что недостаточно знали о действии различных составляющих табачного дыма на живой организм
Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению. Мы пришли к выводу, что изменить отношение к курению можно благодаря высокой культуре знаний о вреде курения и что можно бросить курить, если у человека есть желание и сила воли. Подводя итоги конференции, мы сформулировали меры борьбы с курением:
• запрет рекламы табачных изделий, даже после 23.00;
• запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним во всех магазинах и контроль за этим соответствующих органов (в нашем городе есть частные магазинчики, где несовершеннолетним продают сигареты);
• проводить разъяснительную работу о вреде курения среди школьников;
• сократить площади выращивания табака;
• штрафовать за курение в общественных местах;
• повысить стоимость табачных изделий.
Однако большинство ребят признали, что одними знаниями и убеждениями не добиться решения проблемы, обязательно должно быть существенное наказание в виде высоких штрафов.
Наше исследование подтверждает, что курение глубоко укоренилось среди молодежи. Имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если человек сам приложит к этому усилия
Список используемой литературы.
1. Дацун, И. П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И. П. Дацун // Химия в школе. – 2006. – № 6. – с. 63-69
2. Деларю, В. В. Губительная сигарета [Текст] / В. В. Деларю. – М., 1987. – с. 34-36
3. Исаев, Д. С. Интеграция в исследовательской работе учащихся [Текст] / Д. С. Исаев // Химия в школе. – 2006. – № 2. – с. 57-61
4. Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] / Д. В. Колесов. – 2-е изд. – М., 1994. – с. 164
5. Страхова, В. К. Такие вредные привычки [Текст] / В. К. Страхова // Химия в школе. - 2005. – № 6. – с. 74-75
6. Тихомиров, С. В. История потребления табака [Текст] / С. В. Тихомиров // ОБЖ. – 2002. – № 10. – с. 53-59
7. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» // ОБЖ. – 2006. – № 1. – С. 45-47
Приложение 1.
Таблица 1.
Распространение курения среди взрослого населения в различных регионах мира.
Доля курящих среди мужчин | Доля курящих среди женщин. | ||
регион | % | регион | % |
г. Манила (Филиппины) | Дания | ||
Г. Челябинск (Россия) | Нидерланды | ||
Китай | Франция | ||
Украина | Ирландия | ||
Россия | Испания | ||
Казахстан | Швейцария | ||
Греция | Англия | ||
Литва | Австралия | ||
Албания | Греция | ||
Испания | Германия | ||
Г.Ташкент | Италия | ||
Франция | Люксембург | ||
Молдавия | США | ||
Германия | Бельгия | ||
Португалия | г. Манила (Филиппины) | ||
Бельгия | Казахстан | ||
Швейцария | Португалия | ||
Дания | 38,6 | Россия | |
Италия | Украина | ||
Нидерланды | Литва | 9,9 | |
Люксембург | Албания | 7,9 | |
Ирландия | Китай | ||
Австралия | Молдавия | 6,7 | |
Англия | Г. Челябинск (Россия) | 6,7 |
Приложение 2.Диаграмма
Приложение 3.
Таблица 2.Токсичность табака
Составные части | Количество | Эффект |
Твердые частицы | 15 – 49 мг | Т, ЧК |
Окись углерода (СО) | 10 – 23 мг | Т |
Никотин | 1 – 2,5 мг | Т |
Ацетальдегид | 0,5 – 1,2 мг | ЦТ |
NO3 | 500 – 600 мкг | Т |
Цианистый водород | 400 – 500 мкг | ЦТ, Т |
Катехин | 140 – 500 мкг | КОК |
Ацетон | 100 – 250 мкг | ЦТ |
Муравьиная кислота | 80 – 600 мкг | ЦТ |
Фенол | 60 – 140 мкг | ВО |
Аммиак | 50 –130 мкг | Т |
Акролеин | 50 – 100 мкг | ЦТ |
Бензол | 20 – 50 мкг | ЧК |
Формальдегид | 5 – 100 мкг | ВО |
Акрилонитрил | 3,2 – 15 мкг | К |
2-нитропропан | 0,2 – 2,2 | К |
Карбазол | 0 – 1 мкг | К |
Полоний 210(Ро210) | 0,2 – 0,3 мкг | Т, М |
Т – токсичен.