Практическое занятие №8
Тема. Способы словообразования. Словообразовательные нормы.
Цель: систематизировать знания по теме «Способы словообразования».
Литература: учебник «Русский язык и культура речи» Антонова Е.С., Воителева Т.М., дидактический материал.
Ход выполнения занятия:
1. Проработать теоретический материал и сделать записи в тетрадь.
https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=32889
2. Выполнить письменно упражнения.
3. Срок выполнения- 25.03.2020 до 18.00
Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, аффиксы – приставки, суффикс, соединительный гласный, возвратная частица – служат для образования новых слов, а окончание для образования новых форм одной лексемы.
Основа – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.
Корень – общая часть родственных (однокоренных) слов.
Аффиксы, входящие в основу:
· Префикс (приставки) – словообразовательная морфема, стоящая после корня, перед корнем, обозначающая пространственные отношения, наличие (отсутствие) или меру того, что в корне: отплыть, входить, заокеанский.
· Суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня перед окончанием, обозначающая оценку, качество, отношение, размер того, что названо в корне, называющая носителя или деятеля: банька, кузовок, носище.
· Постфикс – словообразовательная морфема, стоящая после окончания, при его отсутствии на конце слова, обозначающая возвратность глагольной формы: убедиться, заглядеться.
· Интерфикс – морфема, соединяющая два корня в одной основе: паровоз, вездеход.
· Окончание (флексия) – морфема, не входящая в основу, т.к. служит для образования форм слова и выражает грамматическое значение слова: зимние вечера.
|
Окончания могут быть только у изменённых слов. Окончание не имеют:
1. Наречия
2. Слова категории состояния
3. Деепричастия
4. Неизменяемые имена существительные
5. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные и модальные слова)
Способы словообразования
Морфологические подразделяются на аффиксальные и безаффиксальные.
К аффиксальным относят словообразования с помощью всех морфем основы:
· Префиксальный
· Суффиксальный
· Суффиксально-префиксальный
· Бессуффиксный
· Сложение
a) сложение одной или нескольких основ при помощи интерфикса
b) сложение одной или нескольких основ с самостоятельным словом
c) сложение компонента, имеющего интернациональное значение с самостоятельным словом
· сращение – соединение двух самостоятельных знаменательных слов, связанных подчинительной связью
· аббревиация – сложение сокращённых слов
a) звуковая аббревиация – сочетание начальных звуков, сокращённых слов
b) буквенная аббревиация – сочетание начальных букв сокращённых слов
c) слоговая аббревиация – сочетание элементов слов
d) слого-словная аббревиация – сочетание целого слова и сокращённых элементов
e) смешанная аббревиация – сочетание сокращений разных типов
· усечение – сокращение производящей основы
Неморфологические способы словообразования связаны не со строения лексемы, а с её лексическим или грамматическим переосмыслением.
· Морфолого-синтаксический – переход одной части речи в другую
a) Переход прилагательных в существительные
b) Переход причастия и числительного в прилагательные
|
c) Переход существительного и деепричастия в наречие
· Лексико-синтаксический – сращение сочетаемости слов в одно слово
Сложные слова пишутся через дефис.
· Сложные прилагательные если:
a) Образованы от существительных, которые пишутся с дефисом
b) Образованы сложением независимых друг от друга слов
c) Обозначают цвет и его оттенки
· Неопределённые местоимения и наречия с приставкой кое- и постфиксами –то, -либо, -нибудь
· Наречия
a) С приставкой по- и суффиксами –ому (-ему, -еки, -и)
b) С приставкой –в/-во и суффиксами –ых/-их
c) С одинаковыми корнями
· Сложные слова с пол-, если они начинаются:
a) На гласную
b) Согласную
c) Заглавную букву
Суффиксы –ист, -ик, -ник, -ец, -тель по своему лексическому значению тоже имеют омонимию.
Суффиксы –ец, -анец, могут быть многозначными в словах, называющих лица, различаются субъекты по месту жительства, и по убеждениям, когда же этот суффикс указывает на предмет, то у него возникают дополнительные значения: уменьшительно-ласкательные, называющие вещество, блюдо.
Особое место в речи занимают слова с оценочными суффиксами –к, -ик, -чик, -ок (-ек), -оньк (-еньк) и др. которые придают смысловые оттенки значения ласкательные или пренебрежения, уменьшительности или увеличительности.
Суффикс –ищ может иметь оценочное значение и может его не иметь, указывая лишь на принадлежность и происхождение лексемы.
Омонимия обнаруживается и среди приставок: приставка –за указывает на значение.
В русском языке омонимия наблюдается и среди окончаний они показывают на различные грамматические формы различных частей речи.
|
Вопросы для самоконтроля.
1. Какой раздел науки о языке называется словообразованием?
2. Что такое морфема? Какие типы значений она передает?
3. Какая морфема в слове является гласной, почему?
4. Какую роль в слове выполняют аффиксы?
5. Почему окончание не является значимой частью слова?
Практическая часть (Задания для самоконтроля выполнить письменно).
Упражнения.
Упражнение 1.
Укажите:
1. Слова с нулевым окончанием.
Солидарность, стремление, преуспел, участвуя, шире, альпинист, байдарка, шоссе, преодолел, преврати.
2. Слова, которые не имеют окончаний.
Статья, приобретя, вчера, дисциплина, табло, сегодня, ситуация, высушив, пенальти, двести.
3. Слова с двумя приставками.
Воодушевить, вообразить, непобедимый, непогрешимый, воссоединение, посоветовать, подействовать, озаглавить, озадачить, обнажить.
4. Слова с двумя суффиксами.
Талантливый, оркестрантка, ремесленник, программный, виртуозность, гостиница, типографский, печатать, авторство.
5. Сложные слова.
Биография, ситуация, жизнеописание, проектировать, кинотеатр, поликлиника, мультивитамины, великолепный, радиопередача, безотчетный.
Упражнение 2.