Методика ознакомления дошкольников с произведениями русского устного народного творчества




«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев под звон струн о славных подвигах богатырей, защитников земли народа; героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Л. Н. Толстой

С помощью изучения малых фольклорных жанров у детей начинают складываться чувства, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни.

Подтверждением тому могут служить обучающие программы таких авторов, как Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Е.Г. Воронина; «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой методические разработки по различным направлениям: А.Н. Зимина — русские народные игры с пением; Л.И. Мельникова — земледельческие и календарные песни; А.Н. Рытов — обучение игре на народных музыкальных инструментах. Фольклорные элементы используются в самых разных областях воспитания и обучения, начиная с организации детских праздников и кончая психотерапевтическими мероприятиями. Тем не менее, остаётся актуальным вопрос организации учебного процесса в дошкольном учреждении, вопрос выбора методов, приёмов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного), а также подбор музыкального материала.

В работе со знакомство с устным народным творчеством используются следующие методы:

Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

Словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

Игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

Практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

С младшего дошкольного возраста мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки. О жизни в старину многое рассказывают потешки, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки с самого раннего возраста. Поэтому, необходимо использовать потешки не только на занятия, но и в ходе свободной деятельности, организации праздников и режимных моментов. Ненавязчиво потешки учат ребенка тому, что от него ожидают. В более старшем возрасте 4-6 лет потешки используются как пальчиковые игры.

Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Пословицы и поговорки. В возрасте 4-5 лет используют в работе с детьми пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Не секрет, что опыт, мудрость людей, живших задолго до нас, пришли к нам через пословицы и поговорки. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Дети лучше понимают их смысл через игру. С этой целью можно разыгрывать сценки пословиц, создавая образную картинку с использованием кукол и предметов, включать пословицы и поговорки в игры - драматизации, в общение друг с другом.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность, память.

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это – и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «закличка» побуждает детей говорить громко – закликать.

Народные игры. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: