ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
“Сохраним и преумножим богатство нашего Бора”
Номинация: экологическое образование.
Автор: учитель химии-экологии Тесник Юлия Валерьевна
Организация: МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуга
Пояснительная записка
Проект “Сохраним и преумножим богатство нашего Бора” – это эколого-просветительский проект с большим акцентом на научно-исследовательскую деятельности школьников. Особенность и уникальность проекта состоит в том, что он ориентирован на школьников разного возраста (начальная, средняя и старшая школа) и их родителей.
Цель проекта: способствовать повышению экологического образования школьников по средствам комплексного изучения экологических, ботанических и химических особенностей ППФЗ “Калужский городской бор”.
Задачи:
1. Образовательная: продолжить повышение уровня знаний учащихся начальной, средней и старшей школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой;
2. Воспитательная: способствовать формированию ответственного и бережного отношения к окружающему миру в целом, и на примере ППФЗ “Калужский городской бор”;
3. Развивающие: продолжить развитие познавательной активности; формирование необходимых навыков проведения самостоятельной научно-исследовательской работы в полевых и лабораторных условиях; формирование навыков работы с учебной и научной литературой; развитие способностей к самостоятельному мышлению.
Актуальность проекта
Памятник природы федерального значения (ППФЗ) «Калужский городской бор» - это уникальный участок южного варианта соснового леса с примесью широколиственных пород сложной культуры, гордость жителей Калужского края. Бор - это особо охраняемая территория, которая расположена практические в центре нашего города. Это одно из излюбленных мест для прогулок калужан в любое время года. Богатая история Калужского края во многом связана с бором. Калужский бор интересен своими небольшими болотами, богата и разнообразна фауна городского бора, в состав флоры входят типичные и редкие виды растений для хвойно-широколиственного сообщества. Бор служит местом гнездования около 60 видов птиц. На его территории действует 14 артезианских скважин, снабжающих город питьевой водой.
Калужский городской бор является интереснейшим и важнейшим объектом для экологических, биологических и химических исследований, в том числе и для учеников МБОУ “СОШ №26” г. Калуги, которая расположена недалеко от этого лесного массива (5минут пешком).
Также наш бор служит очень удобной площадкой для проведения экскурсий в природу и создания экологических троп для учащихся начальной, средней и старшей школы, а также интересующихся родителей и жителей микрорайона Анненки, на территории которого расположена наша школа.
Тем самым, с одной стороны, данный реализуемый проект помогает получать важнейшие сведения для ежегодного экологического мониторинга бора, а, с другой стороны, получать и отрабатывать универсальные учебные действия по таким научным предметам, как экология, биология и химия.
Очень важная задача проекта – донести до детей, родителей и жителей нашего города, что БОР – НАША ГОРДОСТЬ, ЦЕННОСТЬ И ОБЪЕКТ ОХРАНЫне только нашей области, но и всей России!
Характеристики разработки проекта
Сроки реализации проекта: пять лет.
Начало проекта: июль 2012 г.
Формы работы: индивидуальные, групповые и массовые.
Участники проекта: ученики 1- 4, 5 - 9, 10 - 11 классов, родители, учителя.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем, предварительная работа с детьми и их родителями, написание рабочих программ, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной, средней, старшей школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.
3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
На втором этапе проекта практическая деятельность включает в себя следующие структурные звенья (Рис. 1):
Рис. 1.
В течение уже трех лет в каждом из выше перечисленных направлений практической деятельности на втором этапе ребята нашей школы (часто совместно с родителями) выполняют практические и лабораторные работы, исследования, посещают экскурсии, активно работают на теоретических занятиях, классных часах, индивидуальных занятия, посвященных ППФЗ “Калужский городской бор”.
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной, средней и старшей школы, позволит в дальнейшем:
- актуализировать ценность ППФЗ “Калужский городской бор” и привлечь внимание к экологическим проблемам бора;
- организовать комплексные исследования и ежегодный мониторинг ППФЗ “Калужский городской бор”;
- создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
- достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
- активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом;