НОВЫЙ КУРС РУЗВЕЛЬТА.
Таблица №1.
Федеральное законодательство о стабилизации финансовой системы
Причины принятия | Закон | Основные предметы правового регулирования | Позиция Верховного суда США |
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Правительство Гувера не смогло предпринять эффективных мер по борьбе с кризисом. Банковский кризис 2-3 марта 1933 г. затронул фондовый рынок. Так как активными участниками операций на фондовом рынке были коммерческие банки, использовавшие денежные средства клиентов для приобретения ценных бумаг, обвал фондового рынка привел к банкротству множества банков. Чрезвычайная сессия 73-го Конгресса США (9 марта – 16 июня 1933 г.) наделила президента чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики и приняла серию основополагающих законов «нового курса». По распоряжению президента все финансовые учреждения были на неделю закрыты, и в течение этого времени были внедрены главные финансовые новшества. | Чрезвычайный банковский закон 9 марта 1933г. | Президент получил широкие полномочия в финансовой сфере. Наложен временный арест на счета всех банков, чтобы осуществить их полную ревизию. После проверки кредитоспособности банков Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков. | Нет данных |
Приказ президента об установлении полного контроля за золотом, находившимся в обращении. | Запрещался экспорт золота. Вся золотая валюта граждан превышающая 100 долларов подлежала сдаче банкам, входящих в Федеральную Резервную Систему(ФРС). Только банки ФРС наделялись правом иметь золотой запас. Разрешена эмиссия денег без золотого обеспечения, что означало отход от золотого стандарта. | Нет данных | |
Закон Глосса-Стигалла 16 июня 1933г. | запрет коммерческим банкам заниматься операциями с ценными бумагами, за исключением операций, в результате которых активы трансформируются в ценные бумаги, но держатель такой ценной бумаги обладает такими же правами в отношении активов, что и до трансформации; запрет на создание филиалов банков, осуществляющих операции с ценными бумагами; запрет компаниям, осуществляющим операции на рынке ценных бумаг, осуществлять традиционные виды банковских операций (для предотвращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). запрет должностным лицам инвестиционных компаний одновременно занимать должности в коммерческих банках; создание Федеральной корпорации по страхованию депозитов обязательное страхование банковских депозитов в сумме до 5000 долларов; включение новых групп банков в состав Федеральной резервной системы. | Нет данных | |
Закон Джонса 13 апреля 1934 г. | Запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США. | Нет данных | |
Закон об обращении ценных бумаг 1934г. | Создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ). Предоставление всем участникам рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. ФКЦББ была наделена правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение, следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр. | Нет данных | |
Акты по контролю за рынком ценных бумаг 1933-1934г. | Деятельность бирж подчинена определенным нормативам. Государственная комиссия по торговле акциями уполномочивалась регистрировать основные и дополнительные выпуски акций корпорациями, тем самым разрешая или запрещая этот выпуск. Разработаны жесткие правила деятельности для холдинговых компаний. | Нет данных | |
Реформирование Федеральной Резервной системы по закону 1935 г. | ФРС подчинялась совету управляющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы госрезерва, т. е. в конечном счете ФРС устанавливала кредитный процент, облегчая или затрудняя доступ корпораций к кредиту. | Нет данных |
Таблица №2.
Федеральное законодательство об улучшении положения в промышленности
Причины принятия | Важнейшие законы | Основные предметы регулирования | Позиция Верховного Суда США |
Как указано в самом законе, он был принят с целью обеспечения "всеобщего благосостояния", путем установления координации с целью решения проблем массовой нищеты, достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения и решения трудовых конфликтов, проблем разрушительной конкуренции, ведущих к снижению прибылей и сокращению инвестиций и занятости. | Закон о восстановлении промышленности (National Industrial Recovery Act - НИРА) 16 июня 1933г. | Вводились «кодексы честной конкуренции» – особые инструктивные акты для отрасли промышленности, которые формулировались предпринимателями, а санкционировались президентом. Кодексы должны были содержать правила в отношении объемов выпускаемой продукции, ее цен, порядка сбыта, а главное – условий найма труда по отрасли. Временно (на 2 года, на которые предусматривалось действие закона) приостанавливалось антитрестовское законодательство, и правительство могло принудительно картелировать предприятия. В ст. 7а НИРА в общей форме были провозглашены права рабочих на создание профсоюзов, коллективный договор, обязанности предпринимателей "соблюдать максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный уровень оплаты и другие условия труда". Учреждена Национальная администрация восстановления («оживления») промышленности для решения проблемы стабилизации промышленности. Создавалась Ассоциация общественных работ (АОР) для того, чтобы кодексах были фиксированы в качестве первых мер помощи безработным положения об организации общественных работ. Создавалась Администрация по оказанию чрезвычайной помощи (АОЧП) для борьбы с проблемами безработицы. | В мае 1935 г. Верховный суд признал закон неконституционным. Суд указал, что установление минимальной заработной платы и максимальной рабочей недели противоречит конституции. |
Борьба с засухами | Закон о всеобщем контроле за водными ресурсами | Создавались крупные водохранилища, большие плотины для гидроэлектростанций и тысячи малых. | Нет данных |
Природоохранные законы | Программа регенерации и консервации почв была принята для сдерживания эрозии почв, особенно сильную на безлесных равнинах Среднего Запада, где эксплуатировалась земля.. Данная программа включала в себя в том числе и высадку деревьев. Борьба с загрязнением рек, создание заповедников для рыб, зверей и птиц. Вводился контроль за добычей угля, нефти, сланцев, природного газа и т. п. Часть земель отводилась под пастбища, и на ней не разрешалось создавать фермы, а площадь национальных лесных массивов значительно расширилась. | Нет данных |
Таблица № 3.