Философские основы | Предмет психологии | Методы | Закономерности функционирования и развития психики | |
Михаил Яковлевич Басов(1892–1931) | ||||
Марксизм. Принципы: 1) всеобщей связи явлений; 2) ведущей роли труда в развитии человека; 3) ведущего значения социально-классовых условий в формировании личности; 4) человек – активный деятель в объективной, закономерно организованной среде | Поведение человека – все виды и формы активности. Поведение не является набором отдельных элементов (рефлексов), а представляет собой особую структуру – деятельность, которая включает не только внешние проявления, но и внутренние (психические) силы, которые обеспечивают ее направленность | Ведущий метод детской психологии – наблюдение, так как у детей не развита рефлексия. Принципы: 1) максимально возможная фиксация внешних проявлений; 2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных моментов; 3) избирательность записи | Чем сложнее по своей структуре организм, тем сложнее его взаимоотношения со средой и, следовательно, формы активности. Важное условие поведения человека – сознание – система взаимосвязанных психических функций. Центральная психическая функция – воля, так как она обеспечивает целенаправленность поведения субъекта. Структура деятельности включает систему поведенческих актов. Акт – синтез двух элементов: 1) стимул (внешний или внутренний), 2) ответ, реакция. Но акт – не пассивный отклик на воздействия, а активное действие личности, регулируемое эмоциями и волей: внешние стимулы соотносятся с целями субъекта. Развитие поведения – изменение характера связей между актами: 1 этап – акты не связаны между собой, 2 этап – ассоциативно-детерминированная связь (каждое последующее звено связано с предыдущим), 3 этап – апперцептивно-детерминированная связь (действия объединены целью). Развитие организма и развитие «активного деятеля в социальной среде» подчиняются разным закономерностям: - физиологическое развитие обусловливает механизм наследственности, зафиксированный в организме, среда – вторичный фактор; - источником развития человека как активного деятеля является объективная действительность. Ведущий фактор развития личности – среда –динамическая система, разные части которой оказывают разное влияние на человека, на разных этапах развития, наследственность – вспомогательный фактор | |
Сергей Леонидович Рубинштейн(1889–1960) | |||
Марксизм. Принципы: 1) принцип объективности; 2) принцип психофизического единства (единства психики и мозга, психики и объекта, который в ней отражается); 3) принцип развития психики как компонента эволюции; 4) принцип историзма (зависимости сознания человека от общественного бытия); 5) принцип единства сознания и деятельности | Сознание в его отношении к предметному миру объективной действительности. Изучение сознания и деятельности в единстве позволяет преодолеть дуализм внешнего и внутреннего, материального и идеального | Психику необходимо изучать в конкретных условиях, в которых протекает деятельность людей. Методы – наблюдение и эксперимент | Поведение не является внешним по отношению к сознанию. Деятельность – единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного: 1) сознание и все психические функции проявляются в деятельности. Сознание управляет деятельностью. Всякое действие направляется мотивами, целями и задачами, предполагает отражение ситуации, в которой осуществляется; 2) сознание формируется в деятельности. Ни наследственность, ни среда не предопределяют судьбу людей (это факторы развития), конкретная деятельность и обучение формируют психические свойства личности. А далее уровень развития определяет образ жизни; образ жизни, в свою очередь определяет деятельность и т.д. Деятельность – движущая сила психического развития. Психическое развитие – это развитие новых форм действенного и познавательного отношения к действительности. Развитие психики – не только эволюционный процесс, но и качественные скачки, переход количественных изменений в качественные. Механизм психического развития – противоречия между старыми, отжившими формами психики, и новыми, нарождающимися. Психическое развитие осуществляется в единстве с физиологическим: мозг – материальная основа психики. Но если психическое развитие животных обусловлено только биологическими закономерностями, то развитие человека обусловлено закономерностями общественно-исторического развития, осуществляется в ходе воспитания и обучения. Обучение и развитие – взаимосвязанные процессы: развитие создает готовность для обучения, обучение обусловливает ход созревания и развития. Ребенок – не объект обучения, он субъект, активно осваивающий культуру |