ПОСЛЕДСТВИЯ НТР И ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Позитивные | Негативные | |
Экономические | · Появление и развитие универсального единого экономического механизма, охватывающего весь мир. · Уменьшение числа занятых в производстве (автоматизация и компьютеризация производства) и, как следствие, — снижение издержек производства. · Применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов. · Овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях. · Рост капиталовложений в наукоёмкие производства. | · Рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодёжи, вызванной как циклическими спадами производства, так и развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики при одновременном процессе свёртывания старых отраслей и отмирании некоторых традиционных профессий. · Многочисленные экологические проблемы, вызванные глобальным промышленным загрязнением планеты. · Господство единого стандарта производства и потребления. · Игнорирование экономических и национальных особенностей развития разных стран. |
Политические | · Интеграция мирового сообщества, коллективное обсуждение наиболее ключевых вопросов развития современного мира. · Возникновение международных политических организаций (ООН, НАТО, МВФ, ЕС, ОПЕК и пр.) | · Стремление наиболее развитых государств к политическому и экономическому лидерству приводит к резкому проявлению национализма в менее развитых странах. · Многочисленные политические глобальные проблемы — угроза третьей мировой войны, локальные военные конфликты и т. п. |
Социальные | · Изменение социальной структуры общества (переход от классовой структуры к стратовой). · Изменение облика рабочего класса, прежде всего в его отраслевой и профессиональной структуре, а также в его квалификации. · Гендерные изменения в обществе (женская эмансипация и т. п.) | · Неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей (маргинализация и люмпенизация части общества, особенно в странах третьего мира). · Демографические проблемы (перенаселение Земли, диспропорция в уровне рождаемости в развитых странах и странах третьего мира). |
Духовные | · Возрастание роли научных знаний. · Развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования. | · Утрата особенностей национальных культур, навязывание стандартного образа жизни, игнорирование национальных обычаев и традиций. · Техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе, но и людям |
|
Человек в группе
Группа — реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодежь, ветераны, городские и сельские жители и др.
Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.
Малая группа — группа из двух и более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
|
Основные признаки малой группы:
1) взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;
2) небольшое количество участников, оно может колебаться от 2−3 до 20−25 человек;
3) общая деятельность, подчинённая общей цели.
Классификация малых групп
Основа классификации | Виды малых групп |
Совместная деятельность | Производственные, учебные, спортивные, семейные и др. |
Длительность существования | Постоянные, временные |
Характер отношений между членами группы | Формальные (официальные), неформальные (неофициальные) |
Положение человека в малой группе зависит от многих условий.
Условия, влияющие на положение человека в малой группе:
1) роль и позиции человека в группе;
2) групповые нормы — определенные правила, принимаемые всеми членами группы;
3) групповые интересы;
4) групповые ценности;
5) групповые санкции (запретительные, поощрительные).
В каждой группе складываются определенные правила — групповые нормы.
Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.
Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы.
Конформность или конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.