Общеучебные умения, навыки и способы деятельности




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №21»

 

Методическое объединение

учителей истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

А Б В Г Д КЛАССЫ

Учитель - составитель программы: Филиппова Мария Александровна

 

 

2013-2014 учебный год.

Всего часов -35 часов.

Основания для разработки программы.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по истории.

 

Примерная образовательная программа по по обществознанию 7 классов (общеобразовательный уровень) А.И.Кравченко, Е.А.Певцова рекомендованная Министерством образования и науки РФ.

 

Авторская программа А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. «Обществознание»

 

Устав МБОУ «Лицей № 21»

 

Учебный план МБОУ «Лицей №21»

1. Рабочая программа

рассмотрена и согласована

протокол №1 от

__________________

Руководитель МО

Белоусова С.И.

____________________

2.Рабочая программа

Рекомендована к утверждению

на заседании педагогического совета

протокол № 1

от 30.08.2013 г.

Председатель педагогического совета

Нешина В.В.

_____________________

3.«Утверждено»

Приказ по МБОУ «Лицей №21» №_____

от 30.08.2013 г.

Директор МБОУ «Лицей № 21»

Первенкова И.А.

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

• Общая характеристика учебного предмета

• Цели и задачи обучения русскому языку

• Приоритетные формы, методы, средства и технологии обучения

• Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ОCHOBHOE СОДЕРЖАНИЕ

• Учебно-тематический план

• Основное содержание программы

• Тематическое планирование

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

• Результаты изучения курса: (личностные, метапредметные и

предметные результатыосвоения конкретного учебного предмета) (Что должен знать, что должен понимать ученик 9класса)

• Формы контроля и критерии оценки образовательной деятельности

обучающихся

• Организация проведения аттестации обучающихся (из Устава

МБОУ «Лицей №21»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ(формируются учителем в течение учебного года):

• Тексты информационных материалов для лекций, семинаров, самостоятельной работы.

• Индивидуальные и дифференцированные задания, возможны в том числе задания в тестовой форме.

• Разработки уроков.

• Тематика семинаров, практических, лабораторных работ.

• Спецкурсы, элективы, курсы, кружки (в том числе из часов дополнительного образования).

• Материалы для исследовательской, проектной работы.

• Материалы для индивидуальной работы с учащимися.

• Материалы внеклассной, внеурочной деятельности по предмету

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Пояснительная записка.

 

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

 

Цели.

 

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

 

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

 

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

 

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 

Курс обществознания в 6 классе опирается на представление о человеке как существе общественном, включенном в жизнь общества и государства. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.

 

Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.

 

Курс «Обществознание» для 6 и 7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала — линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов, — антропоцентрический. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих курсах. Работая по курсу «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и в средней школе, а во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.

 

Дидактические особенности учебников разнообразны и соответствуют специфике возраста. Для каждого класса предусмотрены свои формы и приемы трансляции учебного материала. Однако во всех учебниках авторы придерживались следующих принципов: максимально доступное изложение самых непростых положений с учетом «зоны ближайшего развития» школьников (позволяющей забегать немного вперед, «подтягивая» интеллектуальные возможности учащихся к разумному максимуму); энциклопедизм (посильный) организации материала; опора на самостоятельное мышление учащихся; сдержанный плюрализм изложения точек зрения по общество- и человековедческим вопросам, возможность выбора матери­ала, раскрывающего ту или иную тему; максимально доступная для учебника литературность текстов, несущих образовательно-воспитательную нагрузку. Литературный текст, имеющий в своей глубинной основе диалог, способен проникнуть в душу ребенка, оставить там благодатный след.

 

С учетом общей логики построения курса как пропедевтического и в определенной степени воспитательного, а также возрастных особенностей учащихся 6 и 7 классов и общедидактических принципов определены основные темы курса «обществознание»: вопросы этики и нравственного становления человека, первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношениях между людьми, нравственно-правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка. Значительное внимание уделяется профилактике асоциальных явлений, таких, например, как правонарушения и наркомания.

 

В учебнике для 7 класса каждый параграф начинается с достаточно основательного учебного текста, который учащиеся должны изучить дома. Тексты, которые предлагается «прочитать и обсудить», усваиваются в классе с помощью учителя. Оптимально работу по составлению определений понятий проводить в школе, корректируя ответы учащихся. Задачи могут выполняться как дома, так и на уроке. Проведение игры по каждой теме и обсуждение предложенных вопросов в какой-то мере взаимозаменяемы. Тем не менее целесообразно осуществлять и то и другое. Не следует игнорировать работу по «ежемесячным чтениям». Учащиеся могут обменяться своими вопросами, впечатлениями и комментариями. В целом представленный материал дает возможность успешно решить на этом этапе проблему обществоведческого (и гражданского) образования школьников. Неоднозначность актуальных идей, составляющих содержание учебников, будет пробуждать у учащихся стремление к самостоятельному осмыслению жизненно важных проблем, поиску неординарных решений и в то же время формировать понимание длительности и значительности того пути, который пройден человечеством в познании тайн бытия, особенностей внутреннего мира человека и окружающей его действительности.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая учебная программа по обществознанию в 7 классе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

 

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

 

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

 

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

 

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей

 

среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Курс Обществознания 7 класса содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания человеком самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.

 

В ходе осуществления контроля за обучающимися предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе практикумов, тестирования, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, терминологического диктанта, собеседований и др.

 

Применение информационных технологий - один из эффективных способов организации учебного процесса. Это касается прежде всего составления обучающимися уроков-презентаций, защиты проектов и т.п.

 

Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.

 

На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые явления социальной действительности на актуальных примерах.

 

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Результаты обучения.

 

Результаты изучения курса «Обществознание» в 7 классе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

 

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

 

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации

 

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

 

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

 

Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый с выделением для одарённых повышенного уровня. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Ведущие виды деятельности – информационный, проектный.

 

Основное содержание.

 

Вводный урок (1 час)

 

 

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

 

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

• извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

• формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

• наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

• оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

• участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих

 

ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

• конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

 

• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: