(интерна)
Врач-специалист по общей гигиене должен владеть следующими практическими навыками:
1. Основные профессиональные задачи первого вида деятельности: «Оценка состояния здоровья населения и факторов его определяющих»:
1.1. Осуществлять сбор, статистическую обработку и анализ информации о состоянии здоровья населения и среды обитания, его определяющей, на основании учетных и отчетных форм и документов, предусмотренных государственной и отраслевой статистикой.
1.2. Проводить оценку состояния здоровья населения в целом и
отдельных возрастно-половых групп населения по: демографическим показателям (смертность, рождаемость, естественный прирост, продолжительность жизни); показателям физического развития; показателям заболеваемости инфекционными, неинфекционными и профессиональными болезнями; показателям инвалидности.
1.3. Проводить расследования случаев инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, профессиональных отравлений и заболеваний.
1.4. Обосновать необходимость и организовать совместно с другими специалистами в рамках социально-гигиенического мониторинга проведение выборочных исследований состояния здоровья населения (смертность, заболеваемость, физическое развитие, донозологические состояния), провести статистическую обработку и анализ полученных материалов.
1.5. Организовать совместно с другими специалистами предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры различных контингентов населения (дети, работающие различных отраслей и сфер деятельности).
1.6. Выполнить оценку риска для здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания.
1.7. Формулировать и оценивать гипотезы о причинно-следственных связях между состоянием здоровья и факторами среды обитания.
1.8. Оперативно оценивать эпидемическую обстановку на обслуживаемом объекте и территории.
1.9. Готовить совместно с другими специалистами программы гигиенических и противоэпидемических мероприятий, программы профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, осуществлять их реализацию, оценивать их эффективность по изменениям в состоянии здоровья населения.
1.10. Использовать методы системного анализа для оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, управления здоровьем населения.
2. Основные профессиональные задачи второго вида деятельности: «Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за средой обитания и условиями жизнедеятельности населения»
Врач по специальности «Общая гигиена» в интересах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и определения риска здоровью от воздействия факторов среды обитания должен уметь самостоятельно:
2.1. Осуществлять организацию и проведение сбора информации с применением лабораторных методов исследования на объектах государственного санитарно-эпидемиологического надзора: хранить информацию, в том числе с использованием компьютеров; группировать, систематизировать, анализировать информацию; обобщать информацию по оценке среды обитания и условий жизнедеятельности населения с обоснованием профилактических мероприятий и оформлять соответствующие документы (информационные письма, акты, предписания и т.д.)
2.2. Осуществлять оценку соответствия санитарным правилам и нормам по планировке и застройке населенных пунктов.
2.3. Осуществлять оценку соответствия санитарным правилам и нормативам материалов, веществ, продовольственного сырья, пищевых продуктов, изделий и другой продукции, технологии их изготовления:
2.3.1. Проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу новых видов сырья и химических соединений, продукции (изделий и материалов), внедряемых технологических процессов, оборудования, рабочего (производственного) инструментария.
2.3.2. Проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу оборудования детских и подростковых учреждений, учебной мебели, одежды, обуви, учебных пособий, игрушек и предметов детского ассортимента.
2.3.3. Проводить санитарно-эпидемиологическую оценку программ, условий, методик, режима воспитания и обучения детей и подростков.
2.3.4. Проводить санитарно-эпидемиологическую оценку новых видов продуктов питания, пищевого сырья, пищевых добавок, пестицидов, минеральных удобрений, а также посуды, тары, инвентаря, упаковочных материалов, покрытий для технологического, холодильного и торгового оборудования пищевого назначения.
2.3.5. Обследовать природные и инженерные объекты и составлять соответствующие документы (акты, протоколы о нарушении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил и др.).
2.3.6. Осуществлять контроль за состоянием фактического питания, за организацией и качеством лечебно-профилактического и лечебного (диетического) питания.
2.3.7. Проводить физиологические исследования реакций организма во время трудового процесса для оценки работоспособности, тяжести и продолжительности труда и характера воздействия факторов производственной среды на организм работающих.
2.3.8. Проводить исследования реакций организма на нагрузку при различных условиях, формах и методах обучения и трудовой деятельности детей и подростков.
2.3.9. Уметь принимать соответствующие решения при установлении нарушений санитарных норм и правил на объектах надзора.
2.4. Осуществлять контроль за качеством хозяйственно-питьевого водоснабжения и источниками водопользования населения, а также за качеством воды водных объектов в местах рекреационного водопользования и в черте населенных мест.
2.5. Осуществлять контроль за качеством атмосферного воздуха населенных пунктов, воздухом рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей и воздушной средой учебно-воспитательных учреждений.
2.6. Осуществлять контроль за санитарным состоянием почвы населенных мест.
2.7. Проводить оценку факторов, определяющих состояние здоровья населения, в связи с образом его жизни и наследственными характеристиками популяций.
2.8. Определять показатели, характеризующие качество медико-санитарной помощи населению.
2.9. Осуществлять сбор, доставку и подготовку материала для санитарно-гигиенических, микробиологических, радиологических исследований.
2.10. Проводить самостоятельно и совместно со специалистами лаборатории исследования (органолептические, физические и др.) факторов физической, химической и биологической природы среды обитания: атмосферного воздуха и воздуха производственных, жилых и общественных зданий, учебно-воспитательных учреждений; почвы населенных мест; пищевых продуктов и питания населения; питьевой воды и источника водоснабжения.
2.11. Оценивать и давать заключение по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований объектов среды обитания.
2.12. Проводить мероприятия в периоды экстремальных ситуаций (природные и техногенные катастрофы, аварии, напряженные ситуации), связанных с загрязнением или опасностью загрязнения окружающей среды и ухудшением условий жизни и здоровья населения.
3. Основные профессиональные задачи третьего вида деятельности: «Осуществление управленческой деятельности в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения»
Врач по специальности «Общая гигиена» в интересах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения на основе результатов государственного санитарно-эпидемиологического надзора должен уметь:
3.1. Обосновывать и формировать управленческие цели и управленческие решения по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики профессиональной, инфекционной и неинфекционной заболеваемости.
3.2. Участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на охрану здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.3. Проводить санитарно-эпидемиологическое расследование, принимать соответствующие меры для решения вопросов о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью.
3.4. Принимать управленческие решения, планировать и организовывать выполнение мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения:
3.4.1. Участвовать в разработке и реализации мероприятий социально-гигиенического мониторинга, оценки и управления рисками влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.
3.4.2. Определять задачи профилактики на основе ретроспективного и оперативного анализа и оценки санитарно-эпидемиологического благополучия населения по группам болезней.
3.4.3. Разрабатывать предложения и планы социально-экономического развития района, населенного пункта.
3.4.4. Обосновывать социальные и медицинские мероприятия в рамках оздоровительных программ в масштабах учреждения, предприятия, района, населенного пункта.
3.4.5. Разрабатывать программно-целевые и проблемно-тематические планы, а также функционально-отраслевые планы работы санитарного врача.
3.4.6. Составлять первичную документацию: акты обследования объектов, санитарные паспорта, предписания, протоколы лабораторных и инструментальных исследований, экстренное извещение, журналы учета, заключения и пр.
3.4.7. Готовить проекты решений приказов и других административных актов, составлять справки по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.4.8. Осуществлять планирование и организацию работы лаборатории.
3.4.9. Готовить материалы для заполнения государственной и отраслевой отчетной документации (форма № 18 и др.), владеть оценкой показателей.
3.4.10. Осуществлять при решении профессиональных задач взаимодействие с органами государственного управления, лечебно-профилактическими и другими учреждениями, занимающимися вопросами охраны здоровья.
3.5. Организовывать и оценивать эффективность проведенных мероприятий по оздоровлению среды обитания и условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями Федерального Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
3.6. Использовать меры пресечения в соответствии с правами, предусмотренными Федеральным Законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
3.7. Дать оценку эффективности деятельности врача-гигиениста с использованием показателей результативности (характеризующие сдвиги в уровне санитарного благополучия), эффективности (характеризующие уровень состояния здоровья) и оперативной активности:
3.7.1. Соблюдение действующих санитарных правил и норм предприятиями всех форм собственности, организациями и гражданами.
3.7.2. Эффективность комплекса профилактических мероприятий по изменениям в показателях состояния здоровья населения.
3.8. Владеть основами экономики и бухгалтерского дела.
4. Основные профессиональные задачи четвертого вида деятельности: «Осуществление воспитательной, педагогической и научно-практической работы»
Врач по общей гигиене должен уметь самостоятельно или в составе рабочих коллективов:
4.1. Проводить работу по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни (лекции, беседы, выступления по радио и телевидению и др.).
4.2. Вести педагогическую деятельность при обучении среднего медицинского персонала по вопросам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, профилактики заболеваний.
4.3. Осуществлять гигиеническое обучение работников пищевой промышленности, торговли и питания, образовательных и оздоровительных учреждений и других контингентов, подлежащих обучению по утвержденным программам.
4.4. Проводить обучение врачей разных специальностей по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4.5. Осуществлять научно-практическую работу по оценке санитарно-эпидемиологического состояния объектов надзора, эффективности гигиенических и противоэпидемических мероприятий, организации и проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4.6. Давать информацию о состоянии здоровья населения, факторах окружающей среды и условиях жизнедеятельности.
[1] Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Навыки формируются в относительно постоянных условиях. Т.о. навык − доведенное до автоматизма элементарное умение решать тот и или иной вид задачи (чаще всего − двигательной). Например, навык графического изображения родословной семьи.