Игры и упражнения по развитию памяти




Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

Виды памяти: произвольная, непроизвольная, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.

Произвольная память – запоминание и воспроизведение, осуществляющиеся при участии активного внимания и требующие волевых усилий человека.

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части.

Мгновенная память – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации.

Кратковременная – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная – хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная – хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая – запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная – память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Занятие 8. «Рисунок».

Ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии по теме (тема прошлого занятия или настоящего).

Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику и задействует интерес ребенка.

Занятие 9. « Расшифруй слово».

1).Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.

и л м н о
         

 

 

- Какое слово у вас получилось? (миллион)

- Читаем это слово хором по слогам.

- Читаем хором с ударением.

- Читаем хором “как говорим”.

- Какая орфограмма в этом слове?

- Это слово словарное, его написание нужно запомнить.

2).Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

а в е и к м н о р с
                   
947879ть 1825я 8099т7я632
                       

- Какие слова у вас получились? (скорость, время, расстояние)

- Читаем все 3 слова хором по слогам.

- Читаем хором с ударением.

- Читаем хором “как говорим”.

Уточнение значения каждого слова.

Далее можно открыть на доске тему урока и предложить ученикам прочитать.

- Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? (Выявление зависимости между данными величинами.)

 

 

Занятие 10. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

1).Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

- Какие фигуры вы запомнили?

- На какой фигуре располагалась каждая цифра?

- Каким цветом была каждая фигура?

Составим из данных цифр многозначное число.

- Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное)

- Почему? (так как имеется всего 4 цифры)

Составьте.

- Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.)

Попутно происходит объяснение поместного значения цифр в числах учеников

Занятие 11. «Попугайчик».

Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет).

Упражнение хорошо использовать на уроках по русскому языку.

Занятие 12. «Определи персонажа».

Развитие смысловой памяти.

Учитель рассказывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает какой-либо литературный или исторический герой,не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Ученик должен угадать главного персонажа рассказанной истории.

Игру хорошо проводить в середине занятия или в конце, в качестве смены вида деятельности.

ЧАСТЬ 3


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: