В числе групповых методов, используемых в процессе разработки стратегий, используются такие, которые позволяют реализовать эффект усиления членов команды разработчиков за счет их активного взаимодействия. К таким методам следует отнести следующие1:
Метод мозгового штурма.
Метод Дельфи.
Методы, использующие карточки и т.д.
Например, методы, использующие карточки, включают в себя метод анкетирования Кроуфорда, «метод 635», техники расчленения и построения диаграммы родового сродства (рис.), каждый из которых позволяет активизировать поиск стратегически значимых решений.
Метод анкетирования Кроуфорда: - с использованием карточек - с использованием стендов | «Метод 635»: - 6 участников - по 3 варианта решений - по 5 минут |
Диаграмма родового сходства: - постановка задачи - перегруппировка карт - построение диаграммы - улучшение диаграммы - приоритеты действий | Техника расчления: - части целого - признаки частей - значение каждого признака - ранжирование признаков |
Рис.Сочетание методов, основанных на использовании карточек
Метод анкетирования Кроуфорда. Его можно реализовать двумя путями:
-с использованием карточек. В этом случае идеи записывают на маленьких карточках, которые могут циркулировать (хотя метод не предусматривает этого) среди участников, чтобы можно было добавить сопутствующие идеи или расширить ранее высказанную идею, включая новые элементы;
-с использованием стендов. В этом случае идеи записывают на досках или стендах. Участники ходят вдоль этих стендов, как в галерее, и добавляют сопутствующие идеи или развивают указанные ранее идеи, включая новые элементы.
Процедура заключается в следующем. Так же как и в классическом методе «мозгового штурма» начинают с четкого определения предмета штурма. Его название записывают на доске или на каждой отдельной карточке каждого участника, если используется метод с карточками. Участники записывают свои идеи либо на карточках, либо на досках. Нужно стараться дать точную формулировку идеи, иначе придется снова обращаться к автору за дополнительными разъяснениями. Участникам разрешается делать добавления к идеям других авторов. В этом случае дополнительный эффект получается от слияния различных идей и от развития ранее высказанной идеи. В заключение высказанные идеи подвергаются устному обсуждению в группе. Все идеи желательно рассортировать на классы. Никакая из форм открытой оценки предложений не допустима. Это повышает требования к точности формулировки высказываемых идей. Итоговый документ, в котором выполнено предварительное суммирование всех идей, уже может открыто обсуждаться группой. При достижении согласия выработанные идеи используются в дальнейшей работе.
|
«Метод 635»
Каждому участнику (в идеальном случае их шестеро) вручается карточка (лист бумаги) с записанным на ней вопросом. В течение последующих пяти минут участник набрасывает три варианта решения проблемы, затем протягивает свою карточку соседу слева, а от соседа справа в свою очередь получает его карточку с тремя другими предложениями каждого из участников. В идеале он ими вдохновляется и в последующие пять минут добавляет к ним три новые идеи, затем передает карточку дальше налево. Сеанс заканчивается, когда каждый из участников сделал записи на каждом листе, — примерно через полчаса. За это время должно появиться 6 х 3 х 6 = 108 решений проблемы. Оценка проводится так же, как и при «мозговом штурме».
|
В рамках «метода 635» участники работают в условиях ощутимого давления, как еще говорят: в условиях «креативного стресса». Поэтому каждый участник вынужден сконцентрироваться, он не может спрятаться внутри группы или ввязаться в пустую болтовню, как это иногда бывает в групповой работе. Например, магистранты дневной формы обучения («вчерашние» бакалавры) согласно учебному плану в первый год обучения должны пройти педагогическую практику, и возникает проблема боязни аудитории. Решения магистрантами такой проблемы собраны «методом 635» и приведены в приложении 8.
Техника расчленения. Этот метод включает четыре последовательных шага. Существо его заключается в одновременном обозрении всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т.е. в активизации не только аналитических возможностей левого полушария головного мозга человека, но и синтетических — правого.
Вначале все составные части конструкции (предмета, услуги, товара и т.д.), подлежащей совершенствованию, записывают на отдельные карточки. Затем на каждой карточке последовательно перечисляют максимальный набор характерных признаков соответствующей части. После этого необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций данной части (должны ли они оставаться неизменными в отношении реализации своих функций). Необходимо подчеркнуть разными цветами те признаки, которые совсем нельзя менять, те, которые можно менять в заданных пределах, и те, которые можно менять в любых пределах. В заключение все карточки выкладывают на стол одновременно и анализируют как общее поле приложения усилий.
|
Диаграмма сродства. Метод «диаграмма сродства» (или «диаграмма родового сходства») был разработан в 60-х гг. XX в. в Японии профессором антропологии Кавакито Джиро и в его честь часто называется методом Кей Джей. Метод служит для прояснения сложных ситуаций. В методе диаграмм сродства можно выделить шесть самостоятельных фаз. Участники собираются в комнате с большой доской. Название предмета обсуждения пишется большими буквами в верхней части доски, предпочтительно без использования специальных терминов и подчеркивается. Тема обсуждения должна быть написана в форме вопросительного предложения. Выбор темы может быть предметом небольшого мозгового штурма под управлением руководителя группы.
Цель второй фазы — собрать информацию в форме «замечаний» о проблеме, включающую опыт всех участников групповой работы. Выдвигаемые идеи или решения определяются методом мозгового штурма и открыто обсуждаются в течение нескольких минут. Руководитель группы раздает примерно 20 клейких карточек, на которых каждый из участников записывает свои замечания. Каждое замечание должно быть выражено в форме короткого законченного предложения.
Руководитель группы должен обеспечить единое понимание участниками смысла замечаний, содержащихся в каждой карточке. С этой целью он по очереди приклеивает карточки на доску и зачитывает их содержание, предлагая авторам замечаний прокомментировать их и ответить на вопросы группы. При необходимости содержание карточки корректируется или переписывается вновь. Затем карточки приклеиваются к доске в произвольном порядке. Не говоря ни слова, без какой-либо дискуссии, участники должны передвигать карточки по доске так, чтобы получились группы со взаимосвязанными замечаниями и решениями. Эта перегруппировка делается не на основе логики, а используя интуицию и чувствительность каждого из участников, его впечатления от того, что «две или три карточки могут что-то сообщить друг другу», что оправдывает название метода.
Обычная ситуация сводится к многократному передвижению карточек вперед и назад, пока они не займут нужные места. В зависимости от числа выдвинутых идей вся процедура может занять час или более. Альтернатива заключается в том, что, с одной стороны, время можно ограничить, с другой — это время можно установить достаточно продолжительным (целый рабочий день, несколько дней, неделя). В течение всего этого времени участники подходят к доске и передвигают карточки в соответствии с их внутренними предпочтениями. По окончании процедуры группировки карточек участники эксперимента обсуждают окончательную форму результата. С учетом полученных объяснений, почему те или иные карточки оказались на конкретных местах, возможны еще дополнительные перемещения карточек. Каждая группа из двух или трех карточек получает «название», которое будет написано красным маркером на новой карточке. Общее число полученных групп не должно превышать 5—10. Большие группы можно поделить на подгруппы более низких уровней.
Построение в дальнейшем продолжается с использованием карточек с «названиями», следуя в точности правилам, установленным для группирования разрозненных карточек. Эти новые (второго уровня) группы будут состоять из карточек с названиями и относящихся к ним карточек с «замечаниями». В группе могут быть максимально три карточки с названиями. Перегруппировка облегчается, если первичные карточки наклеены под соответствующими «названиями». Затем члены группы дают название каждой группе карточек 2-го уровня, которые пишут голубым фломастером (маркером) на новых карточках. Построение продолжается до тех пор, пока число групп станет не больше пяти. В случае необходимости возможно создание 3-го уровня с использованием зеленых карточек. Теперь можно вычертить искомую диаграмму сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключают в прямоугольники, которые соединяют стрелками для указания связей между группами.
Обводящая линия для группы 1-го уровня рисуется теперь черным фломастером, аналогичные линии 2-го уровня — зеленым, а 3-го уровня — черным. Заголовки 2-го уровня пишут голубым прямо на картоне над соответствующими кругами. Заголовки 3-го уровня пишут зеленый. Стрелки рисуют на картоне красным. Заключительный этап — оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. Здесь важно определить приоритеты для дальнейших действий, направленных на решение проблемы. Эти приоритеты определяют голосованием, в котором каждый участник голосует за три группы в порядке важности, используя три клеящиеся цветные точки (красная — 3 очка, голубая — 2 очка, зеленая — 1 очко). Каждый участник имеет 6 очков. Голосование проходит по группам 1-го, а не по группам 2-го и 3-го уровней. В группах (прямоугольниках) содержатся различные предлагаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения могут оказывать взаимное влияние. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке итоговых решений.