Возрастная периодизация в конфликтах




ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

В лагере воспитатели и вожатые должны в первую очередь задуматься о построении гуманных отношений между детьми, детьми и взрослыми, между взрослыми. И начинать эту работу следует с ровного тона в разговоре с воспитанниками и коллегами, с уважения и проявления доброжелательности к ним. Можно провести цикл разговоров на этические темы, например, «В чем красота человека?», «О внимательности и предупредительности», «Уметь жить — что это значит?», «Можно ли спорить о вкусах?», «О культуре общения» и другие. В целях диагностических мероприятий можно предложить вниманию ребят некоторые тесты (так, к теме «О культуре общения», предложить тест «Интересен ли я в общении?»).

Важно постепенно добиваться укоренения в отряде своих традиций и правил поведения (дисциплина, вежливость, внимательность друг к другу и др.), соблюдения законов жизни в лагере и коллективе (например, «Отрядное дело — дело каждого», «При принятии общественных решений думай не только о себе», «Выполнил дело — отчитайся» и др.), разработанные совместно с ребятами и приобретающие для них личную значимость.

Воспитателям и вожатым очень важно обращать внимание на характер общения в детском коллективе. В новых условиях настроение, самочувствие детей будет зависеть от межличностных отношений.

Как показывают наблюдения, уровни общения в каждый из периодов развития коллектива различны:

· у ребят низкая культура общения, это проявляется в пренебрежительном, эгоистическом отношении, грубом тоне, у детей нет опыта коллективных отношений;

· стеснительность, неуверенность в себе затрудняют общение. Ребята замкнуты, но тянутся к коллективной жизни, хотят выполнять все дела сообща;

· ребята обладают высокими коммуникативными качествами, занимают активную позицию в деятельности, явно выражен интерес к личности человека.

Следовательно, основная задача воспитателей и вожатых состоит в повышении уровней общения и создании за предельно короткий срок коллектива высокого уровня развития.

Факторы бесконфликтного общения:

· улыбка;

· доброжелательный тон;

· вежливость

· нейтральность речи;

· приветливость;

· заинтересованность;

· непринужденность жестов.

Коммуникативные элементы:

· Вербальные (7%);

· Невербальные (55%);

· Проксилингвистические (38%).

Факторы раздражения:

· Нервозность партнера;

· Грубость;

· Самоуверенность;

· Упрямство;

· Во время общения партнер отводит глаза;

· Нарушение индивидуального пространства;

· Повышенный тон в голосе.

 

Конфликты.

 

В научно-популярной литературе чаще всего мы встречаем понятие конфликта с формулировкой: конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов в процессе взаимодействия (Зарайский Д.А., Лавриненко В.Н., Рыбакова М.М., Потанин Г.М.). В классификации критических ситуаций Малахова Г.П. конфликт рассматривается как«ситуация выбора, которую личность не может разрешить, не может найти компромиссного решения, в результате чего поведение и сознание людей дезорганизуется » [9]. А Левитан К.М. раскрывает понятие «конфликта как столкновение интересов, взглядов, установок, и стремлений личности, предполагающее соизмерение ценности конкурирующих мотивов, выбор между ним »[7].

В конфликте действительно происходит столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей, в отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликты в детской среде неизбежны, так как это столкновение интересов, темперамента и т.д., учитывая особенности развития межличностных отношений (встреча с новыми людьми и общение довольно длительное время. Совместное пребывание детей в течении суток), следует отметить возникновение конфликтов. Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Межличностные конфликты в лагере возможны в разных системах отношений — между детьми, между детьми и взрослыми, между взрослыми.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от различных критериев. Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, между группами.

Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между равноправными участниками), по вертикали (между людьми с разными социальными ролями) и смешанные, в которых представлены и те и другие.

Конфликты могут носить конструктивный характер (способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений) или деструктивный характер (препятствующий эффективному взаимодействию, порой разрушающий отношения).

Среди конфликтных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения каких-либо заданий (конкуренция или рассогласование в действиях);

конфликты поведения (поступков), возникающие вследствие нарушения правил поведения, норм приличия;

конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений, в сфере общения в процессе педагогической деятельности.

Конфликты, несмотря на свою специфику, имеют в целом общие стадии развития:

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

стадию перехода потенциального конфликта в реальный, когда участники осознают конфликт своих или ложно понятых интересов;

стадию конфликтных действий;

стадию разрешения или угасания конфликта.

Кроме того в любом конфликте четко выражена структура:

 

           
   
 
объект конфл. ситуации
     
 
 

 


 

       
   
непосредственный повод столкновения (конфликтная сит.-я)
 
цели, субъективные мотивы
 

 


В целях разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций педагогу полезно знать психологические особенности поведения конфликтного человека:

· неадекватная самооценка своих возможностей и способностей (завышенная или заниженная);

· стремление доминировать всегда и везде;

· консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

· излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях;

· наличие определенного набора эмоциональных качеств личности: раздражительность, упрямство, агрессивность, тревожность.

Конфликт - открытое, осознаваемое его участниками столкновение, то есть инцидент. Конфликтная ситуация не всегда перерастает в инцидент.

Что делать, чтобы конфликтов стало меньше?

Для этого педагогу необходимо:

· изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;

· определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них ситуаций успеха;

· организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;

· формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых забота, внимание друг к другу;

· организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

Как быть, если конфликты все же возникают?

Участники конфликта могут демонстрировать разные стратегии поведения. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были предложены следующие стратегииповедения в конфликтной ситуации:

1) с т р а т е г и я к о н к у р е н ц и я – один из участников конфликта достигает своей цели путем подавления интересов другого. Результат – конфликт загоняется вглубь (психологическое напряжение, дискомфорт, неблагополучное эмоциональное состояние соперника).

2) с т р а т е г и я у к л о н е н и я – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих условиях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадежность ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большой властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта.

3) с т р а т е г и я п р и с п о с о б л е н и я – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестает отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством.

4) с т р а т е г и я к о м п р о м и с с а – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное примирение. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается.

5) с т р а т е г и я с о т р у д н и ч е с т в а – наиболее продуктивный стиль поведения, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при удовлетворении сторон; при этом происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд, желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

 

10 «нельзя» в конфликтной ситуации:

1. Критически оценивать партнера.

2. Приписывать ему негативное поведение и нечестные намерения.

3. Демонстрировать свое превосходство

4. Игнорировать интересы своего оппонента.

5. Рассматривать всю ситуацию со своей стороны (тянуть одеяло на себя).

6. Уменьшать и принижать заслуги собеседника и его вклад.

7. Преувеличивать свои заслуги.

8. Нервничать, кричать, оскорблять.

9. Напоминать об ошибках и промахах собеседника.

10. Демонстрировать недовольство партнером и обиду на него.

 

Задача участников конфликта – не уходить от него, а контролировать конфликт и самого себя с целью достижения эффективного исхода. Для этого рекомендуется строить общение с соперником следующим образом:

I. Прежде всего, следует освободиться от отрицательных эмоций, снять эмоциональное раздражение;

1) релаксация – направление гнева по другому руслу;

2) кратковременный выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект;

3) вербализация – открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух того, как я себя чувствую;

4)необходимо так же рассеять или охладить раздражение другого участника. Приемы: сочувственное выслушивание, предоставление другому возможности «выпустить пар», демонстрация понимания его состояния.

II. Высказывания, передающие то, как вы поняли слова или действия собеседника и ваше стремление получить подтверждение того, что вы поняли его правильно.(«Правильно ли я вас понял…»)

III. Необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения)

IV. Проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель – чего вы хотите достичь, стоит ли ее добиваться?

V. Пригласите своего противника к совместному решению проблемы:

1)определить свое видение проблемы и возможные пути ее решения;

2)побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения;

3)попытайтесь найти взаимовыгодное решение.

 

Как разрешить конфликты, возникающие между детьми?

1.Выяснить источник конфликта, возможные причины:

· борьба за лидерство;

· ущемление достоинства или амбиций одного из детей;

· неподтверждение ролевых ожиданий;

· психологическая несовместимость;

· примитивный тип общения одного из противников, для него конфликтная ситуация является нормой.

2. Использование прямых методов угасания конфликтов:

Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон, для этого необходимо:

· воспитателю поочередно пригласить к себе враждующих и попросить каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решения;

· конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в отряде. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Но в этом случае группа должна находиться на должном высоком уровне развития и способна выступать посредником в решении конфликта.

1) если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении к конфликтующим

2) если и это не помогает, необходимо развести конфликтующих по разным сторонам (отрядам)

3) прямые методы могут загнать конфликт «вглубь», поэтому применяют косвенные методы угасания конфликтов.

3. Использование косвенных методов угасания конфликтов:

1) прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции

2) затем воспитатель повторяет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласии, сформулировать проблему, которую надо решить

3) следуют предложить конфликтующим найти выход: что будем делать? Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

4. Использование игровых приемов:

1) Игра «Улучшение отношений »

Цель – помочь детям стать терпимее, сдержаннее.

Детям раздаются жетоны своего цвета. Если нарушаются правила хороших взаимоотношений (грубость, крик и пр.), то дети отдают свои жетончики. Игра может продолжаться до 10 дней.

2) Игра «Режим молчания »

Цель – осознание жажды общения.

1,5 – 2 часа режим молчания (нельзя говорит). Общаться можно только при помощи мимики, жестов, записок. Нарушители штрафуются, накладывается дополнительный срок молчания.

3) Игра «Большой разговор »

После режима молчания. Ведущий перед детьми ставит вопрос: «О чем я думал, что переживал, пока молчал?» Нельзя перебивать говорящего, поощрять всех к разговору, но не вытягивать высказывания.

 

В отсутствии опыта в разрешении конфликтных ситуаций могут помочь следующие методы, предлагаемые Андреевым В.И.[1]:

 

* Метод активных консультаций. Суть метода заключается в том, что до активных действий конфликтующих сторон, которые только приводят к конфронтации и дополнительной вражде, необходимо выяснить, насколько это возможно, позиции каждой из сторон, найти, как говорят, «точки соприкосновения». Особенностью метода является то, что он дает заметный эффект, если в конфликте прямо или косвенно участвуют более трех человек.

Правила метода активных консультаций для разрешения конфликтов:

1. Используйте консультации для обмена мыслями.

2. Задать каждому участнику вопросы:

а) что бы ты хотел сделать, чтобы разрешить конфликт?

б) что мешает разрешению конфликта?

в) какие возможны последствия в случае усиления конфликта и в случае достижения соглашения?

3. После консультаций необходимо иметь исчерпывающую информацию с тем, чтобы:

а) отличить инцидент от причины конфликта;

б) уяснить истинные мотивы и цели участников конфликта;

в) определить зону взаимных интересов и взаимных компромиссов.

4. Продумать дальнейшие действия, направленные на разрешение конфликта и перейти к их реализации.

 

* Метод посредника в разрешении конфликта.

Правила метода:

1. Помнить, что посредник.- это лицо, разрешающее конфликт, которому в равной степени доверяют обе стороны.

2. Одна из конфликтующих сторон должна проявить инициативу в выборе посредника.

3. Действия посредника должны быть, насколько это возможно, конфиденциальны.

4. Посредник особенно тщательно должен продумать не только с чего начать переговоры, но и место их завершения.

5. Нужно доверять своему противнику, идти на встречные компромиссы в разрешении конфликта.

6. Нужно использовать возникающие паузы в переговорах через посредника для уточнения позиций и “наведения мостов”.

7. На завершающих этапах важно активно включиться в разрешение конфликта, а не возлагать абсолютно все на посредника.

 

* Метод перехода от конфликта к сотрудничеству и сотворчеству. (Суть заключается в том, что в ситуации конфликта, как правило, не удается резко изменить тип поведения, то есть перейти от конфронтации к сотрудничеству и сотворчеству. Поэтому в этом направлении движение медленное, построив мосты взаимопонимания, доверия с тем, чтобы изменить стратегию поведения противоположной стороны с негативной на позитивную, а затем переходить к сотрудничеству и сотворчеству.) Правила метода:

1. В ситуации конфликта сохранять равновесие (“не раскачивать лодку”).

2. Сделать шаг на встречу первым (найти хоть в чем-то взаимный интерес).

3. Установить правила взаимоотношений (“игра по правилам”).

4. Добиться временного перемирия (“вы делайте хорошо свое дело, я свое”).

5. Использовать временный компромисс (пойти на временную уступку).

6. Переходить к сотрудничеству (использовать ситуацию доверительного общения).

7. Переходить к сотворчеству (найти совместное, оригинальное, творческое решение проблемы, представляющую взаимный интерес).

 

* Метод резкого обострения и энергичного разрешения конфликта (взрыва). Правила метода:

1. Еще раз мысленно проанализировать ситуацию. Выяснить, есть ли смысл в затягивании процедур разрешения конфликта?

2. Определить - не лучше ли использовать другие методы, нежели метод взрыва?

3. Продумать как, не оскорбляя конфликтующую с вами сторону, наилучшим образом разрешить конфликт методом взрыва?

4. Мысленно проиграть все возможные ситуации, стратегии поведения всех участников конфликта, его последствия, если все же решено использовать метод взрыва.

5. Продумать в случае обострения конфликта, кто будет на чьей стороне, как их нейтрализовать?

6. Приступить к реализации плана разрешения конфликта методом взрыва и действовать быстро.

7. На завершающем этапе разрешения конфликта методом взрыва важно «не дрогнуть» и идти до конца.

 

* Метод семи шагов в разрешении конфликта:

Шаг 1-ый. Выслушать всех участников конфликта, в том числе и (мысленно) самого себя.

Шаг 2-ой. Проанализировать ситуацию, психологическое состояние каждого из участников конфликта, их мотивы, особенности характера, наиболее вероятное поведение.

Шаг 3-ий. Смоделировать развитие событий при лучшем и худшем вариантах разрешения конфликта.

Шаг 4-ый. Мысленно проиграть применение всех методов разрешения конфликтов с учетом решаемой ситуации.

Шаг 5-ый. Выбрать наиболее оптимальный вариант, способ разрешения конфликта.

Шаг 6-ой. Определить наилучшее место, время и условия, возможные компромиссы для разрешения конфликта.

Шаг 7-ой. Разрешив конфликт, извлечь из него урок на будущее.

 

* Метод эвристических вопросо в:

1. Какова истинная первопричина возникновения конфликта и что явилось поводом для его возникновения?

2. Кто вовлечен в конфликт и почему?

3. Кто заинтересован в конфликте, а кто - в его позитивном разрешении?

4. Кто инициатор конфликта, кто виновник, кто жертва, кто наблюдатель, кто подстрекатель, кто победитель, а кто вы?

5. Кто может быть посредником, судьей, инициатором в разрешении конфликта?

6. С чего следует начать разрешение конфликта?

7. Каков наиболее продуктивный вариант разрешения конфликта?

 

* Метод моделирования разрешения конфликта.

Правила метода моделирования:

1. Смоделировать, изобразить в виде схемы, рисунка или другим способом ситуацию возникновения конфликта.

2. Смоделировать все наиболее вероятные стратегии поведения людей в ситуации конфликта и выхода из этой ситуации.

3. Детально смоделировать собственные шаги, действия по выходу из конфликта.

4. Смоделировать все возможные компромиссы и выбрать наиболее оптимальное компромиссное решение выхода из конфликта.

5. Составить обобщенную модель своих действий по разрешению конфликта.

 

* Метод картографии конфликта. Суть заключается в том, что для поиска оптимального варианта разрешения конфликта используются графики, рисунки, схемы, таблицы, где наглядно изображают суть конфликта, потребности и мотивы участников. В результате чего выбирается оптимальный вариант, и берется за основу при разрешении конфликта.

В случае конфликта между детьми полезно их ознакомить со следующими предписаниями:

1) Проанализируйте ситуацию, уточните первопричину возникновения конфликта.

2) Если конфликт возник по вашей вине, то пойдите на примирение первый (первая).

3) Если конфликт произошел про вине вашего друга (подруги), то постарайтесь раскрыть это в доверительной беседе, не накапливая обид друг на друга.

4) Если необходимо попросите прощения.

5) Если причина конфликта в характере вашего друга (подруги), то будьте терпимы, так как и вы не лишены недостатков.

6) Используйте один из предложенных выше методов разрешения конфликтов.

7) Извлекайте из конфликта уроки на будущее.

Возрастная периодизация в конфликтах

 

Нужно отметить, что для каждого детского возраста существует определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности ребенка. Следовательно, содержание конфликтов в системе детских отношений должно изменяться в разные возрастные периоды психологического развития учащихся.

Исследованию конфликтов в младшем возрасте посвящены работы В.В. Давыдова, Г.В. Морозовой, Д.Б. Эльконина и др. [ цит. По 2]. К важным особенностям этого возраста необходимо отнести слабую саморегуляцию детьми своих эмоций и действий на фоне ярко выраженной потребности ребенка быть рядом с учителем, желание быть замеченным, понравиться, порадовать успехами во всех видах деятельности. При этом могут быть замечены непроизвольные реакции на возникающие ситуации в виде неожиданных и для самого ребенка поступка - плаче, обиде, иногда в восторге.

Многие дети младшего школьного возраста неспособны сосредоточиться на выполнении учебного задания. У них возникает постоянное желание обращаться к взрослым за помощью по пустякам.

Жесткое управление деятельностью детей, быстрый темп приводит к чрезмерному утомлению детей, которое проявляется по-разному: в сонливости, безразличии к заданиям, озорстве, упрямстве, что, в конечном итоге, приводит к невосприимчивости речи взрослых.

Таким образом, в младшем школьном возрасте доминируют конфликты неосознанного нарушения детьми правил поведения, обусловленные сменой видов деятельности.

В подростковом возрасте число конфликтов в системе отношений сверстников заметно увеличивается. В первую очередь следует отметить, что в этот противоречивый возрастной период наблюдается активная реакция подростков на многие события окружающей жизни. Появляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе своими поступками, выразить свое отношение к происходящему в коллективе. Однако дети среднего школьного возраста не всегда ясно представляют последствия своих поступков. Следует отметить также, что характерная для подростка потребность в равноправном общении со взрослыми нередко выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В результате, как правило, подросток не выполняет требований взрослого и идет на открытый конфликт с ним [14].

Поэтому, вступая в конфликт с подростком, педагог должен знать, что не исключена грубость с его стороны. Следовательно, педагогу необходимо вовремя “погасить” свои отрицательные эмоции при возникновении конфликтной ситуации. Для данного возраста достаточно достаточно типичными являются конфликты поведения, отношений и деятельности.

Ошибки педагогов при оценке поступков старшеклассников, а также их конкретные действия могут привести к единичным, но сложным и затяжным межличностным конфликтам.

Позиция старшеклассников выражается в стремлении реально оценить свои способности по тем или иным предметам, реализовать свои способности и интересы. К тому же поиски собственного “Я” свойственно в этом возрасте. Кроме этого в этом возрасте происходит процесс полового созревания, являются новые потребности, переживания по поводу несоответствия собственных личностных качеств, принятых социально-ценностным установкам, оценкам окружающих и самооценкам. В период социальной адаптации у старшеклассников ярче, чем у подростков. проявляются индивидуальные особенности, способность к широким контактам с новыми людьми.

Следует отметить, что отношения старшеклассников характеризуются общей тенденцией к снижению уровня конфликтности. Взаимодействие в межличностном общении становится устойчивым, а самооценка - адекватной.

Ребята старших классов отчетливо понимают и осознают сложившуюся систему взаимодействия со взрослыми и видят как ее позитивные, так и негативные стороны. Поэтому в большинстве случаев целенаправленно не провоцируют возникновение конфликтных ситуаций со старшими.

Анализ данного аспекта позволяет сделать вывод о том, что отсутствие у взрослых профессиональных знаний, касающихся возрастной динамики конфликтов во многом затрудняет адекватное понимание и тем более - эффективное разрешение конфликтов в системе межличностных отношений.

 

Вопросы и задания по теме

Назовите условия продуктивного общения во временном детском коллективе.

Перечислите уровни общения в различные периоды смены.

Какие факторы обеспечивают бесконфликтное общение?

Какие психологические особенности личности и факторы раздражения могут вызывать конфликты в общении?

Какие виды конфликтов могут возникать межличностном общении?

Какие стадии конфликта выделены в его динамике?

Что входит в структуру конфликта?

Какие стратегии в поведении могут демонстрировать участники межличностных конфликтов?

Перечислите приемы и методы разрешения конфликтов.

Каковы особенности поведения участников конфликтов можно выделить в зависимости от возрастных периодов?

 

Тесты для контроля

1. К основным задачам деятельности воспитателей и вожатых по организации общения можно отнести:

а) повышение уровней общения;

б) выяснение уровня креативности ребят;

в) создании за предельно короткий срок коллектива достаточно высокого уровня развития.

 

2. Среди факторов бесконфликтного общения выделены следующие:

а) улыбка;

б) доброжелательный тон;

в) заинтересованность;

г) нейтральность речи;

д) общительность;

е) заинтересованность.

3. В межличностном общении факторы раздражения можно выделить:

а) грубость;

б) категоричность;

в) упрямство.

 

4. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов в процессе взаимодействия — это ____________________

а) борьба за лидерство;

б) конфликт.

 

5. В классификациях конфликтов могут быть отражены следующие:

а) между людьми с разными социальными ролями;

б) между независимыми участниками;

в) между равноправными участниками.

6. Препятствующий эффективному взаимодействию, порой разрушающий отношения - ________________________________________.

7. Конфликт, способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений называют __________________________.

8. Конкуренция или рассогласование в действиях наблюдается в_____________________________.

9. Нарушения правил поведения, норм приличия можно наблюдать в ____________________________________.

10. Несогласованность в действиях по поводу выполнения каких-либо заданий может характеризовать_________________________________.

11. С целью выяснения сути конфликта и для поиска оптимального варианта его разрешения используются графики, рисунки, схемы, таблицы в __________________________________________.

12. Потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе своими поступками, выразить свое отношение к происходящему в коллективе свойственны ___________________________.

13. В ________________ возрасте доминируют конфликты неосознанного нарушения детьми правил поведения, обусловленные сменой видов деятельности.

Отчетливо понимают и осознают сложившуюся систему взаимодействия со взрослыми и видят как ее позитивные, так и негативные стороны. Их позиция выражается в стремлении реально оценить свои способности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: