Существуют универсальные и специальные методы (под конкретную задачу). К универсальным методам относятся методы групповой работы. Активизация коллективного мышления. Главное в активизации коллективного мышления — это способность исследователя удержать внимание членов группы на обсуждаемом объекте. Процедурно это может выглядеть в форме вопроса, уточняющего понимание обсуждаемых проблем (как персонально поняли вопрос; попросить повторить постановку задачи и т.д.).
Активизируют творческое мышление всевозможные интерпретации рассказанных историй. Иногда участникам назначают в группе роли: генератора идей, координатора, критика, интерпретатора, финалиста, чтобы упорядочить процесс поиска решения. Но практика показывает, что это «работает» плохо (видимо, в силу сложности точного распределения ролей и малого времени совместной работы в группе). Безусловно, следует использовать природные свойства членов группы (критиков, генераторов идей и т.д.), но лучше это проявляется без принуждения. Необходимо дать группе возможность проявить весь свой потенциал и только затем помочь ей выработать правила групповой работы и вести дальше.
Очень хорошо активизирует работу визуализация процесса: схемы, рисунки, графики. В своей работе группа зачастую подходит к критической черте, за которой начинает нарастать усталость, возникает стремление идти по простому пути и мыслить стереотипами; полученное решение кажется трудновыполнимым. Здесь важно почувствовать ситуацию и найти прием, активизирующий процесс. Если все же работа заходит в тупик, необходимо после 20 минут индивидуальной работы устроить конференцию идей каждого участника. Если время поджимает, то можно объявить активную паузу для индивидуальных размышлений в течение минуты. Таким образом, активизация мышления в группе проявляется во взаимной интерпретации, схематическом изображении обсуждаемых проблем, в синектике, групповой рефлексии и временном разделении группы.
|
Работа по содержанию групповых действий, во-первых, заключается в том, что исследователь как консультант всегда привносит в группу новые научные знания. Это происходит как в результате реализации самой методики групповой работы, так и в процессе проведения небольших информационных сообщений. Во-вторых, задача консультанта — вносить новую информацию в виде анализа того фактического материала, который получен им от организации-заказчика групповой работы. В-третьих, консультант во время групповой работы дает комментарии по конкретному поводу. Проводя аналогии между опытом других организаций и существом обсуждаемых проблем, консультант обогащает работу по содержанию. Наконец, консультант предлагает собственные идеи по решению рассматриваемых проблем.
Таблица Параметры интерактивных игр
Имитационные игры | Организационно-деятельностные игры | Деловые игры | |
Имитационной моделью игры называется модель, исследование которой осуществляется с помощью эксперимента на модели, воспроизводящего процесс функционирования системы во времени | Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социально-экономической системы, и к участию в ней, как правило, привлекаются реальные участники моделируемого управленческого или социально-экономического конфликта | Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Деловая игра- это модель процесса принятия управленческого решения | |
Обучают принятию управленческих решений, как на индивидуальном, так и на групповом уровне | Позволяет решить разнообразные проблемы: от вывода предприятия из тупика до разработки концепций и стратегий развития | Позволяет в рамках учебного процесса сместить акцент «с системы знаний» на «систему умений» | |
Участники осуществляют разнообразное взаимодействие, что создает предпосылки для освоения эффективного коммуникативного опыта | Продолжительны по времени: от 1 дня до 1 месяца. Участники игры за это время становятся сплоченной командой | Является инструментом научения. Участник игры анализирует, ставит и решает задачи реально. Происходит освоение новой информации и развитие умений | |
Моделируют разнообразную среду, в которой может оказаться человек, что не только расширяет кругозор участников, но и позволяет приобрести опят адаптации к новой среде | Ведение игры, аналитика, группообразование, рефлексия по итогам игры предоставляют играющим возможность знакомиться с разными индивидуальными стилями работы и формами делового взаимодействия, расширяющими коммуникативную компетентность и позволяющими за время участия в игре овладеть конструктивным общением | Разработано достаточно много игр, которые легко адаптировать под конкретную задачу клиента | |
Участники используют сенсорные каналы, чему способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность | |||
Имитационные игры можно использовать не только самостоятельно в рамках изучаемой проблемы, но и как вкрапление в другую технологию |
Для улучшения рассмотренных факторов групповой работы необходимо после непродолжительного вступления организовать деловую игру, раскрывающую основные особенности работы в группе. Очень важно провести разбор результатов игры таким образом, чтобы рефлексия участников позволила им выработать для себя определенные правила. Указанные правила целесообразно обсудить и принять, как минимум, на период проведения групповой работы.
|
|
Интерактивные игры. Игра — это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главным в этом механизме выступает сам процесс деятельности ее участников. Поэтому важным является не только распределение ролей и определение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения. Ведущим компонентом игры служит роль и ее принятие играющим. Игровые действия могут задаваться сценарием, модератором игры, нормативными документами или формируются самими игроками. Моделирование, которое по определенным правилам систематизирует всю конструкцию игры, обеспечивает замену реальных ситуаций искусственно сконструированными поведенческими образцами. Интерактивные игры основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и с исследователем. К интерактивным играм относят прежде всего имитационные, организационно-деятельностные и деловые игры.