Методы креативного взаимодействия




В числе групповых методов, используемых в процессе раз­работки стратегий, используются такие, которые позволяют ре­ализовать эффект усиления членов команды разработчиков за счет их активного взаимодействия. К таким методам следует отнести следующие1:

Метод мозгового штурма.

Метод Дельфи.

Методы, использующие карточки и т.д.

Например, методы, использующие карточки, включают в себя метод анкетирования Кроуфорда, «метод 635», техники рас­членения и построения диаграммы родового сродства (рис.), каждый из которых позволяет активизировать поиск стратеги­чески значимых решений.

Метод анкетирования Кроуфорда: - с использованием карточек - с использованием стендов «Метод 635»: - 6 участников - по 3 варианта решений - по 5 минут
Диаграмма родового сходства: - постановка задачи - перегруппировка карт - построение диаграммы - улучшение диаграммы - приоритеты действий Техника расчления: - части целого - признаки частей - значение каждого признака - ранжирование признаков

Рис.Сочетание методов, основанных на использовании карточек

Метод анкетирования Кроуфорда. Его можно реализовать двумя путями:

-с использованием карточек. В этом случае идеи записыва­ют на маленьких карточках, которые могут циркулировать (хотя метод не предусматривает этого) среди участников, чтобы мож­но было добавить сопутствующие идеи или расширить ранее высказанную идею, включая новые элементы;

-с использованием стендов. В этом случае идеи записывают на досках или стендах. Участники ходят вдоль этих стендов, как в галерее, и добавляют сопутствующие идеи или развивают ука­занные ранее идеи, включая новые элементы.

Процедура заключается в следующем. Так же как и в классическом методе «мозгового штурма» начинают с четкого определения предмета штурма. Его назва­ние записывают на доске или на каждой отдельной карточке каждого участника, если используется метод с карточками. Участники записывают свои идеи либо на карточках, либо на досках. Нужно стараться дать точную формулировку идеи, иначе придется снова обращаться к автору за дополни­тельными разъяснениями. Участникам разрешается делать добавления к идеям дру­гих авторов. В этом случае дополнительный эффект получается от слияния различных идей и от развития ранее высказанной идеи. В заключение высказанные идеи подвергаются устному обсуждению в группе. Все идеи желательно рассортировать на классы. Никакая из форм открытой оценки предложений не допус­тима. Это повышает требования к точности формулировки вы­сказываемых идей. Итоговый документ, в котором выполнено предварительное суммирование всех идей, уже может открыто обсуждаться группой. При достижении согласия выработанные идеи используются в дальнейшей работе.

«Метод 635»

Каждому участнику (в идеальном случае их шестеро) вруча­ется карточка (лист бумаги) с записанным на ней вопросом. В течение последующих пяти минут участник набрасывает три варианта решения проблемы, затем протягивает свою карточку соседу слева, а от соседа справа в свою очередь получает его карточку с тремя другими предложениями каждого из участни­ков. В идеале он ими вдохновляется и в последующие пять минут добавляет к ним три новые идеи, затем передает карточку дальше налево. Сеанс заканчивается, когда каждый из участников сделал записи на каждом листе, — примерно через полчаса. За это вре­мя должно появиться 6 х 3 х 6 = 108 решений проблемы. Оцен­ка проводится так же, как и при «мозговом штурме».

В рамках «метода 635» участники работают в условиях ощу­тимого давления, как еще говорят: в условиях «креативного стресса». Поэтому каждый участник вынужден сконцентриро­ваться, он не может спрятаться внутри группы или ввязаться в пустую болтовню, как это иногда бывает в групповой работе. Например, магистранты дневной формы обучения («вчераш­ние» бакалавры) согласно учебному плану в первый год обучения должны пройти педагогическую практику, и возникает проблема боязни аудитории. Решения магистрантами такой проблемы соб­раны «методом 635» и приведены в приложении 8.

Техника расчленения. Этот метод включает четыре последовательных шага. Су­щество его заключается в одновременном обозрении всего мно­жества элементов, подлежащих преобразованию, т.е. в активи­зации не только аналитических возможностей левого полушария головного мозга человека, но и синтетических — правого.

Вначале все составные части конструкции (предмета, услу­ги, товара и т.д.), подлежащей совершенствованию, записыва­ют на отдельные карточки. Затем на каждой карточке последовательно перечисляют максимальный набор характерных признаков соответствующей части. После этого необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций данной части (должны ли они оставать­ся неизменными в отношении реализации своих функций). Не­обходимо подчеркнуть разными цветами те признаки, которые совсем нельзя менять, те, которые можно менять в заданных пределах, и те, которые можно менять в любых пределах. В заключение все карточки выкладывают на стол одновре­менно и анализируют как общее поле приложения усилий.

Диаграмма сродства. Метод «диаграмма сродства» (или «диаграмма родового сходства») был разработан в 60-х гг. XX в. в Японии профессо­ром антропологии Кавакито Джиро и в его честь часто называ­ется методом Кей Джей. Метод служит для прояснения слож­ных ситуаций. В методе диаграмм сродства можно выделить шесть само­стоятельных фаз. Участники собираются в комнате с большой доской. На­звание предмета обсуждения пишется большими буквами в верхней части доски, предпочтительно без использования спе­циальных терминов и подчеркивается. Тема обсуждения долж­на быть написана в форме вопросительного предложения. Вы­бор темы может быть предметом небольшого мозгового штурма под управлением руководителя группы.

Цель второй фазы — собрать информацию в форме «за­мечаний» о проблеме, включающую опыт всех участников групповой работы. Выдвигаемые идеи или решения определяются методом мозгового штурма и открыто обсуждаются в течение несколь­ких минут. Руководитель группы раздает примерно 20 клейких карточек, на которых каждый из участников записывает свои замечания. Каждое замечание должно быть выражено в форме короткого законченного предложения.

Руководитель группы должен обеспечить единое понимание участниками смысла замечаний, содержащихся в каждой кар­точке. С этой целью он по очереди приклеивает карточки на доску и зачитывает их содержание, предлагая авторам замеча­ний прокомментировать их и ответить на вопросы группы. При необходимости содержание карточки корректируется или пере­писывается вновь. Затем карточки приклеиваются к доске в произвольном по­рядке. Не говоря ни слова, без какой-либо дискуссии, участни­ки должны передвигать карточки по доске так, чтобы получи­лись группы со взаимосвязанными замечаниями и решениями. Эта перегруппировка делается не на основе логики, а используя интуицию и чувствительность каждого из участников, его впе­чатления от того, что «две или три карточки могут что-то со­общить друг другу», что оправдывает название метода.

Обычная ситуация сводится к многократному передвижению карточек вперед и назад, пока они не займут нужные места. В зависимости от числа выдвинутых идей вся процедура может занять час или более. Альтернатива заключается в том, что, с одной стороны, время можно ограничить, с другой — это время можно установить достаточно продолжительным (целый рабочий день, несколько дней, неделя). В течение всего этого времени участники подходят к доске и передвигают карточки в соответствии с их внутренними предпочтениями. По окончании процедуры группировки карточек участни­ки эксперимента обсуждают окончательную форму результата. С учетом полученных объяснений, почему те или иные карточ­ки оказались на конкретных местах, возможны еще дополни­тельные перемещения карточек. Каждая группа из двух или трех карточек получает «наз­вание», которое будет написано красным маркером на новой карточке. Общее число полученных групп не должно превы­шать 5—10. Большие группы можно поделить на подгруппы более низких уровней.

Построение в дальнейшем продолжается с использованием карточек с «названиями», следуя в точности правилам, установленным для группирования разрозненных карточек. Эти новые (второго уровня) группы будут состоять из карточек с названи­ями и относящихся к ним карточек с «замечаниями». В группе могут быть максимально три карточки с названи­ями. Перегруппировка облегчается, если первичные карточки наклеены под соответствующими «названиями». Затем члены группы дают название каждой группе карточек 2-го уровня, которые пишут голубым фломастером (маркером) на новых карточках. Построение продолжается до тех пор, пока число групп ста­нет не больше пяти. В случае необходимости возможно созда­ние 3-го уровня с использованием зеленых карточек. Теперь можно вычертить искомую диаграмму сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключают в прямоугольники, которые соединяют стрелками для указания связей между группами.

Обводящая линия для группы 1-го уровня рисуется теперь черным фломастером, аналогичные линии 2-го уровня — зеле­ным, а 3-го уровня — черным. Заголовки 2-го уровня пишут голубым прямо на картоне над соответствующими кругами. Заголовки 3-го уровня пишут зеленый. Стрелки рисуют на картоне красным. Заключительный этап — оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. Здесь важно определить приоритеты для дальнейших действий, направлен­ных на решение проблемы. Эти приоритеты определяют голо­сованием, в котором каждый участник голосует за три группы в порядке важности, используя три клеящиеся цветные точки (красная — 3 очка, голубая — 2 очка, зеленая — 1 очко). Каж­дый участник имеет 6 очков. Голосование проходит по группам 1-го, а не по группам 2-го и 3-го уровней. В группах (прямоугольниках) содержатся различные предла­гаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения мо­гут оказывать взаимное влияние. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке итоговых решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: