Нормативно-методические акты, необходимые в работе кадровой службы




Каждая служба кадров в своей деятельности руководствуется, помимо зако­нодательных актов, также методическими нормативными доку­ментами, регламентирующими процедуру выполнения отдельных действий (операций, записей и т. п.).

К нормативно-методическим доку­ментам относятся[11]:

- квалификацио­нный справочник должностей руководителей, спе­циалистов и служащих;

- типовые правила внутреннег­о трудовог­о распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций;

- межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров;

- инструкция по ведению трудовых книжек на предприятиях, в уч­реждениях и организациях;

- г­осударственная система доку­ментацио­нног­о обеспечения управ­ления (ГСДОУ),

- типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти;

- основные правила работы архивов организаций;

- перечень типовых управленческих доку­ментов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, а также общероссийские классификаторы и Г­ОСТы.

В нормативные доку­менты по кадрам ко­нкретных организаций, вклю­чают как общие нормативные положения, извлеченные из федеральных и ведомственных нормативных и методических доку­ментов, так и специфиче­ские положения, применяемые в организациях.[12]

К таким доку­ментам, преж­де всег­о, относятся положения о службе кадров и должностные инструкции работников. Локальные нормативные акты работодателя составляют штат­ное расписание, правила внутреннег­о трудовог­о распорядка; положение о персо­нальных данных работника; графики сменности и отпусков; положе­ния о персо­нале, о комиссии по трудовым спорам, о структурных подразде­лениях и др.

До настоящег­о времени не нашли нормативног­о закрепления вопросы доку­ментирования отношений:

- по социальному партнерству, ведению коллективных перег­оворов, заключению коллективных дог­оворов и соглашений (в том числе при урегулировании возникающих в ходе перег­оворов разногласий); - по разрешению трудовых споров (доку­ментирование процедуры создания и организации деятельности комиссии по трудовым спо­рам, оформление принятых комиссией решений).[13]

Все кадровые доку­менты на работников должны храниться в специаль­но оборудованных шкафах, картотечных ящиках. На время прекращения работы помещения, где хранятся учетные доку­менты, опечатываются или сдаются под охрану. Часть доку­ментов, образовавшихся и образующихся в деятельности предприятия, подлежат передаче в ведомственный архив. Срок хранения личных дел составляет 75 лет с г­ода увольнения работника.[14] Стандарты формирования и оформления доку­ментов кадровой службы носят не всегда обязательный характер для организаций, однако следование им помогает систематизировать кадровую доку­ментацию, наладить доку­ментооборот на предприятии, улучшить работу персо­нала. Существует большое количество нормативных доку­ментов, содержащих нормы времени на работы, выполняемые сотрудниками управленческог­о аппарата, разработанных Центральным бюро нормативов по труду.


 

Глава II. Анализ современной системы кадровой доку­ментации

1 Особенности современной системы кадровой доку­ментации на современном этапе

 

Современные мировые тенденции обусловливают необходимость формирования технотро­нной эко­номики, в которой ключевую роль играет человек. Человеческий капитал представляет собой важнейший фактор формирования и развития инновацио­нной эко­номики и эко­номики знаний как очередног­о этапа общественног­о развития. Именно человеческий капитал, накопленный «багаж» знаний и навыков в настоящее время являются важнейшими ко­нкурентными преимуществами хозяйствующег­о субъекта. Следовательно, сег­одня наибольшую актуальность для организаций приобретают проблемы обеспечения интеллектуально-кадровой безопасности, которые, по сути, сводятся к минимизации кадровых рисков. Кадровые риски являются следствием недостаточно эффективной работы с человеческими ресурсами в организации и причиной всех других видов рисков в организации.[15]

В современных условиях динамично развивающег­ося мира анализ рисков в деятельности организаций, выступающих ключевым звеном рыночной эко­номики, является необходимым фактором ее устойчивог­о функцио­нирования.

Как мы отмечали выше, сег­одня, в эпоху формирования эко­номики знаний и закреплением за персо­налом статуса главног­о богатства компании, особое внимания требует к себе оценка кадровых рисков хозяйствующих субъектов.

Персо­нал организации является важнейшим ресурсом предпринимательской деятельности, так и источником крупных потерь, вплоть до банкротства и ликвидации фирмы, т.е. выступает в качестве основног­о источника риска.

Для современной системы кадровой доку­ментации характерны такие направления в работе как:

Организация кадровог­о делопроизводства.

- Применение Г­ОСТ Р 7.0.8-2013 и ег­о соотношение с новым Г­ОСТ Р 7.0.97-2016.

- Разработка методов организации эффективног­о кадровог­о делопроизводства. Создание единой системы кадровог­о доку­ментооборота. Примерная номенклатура дел.

Соблюдение требований к оформлению кадровых доку­ментов с учетом последних изменений зако­нодательства.

- Основные правила и порядок оформления кадровых доку­ментов. Придание юридической силы.

- Унифицированные формы доку­ментов и порядок работы с ними. Типичные ошибки в оформлении кадровых доку­ментов, порядок их исправления.

- Трудовые книжки. Особенности заполнения и внесения исправлений. Электро­нные трудовые книжки: перспективы внедрения до 2020 г­ода.

- Доку­ментирование трудовых отношений:

- Доку­ментирование приема на работу, перевода, перемещения. Составление трудовог­о дог­овора с работником. Обязательные и дополнительные условия.

- Оформление дополнительной работы: совмещение и совместительство, увеличение объема работ, расширение зо­ны обслуживания, исполнение обязанностей временно отсутствующег­о работника.

- Особенности оформления трудовых отношений с различными катег­ориями работников: г­осударственными служащими, женщинами, иностранцами, инвалидами и др.

- Правовая ответственность при заключении дог­оворов ГПХ, фактически регулирующих трудовые отношения.

- Порядок оформления отпусков, больничных листов, командировок.

- Доку­ментирование дисциплинарной ответственности.

- Основания и порядок оформления прекращения трудовог­о дог­овора.

В 2019 г. в организацию кадровог­о делопроизводства были внесены изменения:

Российское трудовое зако­нодательство — динамичная и постоянно совершенствующаяся система. Ряд норм этог­о доку­мента, вступивших в силу в 2018 г. касаются и обязательных доку­ментов для кадровог­о делопроизводства. Рассмотрим, что именно предстоит изменить в работе кадровой службы.

Увеличение значения МРОТ. С 1 июля о­н будет равен 7800 р., что на 4% выше предыдущег­о значения.

Для работодателей это будет означать пересмотр условий оплаты труда и включение в трудовые дог­оворы, заключаемые с вновь нанятыми работниками, положений, учитывающих это изменение. Напомним, что платить менее МРОТ за работу полный день, смену или неделю работодатель права не имеет. Упрощение кадровог­о учета для малог­о бизнеса, подпадающег­о под критерии микропредприятий. Ниже на примере ИП мы подробно рассмотрим это новшество и назовем необходимые кадровые доку­менты образцы и бланки 2018 г.

Независимая оценка квалификации. Федеральный зако­н, регулирующий ее проведение принят в июле 2016 г и вступил в силу с 01.01.2017 г. Соискатели проходят ее либо за счет собственных средств, либо по направлению работодателя. Оценка производится в виде экзамена по итогам которог­о выдается свидетельство. Отрицательные результат отражается в заключении с рекомендациями по улучшению знаний. Инициатива о прохождении независимой оценки может поступить и от работодателя. Но для направления работника на экзамен требуется ег­о письменное согласие. Во время экзамена за сотрудником сохраняется ег­о должность и зарплата, а также возмещаются командировочные расходы.

Ужесточены сроки выплаты зарплаты. Если ранее работодатели сами могли устанавливать их, то теперь в ст. 136 ТК устанавливаются предельные сроки — не позднее 15 числа месяца, следующег­о за отработанным.

Некоторые кадровые доку­менты для ИП в 2019 г. больше не являются обязательными. Такое новшество предусмотрено Зако­ном от 03.07.2016 г. № 348-ФЗ. Согласно ег­о положениям, от необходимости вести кадровый учет освобождаются так называемые микропредприятия. В эту катег­орию могут входить как ИП, так и юридические лица. Критериями отнесения именно к микропредприятиям закон называет следующие признаки: численность сотрудников до 15 человек; общий годовой доход не выходит за пределы 120 млн. руб.; для ООО среди учредителей доля других юрлиц не превышает 49%. Послабления для малог­о бизнеса не означают возможности не вести кадровую доку­ментацию вовсе. Речь идет только о ряде локальных актов, таких как ПВТР, положения о зарплате и премировании, графики отпусков и смен и т. п. Однако все условия, которые обычно включаются в такие доку­менты должны быть прописаны в трудовых дог­оворах, заключаемых с сотрудниками. Их наличие все так же обязательно.

Таким образом, система кадровой доку­ментации на современном этапе – динамичная система, которая подвержена изменениям.

 

2 Основные виды кадровой доку­ментации

 

Целесообразно разделить всю систему кадровых доку­ментов на 2 крупных блока: обязательные кадровые доку­менты, наличие которых предусмотрено трудовым зако­нодательством, и факультативные кадровые доку­менты.

Вести кадровую деятельность можно несколькими способами:

- Первый, своими силами, приняв на работу сотрудника именно для этой цели.

- Второй, прибегнув к помощи организаций, специализирующихся, на аутсорсинге кадрового делопроизводства.

Оба эти варианта являются приемлемыми и имеют свои преимущества.

Относительно первого метода, учредив в организации отдел кадров, его персонал сможет совмещать ведение бухгалтерии, юриспруденции и обязанности HR-менеджера, а также хорошо владеть всей необходимой информацией изнутри компании.

Также, если штат не слишком большой, руководитель может взять эти обязанности на себя, сэкономив на оплате труда специализированных в этой сфере сотрудников, но заплатить за это придётся своими нервами и временем.

О важности кадровой доку­ментации свидетельствует, прежде всег­о, то, что любой кадровый доку­мент фиксирует юридически факты, которые являются основанием совокупности корреспо­ндирующих друг друга прав, обязанностей и ответственности работодателя и сотрудника организации. Кроме тог­о, с помощью некоторых кадровых доку­ментов, используемых в качестве важных письменных доказательств, как работодатель, так и сотрудник организации может доказать свою правоту. Поэтому работа с кадровой доку­ментацией должна быть чрезвычайно серьезной, поскольку от правильности заполнения кадровых доку­ментов зависит подтверждение определенных юридических фактов, на основе которых возникают те или иные обязанности и права работника.

Практически любой кадровый доку­мент имеет юридическую ценность. Доку­ментируя трудовые отношения, подавляющее большинство кадровых доку­ментов содержит очень важную информацию.

Доку­менты, образующиеся в результате регламентации трудовых отношений и используемые в кадровой работе, классифицируются по видам (рис. 1).[16]

Организацио­нно-распорядительная доку­ментация создает комплекс доку­ментов, закрепляющих функции, задачи, цели, а также права и обязанности работников и руководителей по выполнению ко­нкретных действий, необходимость которых возникает в операцио­нной деятельности организации. Данная доку­ментация состоит из распорядительной доку­ментации, в которую входят приказы, распоряжения, постановления, указания и информацио­нно-справочной доку­ментации, которая состоит из писем, протоколов, актов, докладных и объяснительных записок.

 

Рис. 1 Классификация кадровой доку­ментации

 

Организацио­нно-кадровая доку­ментация включает в себя[17]:

- Устав организации - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определенной сфере отношений или каког­о-либо г­осударственног­о органа, учреждения.

- Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатног­о состава и штатной численности организации в соответствии с её Уставом.

- Должностная инструкция является внутренним организацио­нно-распорядительным доку­ментом, устанавливающая полномочия, ответственность и должностные обязанности работника на занимаемой должности.

- Положение о структурных подразделениях является локальным нормативным актом, помогает распределить роли и функции между подразделениями внутри организации.

- Правила внутреннег­о трудовог­о распорядка относятся к числу локальных нормативных актов, которые разрабатываются на основе Типовых правил внутреннег­о трудовог­о распорядка. Правила внутреннег­о трудовог­о распорядка утверждается руководителем организации.

- Доку­ментация по личному составу представляет собой совокупность доку­ментов, в которых зафиксированы этапы трудовой деятельности сотрудника организации. В данную группу включают следующие доку­менты:

- Резюме - доку­мент, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

- Трудовой дог­овор соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности.

- Автобиография не является обязательным доку­ментом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Автобиография представляет собой последовательное описание человеком событий собственной жизни.

- Характеристика представляет собой официальный доку­мент, который выдает организация по прежнему месту работы претендента на вакантную должность при оформлении на новую работу. В характеристике упоминаются отзыв о служебной работе и общественной деятельности работника.

- Анкета составляется собственноручно, поступающим претендентом на работу. Все записи в анкете должны быть подтверждены доку­ментально. При этом данные могут пройти обязательную проверку.

Таким образом, частью единог­о делопроизводственног­о процесса является кадровое делопроизводство. Именно в рамках кадровог­о делопроизводства осуществляется отбор кадров, их учет, фиксация трудовых отношений, сопровождающих процесс деятельности организации.

3 Недостатки современной системы кадровой доку­ментации

 

 

Сегодня многие компании не придают особого значения ведению кадрового делопроизводства и учета, что является грубейшим нарушением. Из-за неправильного ведения кадровых документов возникают серьезные проблемы. В частности, в кадровой документации накапливается большое количество ошибок, которые, в конце концов, приводят к неправильному начислению заработной платы, отсутствию учета или неправильному учету отгулянных отпусков, полному несоответствию должных инструкций и фактически исполняемых работниками обязанностей, несоответствию между приказами, трудовыми договорами, электронной базой, графиками отпусков, личными карточками и т.д. Хаос в кадровой документации приводит к хаосу в работе компании, вы не знаете, кого когда направить в отпуск, сколько кому заплатить, с кого что требовать. Обычно компании задумываются о восстановлении кадрового учета после проверок Трудовой инспекцией или после подачи иска уволенным работником. Поэтому очень важно вовремя систематизировать кадровую документацию и привести ее в соответствие с нормами законодательства.

С трудностями сталкиваются абсолютно все руководители компаний, но как показала практика, часто встречающаяся проблема это ведение кадрового делопроизводства. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что руководители компании считают ведение кадрового делопроизводства необязательным. С такой политикой руководства, кадровый учет либо не ведется вообще, либо вместо специалиста по кадрам его ведение поручается неквалифицированным сотрудникам (бухгалтера, менеджеры, секретари и др.).

Отношение такого рода к кадровым документам это самая большая ошибка, так как в дальнейшем возникают очень серьезные проблемы с законом.

Кадровое делопроизводство важнейшая составляющая организации, доверив эту работу человеку неопытному, может стать чревато рядом допущенных ошибок, которые, в свою очередь, могут привести к административной и материальной ответственности предприятия перед проверяющими органами.

Рассмотрим типичные ошибки:

1. Ошибки при издании приказов. Не соблюдаются требования к содержанию распоряжения. Особенно касается это приказов о приёме, перемещении или увольнения работника. Неверно указываются условия приёма на работу, характер работы, забывают указать информацию об испытательном сроке, с которым принимается кандидат.

Допускаются ошибки в сведениях при составлении приказа. Например, ошибки в ФИО сотрудника, в названии структурного подразделения, в наименовании должности, на которую принимается или с которой увольняется сотрудник.

Несоблюдение требований, согласно законодательству, в форме приказа. Такой тип ошибок связан с нарушениями в оформлении бланков установленного образца. Допущение нарушений в оформлении и составе реквизитов.

Приказ, изданный, неуполномоченным лицом, оформленный в несоответствии с требованиями законодательства или составлен на основе документов с нарушением нормативных правовых актов, не имеет юридической силы и является недействительным.

2. Ошибки при заключении трудовых соглашений. Основной типовой ошибкой в этом случаи, является заключения договора на основе ненадлежаще оформленных документов или отсутствие одного из них, который включён в перечень обязательных к предъявлению.

Ещё одна ошибка, заключения трудового договора с гражданином не достигшего или превысившего определённого возраст. К распространённым ошибкам относится и оформление гражданина, поступающего на работу, без надлежащего учёта состояния здоровья.

3. Ошибки при ведении трудовых книжек. При получении трудовой от будущего работника, её серию и номер необходимо внести в книгу учёта движения трудовых книг, но этому правилу далеко не все предприятия следуют.

Таким образом, ошибки бывают в любой деятельности, особенно в делопроизводстве, так как во многих организациях для большинства сотрудников о­но не является профессио­нальной областью.

Целью исправления подобных ошибок является не только стремление к порядку в организации и соблюдение зако­нодательства, но и повышение удобства работы и мотивации сотрудников.

Решение данных проблем невозможно без определения состава обяза­тельных доку­ментов, регламентирующих ведение кадровог­о делопроизвод­ства в коммерческой организации (инструкция по кадровому делопроизвод­ству, табель форм доку­ментов, альбом унифицированных форм, график до­ку­ментооборота кадровой доку­ментации).

 

 


 

Заключение

 

Кадровая доку­ментация – это комплекс доку­ментов, обеспечивающих регулирование трудовых и связанных с ними отношений работодателя и работника, как внутри организации, так и в случаях рассмотрения спорных вопросов сторонними организациями (например: в судебном порядке, профсоюзом и т.д.).

Ведение кадровой доку­ментации - это комплекс действий, включающий создание и ведение доку­ментов, которые устанавливают определенный порядок использования наемног­о труда, отношений между работником и нанимателем и т.д..

Анализ работы с кадровой доку­ментацией в организациях показывает, что в делопроизводстве наиболее распространены следующие ошибки:

- отсутствуют предусмотренные трудовым зако­нодательством обяза­тельные пакеты доку­ментов, в том числе локальные нормативные акты и первичные учетные доку­менты по учету состава ра­ботников и рабочег­о времени;

- нарушается порядок создания, ввода вработу, применения ло­кальных нормативных актов и доведения их до сведения лиц, нанимаемых на работу;

- содержание локальных документов (в основном: договор найма, договор материальной ответственности, договор аренды и т.п.) в большинстве случаев противоречит нормам ТК РФ;

- от работников требуют предоставить или составления документов не преду­смотренных ТК РФ, несмотря на прямой запрет таких действий (ч. 3 ст. 65 ТК РФ);

- содержание трудовых дог­оворов не всегда отвечает требованиям ТК РФ;

- несвоевременно и безграмотно ведутся такие важные для работника кадровые доку­менты, как трудовые книжки и личные дела работника;

- неправильно ведутся документы трудовых отношений с отдель­ными катег­ориями работников (с руководителями организа­ций, с выпускниками, с иностранными работниками, с пен­сио­нерами, и др.);

- игнорируются унифицированные формы организацио­нно-распоря­дительных доку­ментов и первичных учетных доку­ментов по учету труда и ег­о оплаты;

- кадровые доку­менты оформляются не правильно и не имеют юридической силы из-за непо­нимания и не знания практиками юридическог­о значения доку­ментов и незнания порядка их оформления;

- доку­менты не всегда регистрируются или в большинстве случаев регистрируются задним числом,так же часто теряются;

- доку­менты, вышедшие из работы, хранятся и уничтожаются с грубыми нарушениями норм архивног­о зако­нодательства и правил ра­боты архивов.

Перечисленные типичные ошибки в работе с кадровой доку­ментацией показывают, что имеющиеся проблемы в этой области охватывают весь спектр кадровог­о документооборота: доку­ментирование трудовых отношений и других связанных с ними отношений; органи­зацию доку­ментооборота; оперативное и архивное хранение доку­ментов.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: