Краткая характеристика четырех основных показателей




Показатель 1. Этот показатель отражает эффективность формирования адекватного прогноза и оценивается количеством ошибок, допущенных испытуемым в процессе прогнозирования, направ­ленного на выявление порядка чередования элементов II и III наборов в отдельности. Для подсчета показателя используется среднеарифметическая величина (сумма ошибочных предсказаний, допу­щенных при угадывании порядков чередования элементов II и III наборов, деленная на 2). Эффек­тивность формирования прогноза считается высокой, если при прогнозировании в среднем допуще­но не более 11,5 ошибок. Средняя эффективность прогнозирования — от 12 до 17,5 ошибок. Более 18 ошибок — низкая эффективность прогнозирования. Показатель отражает способность ребенка удерживать в памяти свои прогнозы, сопоставлять их с порядком предъявляемых элементов и совершать умозаключения о порядке чередования букв. Низкая эффективность прогнозирования коррелирует, с одной стороны, со слабостью процессов запечатления информации, с другой — с недостатками произвольного внимания и, в частности, с плохой распределяемостью.

Показатель II. Он характеризует сформированность процессов регуляции, о чем можно судить по общему количеству ошибок «отвлечения», допущенных при прогнозировании II и III наборов. Эти ошибки отражают, главным образом, устойчивость произвольного внимания. В соответствии с нейро­физиологическими данными можно говорить о том, что последнее определяется недостаточной зрело­стью регулирующих влияний лобных отделов коры мозга на уровень диффузной и локальной актива­ции со стороны подкорковых структур. Напомним, что недостаточность регулирующей функции лоб­ных отделов коры расценивается как ведущий фактор, лежащий в основе ЗПР (М. С. Певзнер, 1972 и др.). Наличие ошибок «отвлечения» указывает на то, что даже при кратковременном 10-15-минутном обследовании, имеющем игровой характер, низкий уровень избирательного внимания, присущий ос­новной массе детей с ЗПР, отрицательно сказывается на эффективности переработки информации. Большое количество ошибок «отвлечения» позволяет судить о выраженности нейродинамических нарушений, проявляющихся в трудностях поддержания стабильного уровня деятельности (Л. И. Переслени, 1984. С. 10). Разность в количестве ошибочных предсказаний элементов II и III наборов характеризует такое свойство произвольного внимания, как переключаемость. О недостатках переключаемости внима­ния можно говорить в тех случаях, когда ошибочных предсказаний элементов III набора существен­но больше, чем элементов II набора.

Показатель III (успешность воспроизведения порядков чередования элементов трех наборов после окончания их предъявления) дает возможность получить дополнительные данные об особенностях долговременной памяти, обусловленных состоянием механизмов «считывания» информации. Показатели II и III позволяют подойти к косвенной и прямой характеристике эффективности запоминания и хранения информации в регистре кратковременной памяти, с одной стороны, и воспроизведению информации, поступившей на хранение в долговременную память, с другой. За­труднение в воспроизведении порядка ранее правильно предсказывавшихся элементов может указы­вать на нарушение нейрофизиологического механизма, обеспечивающего направленное «считывание» информации из памяти (Л. И. Переслени, М. Б. Михалевская, 1982; Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова, 1991).

Показатель IV. Успешность прогнозирования в значительной степени зависит от тех стратегий, которые избирают субъект в познавательной деятельности, обеспечивающей активное восприятие информации. Как известно, стратегия — система правил, выбираемая человеком в процессе решения задачи. Рациональные стратегии способствуют отбору релевантной информации (релевантными называ­ют те признаки, выделение которых в воспринимаемых объектах необходимо для решения постав­ленной перед человеком задачи, т. е. значимые для ее решения; все остальные признаки, не способствующие выполнению задания, — иррелевантные) и обнаружению порядка поступления равнове­роятных и значимых сигналов. Рациональные стратегии формируются в онтогенезе и зависят от уровня развития высших психических функций. В условиях, когда ребенок должен предсказывать буквы, порядок чередования которых ему неизвестен, характер избираемых стратегий, обусловлен­ных жизненным опытом, и эффективность их использования в новой конкретной ситуации приоб­ретают особое значение. Согласно Л. И. Переслени (1984), существует определенная взаимосвязь стратегий предсказаний с эффективностью прогнозирования. Выделяются рациональные и нераци­ональные стратегии угадывания. Три стратегии рациональные:

1) стратегия сравнения априорного прогноза с реальной последовательностью;

2) стратегия с приоритетом для входной информации;

3) стратегия с приоритетом для априорного прогноза.

Стратегия сравнения априорного прогноза с реальной последовательностью характеризует, в ка­кой мере дети учитывают опыт предсказаний предыдущего набора и полученную инструкцию при формировании априорного прогноза элементов текущей последовательности. При угадывании поряд­ка чередования элементов второй последовательности испытуемый выявляет рассогласование между априорным прогнозом и реальностью, а затем формирует адекватный прогноз. Принцип чередования устанавливается в этом случае на основе неполных данных о структуре предъявляемой последова­тельности и определяется особенностями мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Тип прогнос­тической деятельности Показатели
Количество ошибочных предсказаний Ошибки отвлечения Воспроизведение порядка наборов Стратегии
I 0-11,5   все три рациональные
II а) 0-11,5 1-4 и более все три рациональные
б) 12-17,5 и более отсутствие или наличие ошибок воспроизведение выявленных порядков рациональные или смена стратегий
III а) 0-11,5 отсутствие или наличие ошибок невоспроизведение выявленных порядков рациональные
б) 12-17,5 отсутствие или наличие ошибок, возможна потеря выявленного порядка невоспроизведение выявленных порядков смена стратегий, случайные предсказания
IV а) 18 и более (невыполнение задания одного или двух наборов) наличие ошибок, потеря выявленного порядка невоспроизведение выявленных порядков смена стратегий, случайные предсказа­ния, репродуктивные предсказания порядка I набора
б) 18 и более (невыполнение задания в целом)     репродуктивные предсказания порядка I набора

Стратегия с приоритетом для входной информации более элементарная, хотя и результативная стратегия. Она обеспечивает эффективный отбор и запоминание релевантной информации: испыту­емый несколько раз подряд называет одну и ту же букву, что позволяет ему фиксировать внимание на реальных сигналах. Последнее может способствовать лучшему запоминанию порядка их следо­вания и уменьшению количества ошибочных предсказаний.

Стратегия с приоритетом для априорного прогноза отражает ситуацию, при которой априорный прогноз, сформированный ребенком, может мешать выявлению действительного характера чередо­вания сигналов, затрудняя восприятие реальной последовательности, снижая эффективность отбо­ра релевантной информации. Выход на правильный прогноз при такой стратегии может быть обус­ловлен скоростью консолидации следов от последовательно поступающих сигналов. При достаточной сформированности механизмов «записи» и «считывания» информации в регистре кратковре­менной памяти задача решается за меньшее число циклов повторения одних и тех же событий. Использование ребенком рациональных стратегий повышает вероятность успешного решения прогностической задачи, что сочетается с небольшим числом ошибочных предсказаний. При этом реализуется возможность формирования обобщения, способствующего выявлению принципа чере­дования элементов набора. В этих случаях асимметричный порядок III набора устанавливается с меньшим числом ошибочных предсказаний, чем симметричный порядок II набора. Невыявление порядка чередования элементов II или III наборов может быть следствием, напри­мер, частой смены априорных прогнозов. Смена стратегий — одна из форм неэффективного прогнозирования циклических последова­тельностей. В этом случае снижается вероятность быстрого выявления порядка чередования эле­ментов. Наименее рационально — случайные предсказания букв, без учета правильности или ошибочно­сти предшествующих прогнозов.

Наихудшей «стратегией» предсказаний является репродуктивность, при которой испытуемый инертно повторяет простейший порядок — чередование «А» и «Б», который использовался в I наборе. Такое инертное воспроизведение одного и того же порядка, несмотря на ошибочность предсказаний, свойственно детям с выраженной умственной отсталостью. Это хорошо согласуется с многочисленны­ми психологическими данными (В. И. Лубовский, 1978; В. Г. Петрова, 1959; М. С. Певзнер, 1959), демонстрирующими инертность мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при выполнении различных познавательных задач.

Описанные четыре основных показателя позволяют выделить типы прогностической деятельности. Взаимосвязь стратегий предсказаний с эффективностью прогнозирования представлена на схе­ме 1. Как видно из этого рисунка, лишь первые два вида стратегий характеризуют хорошее прогно­зирование. Описанные выше показатели прогностической деятельности, выявленные при анализе резуль­татов обследования репрезентативных выборок учащихся 1—3 классов массовой и специальных школ, способствуют дифференциации детей с отклонениями в развитии на группы, отличающиеся по структуре познавательной деятельности.

I тип прогностической деятельности указывает на сформированность механизмов познаватель­ной деятельности.

Для детей со II типом прогностической деятельности характерна незрелость или нарушение процессов регуляции.

У детей со Пб, III и IV типами прогностической деятельности ведущий фактор в структуре познавательной деятельности — несформированность или недостаточность таких познавательных процессов, как память, мышление.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: