Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок, чтобы наше прошлое узнать,помнить и не забывать.
II. Актуализация знаний.
1.Беседа.
-О чём узнали на прошлом уроке?
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
-Расскажите, что вы запомнили о подвиге советского солдата при форсировании Днепра.
-Как и когда освободили от фашистов Киев?
-Давайте вспомним страницы истории Великой Отечественной войны. (Дети читают по
куплету)
2. Литературная композиция.
На нашу Родину Германия напала.
И отступала наша Армия сначала.
А немцы быстро шли к Москве.
И кровь лилась по всей родной земле.
И вот фашисты прорвались к Москве.
И был у них злой Гитлер во главе.
Ещё немного, и Москву бы взяли,
Но насмерть наши воины стояли.
И шла война четыре долгих года.
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.
И было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу сказали: «Стой!»
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, не рад.
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенку "Катюша"
Под Ростовом, Курском и Орлом.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/22/stsenariy-prazdnika-v-nachalnoy-shkole-den-pobedy
3.Слушание песни «Баллада о солдате» - Песни военных лет - Лучшие фото https://www.youtube.com/watch?v=VzS_4CNQQGA
III. Определение темы и целей урока
На доске « Освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке?
-Да, мы продолжим знакомиться с историческими событиями Великой Отечественной войны. Тема нашего урока: «Освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии».
-Хочу напомнить слова ЛаоЦзы - древнекитайского философа, который жил в VI-V веках до н. э., которые станут девизом сегодняшнего урока:
«Кто умер, но не забыт – тот бессмертен».
-Как вы понимаете эти слова?
Их произнёс ЛаоЦзы-древнекитайский философ, который жил в VI-V веках до н. э. Но как актуальны эти слова в наши дни!
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Освобождение Правобережной Украины.
Битва за Правобережную Украину продолжалась в период с 24 декабря 1943 года по 17 апреля 1944 года Она носила название Днепровско-Карпатской наступательной операции и явилась одной из крупнейших в ходе всей войны.
Битве за Правобережную Украину предшествовало освобождение Левобережной Украины. В течение 4-х месяцев советские войска захватили несколько плацдармов на западном берегу реки Днепр. Позже их было решено использовать для развития новых наступательных операций. Была разработана программа по освобождению Украины и разгрому всей немецкой группы армий «Юг». Для реализации (выполнения) военного плана привлекли войска 1-го, 2-го 3-го и 4-го Украинских фронтов. Всю операцию координировали (разрабатывали) Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и А.М. Василевский.
Советская армия продолжала наступление. Немецкие войска были не в силах его остановить и просто старались не допустить окружения. Результатом наступления стал полный разгром южного крыла германского Восточного фронта. Советские войска вышли на линию государственной границы. Были созданы условия для освобождения всей Центральной и Юго-Восточной Европы.
https://varjag2007su.livejournal.com/420740.html
Крымская операция 1944 года — наступательная операция советских войск с целью освобождения Крыма от немецких войск во время Великой Отечественной войны. Проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией
В течение трёх дней войска 4-го Украинского фронта вели ожесточённые бои и к исходу дня 10 апреля прорвали оборону противника на Перекопском перешейке и южнее Сиваша. Танковые части вошли в прорыв на участке 51-й армии и устремились на Джанкой. 11 апреля город был освобождён. В ночь на 11апреля одновременно с 19-м танковым корпусом в наступление перешла Отдельная Приморская армия, которая при поддержке авиации 4-й воздушной армии и Черноморского флота к утру овладела Керчью.
На горе высокой Митридата
Обелиск и пушки с трех сторон.
В честь бойца - матроса и солдата -
Памятник над морем вознесен.
Затонувший пароход на рейде,
Зданий в брызгах взрывов строгий вид, -
Город, знавший множество трагедий,
Нам о бдительности говорит.
(Николай Ушаков)
В 1944 году на горе Митридат, возвышающейся над городом, открыт памятник воинам, погибшим при освобождении Керчи, - обелиск Славы.В октябре 1973 г. городу Керчи было присвоено почетное звание города-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Развивая наступление, советские войска 13 апреля освободили Феодосию, Симферополь и Евпаторию. 14апреля — Судак и Алушту. а 15 апреля вышли к Севастополю.
Попытка взять город с ходу потерпела неудачу и советские армии стали готовиться к штурму города. Генеральный штурм Севастополя был назначен советским командованием на 5 мая. Начав его по плану, после четырёх дней тяжелейших боёв 9 мая войска фронта освободили город. 12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие.
10 мая 1944 год Москва салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта, черноморским морякам и летчикам, освободившим Севастополь от немецко-фашистских захватчиков.
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
А травы будут зеленей.
Победа! Победа!
Во имя Отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!
Благодарим солдаты вас,
За жизнь, за детство и весну
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.
https://multiurok.ru/files/klasnyi-chas-osvobozhdenie-kryma.html
2.Просмотр видеофильма «Освобождение Крыма» https://www.youtube.com/watch?v=A9be8pxShFk
3.Продолжение рассказа.
Крымская наступательная операция советских войск 1944 года проводилась с целью освобождения Крыма от немецких войск с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. Во время неё были проведены 2 фронтовые операции: Перекопско-Севастопольская и Керченско-Севастопольская. В результате советские войска освободили Крым и разгромили 17-ю полевую армию немцев, Черноморский флот возвратил себе свою главную базу — Севастополь. Была ликвидирована угроза тылам фронтов освобождавших Правобережную Украину.
4. Просмотр видеофильма. https://allforchildren.ru/scivideo/vov.php Фильмы о ВОВ.
Началось освобождение Молдавии. Наступательная операция войск 2-го и 3-го Украинских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией, проведенная 20-29 августа 1944 г. носила название «Ясско-Кишиневские Канны». Она позволила разгромить ясско-кишиневскую группировку немецких войск, завершить освобождение Молдавской ССР, вывести Румынию из войны на стороне Германии, открыть дорогу Красной Армии на Балканы. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/iassko-kishinievskaia-opieratsiia)
5. Просмотр видеофильма « Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. 24 августа 1944 года »
https://www.youtube.com/watch?v=_J_Q6QVx-oY
V. Закрепление изученного.
Работа в группах.
-Какие моменты урока особенно запомнились?
-Составьте план нашего урока.
- Севастополь и Керчь получили гордое звание «Города-герои». Как вы думаете, почему. Составьте небольшое рассуждение на эту тему.
VI. Итог урока.
-О чём мы вели разговор на уроке?
-О чём захотелось узнать больше?
Все дальше и дальше уходят те суровые годы. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне. Мы помним всех: и героев и рядовых, и мальчишек и девчонок, и солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Родину. Все меньше и меньше остается очевидцев той войны - ветеранов.
-Как мы должны относиться к этим людям?
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда.
https://multiurok.ru/files/klasnyi-chas-osvobozhdenie-kryma.html
VII. Домашнее задание.
- Севастополь и Керчь получили гордое звание «Города-герои». Как вы думаете, почему. Составьте небольшое рассуждение на эту тему.