Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.




Тема занятия: Ощущения и восприятие

Форма организации деятельности учащихся групповая

Цели занятия:

Обучающая дать определение понятиям ощущение и восприятие, перечислить основные виды ощущений, свойства восприятия

Воспитательная пробудить любознательность к предмету, побудить учащихся к активности

Развивающая учить выделять главное, развивать умение ориентироваться в особенностях познавательных процессов

Тип занятия: формирование новых знаний

В результате учебной деятельности учащийся должен знать: Что такое ощущение. Типы и виды ощущений. Виды и качества восприятия. Восприятие времени и пространства. Нарушения восприятия.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся

2. Постановка целей и задач урока.

3. Объяснение нового материала

 

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем организме.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не смог бы познавать окружающий мир. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и др. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.

Выделяют следующие типы ощущений:

- внешние (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные);

- внутренние (голод, жажда, тошнота, изжога и т.д.);

- двигательные (ощущения движения и положения тела в пространстве).

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-то цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. При дневном освещении активны только колбочки, они позволяют различать цвета. При слабом освещении колбочки прекращают работу и зрение осуществляется только аппаратом палочек - человек видит в основном серые цвета.

Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется "куриная слепота", так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки, днем эти животные почти слепы. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения, чаще всего - красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом. Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

Слух к звукам речи формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается человек. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как речевой слух. Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный фон (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). На практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. У современного человека обонятельные ощущения играют незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности (запах гари, газа) и пр.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых точек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, холод переживается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляющее.

Органические ощущения появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Голод, жажда, тошнота, боль - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать болезнь и помочь организму справиться с ней.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Полная нечувствительность к боли - редкая аномалия, приносит человеку серьезные неприятности.

Осязательные ощущения - сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут заниматься лепкой, несложным конструированием, приготовлением пищи.

Двигательные ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Дети овладевают движениями, а, следовательно, и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта. Без двигательных ощущений мы не смогли бы нормально выполнить ни одно движение.

Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе, называемый вестибулярным аппаратом.

Не все, что действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слышим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Можно ли изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно. Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходимо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой.

Восприятие. Знания об окружающем мире человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. Восприятие дает целостный образ предмета или явления, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.

В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладают только человек и высшие животные. В итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Различают зрительные, осязательные, и слуховые восприятия. Наиболее сложным является восприятие времени и пространства.

Воспринимая пространство, т. е. удаленность предметов от нас и друг друга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы. При помощи осязания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и осязательные ощущения играют подсобную роль в восприятии пространства. Восприятие времени - процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении времени. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью и от характера этой деятельности.

Время, заполненное работой, протекает гораздо быстрее. Наиболее коротким нам кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Мы физически ощущаем стремительный бег времени, его неумолимую последовательность, невозвратимость и личностную ценность. Если для некоторых высшая оценка времени "время-деньги", то для других время - новые знания, новые впечатления, новые деяния.

Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Установлено, что восприятие времени - самая трудная задача для детей. И это вполне объяснимо. Время не имеет наглядной формы. Его невозможно понюхать, попробовать, пощупать, увидеть. Его можно только прожить.

К основным свойствам восприятия относят:

- избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес;

- предметность - проявляющуюся в том, что объект воспринимается именно как обособленный в пространстве и времени;

- апперцепцию - зависимость восприятия от прежнего опыта человека;

- осмысленность, которая показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл;

- константность - относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.);

- целостность, которая выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Эти изменения восприятия называются гиперестезией.

Противоположное ей состояние - гипостезия, которая проявляется сниженной чувствительностью. Окружающее становится неярким, неопределенным.

Агнозия - нарушение узнавания предметов при ясном сознании.

Галлюцинациями обычно называют восприятие, возникающие без наличия реального объекта. Люди во время галлюцинаций действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. От галлюцинаций следует отличать иллюзии - ошибочные восприятия различных вещей или явлений. Главная особенность иллюзий - обязательное наличие подлинного объекта, хотя и ошибочно воспринимаемого.

Всякое явление в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний, опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему уже имеющихся позволяет человеку развивать навыки и умения, что будет сказываться на его профессиональной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: