Тема: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Цель: учитьсобирать, систематизировать и обобщать материал для сочинения-описания по картине
Задачи:
образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности, расширять словарный запас;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведения искусства, чувство красоты, прививать интерес к живописи.
Ожидаемый результат: учить строить сочинение в определенном жанре и композиционной форме.
УМК: "Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс»
Оборудование: учебник по русскому языку; тетради; презентация.
Эскиз доски:
Двадцать девятое февраля. Классная работа. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
Этапы | Ход урока | Универсальные учебные действия |
1 Организационный момент | - Добрый день ребята. Меня зовут Александра Дмитриевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я. | Личностные: уважительно относиться друг к другу; создавать внутреннюю мотивацию к учению |
2 Сообщение темы и задач предстоящего урока и обсуждение их с учащимися | - Хочется начать наш урок с замечательного стихотворения Роберта Рождественского. -Послушайте стихотворение и подумайте, как оно называется. Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, — Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь, В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. -Как бы вы назвали это стихотворение? Почему? Верно, это стихотворение называется «Сирень» - Что воспевает поэт в этом стихотворении? (красоту, аромат сирени) - Посмотрите на доску, перед вами стихотворение. - Скажите, где находится сирень в стихотворении автора? (в саду) - Как автор описывает сирень? С какими чувствами? (с теплотой, восхищением) - Какие слова поэт выбирает для описания сирени? Зачитайте. (Тяжелые грозди) - Какие ветви сирени в стихотворении? (тяжелые, белые, темно-лиловые, куст, ветка, словно дождь лепестковый) -Посмотрите, какие красивые слова выбирает поэт для описания. | Предметные: развитие литературно – творческих способностей Познавательные: развитие устной и письменной речи учащихся, умение строить речевое высказывание |
3 Беседа с целью накопления материала - рассказ о художнике | - Итак, сегодня на уроке, мы с вами проведем подготовку к сочинению - описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». - Ребята, какие задачи мы должны выполнить, чтобы подготовиться к написанию сочинения? - Познакомиться с П.П. Кончаловским и его творчеством, вспомнить, что такое натюрморт, составить план написания сочинения. - Верно, но еще узнаем, каким натюрмортам художник отдавал особое предпочтение. - А сейчас посмотрите на доску, перед вами портрет П.П. Кончаловского. - Петр Кончаловский оставил богатейшее наследие – около полутора тысяч картин! Родился он на Украине в Славянске Харьковской губернии в небогатой дворянской семье 9 февраля 1876 года. Через некоторое время отец Кончаловского перевез семью в Москву, где был переводчиком и издателем. - Петр увлекся рисованием еще в Харькове, где учился в рисовальной школе. В Москве он учился в вечерних классах. Потом Кончаловский увидел картины великих импрессионистов, загорелся желанием, научиться писать, как они, и по совету друга уехал в Париж. - Кто такие импрессионисты? (люди, с другим, абстрактным восприятием мира) - Там (в Париже) Кончаловский поступил в студию и учился целых два года. Молодой художник набирался опыта, его хвалили и ставили в пример другим студийцам. Он много работал, ездил на экскурсии в окрестности Парижа и постоянно экспериментировал с цветом. С тех пор он полюбил заграницу и не мог жить без поездок в страны Западной Европы. - В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского - одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство. (фотография художника; презентация) - Пётр Петрович Кончаловский умер 2 февраля 1956 году в Москве, оставив после себя огромное наследие. - Посмотрите, сколько различных картин написал художник. (презентация) - Обратите внимание, что он писал не только натюрморты, но и портреты, пейзажи. (презентация) - Давайте вспомним, что такое натюрморт? (натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в живописи и графике) (презентация) - Верно. -Заметьте, что очень большое внимание художник уделял натюрмортам сирени. (презентация, выставка картин) - Мы можем увидеть сирень в кошельке, сирень в вазе, просто сирень, сирень на фоне ставней, сирень в корзине. (презентация) - Сегодня мы поработаем с репродукцией картины «Сирень в корзине» - Посмотрите на доску, перед вами репродукция картины П. Кончаловского «Сирень в корзине» - Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин с сиренью и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах, которые мы с вами уже рассмотрели ранее. Сирень на полотнах Петра Петровича всегда изумительно красива. - «Сирень в корзине» это знаменитый натюрморт, написанный в 1933 году. На нем изображена корзинка на фоне темной стены, а в ней - гроздья сирени. Кажется, что они недавно срезаны и еще благоухают. | Коммуникативные: вступать в беседу с учителем и одноклассниками; умение высказывать свое мнение с достаточной точность и полнотой Регулятивные: концентрация внимания, психологический настрой на формирование определенных учебных умений и навыков, психологический настрой на успешность обучения; Познавательные: расширение кругозора; умение слушать учителя |
4 Составление плана и композиционной схемы | - Прежде, чем мы начнем писать план сочинения, ответьте. - Какова структура написания сочинения? (3 части: вступление, основная часть и заключение) - Что должен раскрывать первый пункт плана? (информацию о художнике, об истории написания картины) - Как озаглавим первый пункт плана? (слово о художнике) - Посмотрите на доску, вот такой вариант вам предлагаю я. (презентация) - Скажите, какой вариант вступления может быть? Посмотрите на доску, прочитайте. (читает ученик) - Хорошо, каково содержание второго пункта плана? (описание картины) - Как озаглавим? (Описание картины: а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет); б) описание других предметов на картине; в) фон картины, его роль.) - Посмотрите на доску, вот так озаглавила я. (презентация) - Что будем раскрывать в последнем пункте плана? (свои впечатления о картине) - Как озаглавим данный пункт плана? (Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?) - Как мы можем написать заключительную часть? О чем? - Посмотрите возможный вариант заключения. (презентация) - Итак, посмотрите: такой план у вас должен быть в тетрадях. (презентация) 1.Слово о художнике. 2. Описание картины: а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет); б) другие предметы на картине; в) фон картины, его роль. 3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает? | Коммуникативные: умение в полной мере выражать свои мысли; умение слушать друг друга и учителя. Предметные: воспринимать на слух слова учителя, учащихся; создавать связные устные высказывания на составление плана; четко формулировать высказывания, контролировать свою речь. |
5 Словарный диктант | - Теперь, когда у нас готов план, мы с вами напишем небольшой словарный диктант. Я буду вам диктовать, а вы записывайте в тетрадях. - Натюрморт, живописец, репродукция, растение, душистое, облако, ароматный, благоухающий, запах, тяжёлые гроздья, лиловый, фиолетовый, пурпурный, сиреневый, розовый, темно – зеленый, жёлто – зеленый, веранда, оттенки, крошечные лепестки – звездочки, выражает, восхищение, настроение. - Посмотрите на доску, проверьте себя. (презентация) - Итак, ребята. Мы написали маленький словарный диктант. Для чего мы это сделали? (вспомнить правильность написания слов, чтобы при написании сочинения у нас не возникло трудности. Избежать ошибок при написании сочинения) | Познавательные: применять орфографические знания при написании слов; преобразовывать информацию из устной формы в письменную; Предметные: писать под диктовку слова; видеть опасные места в словах; находить и исправлять орфографические ошибки. |
6 Речевая подготовка текста - анализ картины | - Ребята, скажите, какие слова можно использовать, чтобы рассказать о художнике? (автор картины, мастер кисти, певец русской природы) (презентация) - Какими глаголами можно записать живопись автора на холсте? Например: изобразил, написал. (изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, выразил, сумел передать (передаёт), воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает, подчёркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину) (презентация) - Посмотрите на доску, прочитайте, какие глаголы, запишите некоторые себе в тетрадь. - Как можно назвать картину в сочинении? (холст, натюрморт и т.д.) - Верно. - Какие мы можем использовать слова, чтобы охарактеризовать картину? (написана, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, даёт возможность (узнать), вызывает впечатление, передаёт ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.), вся пронизана (солнечным светом и т. д.), звучит как (гимн весне), доставляет зрителю (радость), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу…) (презентация) - Посмотрите на репродукцию картины, скажите, какими словами можно описать натюрморт? (великолепный, красочный, насыщенный, благоухающий и т.д.) - Подберите оценочные прилагательные к слову натюрморт. (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный, красочный и т.д.) - Подберите прилагательные для описания сирени, изображенной на картине. (Сирень яркая, насыщенная, лиловая, фиолетовая и т.д.) - Посмотрите на картину. - Чувствуется ли отношение художника к цветам в этом полотне? - Да, вы правы, равнодушный человек так бы не написал эти цветы; Кончаловский любуется сиренью, ему нравятся эти цветы… - Как выстроил художник свою картину? Что поместил в центре? (Сам букет; разноцветные грозди сирени.) - Какого цвета эти грозди? Что оттеняет их? (Сиреневые, лиловые, бледно-розовые, фиолетовые, белые; зелень листьев подчеркивает разные цвета сирени.) - Обратите внимание, что художник не выписывает каждый лепесток, а дает ветки широкими мазками. - Для него главное – передать свое впечатление от целого букета. - Какими словами можно описать ветки сирени? (Это крупные, свежие, тяжелые, роскошные, богатые кисти.) - Куда художник поместил букет? - Сирень в корзине, с трудом вмещается там; корзина из прутьев. - На каком фоне показана сирень? (Фон неяркий, желтовато-коричневый; он не отвлекает наше внимание от букета.) - Почему художник использовал именно эти оттенки для изображения фона? (чтобы не отвлекать от букета в корзине) - Что хотел сказать нам художник этой картиной? Какие чувства пробудить? (Он словно приглашает нас полюбоваться роскошью букета, разделить его восторг, восхититься красотой, которую дарит нам природа.) - У вас на партах лежат карточки с текстом, вам необходимо подобрать по смыслу слова и записать их вместо пропусков. На картине ______________ изображена __________ сирень. Букет занимает _________ место. Для ______ сирени художник выбирает _______ палитру цветов. В верхней части букета _______ лепестки – звездочки _______,_______, _______ цвета. В середине букета сирень ______,_______, ______. Пышные гроздья цветов обрамлены листьями. В тени они _______, справа, где света больше, _________. Букет стоит в простой ________ корзине. Фоном для _______ букета служит _______ стена веранды, которая подчеркивает _______ и _______ сирени. Корзина с цветами стоит на _______ полу. Художник кисти писал ________ с любовью, поэтому сирень, как живая, она _______ и дарит нам весеннее настроение. | Познавательные: умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения; понимание поставленных учителем вопросов; формулирование проблемных вопросов Предметные: составлять грамотные речевые высказывания; составлять грамотно построенные предложения по картине; Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли; отвечать четко и ясно на поставленные вопросы; поддерживать диалог с учителем; умение контролировать свои действия на уроке |
7.Обобщение | - Итак, ребята, с каким художником мы сегодня познакомились? (П. Кончаловский) - Что вам запомнилось о его жизни и картинах? (Он написал более 1500 картин и очень любил писать натюрморты сирени) - Какие детали картины нужно описать? - Какие слова, выражения вы будете использовать в сочинении? - Как отредактировать текст сочинения? | |
8 Подведение итогов урока | - Как вы думаете, смогли ли мы осуществить подготовку к написанию сочинения? - Я думаю, сегодня мы хорошо постарались. - Выполнили мы поставленные задачи на уроке? - Какими же были наши задачи? Что мы сделали, что не успели? Почему? - Верно. Сегодня мы познакомились с П. Кончаловским и его картинами. Вспомнили, что такое натюрморт. Узнали, каким натюрмортам он отдавал особое предпочтение. Составили план написания сочинения. Проанализировали картину. - Я надеюсь, что вы напишите сочинение на хорошие оценки, так как мы сделали для этого очень хорошую подготовку. - Удачи вам в написании сочинения. | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
8 Домашнее задание | - Вам необходимо написать сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» дома. - Всем спасибо. - Урок окончен. |
|
|
|
Учитель: Методист: