Игра «Сокол и Лебедушка».




Цель: закрепление представлений о малых формах фольклора, развитие ловкости, быстроты, координации движений. Воспитание любви и уважения к русской культуре.

Ход игры: Дети становятся в круг, с помощью жеребьёвки или считалки выбирается Лебёдушка и Сокол.

Все дети идут по кругу и поют:

Вдоль по бережку лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В круг входит Лебедушка, Сокол выходит за круг. Дети, сужая круг, поют песню:

Не летай, ясный сокол, высоко.

Не маши да ты крылами широко, (2 раза)

Лебедь белая совсем недалеко.

В круг входит Сокол, кланяясь Лебедушке:

Сокол:

Ты, Лебедушка, лучше всех,

Ты, Лебедушка, краше всех,

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою поведу да далеко.

Все:

Ты её, дружок, поймай.

А потом и забирай!

Сокол ловит лебедушку, затем берет её за руку и ведет по кругу русским шагом. Дети идут за ними и поют:

Вдоль по шелковой травушке,

По зеленой по муравушке,

Ведет сокол лебедушку,

Ведет белую головушку.

Да по чистому по полюшку

Прямо к синему морюшку.

Ой-ли, ой-люли, ой-люли,

Прямо к синему морюшку.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт. (весна)

Восп.: Первый месяц весны – март – приносит много радости людям. А как вы думаете, почему? (ответы детей)

Восп.: Да, вы правильно сказали, что уходят холода, пробуждается природа, солнышко светит ярче и греет землю, появляется первая травка. Послушайте стихотворение поэта Ладонщикова и придумайте название для него:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня,

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня,

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

- Какое название можно дать этому стихотворению? (Весна, встреча зимы и весны, прощай зима, здравствуй весна.)

- Какие вы интересные названия придумали для этого стихотворения! А вот именно поэт назвал своё стихотворение просто – «Весна».

- Вспомните, какие признаки весны названы в стихотворении? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Внимательно слушали и хорошо знаете признаки весны. А чтобы весна быстрее наступила, раньше в деревнях ребятишки её кликали, зазывали. Давайте все дружно позовём весну в наш край! Гости по желанию могут присоединиться к нам.

Веснянка с движениями:

Приди к нам, весна,

Со радостью! (наклон вперёд, руки раскрыть в стороны)

Со великою к нам

Со милостью! (выпрямиться, руки на пояс)

Со рожью зернистою, (правой рукою рисуем круг и «сеем»)

Со пшеничкой золотистою, (левой рукою рисуем круг и «сеем»)

С овсом кучерявым, («фонарики» крутим, согнутыми в локтях, руками)

С ячменем усатым, (рисуем усы у себя под носом)

Со просом, со гречею, (наклоны вправо-влево, руки на поясе)

С калиной-малиною, (присядка, руки на поясе)

С грушами, с яблочками, (пружинка вправо-влево)

Со всякой садовинкой, (развести руки в стороны)

С цветами лазоревыми, (наклон вниз)

С травушкой-муравушкой. (нарисовать большой круг руками)

Восп.: Хорошо покликали весну? Весной ещё есть одна очень важная примета. Какая, кто догадался?

Из дальних стран домой вернулись птицы:

Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так кричат – себе жилища строят.

- Конечно, это прилёт птиц.

Восп.: Какие птицы к нам прилетают первыми? (грачи) Грачи прилетают примерно 9 марта. Вспомните картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Грачи прилетают самыми первыми, в начале марта.

В марте есть необычный день – 22 числа, когда день с ночью меряется. И называется он – день весеннего равноденствия. По народным поверьям, в этот день прилетают сорок разных птиц. Этот праздник и носит название «сороки».

Предлагаю поиграть с нашими гостями в игру «Что за птица к нам летит?»

Цель: закрепить знания о перелётных, зимующих и домашних птицах. Развитие коммуникабельности при загадывании взрослым загадки.

Ребята, по очереди загадывайте загадки про птиц, а гости – отгадывайте. На экране есть картинки-отгадки. За правильный ответ – сувенир-птичка. (дети загадывают загадки про птиц, дарят сувениры за отгадки).

Загадки:

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения. (жаворонок)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его...(скворец)

Путь проделав длинный,

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец,

Дни и ночи напролёт

Он всё песенки поёт.(соловей)

Он живёт на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту,

Кто это? (аист)

Лечу как самолётик,

Изящна и легка,

С выемкою хвостик,

Собой не велика. (ласточка)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (птенцы)

Восп.: Какие молодцы наши гости, всех птиц угадали!

Летят на Родину птицы, а первая из них – жаворонок. Ещё этот праздник в народе называют «Жаворонки» или «Кулики». Как вы думаете, что делали в этот день? (играли, пели песни, гуляли)

А ещё в этот день пекли «жаворонков» с раскрытыми крылышками, как бы летящих и несущих на своих крыльях весну. Ребята брали испеченных «жаворонков» и с весёлым криком бегали по деревне, забирались на горки и что есть силы, кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

- А вы хотите попробовать также? Тогда приглашаю всех сделать «жаворонков» из солёного теста. Проходите, гости, за столы, рассаживайтесь.

«Жаворонки» из солёного теста.

Вылепить птичку-жаворонка можно разными способами. Но сначала покрасим тесто гуашью. Шарик теста расплющиваем, стекой добавляем нужный цвет краски, затем складываем конвертом и тщательно перемешиваем. Не переживайте, что руки у вас станут разноцветными – после лепки вымоете их с мылом. Вариант – «Узелком». Вспомним приёмы лепки: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут, довольно длинный. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки, гречку или гвоздику – вот и глаза.

А теперь надеваем фартуки и приступаем к работе.

Восп.: У всех ребят жаворонки получились, как настоящие! Давайте их соберём в стайку и сфотографируем.

В конце занятия выкладываем птичек на дощечку и отправляем на просушку.

 

Заключение

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, т. к. воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на их духовное и эстетическое развитие.

 

 

Литература

1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.

3. Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-radonezhskij-vse-uchenie-zhizn/#ixzz3GtBhJoyw

4. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2014 -

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб: 2010.

6. Лихачев Д.С. Т 2.: Великое наследие; Смех в Древней Руси; Заметки о русском. – 496 с. — Л.: Худож. лит., 1987.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.

8. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"

10. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебног-митодическое пособие. – 2-е изд, перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.

11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/ авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 399с.

12. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры, развлечения. – Ярославль: Академия развития, 2001. –224 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: