ГЕННАДИй СТЕПАНОВИЧ РАЙШЕВ




Изобразительное искусство Ханты – Мансийского автономного округа – Художники Югры (3ч.)

Цель: приобщение учащихся к региональному компоненту через произведения местных художников.

Задачи:

· Познакомиться с творчеством художников ХМАО-Югры, проанализировать их произведения

· Анализ произведений Г.С.Райшева, В.А. Игошеа,А.Ф. Мухаметовой и др художников ХМАО-Югры

Содержание:

· «Художники Югры» - просмотр презентации

· Творчество Г.С. Райшева.

«Ожившее болото. Не чудо ли это?

Живые родники. Не это ли чудо?

Живые урманы. Не это ли удача?!

Живой бор. Не это ли радость?!

Живая земля.

Живая Земля Сотворённой Реки Человека."

(Еремей Айпин о творчестве Г.Райшева)

"Всё с детства знакомое и близкое. Утки, болота, трава. Сосны в борах, кедры в урманах, берёзы в прибрежьях. Я знал с самого рождения, что в тайге каждая веточка, каждая иголочка, каждая травиночка - это живое существо. Все они чувствуют тепло и холод, ласку и боль. У всех есть своё дыхание-жизнь. Но оказывается, утка может обернуться деревом, а дерево - уткой, болото - женщиной, а высокая трава - мужчиной. Раньше всё это было только в сказках, лишь в моём воображении. Теперь же сказка стала реальностью, и я всё вижу наяву и могу прикоснуться...

Просмотр видео сюжета:

Югорский художник Геннадий Райшев показал, как рисует музыку

https://ugra-tv.ru/news/culture/yugorskiy_khudozhnik_gennadiy_rayshev_pokazal_kak_risuet_muzyku/

ГЕННАДИй СТЕПАНОВИЧ РАЙШЕВ

Заслуженный художник России Геннадий Райшев не просто пишет картины, он создаёт композиции на холсте, расставляя ритмические акценты точками и мазками. На картинах югорского творца природа словно оживает, женщины начинают танцевать, а космос кажется совсем рядом.

Геннадий Райшев, заслуженный художник России: «Художником я не собирался быть, просто элементарно, я с детства занимался тем, что мне было интересно. Но бабушка почему-то сказала, тогда называли меня Геша: «Геша будет художником», вот так и пришлось стать художником».

… картины Райшева буквально пронизаны мелодиями. Полотна, на которых изображены птицы, люди, народные мотивы или пейзажи строятся на ритме, легком и динамичном движении красок.

Натюрморты, портреты, сказания. Как отмечают искусствоведы и почитатели творчества Райшева, его работы не всегда были насыщенны цветом, например, в графике присутствуют и волнения. Сам художник говорит, что это еще одна его миссия - восстанавливать гармонию мира.

Картину «Шайтан железный» Геннадий Степанович написал в 1974 году. Рассматривая ее можно ощутить тревожные колебания звуков и окунуться в мировую историю.

В галерее заслуженного художника России хранится более 2 000 работ, но специалисты говорят, что их гораздо больше - около 20 тысяч, те, которые никогда не видела публика. Каждый день Геннадий Степанович начинает с творчества и может написать несколько картин за один день.

Даже здание галереи-мастерской Райшева украшено авторским изображением. Картина под названием «Пространство Сибири» перед югорчанами развернулась на фасаде площадью в 700 квадратных метров. Здесь и сибирские леса, и национальные угодья и конечно же народная музыка.

Запись в рабочей тетради: - Краткая биография художника

- Характерные черты творчества

- определить стилистику и направление творчества Г.С. Райшева.

Краткий анализ произведений Г.С. Райшева «Лоси», «Трель дятла», «Земля Югорская», «Серия «Болото»», «Ягода Морошка», «Мужички Салымские» и др. О

 

ЗЕМЛЯ (РИСУНКИ ГЕННАДИЯ РАЙШЕВА)  

 

"Всё с детства знакомое и близкое. Утки, болота, трава. Сосны в борах, кедры в урманах, берёзы в прибрежьях. Я знал с самого рождения, что в тайге каждая веточка, каждая иголочка, каждая травиночка - это живое существо. Все они чувствуют тепло и холод, ласку и боль. У всех есть своё дыхание-жизнь. Но оказывается, утка может обернуться деревом, а дерево - уткой, болото - женщиной, а высокая трава - мужчиной. Раньше всё это было только в сказках, лишь в моём воображении. Теперь же сказка стала реальностью, и я всё вижу наяву и могу прикоснуться...

Ожившее болото. Не чудо ли это?

Живые родники. Не это ли чудо?

Живые урманы. Не это ли удача?!

Живой бор. Не это ли радость?!

Живая земля.

Живая Земля Сотворённой Реки Человека."

(Еремей Айпин о творчестве Г.Райшева)

 

Дятел стучит. Кукушка кукует. Чайки кричат. Лебеди курлычут. Эти звуки, имеющие определённый ритм и мелодию, организуют пространство леса. Они похожи на музыку. Но иногда человек может не замечать эту музыку. А значит фактически является не подключённым к токам жизни, к энергетической ауре земли. Поэтому остаётся слабым и малодеятельным, не способным адекватно встроиться в окружающее пространство. А художник помогает такому слабому человеку понять некоторые простые истины, способствует раскрепощению его чувственного аппарата и увеличению остроты духовного зрения. Помогает ощутить себя частицей своей земли. И пережить чувство полёта.

МАТЬ-ЗЕМЛЯ

 

ТРИПТИХ "БОГИНЯ РЕКИ АГАН"

Древнейшее состояние нашей земли, на которой живут боги... Или жили, потому что речь идёт о легенде... И продолжают жить, потому что всё это находится в сознании... На картине - женский символ божества... У него нет лица, но много платков... Очень много платков... И ручки только чуть-чуть видны, запястья...
- Почему много платков?
- Так ханты представляют себе богиню - у неё нет лица, но много платков. Характер этих платков не буквально воспроизведён, а образно. И в образном отношении очень правильно сделан...

СПУСКАЮЩАЯСЯ С НЕБА

 

 

Свет как бы от земли идёт... На дальнем плане - земля, затем - изображение богини и, наконец, свет... Только он - свет неба - наоборот... Он внизу, человек к свету идёт... Если картину свернуть пополам по горизонтали, то получится правильно - везде свет сверху...
- А тогда река здесь зачем?
- Река условна... Протекает по земле...
- Это реальная река?.. Или река времени?.. Река жизни...
- Река в целом условна... Но когда смотришь на эту воду, то видишь, что она есть, эта поверхность... Мало того, в лодочках, которые движутся по реке, сидят очень реальные цветные люди... Поэтому река, с одной стороны, очень условна, с другой стороны, очень конкретна... Если смотреть с лодочки, то открывается обычный красивый пейзаж...
-Это солнечный свет?
- Да, солнечный свет и дальний берег... Всё очень похоже на реальные жизненные состояния... Если взять отдельные кусочки, то получим живые картинки...

 

ОБЕРЕГАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

- Итак, здесь - три пространства: земля, река и небо... А почему Вы сделали такую громадную фигуру богини реки? Почему нельзя было нарисовать одну маленькую женщину, спускающуюся с неба? Почему появилось желание сделать такую громадную куклу, охватывающую собой небо, реку и землю?
- В данном случае сам божественный образ нацеливает на то, что он должен быть великим. Он должен быть внушительным. Иначе это не будет божество. И сам холст будет пустоватым, не станет образно интересным... Поэтому фигура богини, выросшая до космических размеров, более внушительна... Её человек и воспринимает как божество... А маленькая фигурка богини родилась как дополнение к этой большой фигуре. И имеет гораздо большую связь с натуральной женщиной. Она не столько божественна, сколько натуральна. Там есть хорошо выраженный халат или сах и спускающийся на лицо платок...
- Можно ли сказать, что эта громадная фигура выражает собой всеобъемлющий характер этого божества? Масштабность фигуры подчёркивает, что богиня является хранительницей земли, определяет жизнь на ней?
- Конечно, именно это и имеется в виду.

https://www.ikz.ru/culture/raishev-gallery/publications13_2.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: