Межличностные отношения, общение




Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».

Выделяют следующие виды межличностных отношений:

1. Деловые (официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).

2. Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:

1) чувства, сближающие людей, — симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека);

2) чувства, разъединяющие людей, — антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).

Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека — важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Формы межличностных отношений:

Наименование формы Условия возникновения
Отношения знакомства(знакомство): I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей); II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании); III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы». Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.
Приятельские отношения(приятельство) Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.
Отношения товарищества(товарищество) Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.
Дружба Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.
Любовь Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.

Общение — вид деятельности, при котором проис­ходит обмен информацией, идеями, оценками, чувства­ми, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные от­ношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура обще­ния.

Культура общения включает в себя:

1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;

2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;

3) демонстрация уступчивости в общении;

4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;

5) внимание к собеседнику;

6) владение культурой речи.

Межличностные конфликты, их разрешение

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт возникает тогда, когда столкновение инте­ресов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, ес­ли имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:

1) конструктивные — стороны в них не выхо­дят за рамки деловых ар­гументов, нравственных отношений;

2) неконструктивные — одна из сторон прибега­ет к нравственно осуж­даемым действиям, например, оскорблениям.

Фазы конфликта

1. Определение, осознание участниками общения си­туации как конфликтной.

На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.

2. Выбор стратегии поведения в конфликтной си­туации.

Стратегия поведения
Первый вариант Второй вариант Третий вариант
Уход от ситуации (избегание конфликта). => Распад друже­ских связей между людьми. Отношения «перего­воров», или «торга» (компромисс) => Каждая сторона мо­жет получить если не всё, к чему стремит­ся, то хотя бы ка­кую-то часть, кото­рая может её удовлетворить. Отношения «борь­бы», или собствен­но конфликтные (соперничество) => Каждая сторона стремится непре­менно получить максимум желае­мого без каких- либо уступок.

3. Выбор способов действия, если избрана страте­гия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).

На этой фазе определённая культура общения, кото­рой обладают конфликтующие стороны, оказывает ре­шающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разре­шения конфликта.

 

Многообразие мира

Одной из характерных черт современного мира является его многообразие, многоликость. В экономике разных стран существуют различные типы хозяйств, форм собственности, обмена и распределения. Многообразие присутствует и в политической сфере современного общества: абсолютные и ограниченные монархии, президентские и парламентские республики. В одних странах утвердились демократические режимы, а в других сохраняются авторитарные. Немало разновидностей имеет и современная культурная жизнь.

Такое многообразие усиливается особенностями образа жизни, языковыми и национальными различиями. На Земле существует примерно 2,5 тысяч официально зарегистрированных языков, живут сотни непохожих друг на друга наций, тысячи народностей. К этому следует прибавить религиозные и идеологические различия.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫМНОГООБРАЗИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА:

1. Многообразие природных условий.

2. Особенности социально политических условий.

3. Различия демографических условий.

4. Особенности исторических судеб.

5. Различия культурных, духовно-нравственных традиций.

6. Особенности уровня экономического развития.

7. Различие религий.

8. Расовое и этническое многообразие.

Несмотря на факторы многообразия современного мира, все народы имеют общие потребности и интересы — в еде, жилье, образовании, социальном и медицинском обслуживании — и удовлетворяют их одинаковыми или сходными способами. Орудия производства, трудовые навыки, виды преобразуемой энергии, способы получения знаний и т. п. в общих чертах совпадают, имея лишь некоторую специфику.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫЕДИНСТВА МИРА:

1. Изменение средств коммуникации, выражающееся в создании единой информационной сети, соединившей практически все уголки нашей планеты.

2. Изменение транспорта → мир становиться достижим в любой своей точке.

3. Возникновение международных политических организаций, которые объединяют усилия всего мирового сообщества.

4. Особенности экономики → возникновение мирового рынка, производственные связи превратились в основу единства современного человечества.

5. Возникновение глобальных проблем современности, решение которых возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

Единство мира не означает обязательного устранения различий между разными народами и стремление к всеобщему единообразию. Напротив, оно предполагает сохранение и преумножение самобытности этих народов, их обычаев и традиций.

 

Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Все потребности человека можно разделить на первичные и вторичные.

1. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными.

1. Физиологические (они же — органические, биологические, естественные) потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, дыхании, воспроизводстве рода и т. д.

2. Экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia — существование, сущность) — это потребность в безопасности, в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в завтрашнем дне.

2. Вторичные потребности являются по своей природе психологическими и приобретаются по ходу жизни.

1. Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки (дружбе, любви, взаимопонимании).

2. Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности, достижении успеха.

3. Духовные потребности — это потребности в самовыражении, самоактуализации, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей:

· не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;

· потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес —это целенаправленное отношение человека к объекту его потребности.

Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Удовлетворение потребностей напрямую связано с уровнем способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.

Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

· умственные и специальные,

· учебные и творческие,

· математические,

· конструктивно-технические,

· музыкальные,

· литературные,

· художественно-изобразительные,

· физические.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: