Методы активизации творческого мышления в стратегическом управлении
Креативность стратегического мышления
Креативность обычно связывают с такими категориями, как способность к творческой деятельности, умение нестандартно подходить к решению сложных проблем. Иногда креативность связывают со способностью человека создавать условия для проявления закона синергии в процессе решения задач. Например, истинные предприниматели умеют так соединить основные факторы производства (в классическом пони- мании это — труд, земля, капитал), что производительность труда повышается, неустановленное оборудование начинает работать в три смены и организация, убыточная при прежнем руководителе, становится прибыльной.
Выделяют пять слагаемых креативности: обработка информации, созревание идей, озарение, объединение идей в системное решение и сопровождение решения комментариями. Таким образом, креативность — это мыслительный процесс, помогающий человеку генерировать идеи. Существуют различные уровни реальной действительности, которые по-своему влияют на креативность:
«процессы в окружающей среде, которые влияют на то, “где” и “когда” может проявиться креативность;
“что” в креативности проявляет себя в окружении через поведенческие процессы;
поведенческие проявления и реакции основаны на том. “как” человек думает — на его “внутренних картах”, стратегиях и психических особенностях;
креативное мышление подвержено влиянию и воздействию процессов, связанных с убеждениями и ценностями, которые определяют для начала, “почему” человек проявляет себя креативно;
самореферентные процессы, связанные с восприятием того, “кем” является человек в соотношении с его собственной
|
идентификацией и ролью, определяют то, какие типы убеждений и ценностей будут отобраны и воплощены».
Первопричиной и основой творческого мышления является работа нашего мозга, уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей работы. Специалисты в области человеческого интеллекта считают, что для обеспечения творческого процесса необходимо сочетание конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления. Результат такого сочетания характеристик мышления проявляется в беглости и гибкости ума, а также в оригинальности, сочетающейся с точностью суждений.
Точность ума проявляется как способность придавать завершенный вид продуктам мышления. Под беглостью ума здесь понимается способность генерировать максимально большое число идей, а гибкость ума представляется как способность к порождению широкого многообразия таких идей. Нестандартные решения в таких случаях, как правило, оригинальны.
Примером может служить решение Д. Хоуп о создании компании Lunar Embassy по продаже земельных участков на Луне, а также на Марсе, Венере, Сатурне, Плутоне по 30 долл. за 1 акр3 (минимальный размер продаваемой поверхности). В цену входит не только поверхность, но и все минералы и полезные ископаемые.
[1] Физиологи считают, что большинство людей используют не более 1% потенциала мозга, который определяется числом возможных взаимосвязей между 10—15 млрд нервных клеток. Мозг весит около 2% веса тела, so забирает 25% калорий, которые мы потребляем. Он забирает до 50% поступающего в организм человека кислорода.
|
Стратегический менеджмент
Как отмечает Г.М. Андреева (д-р экон. наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ, в многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик:
-дефицит времени для обдумывания ситуации;
-перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;
-сравнительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;
-элементарная недостаточность информации для осмысленного вывода;
-непроизвольность быстрого решения.
Методы индивидуальной активизации творческого мышления
К числу основных факторов, влияющих на творчество, обычно относят следующие компоненты: эмоциональность, визуализацию, аналогии, метафоры, юмор. Например, метод бисоциации сводит воедино две прежде не связанные плоскости мышления, благодаря чему появляется креативный результат. Конфигуратор принципа бисоциации представлен на рис. 2.14, из которого следует, что проблеме, расположенной в первой плоскости мышления, находится аналогия, расположенная во второй плоскости мышления, для которой известно решение-аналог. Последний, отображаясь в первой плоскости, и дает искомое решение проблемы. Четыре стадии, отраженные на рисунке, содержат следующие шаги.
Обнаружение второй «плоскости мышления» — творческая работа: нужно найти «вход» в эту плоскость. Следует подумать о том, на что похоже то, что необходимо достичь. В какой области работает то, что не работает в рассматриваемой области? Например, это похоже на смыкание и размыкание, на приставание и отставание. В природе это наблюдается у репейника (приставание и отставание) и в перьях птиц (смыкание и размыкание компонентов пера).
|
Распознавание аналогий заключается во внимательном поиске общих принципов и закономерностей, которые можно перенести в рассматриваемую область (плоскость). Становиться экспертом в «чужой области» не обязательно, важно суметь перенести решение из этой области в проблемную область. Например, у репейника большое число маленьких крючочков, которые цепляются за одежду человека, а у пера птицы — большое количество крючочков, которые входят в зацепление между собой. Перенос решения-аналога должен быть таким, чтобы адаптация решения к новым условиям обеспечила решение проблемы. Так, например, надоедливый репейник подсказал модель для застежки-липучки; структура птичьего пера позволила изобрести застежку-молнию (точно так же, как структура поверхности кожи пингвинов позволила оптимизировать движение подводных лодок).