Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».
Выделяют следующие виды межличностных отношений:
1. Деловые (официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).
2. Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:
1) чувства, сближающие людей, — симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека);
2) чувства, разъединяющие людей, — антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).
Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека — важное условие межличностных отношений.
Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Формы межличностных отношений:
Наименование формы | Условия возникновения |
Отношения знакомства(знакомство): I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей); II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании); III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы». | Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений. |
Приятельские отношения(приятельство) | Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению. |
Отношения товарищества(товарищество) | Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности. |
Дружба | Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие. |
Любовь | Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность. |
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Культура общения включает в себя:
1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;
2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;
3) демонстрация уступчивости в общении;
4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;
5) внимание к собеседнику;
6) владение культурой речи.
Межличностные конфликты, их разрешение
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:
1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
2) неконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.
Фазы конфликта
1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.
На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.
2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Стратегия поведения | ||
Первый вариант | Второй вариант | Третий вариант |
Уход от ситуации (избегание конфликта). => Распад дружеских связей между людьми. | Отношения «переговоров», или «торга» (компромисс) => Каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить. | Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество) => Каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких- либо уступок. |
3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).
На этой фазе определённая культура общения, которой обладают конфликтующие стороны, оказывает решающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.
Многообразие мира
Одной из характерных черт современного мира является его многообразие, многоликость. В экономике разных стран существуют различные типы хозяйств, форм собственности, обмена и распределения. Многообразие присутствует и в политической сфере современного общества: абсолютные и ограниченные монархии, президентские и парламентские республики. В одних странах утвердились демократические режимы, а в других сохраняются авторитарные. Немало разновидностей имеет и современная культурная жизнь.
Такое многообразие усиливается особенностями образа жизни, языковыми и национальными различиями. На Земле существует примерно 2,5 тысяч официально зарегистрированных языков, живут сотни непохожих друг на друга наций, тысячи народностей. К этому следует прибавить религиозные и идеологические различия.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫМНОГООБРАЗИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА:
1. Многообразие природных условий.
2. Особенности социально политических условий.
3. Различия демографических условий.
4. Особенности исторических судеб.
5. Различия культурных, духовно-нравственных традиций.
6. Особенности уровня экономического развития.
7. Различие религий.
8. Расовое и этническое многообразие.
Несмотря на факторы многообразия современного мира, все народы имеют общие потребности и интересы — в еде, жилье, образовании, социальном и медицинском обслуживании — и удовлетворяют их одинаковыми или сходными способами. Орудия производства, трудовые навыки, виды преобразуемой энергии, способы получения знаний и т. п. в общих чертах совпадают, имея лишь некоторую специфику.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫЕДИНСТВА МИРА:
1. Изменение средств коммуникации, выражающееся в создании единой информационной сети, соединившей практически все уголки нашей планеты.
2. Изменение транспорта → мир становиться достижим в любой своей точке.
3. Возникновение международных политических организаций, которые объединяют усилия всего мирового сообщества.
4. Особенности экономики → возникновение мирового рынка, производственные связи превратились в основу единства современного человечества.
5. Возникновение глобальных проблем современности, решение которых возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.
Единство мира не означает обязательного устранения различий между разными народами и стремление к всеобщему единообразию. Напротив, оно предполагает сохранение и преумножение самобытности этих народов, их обычаев и традиций.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Все потребности человека можно разделить на первичные и вторичные.
1. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными.
1. Физиологические (они же — органические, биологические, естественные) потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, дыхании, воспроизводстве рода и т. д.
2. Экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia — существование, сущность) — это потребность в безопасности, в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в завтрашнем дне.
2. Вторичные потребности являются по своей природе психологическими и приобретаются по ходу жизни.
1. Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки (дружбе, любви, взаимопонимании).
2. Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности, достижении успеха.
3. Духовные потребности — это потребности в самовыражении, самоактуализации, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей:
· не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;
· потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес —это целенаправленное отношение человека к объекту его потребности.
Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Удовлетворение потребностей напрямую связано с уровнем способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Выделяют следующие виды специальных способностей:
· умственные и специальные,
· учебные и творческие,
· математические,
· конструктивно-технические,
· музыкальные,
· литературные,
· художественно-изобразительные,
· физические.