1. Познакомьтесь с Примерной программой по русскому языку и литературному чтению (по ФГОС), а также методическим обеспечением предметов русский язык и литературное чтение в Вашем классе (авторы учебников, рабочих тетрадей, методических разработок к учебникам).
2. Запротоколируйте все уроки русского языка и литературного чтения, выпавшие на педагогическую практику, письменно проанализируйте по предложенной схеме 1 урок русского языка, проведенный учителем-наставником (Приложение 1). При анализе уроков выявляйте наличие целеустановки в начале урока, мотивированности действий учащихся при выполнении разных видов заданий, использование педагогом разных форм задавания на дом.
3. Подготовьте и проведите 1-2 урока русского языка (тема – согласно УМК в данном классе). По окончании практики представьте методисту кафедры развёрнутый конспект с предполагаемыми ответами учащихся. При проведении урока используйте при необходимости мультимедийные средства обучения: слайд- или видеопрезентацию, упражнение для работы на интерактивной доске (если в классе установлено необходимое оборудование).
4. Разработайте и проведите 1 урок литературного чтения или внеклассное мероприятие по литературному чтению с использованием материалов изученных разделов дисциплины «Теоретические основы и технологии начального литературного образования:
а) Современная поэзия в детском чтении: традиции и новаторство. Е. Благигина, Б. Заходер, Я. Аким, В. Берестов, Г. Сапгир, И. Токмакова, Р. Сеф, Ю. Мориц, В. Левин, М. Бородицкая, Г. Остер, А. Усачёв, И. и С. Тюхтяевы, Р. Муха, С. Махоткин, С. Седов и др.;
б) Современная зарубежная литература для детей. И. Альбернсен, К. Берг, М. Велтхейс, Д. Кинг Смит, Л. Сепульведа, Л. Мальмузи, А.Шмидт, И.Уайброу, К. Коуэлл, К. Ди Камилло, С. Нурдквист, Д. Пеннак.
|
в) Своеобразие книги для детей сибирского автора:
- К. Урманов и А. Коптелов о красоте сибирской природы;
- Нравственная проблематика произведений Н. Осинина, И. Картушина;
- Своеобразие поэзии для детей Е. Стюарт, А. Береснева, Г. Семенова;
- Сказки Ю. Магалифа;
- Сказы В. Шамова.
При проведении внеклассных мероприятий используйте мультимедийные средства обучения: слайд- или видеопрезентацию.
5. Запротоколируйте внеклассное мероприятие, проводимое студентом-практикантом, проанализируйте его совместно с методистом кафедры и однокурсниками.
6. В течение практики ведите наблюдение за речью учащихся в различных речевых ситуациях (свободное общение на перемене, чтение, диалог с учителем во время урока, работа над изложением). Выявите фонетические, акцентологические, орфоэпические, ошибки учащихся класса. Запись ведите следующим образом:
- записать слово /словосочетание / предложение с ошибкой (если есть необходимость, можно использовать транскрипцию и специальные произносительные пометы);
- указать реакцию учителя и учащихся на ошибку (замечают или не замечают, исправляют или не исправляют, когда идет исправление и т. п.).
По результатам наблюдений подготовьте плакаты-памятки (2-3 шт.) для работы по культуре речи в помощь учителю класса.
7. Пронаблюдайте и зафиксируйте приёмы обогащения словаря учащихся на уроках русского языка и чтения (место лексической работы на уроке; содержание; приёмы толкования значения слов, используемые учителем; приёмы активизации словаря учащихся; целесообразность данной работы).
|
Основная литература, рекомендуемая для выполнения заданий по методике обучения русскому языку и литературному чтению
1. Львов, Михаил Ростиславович. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и методика начального образования": доп. М-вом образования и науки РФ / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - Москва: Академия, 2011. - 464 с.: табл. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Предм. указ.: с. 451-456. - ISBN 978-5-7695-7800-7.
2. Сосновская, Ольга Вадимовна. Теория литературы и практика читательской деятельности: учебник для вузов: рек. УМО вузов РФ / О. В. Сосновская. - Москва: Академия, 2008. - 112 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 107-108. - ISBN 978-5-7695-5440-7.
Дополнительная литература, рекомендуемая для выполнения заданий по методике обучения русскому языку и литературному чтению
1. Кубасова, Ольга Владимировна. Выразительное чтение: пособие для сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. - Москва: Академия, 1998. - 144 с. - (Педагогическое образование). - Библиогр. в сносках. - ISBN 5-7695-0051-4.
2. Майман, Роберт Робертович. Практикум по методике преподавания литературы: учебное пособие для пед. вузов: доп. М-вом просвещения СССР / Р. Р. Майман. - Москва: Просвещение, 1985. - 192 с.: табл.
3. Рыбникова, Мария Александровна. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя: рек. М-вом просвещения РСФСР / М. А. Рыбникова. - Москва: Просвещение, 1985. - 288 с. - (Библиотека учителя литературы).