1. Aetas senĭlis mala merx ‒ Старость – не радость.
2. Alma mater ‒ Мать-кормилица.
3. Amīcus certus in re incerta cernitur ‒ Друг познаётся в беде.
4. Amor caecus est ‒ Любовь слепа.
5. Arbor mala, mala, mala ‒ Плохая яблоня, плохия плоды.
6. Aut discĕ, aut discĕde! ‒ Или учись, или уходи!
7. Bis dat, qui cito dat ‒ Вдвойне даёт тот, кто дает быстро.
8. Citius, altius, fortius ‒ Быстрее, выше, смелее.
9. Cognosce te ipsum ‒ Познай самого себя.
10. De gustĭbus et colorĭbus non est disputandum ‒ О вкусах и цветах не стоит спорить.
11. Do, ut des ‒ Ты ‒ мне, я ‒ тебе.
12. Dum spiro spero ‒ Пока дышу, надеюсь.
13. Equi donati dentes non inspiciuntur ‒ Дарёному коню в зубы не смотрят.
14. Et fumus patriae dulcis ‒ И дым отечества сладок.
15. Faber est suae quisque fortunae ‒ Каждый сам кузнец своей судьбы (Каждый человек кузнец своего счастья).
16. Fames est optĭmus coquns ‒ Голод ‒ лучший повар.
17. Festina lente ‒ Торопись медленно.
18. Fortes fortuna adiuvat ‒ Смелым судьба помогает.
19. Habent sua fata libelli ‒ Книги имеют свою судьбу.
20. In angustiis amici apparent ‒ Друзья познаются в беде.
21. In bono veritas ‒ Истина в добре.
22. Labor et patientia omnia vincunt ‒ Терпение и труд всё побеждают (терпенье и труд все перетрут).
23. Littĕra scripta manet ‒ Написанное не пропадает.
24. Mala herba cito crescit ‒ Плохая трава быстро растёт.
25. Memento mori ‒ Помни о смерти.
26. Mens sana in corpore sano ‒ В здоровом теле ‒ здоровый дух.
27. Nihil fit sine causa ‒ Ничто не возникает без причины.
28. Nulla aetas ad discendum sera ‒ Учиться никогда не поздно.
29. Otium post negotium ‒ Отдых после работы (труда).
30. Per aspera ad astra ‒ Через тернии к звёздам.
31. Plenus venter non studet libenter ‒ Сытое брюхо к ученью глухо.
32. Si vis vincere, disce pati ‒ Хочешь побеждать ‒ учись терпению.
33. Terra incognita ‒ Неизведанная земля (неизвестная земля, незнакомая область).
34. Usus est optĭmus magister ‒ Опыт ‒ лучший учитель.
|
35. Vita somnium breve ‒ Жизнь – это краткий сон.
36. Vivĕre est cogitāre ‒ Жить ‒ значит мыслить.
37. Vivĕre in aeterna rosa ‒ Жить среди вечных роз.
Приложение 4
Латинская медицинская терминология и крылатые выражения
1. Abdomen ‒ Живот.
2. Affectus ‒ Душевное волнение.
3. Auditus ‒ Слух.
4. Auricula ‒ Ушная раковина, ушко сердечное.
5. Auris ‒ Ухо.
6. Cerebrum ‒ Головной мозг.
7. Cilium ‒ Ресница, ресничка.
8. Cortex cerebri ‒ Кора головного мозга.
9. Frons, frontis ‒ Лоб, лицевая сторона.
10. Hemisphaerium cerebri ‒ Полушарие головного мозга.
11. Hemisphaerium cerebellare ‒ Полушарие мозжечка.
12. Intercostalis ‒ Межрёберный.
13. Lacrima ‒ Слеза.
14. Loco dolente ‒ Болевая точка.
15. Medulla spinālis ‒ Спинной мозг.
16. Nervus lumbalis ‒ Поясничный нерв.
17. Nervus ophthalmicus ‒ Глазной нерв.
18. Palma ‒ Ладонь.
19. Plexus brachialis ‒ Плечевое сплетение.
20. Plexus caroticus communis ‒ Общее сонное сплетение.
21. Ulna ‒ Локтевая кость.
22. Visus ‒ Зрение.
23. Bona sens ‒ Здравый смысл.
24. Cogitationes posteriorеs semper sunt meliores ‒ Мысли, пришедшие позже, всегда более правильные.
25. Compos mentis ‒ В здравом уме.
26. Crede ut intelligas ‒ Верь, чтобы понимать.
27. Dant gaudea vires ‒ Радость прибавляет силы.
28. Doctrina multiplex, veritas una ‒ Учений много, истина одна.
29. Fortis imaginatio generat casum ‒ Сильное воображение рождает событие.
30. Frons est animi ianua ‒ Лицо – дверь души.
31. Homines amplius oculis quam auribus credunt ‒ Люди больше доверяют глазам, чем ушам.
32. Lacrima nihil citius arescit ‒ Ничего не сохнет быстрее слезы (иной вариант: слёзы быстро сохнут).
33. Mea memoria ‒ На моей памяти.
34. Natura sanat, medicus curat morbos ‒ Лечит болезни врач, но излечивает природа.
|
35. Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis ‒ Речь дана всем, мудрость души – немногим.
36. Sub sua propria specie ‒ Под особым углом зрения.
Приложение 5
Список рекомендованной литературы
Основная
1. Гараева, Л. А. Латинский язык. Курс для начинающих: Учебное пособие. ‒ Изд. 4-е, стер. / Л. А. Гараева, В. А. Саляев. ‒ М.: ФЛИНТА, 2014. – 320 с.
2. Гончарова, Н. А. Латинский язык: Учебник. ‒ Изд. 5-е, допол. и передел. / Н. А. Гончарова. ‒ Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2013. ‒ 408 с.
3. Городкова, Ю. И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): Учебник. ‒ Изд. 25-е, стер. / Ю. И. Городкова. ‒ М.: КноРус, 2016. ‒ 256 с.
4. Зеленов, О. С. Lingua Latina: Навчальний посібник / О. С. Зеленов. ‒ Донецьк: Дмітренко Л.Р., 2010. ‒ 172 с.
5. Зинковская, Н. Я. Основы латинского языка для психологов: Учебное пособие в 2-х ч. / Н. Я. Зинковская. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2006. – Ч.1. ‒ 228 с.
6. Зинковская, Н. Я. Основы латинского языка для психологов: Учебное пособие в 2-х ч. / Н. Я. Зинковская. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2006. – Ч.2. ‒ 152 с.
7. Кацман, Н. Л. Латинский язык: Учебник. ‒ Изд. 7-е, допол. и передел. / Н. Л. Кацман, З. А. Покровская. ‒ М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. ‒ 455 с.
8. Мирошенкова, В. И. Lingua Latina: Учебник. ‒ Изд. 12-е, допол. и передел. / В. И. Мирошенкова, Н. А. Федоров. ‒ М.: Флинта: Наука, 2013. ‒ 415 с.
9. Попов, А. Н. Латинский язык: Учебник / А. Н. Попов, П. М. Шендяпин; Под ред. Д. В. Бугая. ‒ М.: Академический Проект, 2008. ‒ 496 с.
10. Солопов, А. И. Латинский язык: Учебное пособие. ‒ Изд. 2-е, допол. и передел. / А. И. Солопов, Е. В. Антонец. ‒ М.: Издательство Юрайт, 2013. ‒ 447 с.
|
Дополнительная
1. Боровский, Я. М. Учебник латинского языка для гуманитарных факультетов университетов: Учебник. ‒ Изд. стер. / Я. М. Боровский, А. В. Болдырев. ‒ М.: URSS: Либроком, 2015. ‒ 478 с.
2. Бухарина, Т. Л. Латинский язык: Учебное пособие / Т. Л. Бухарина, В. Ф. Новодранова, Т. В. Михина. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. ‒ 496 с.
3. Гарник А. В. Латинский язык = Lingua Latina: Учебник / А. В. Гарник, Г. И. Шевченко. ‒ Минск: БГУ, 2012. ‒ 263 с.
4. Григорьев А.В. Латинский язык: Учебное пособие в 2-х ч. / А. В. Григорьев, Г. А. Романовская. ‒ М.: Прометей, 2011. ‒ Часть I. Теория и практика. ‒ 252 с.
5. Козаржевский, А. Ч. Учебник латинского языка: Учебник. ‒ Изд. 7-е, допол. и передел. / А. Ч. Козаржевский. ‒ М.: URSS, 2012. ‒ 317 с.
6. Корнеев А. Н. 3000 латинских крылатых выражений: Научное издание / А. Н. Корнеев. ‒ Донецк: ООО «ПКФ «БАО», 2011. ‒ 304 с.
7. Кравченко В. И. Универсальный справочник по грамматике латинского языка = Enchiridion universale in grammatica Latina: Учебное пособие / В. И. Кравченко. ‒ Москва: Флинта: Наука, 2015. ‒ 354 с.
8. Марцелли, А. А. Латинский язык: Учебное пособие / А. А. Марцелли. ‒ Ростов н/Д: Феникс, 2016. ‒ 285 с.
9. Сенив, М. Г. Латинский язык: Учебное пособие / М. Г. Сенив, Т. М. Компанец. – Д.: ДИЭХП, 2001. – 300 с.
10. Хомяков, Е. А. Латинский язык: Учебное пособие / Е. А. Хомяков, Т. А. Гордеева, А. О. Булатова; Под ред. Т. А. Гордеевой. ‒ Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2013. ‒ 152 с.
11. Ярхо, В. Н. Латинский язык: Учебник. ‒ Изд. 8-е, дополн. и передел. / В. Н. Ярхо, Н. Л. Кацман, И. А. Лифшиц и др.; Под ред. В. Н. Ярхо, В. И. Лободы. ‒ М.: Высшая школа, 2010. – 398 с.
Словари
1. Асланова, Л. А. Новый латинско-русский и русско-латинский словарь: 100000 слов и словосочетаний / Л. А. Асланова. ‒ М.: ООО «Дом Славянской книги», 2015. ‒ 927 с.
2. Бахрушина, Л. А. Латинско-русский и русско-латинский словарь наиболее употребительных анатомических терминов: Учебное пособие / Л. А. Бахрушина; Под ред. В. Ф. Новодрановой. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. ‒ 288 с.
3. Литвинов, В. Д. 500 крилатих висловів. Тексти. Латино-український словник + англійські, німецькі, французькі, іспанські відповідники: Словник / В. Д. Литвинов, Л. П. Скорина. ‒ К.: Індоєвропа, 1993. ‒ 320 с.
4. Орлов, А. И. Полный русско-латинский словарь: Словарь. ‒ Изд. 2-е. допол. и передел. / А. И. Орлов. ‒ М.: URSS, 2011. ‒ 684 с.
5. Петрученко, О. А. Латинско-русский словарь: Словарь. ‒ Репринт 9-го издания 1914 г. / О. А. Петрученко. ‒ М.: Эксмо, 2017. ‒ 816 с.
6. Подосинов, А. А. Русско-латинский словарь: Словарь. ‒ Изд. 8-е, дополн. и передел. / А. В. Подосинов, А. М. Белов. ‒ М.: ФЛИНТА, 2011. – 368 с.
Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Латинский язык» для студентов 1, 3 курсов направлений подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
образовательного уровня бакалавр
заочной формы обучения
Составитель Марина Семёновна Симонец