Лекция
Тема № 10. «Учет денежных средств».
Занятие № 2. «Учет расчетов с подотчетными лицами».
Содержание:
1. Порядок выдачи и погашения подотчетных сумм.
2. Учет расчетов с подотчетными лицами.
3. Проверка кассы и отражение в учете результатов проверки.
Структурно-логическая схема занятия:
I. Порядок выдачи и погашения подотчетных сумм.
подотчетные суммы | - нормативная база - на что? - размеры и сроки - выдача не допускается - документальное оформление |
II. Учет расчетов с подотчетными лицами.
Д-т 71 К-т
??
III. Проверка кассы и отражение в учете результатов проверки.
I. Порядок выдачи и погашения подотчетных сумм
Подотчетные лица - это работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие хозяйственные или служебные командировочные расходы.
Организации при выдаче работникам наличных денежных средств и ведении учета своих расчетов с ними руководствуются:
- Трудовым Кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном контроле» в части порядка осуществления валютных операций резидентами.
- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации
(утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40);
- Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729
"О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
Организации могут выдавать работникам из кассы наличные денежные средства под отчет на:
|
- командировочные расходы;
- хозяйственно-операционные нужды;
- расходы экспедиций, геологоразведочных партий;
- расходы уполномоченных предприятий и организации, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организации.
При выдаче денежных средств организация обязана:
- определить сумму подотчетных средств и срок на который она выдается;
- получить от подотчетного лица отчет о расходах в срок не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который выданы средства;
- выдавать денежные средства работнику под отчет при условии полного отчета им по ранее выданным авансам;
- запретить передачу подотчетных денежных средств от одного работника другому:
Размеры и сроки, на которые выдаются деньги в подотчет на хозяйственные нужды, определяются руководителем организации и устанавливаются в сметах и должны быть в размере 10 дн. потребности и на срок не более 15 рабочих дней.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели (расчет: проезд туда и обратно, суточные, квартирные). Срок командировки не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. (ТК РФ)
На хозяйственные и другие расходы руководителям подразделений. расположенных отдельно от организации - не свыше месячной потребности.
Выдача подотчетных сумм и перечисление авансов не допускается:
1) при отсутствии средств, предназначенных на те расходы, на которые испрашивается подотчетная сумма /аванс/;
|
2) если главный бухгалтер может произвести оплату путем перечисления через учреждения банка или связи;
3) если подотчетное лицо не полностью отчиталось по ранее выданным ему суммам;
4) лицам, не принадлежащим к составу данной организации;
5) в счет заработной платы.
Выдача денежных сумм под отчет производится по письменным заявлениям с разрешения должностных лиц, ведающих соответствующими денежными средствами. В заявлении указывается за счет каких средств и на какие надобности испрашиваются подотчетные суммы.
Список должностных лиц (постоянных авансодержателей), которым разрешена выдача денежных сумм под отчет на хозяйственные расходы, ежегодно в начале года и в дальнейшем по возникновении надобности, объявляется приказом руководителя организации с указанием предельных размеров, разрешаемых к выдаче подотчетных сумм.
Подотчетные лица обязаны отчитаться в израсходовании денежных сумм, полученных под отчет не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. При наличии неизрасходованного остатка денежных средств этот остаток доложен быть внесен сотрудником в кассу организации.
Отчет подотчетных лиц производится путем представления авансовых отчетов (ф. АО-1) установленной формы, утвержденных руководителем организации. К авансовому отчету прикладываются документы, подтверждающие расход денежных средств.
К авансовому отчету по суммам, выданным на хозяйственные нужды, прикладывается:
1) счет и квитанция к приходному кассовому ордеру или:
- товарный чек;
|
- кассовый чек;
2) накладная (или ведомость).
Все закупленные материальные ценности должны быть сданы на склад, а на них должен быть выписан складской приходный ордер (ф. М-4). Только после этого на основании требования они выдаются в эксплуатацию.
Зачет НДС
Следует также помнить о том, что согласно НК РФ, что при закупке материальных ценностей за наличный расчет, НДС к зачету у покупателя принимается по счету-фактуре. Или при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой. В таких случаях налог на добавленную стоимость отражается по дебету счета 19 и исчисление его производится в общеустановленном порядке.
Таким образом, если организация приобрела товар у оптовой фирмы за наличный расчет, то НДС, уплаченный при приобретении ценностей, может быть поставлен в зачет перед бюджетом при наличии соответствующих документов.
В том случае, когда произведены расходы, не подтвержденные документально, но предусмотренные в смете, целесообразно составить акт о расходах, в котором указано, что сотрудником фирмы были произведены административные расходы в рамках утвержденной сметы расходов на содержание фирмы. Акт утверждается руководителем фирмы, и после обработки в бухгалтерии указанные расходы могут быть списаны на себестоимость с последующим восстановлением при расчете налогооблагаемой прибыли или за счет собственных источников. Это возможно при наличии утвержденной учредителями сметы расходов, которые осуществляются за счет собственных средств организации.
Остаток неиспользованных сумм сдается подотчетным лицом в кассу по приходному кассовому ордеру (ф. КО-1), а перерасход выдается из кассы по расходному кассовому ордеру в день сдачи авансового отчета.
Командировка
Для правильного отражения организацией расчетов с подотчетными лицами при осуществлении ими командировок необходимо учитывать:
- цель командировки;
- кто направляется в командировку;
- место командировки;
- срок командировки;
- какие расходы допускается нести работнику в служебной командировке;
- условия командировки за пределы России;
- порядок оформления командировки;
- порядок учета расходов по служебной командировке для целей налогообложения.
Цель командировки определяет ее классификацию и порядок распределения расходов, понесенных командированным работником. Исходя из этого командировки можно подразделить на служебные и непроизводственные.
Служебная командировка (ТК РФ) - поездка работника, осуществляемая по распоряжению руководителя организации, на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.
Расходы по командировкам учитываются в составе сметы на общехозяйственные расходы обслуживающих производств и хозяйств и. заготовительно-складских расходов.
Согласно ТК РФ не предусмотрено направлять в командировку работников, выполняющих работы по договору подряда.
Под служебной командировкой, совершаемой в установленном порядке, понимаются также поездки работника, которые связаны с:
- покупкой материально-производственных запасов, расходы по которой учитываются в составе заготовительно-складских расходов и включаются в состав затрат по приобретению запасов;
- осуществлением работ капитального характера (выполнением функций заказчика и т.п.), расходы по которой учитывается в составе прочих капитальных затрат и включаются в инвентарную стоимость объекта строительства; подготовкой и повышением квалификации работников, расходы по которой учитываются в составе сметы на общехозяйственные расходы по одноименной статье;
- участием в общих собраниях акционеров обществ, в которых организация имеет акции (вклады), расходы по которой относятся к служебным командировкам и учитываются и составе сметы на общехозяйственные расходы по одноименной статье;
- другими аналогичными нуждами.
Непроизводственные командировки - целью которых является деятельность, не связанная с производством, являются.
Расходы по данным командировкам списываются за счет целевых источников, относятся на финансовые результаты (без учета в составе убытков при налогообложении). К таким командировкам относятся поездки работников, связанные с лечением, обслуживанием и передачей объектов непроизводственного назначения и т. п.
В служебную командировку могут направляться только работники организации.
В случае направления в командировку работников других организаций и иных физических лиц такие командировки не признаются служебными и расходы по ним должны возвращаться другими организациями (как оказанные услуги) либо производятся организацией за счет чистой прибыли.
При заключении организацией с физическими лицами договоров гражданско-правового характера последние получают от организации денежные средства за выполненные для организации работы и оказанные услуги. Наряду с этим организация может согласно Договору производить оплату данным лицам их расходов по найму жилых помещений и проезду к месту выполнения работ (услуг) и обратно. В этом случае расходы по выполнению работ (услуг) списываются организацией на себестоимость продукции (работ, услуг) по статье "Расходы на оплату труда". Расходы организации по возмещению данным лицам их расходов по найму помещений и проезду не являются командировочными расходами и списываются на себестоимость по статье "Прочие расходы". При этом расходы по найму помещений и проезду возмещаются организацией согласно подтверждающим указанные расходы документам.
Срок командировки:
- в пределах России согласно ТК РФ не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути;
- за рубежом не может превышать 60 дней.
Однодневные командировки
Если место служебной командировки расположено недалеко от места работы и жительства работника и он может ежедневно возвращаться домой, то такая командировка может быть признана однодневной командировкой. Определение командировки как однодневной производится руководителем в приказе о командировке на основании данных о дальности расстояния, условиях транспортного сообщения, характере выполняемого задания, а также необходимости создания для работника условий для отдыха.
Командировка за пределы России также может быть однодневной, если работник, выехавший за границу, возвратился в Россию в тот же день.
Затраты на командировку
Состав затрат, включаемых в командировочные расходы, а также их размеры определяются руководителем организации.
Для целей налогообложения размер отдельных видов командировочных расходов принимается в пределах установленных законодательством.
Состав затрат, включаемых в командировочные расходы, а также предельные их размеры, принимаемые при налогообложении прибыли, определяются Министерством финансов России (по заграничным командировкам по согласованию с Министерством иностранных дел России).
В состав расходов по служебным командировкам включаются затраты:
• по найму жилого помещения;
• по бронированию гостиничных номеров и авиабилетов;
• по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси);
• по уплате страховых платежей по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;
• по оплате сборов за предварительную продажу билетов (проездных документов);
• по оплате расходов за пользование в поездах постельными принадлежностями;
• на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения и пересадок (за исключением проезда на такси);
• на оплату разовых проездных билетов на городской транспорт при однодневных командировках;
• на провоз багажа;
• суточные за время нахождения в командировке (при однодневных командировка в пределах России право работника на суточные определяет руководитель организации);
• расходы на оформление заграничных паспортов и других выездных документа;
• расходы, связанные с Использованием услуг VIP - специальных залов ожиданий.
• по возмещению расходов на телефонные переговоры, если они связаны с производством и подтверждены соответствующими документами.
Порядок возмещения расходов
К авансовому отчету по суммам, израсходованным командировочным лицом, прикладывается (ТК РФ содержит перечень расходов, на возмещение которых имеет право командировочный):
- рапорт о выполнении командировочного задания;
- командировочное удостоверение с отметками о прибытии и убытии из места командировки (суточные - по 100 руб. в сутки);
- проездные билеты (по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами);
- квитанции гостиниц, на переговоры, на постель в поезде.
Квартирные возмещаются по фактическим расходам, но не более 550 руб. в сутки (без документов - 12 руб.).
Командировочные расходы сверх норм командировочных расходов подлежат включению в состав облагаемого дохода физического лица на дату представления в бухгалтерию авансового отчета, в соответствие с Налоговым кодексом РФ ч. II (закон от 5.08.2000 № 118-ФЗ глава 23).
Предъявленные подотчетными лицами авансовые отчеты об израсходованных суммах и приложенные к ним оправдательные документы в бухгалтерии:
1) подвергаются счетной проверке,
2) а также проверке по существу. При этом проверяются:
а) правильность оформления документов,
б) целесообразность расходов и
в) соответствие их назначению аванса.
Затем проставляется корреспонденция счетов. Проверенные бухгалтерией авансовые отчеты утверждаются руководителем организации. Сотрудники организации, работающие с подотчетными суммами, должны быть заранее ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к документальному оформлению производимых расходов.
Независимо от сроков, к 28 декабря погашаются подотчетные суммы кроме полученных на расходы по командировкам.
Вывод:
Бухгалтерия организации не только учитывает, но и контролирует в полном объеме все денежные и расчетные операции с подотчетными лицами. Это самостоятельный участок бухгалтерского учета, требующий к себе постоянного внимания, чуткости и требовательности к людям, аккуратности, чтобы не нарушать финансовую дисциплину.
Вопросами расчетов с подотчетными лицами главному бухгалтеру придется заниматься в своей практической работе постоянно, требуя от работников строгого и четкого соблюдения порядка и правил расходования подотчетных сумм, составления и предоставления авансовых отчетов с законно оформленными оправдательными документами.