Основные положения рефлексологического подхода в детской психологии




Философские основы Предмет исследований   Методы     Закономерности функционирования и развития психики
И.П. Павлов(1849–1936) – академик Академии наук СССР, лауреат Нобелевской премии
Материализм. Психика есть свойство высокоорганизованной материи – мозга, которое обеспечивает адаптацию организма к среде Целостное поведение индивида, механизмы и факторы приобретения организмом новых форм поведения, обеспечивающих адаптацию. Явления субъективного мира, существуют, но для их исследования необходимо использовать физиологические данные. Только поведение можно исследовать объективно. Основной акт поведения – условный рефлекс, реализуемый высшей нервной деятельностью (ВНД) организма. Законы и механизмы ВНД тождественны у всех высших животных. Качественные отличия существуют только в сигнальных системах Рефлексологический эксперимент над собаками (формирование условных рефлексов) Взаимодействие организма со средой регулируется сигналами, преобразованными в анализаторах – «приборах», включающих периферийные блоки (органы чувств) и центральные блоки, локализованные в коре больших полушарий. Сигналы образуют две системы: первая сигнальная система – чувственные образы, вторая система – вербальная, качественно отличающая поведение человека, социальная по своему происхождению. Ответ организма на сигналы внешней среды – рефлекс (R). Есть два вида рефлексов: 1) безусловные (б/уR) – врожденны, и вызываются безусловными стимулами (б/уS); 2) условные R (уR) – вызываются условными стимулами (уS),безразличными для организма, но являющимися условиями удовлетворения потребностей. Условные R формируются на базе б/уR, благодаря ассоциации между уS и б/уS (если R подкрепляется, то образуется связь, если нет – гаснет). То есть уR – не только физиологическое, но и психологическое явление, так как в его основе лежит анализ и синтез раздражителей. Даже высшие формы поведения есть уR, например, R цели, рабства и др. Поэтому главный фактор развития человека – социальная среда, которая формирует уR. Индивидуальные особенности (темперамент, способности) обусловлены типом ВНД. Критерии типов ВНД: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов

 


 

Теория культурно исторического развития Л.С. Выготского (1896–1934)

Философские основы Предмет психологии Методы Закономерности функционирования и развития психики
Марксизм: 1) принцип единства материального и идеального, 2) принцип историзма; 3) принцип системности; 4) принцип детерминизма; 5) способ научного исследования – вычленение единиц Сознание– динамическая система психических функций, «единство интеллекта и аффекта». Психология сознания – «вершинная» психология в отличие от глубинной психологии (психоанализа) и Экспериментально-генетический метод. Суть, которого в использовании идентичных ситуаций в разных возрастных группах с целью искусственного восста Все высшие формы поведения и психические функции (ВПФ), отличающие человека от животного – продукт исторического развития. Отличия ВПФ: 1) опосредствованность: с целью организации собственной деятельности человек использует особые, искусственно созданные средства: орудия, если это внешняя деятельность, и знаки, если это внутренняя деятельность. Универсальная система знаков – речь; 2) осознанность; 3) произвольность; 4) структурность: ВПФ образуются из элементарных процессов. Но при этом они представляют собой целостности, которые не только обладают свойствами образующих элементов, но и сами определяют свойства входящих в их состав частей (например, речевое мышление, логическая память). ВПФ представляют собой структуры, в которых доминирует мышление. Такие структуры возникают не сразу: в раннем детстве в сознании доминирует аффективное восприятие, в дошкольном возрасте – память, и только в школьном возрасте начинает доминировать мышление. Доминирующие функции обусловливают свойства остальных функций и особенности поведения на каждом возрастном этапе. Психическое развитие – изменение функционального строения сознания. Развитие ВПФ включает две линии развития: 1) натуральная линия: связана с созреванием организма, так как необходимой предпосылкой ВПФ являются особенности головного мозга; 2) культурная линия: обеспечивает качественные изменения в психике, связана с созданием (в филогенезе) и присвоением (в онтогенезе) культурного опыта. В филогенезе эти линии представлены отдельно, в онтогенезе слиты: ребенок одновременно развивается и как биологическое и как культурное существо. Закон развития ВПФ: все психические функции первоначально существуют как явления интерпсихические, а затем становятся интрапсихическими.Условие психического развития – общение, в ходе которого ребенок усваивает культурно-исторический опыт. Среда – не условие, а источник развития (носитель культуры). Движущая сила развития – обучение. Оно приводит в движение внутренние процессы развития, изначально возможные только в сфере сотрудничества с окружающими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: