Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4-5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.
Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить.
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.
Еще Я. А. Коменский порицал родителей за потакание неправильностям детской речи. К. Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах-бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не звуковым составом его.
Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи, видно из такого примера. Мать разговаривала со своей дочерью Аней исключительно ее языком, ее звуками, в результате чего неправильное произношение у Ани удерживалось до пятилетнего возраста. Воспитатель младшей группы с трудом научила Аню произносить звуки к, л, с, ш, которые по-прежнему не применялись ею в речи. Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.
Из изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка - фонетическую, словарную и грамматическую.
Хотя речь у подавляющего большинства дошкольников к 5-7 годам в отношении внятности достигает языковой нормы, однако в силу индивидуальных, социальных и педагогических особенностей развития своеобразие произношения в той или иной мере у некоторых детей иногда задерживается до 7-10 лет.
При определении вида речевых недочетов (своеобразий или патологии) следует учитывать средние возможности для возрастных ступеней дошкольников. Так, отсутствие или неправильное произношение до 5-6 лет звук р без наличия патологии является возрастной особенностью. Но если такая картавость сохраняется и в школьном возрасте, то перед нами стойкий дефект - косноязычие как последствие педагогической запущенности. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения).
|
Этап охватывает 1-й год жизни детей, он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное общение. На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:
|
- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
- основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.
Ситуативно-деловое общение. В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:
1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;
2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;
4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
|
7. звуковые замены
Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребёнок не владеет названными умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте или в лучшем случае он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.ВСЕ ЛИ ЗВУКИ РЕЧИ ПРОИЗНОСЯТСЯ ПРАВИЛЬНО
До начала обучения грамоте ребёнок обязательно должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СЫПЛЁНОК вместо ЦЫПЛЁНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА), поскольку такого рода дефекты в произношений звуков обычно отражаются на письме.
Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к 5-6 годам.
Поскольку в основе звуковых замен чаще всего лежит неразличение этих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у ребёнка слуховой дифференциации звуков. Приёмы такой работы мы рассмотрим позже. Во многих случаях дети, научившиеся различать звуки на слух, в дальнейшем на основе подражания самостоятельно овладевают и их правильным произношением. Если же этого не происходит, то нужно обратиться за логопедической помощью.
Необходимость чёткого различения всех звуков речи на слух связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то во время письма он неизбежно будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Например, при неразличении на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК и т. п.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова КОЗА и КОСА (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребёнком на слух) он может различить только при условии чёткой дифференциации звуков З и С, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковы.
Для правильной оценки результатов проверки нужно внимательно наблюдать за поведением ребёнка в процессе показывания им картинок. При отсутствии затруднений в слуховой дифференциации звуков он будет показывать картинки спокойно и уверенно, даже если одна из ни называется несколько раз подряд. При неразличении или неустойчивом различении звуков ребёнок будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
Следует иметь в виду, что при нормальном ходе речевого развития различение всех этих звуков, а, следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступны детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем — и на письме. Так что возможные трудности слуховой дифференциации звуков обязательно должны быть выявлены и преодолены до начала обучения ребёнка грамоте.
Развить у ребёнка способность к различению звуков речив большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом различие в звучании несколько утрируется, специально подчёркивается, чтобы для ребёнка оно стало более заметным. Приведём для примера некоторые используемые в логопедической практике способы.
При неразличении на слух звуков 3 и Ж можно начать «издалека», идя от отождествления этих звуков со звуками окружающей природы. Скажите ребёнку, что звук Ж похож на жужжание жука (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж), а звук 3 — на писк комара (3-3-3-3-3) и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и «тонкий», а жужжание жука более низкое, «густое» и чуть приглушённое. Обратите внимание ребёнка и на различное положение губ при этих звуках (при 3 — улыбка, при Ж — губы округлены и выпячены вперёд). Дайте ребёнку возможность ещё раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вы в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз задаёте ребёнку один и тот же вопрос: «Жук или комар?» Сначала ребёнок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придётся перейти к чисто слуховой дифференциации звуков — для этого прикрывайте от ребёнка свой рот листочком бумаги.
После того как будет достигнуто различение неречевых звучаний, свяжите писк комара со звуком 3, а жужжание жука — со звуком Ж, сразу познакомив ребёнка и с соответствующими буквами. Обратите его внимание на то, что буква Ж даже по своему внешнему виду похожа на жука — так будет легче установить связь хотя бы одного из неразличаемых звуков с вполне определённой буквой. После этого нужно будет лишь окончательно закрепить возможность слуховой дифференциации звуков в процессе специальных упражнений, о которых расскажу позже.
В случае неразличения звуков Ж и Ш звук Ж связываем всё с тем же жужжанием жука, а звук Ш (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш) — с шумом леса. Звук С можно отождествить со звуком вытекающей из крана воды или со свистом, звук К — с карканьем вороны и т. п. При воспитании слуховой дифференциации звуков С и Ц обратите внимание ребёнка на то, что С можно долго «тянуть» (С-С-С-С-С), тогда как Ц звучит кратко.
При работе над различением всех шести пар звонких и глухих согласных (Б-П, Д-Т и др.) очень важно привлечь внимание ребёнка к тому, что все звонкие согласные произносятся с голосом, тогда как глухие — без голоса, шёпотом. Для лучшего понимания этой особенности звучания глухих и звонких согласных звуков можно приложить руку ребёнка к вашей гортани (то есть к передней части шеи) и попеременно произносить то П, то Б (или то Т, то Д и т. д.). При произнесении звонких согласных рука при этом ощущает вибрацию, а при произнесении глухих — этого ощущения нет. В целях облегчения слуховой дифференциации мягких и твёрдых согласных обратите внимание ребёнка на то, что тон звучания мягких звуков несколько выше, чем соответствующих твёрдых (сравните, например, ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ и 3-3-3-3-3).
Любая «отрабатываемая» пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребёнок не научится улавливать различие в их звучании.
После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука, как уже было отмечено, сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребёнок показывает соответствующую букву (обе буквы должны обязательно лежать перед ним). Далее нужно поупражнять ребёнка в различении этих же самых звуков в словах, для чего могут быть предложены следующие задания:
Хлопнуть в ладоши (или показать соответствующую букву), если в слове будет слышен звук Ж. При этом сначала в предлагаемых ребёнку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук Ж надо произносить несколько подчёркнуто. Для слуховоговосприятия предлагаются, например, такие слова: жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок и т.д.
Вспомнить и назвать несколько слов сначала со звуком 3, а затем со звуком Ж. Показать соответствующие буквы.
Разложить картинки, в названиях которых содержатся звуки 3 или Ж, под соответствующими буквами. (Перед ребёнком кладутся буквы 3 и Ж и кучка картинок, которые он должен разложить под каждой из букв).
Услышав в слове звук З или Ж, показать нужную букву.
Правильно показать картинки, названия которых различаются одним «трудным» звуком.