Тестовые задания по программе «TEACCH»




 

1А. ЗАДАНИЕ: Отвинчивание крышки у банки с мыльными пузырями.

Материалы: Банка мыльных пузырей.

Указания: Поставьте банку с пузырями на стол и скажите: «Это пузыри». Передайте банку ребенку и попросите его отвинтить крышку. Если он не сможет открыть ее, продемонстрируйте ему как это сделать, а затем опять попросите ее открыть.

Результат:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ (П): ребенок сам открыл банку.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ (У): у ребенка не получилось открыть крышку, но он пытался это сделать.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (О): ребенок не смог и не пытался открыть банку или не смог выполнить задание даже после демонстрации.

 

1В. ЗАДАНИЕ: Надувание мыльных пузырей.

Материалы: Банка мыльных пузырей.

Указания: Показать ребенку, как правильно надувать пузыри, затем передать ему трубочку и попросить его сделать то же самое.

Результат:

П: ребенок сам надул несколько пузырей.

У: у ребенка не получилось надуть пузыри, но он пытался это сделать (поднес трубочку ко рту, дул в нее и т.д.).

О: ребенок не смог и не пытался надуть пузыри или не смог выполнить задание даже после демонстрации.

 

1С. ЗАДАНИЕ: Слежение глазами за движениями пузырей.

Материалы: Банка мыльных пузырей.

Указания: Во время надувания пузырей следить за ребенком. Попросить его проследить за демонстрацией и отметить следит ли он глазами за движением пузырей, когда сам их надувает.

Результат:

П: ребенок правильно наблюдает глазами за всеми движениями пузырей.

У: ребенок проявляет некоторое зрительное внимание к пузырям.

О: ребенок никак зрительно не реагирует на пузыри.

 

2. ЗАДАНИЕ: Исследование трех тактильных кубиков неправильно.

Материалы: Три тактильных кубика: меховой, шершавый и ребристый.

Указания: Положите три кубика на стол пред ребенком. Попросите его исследовать их. Затем посмотрите, как ребенок реагирует на кубики.

Результат:

 

ОТСУТСТВУЕТ (А): ребенок правильно реагирует на кубики (например: спрашивает, что это, смотрит на них, трогает или складывает их).

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ (В): ребенок проявляет некоторый интерес к кубикам.

ВЫРАЖЕННОЕ НАРУШЕНИЕ (С): ребенок демонстрирует неадекватную реакцию на кубики, демонстрирует необычный интерес (например: пробует на вкус, нюхает, или брезгливо дотрагивается до них).

 

3А. ЗАДАНИЕ: Манипулирование калейдоскопом.

Материалы: Калейдоскоп.

Указания: Покажите ребенку, как пользоваться калейдоскопом. Попросите его сделать то же самое. Затем дайте ему калейдоскоп в руки.

Результат:

П: ребенок правильно имитирует движения: смотрит в калейдоскоп и крутит его.

У: ребенок безуспешно пытается посмотреть в калейдоскоп и (или) крутить его.

О: ребенок не может и (или) даже не пытается смотреть в калейдоскоп и крутить его.

 

3В. ЗАДАНИЕ: Отсутствие доминантности глаза.

Материалы: Калейдоскоп.

Указания: Во время выполнения задания 3А определите, демонстрирует ли ребенок явное предпочтение одного глаза. Если ребенок подносит калейдоскоп то к одному глазу, то к другому, повторите задание.

Результат:

А: ребенок демонстрирует явную доминантность одного глаза (с 5 лет).

В: ребенок демонстрирует начальную доминантность.

С: ребенок демонстрирует отсутствие доминантности.

 

4. ЗАДАНИЕ: Дважды позвонить в звонок.

Материалы: Звонок.

Указания: Положите звонок на стол перед ребенком. Привлеките его внимание (Посмотри, что я буду делать). Позвоните в звонок 2 раза. Попросите ребенка сделать то же самое. Если ребенок позвонил один раз или больше двух, повторите задание.

Результат:

П: ребенок правильно имитирует движения: звонит 2 раза.

У: ребенок безуспешно пытается позвонить нужное количество раз или нуждается в дополнительном показе.

О: ребенок не может и (или) даже не пытается звонить в звонок даже после дополнительного показа.

 

5А. ЗАДАНИЕ: Скатывание глины (пластилина) в колбаску.

Материалы: Глина (пластилин).

Указания: Возьмите кусочек глины и разделите пополам. Дайте половину ребенку. Покажите ему как из глины сделать колбаску, катая ее по столу. Попросите ребенка сделать то же самое.

Результат:

П: ребенок правильно имитирует движения и может скатать колбаску.

У: ребенок манипулирует с глиной, его движения напоминают катание, но сделать колбаску он не может.

О: ребенок не может и (или) даже не пытается манипулировать с глиной нужным образом.

 

5В. ЗАДАНИЕ: Скатать шар из глины.

Материалы: Глина (пластилин).

Указания: Возьмите кусочек глины и разделите пополам. Дайте половину ребенку. Покажите ему как из глины слепить чашку. Попросите ребенка сделать то же самое

Результат:

П: ребенок делает правильные движения и может слепить чашку.

У: ребенок безуспешно пытается сделать шар, но демонстрирует похожие на правильные движения (делает щипки, пытается придать форму).

О: ребенок не может и (или) даже не пытается манипулировать с глиной нужным образом или пытается слепить чашку, но не знает, как это сделать.

 

6А. ЗАДАНИЕ: Одевание игрушки на руку и использование пальцев дляигры.

Материалы: Игрушка – перчатка кошка.

Указания: Покажите ребенку игрушку и скажите: «Это кошка». Оденьте ее себе на руку и скажите: «Я котенок, мяу. Я собираюсь поцеловать тебя». Затем изобразите, как будто кошка целует его, но не дотрагивайтесь до ребенка. Если ребенок никак не реагирует на это, то покажите, что кошка плачет, смеется, ругается и т.п., чтобы вовлечь ребенка в игру.

Затем дайте игрушку ребенку и скажите: «Теперь ты будешь котенком». Попросите его надеть ее на руку и предложите использовать его пальцы, чтобы двигать головой

и лапами кошки.

 

Результат:

П: ребенок надел игрушку на руку и смог двигать ее головой и лапами с помощью своих пальцев.

У: ребенок безуспешно пытался играть ей (т.е. надел игрушку на руку, но не смог правильно использовать свои пальцы или не до конца натянул игрушку на руку).

О: ребенок не смог надеть игрушку и манипулировать ей.

 

6В. ЗАДАНИЕ: Имитация голосов животных с помощью игрушек.

Материалы: Игрушечные кошка и собака

Указания: В течение предыдущего задания попросить ребенка изобразить, как разговаривают звери, т.е. пока он играет с ними говорить: «Мяу, гав-гав» и т.д., а затем попросить ребенка повторить.

 

Результат:

П: ребенок правильно повторяет голоса животных в течение игры.

У: ребенок пытается изобразить голос животного, произнося какие-либо звуки.

О: ребенок не может или не пытается произнести какие-либо звуки.

 

6С. ЗАДАНИЕ: Вовлечение в совместную игру.

Материалы: Игрушки мягкие кошка и собака.

Указания: Дайте ребенку одну игрушку, а другую оденьте себе на руку и спросите: «Во что мы будем играть?». Попросите ребенка придумать сюжет, в котором игрушки играют главные роли.

Если ребенок не может придумать истории, то предложите ему изобразить, как игрушки танцуют, идут в магазин за мороженным и т.д.

Результат:

П: ребенок использует свою игрушку в сюжете и вовлекает в игру вашу.

У: ребенок вводит в сюжет только одну игрушку.

О: ребенок не может изобразить какой-либо сюжет ни с одной игрушкой.

6D. ЗАДАНИЕ: Указание частей тела игрушечной собаки.

Материалы: Игрушечная собака.

Указания: Наденьте игрушку на руку и попросить ребенка показать на игрушке: а)глаза, б)нос, в)уши, г)рот.

 

Результат:

П: ребенок правильно показывает как минимум 3 части тела собаки.

У: ребенок правильно показывает хотя бы одну часть тела собаки или в целом дает правильный ответ, т.е. показывает на голову, имея в виду глаза.

О: ребенок не может показать правильно ни одной из перечисленных частей тела игрушки.

 

7. ЗАДАНИЕ: Указание его собственных частей тела.

Материалы: Отсутствуют.

Указания: Без каких-либо жестов попросить ребенка указать на его собственные: а)глаза, б)уши, в)нос, г)рот.

 

Результат:

П: ребенок правильно показывает как минимум 3 части тела.

У: ребенок правильно показывает хотя бы одну часть тела или в целом дает правильный ответ, т.е. показывает на голову, имея в виду глаза.

О: ребенок не может показать правильно ни одной из перечисленных частей тела.

 

8А. ЗАДАНИЕ: Собирание мозаики из трех геометрических фигур.

Материалы: Три геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник, доска для мозаики. Указания: Положите доску и фигуры перед ребенком на стол таким образом, чтобы фигуры находились между доской и ребенком и не лежали напротив нужной ячейки. Затем попросите ребенка расположить фигуры по нужным ячейкам. Но не указывайте точных движений.

Если после определенного времени ребенок не может правильно понять задания, то продемонстрируйте ему правильный вариант с кругом. Затем выньте его и попросите ребенка заново выполнить задание.

Результат: (1) на визуальное восприятие.

П: ребенок правильно определяет, куда нужно поместить все 3 фигуры. Результат также считается положительным, если ребенок кладет фигуры рядом или сверху доски напротив соответствующих мест на доске, не нуждаясь для этого в демонстрации.

У: ребенок правильно определяет, куда нужно поместить хотя бы одну фигуру, даже если он кладет ее рядом с доской напротив соответствующей лунки. Результат также считается удовлетворительным, если ребенок правильно выполняет задание после демонстрации.

О: ребенок не может правильно расположить фигуры даже после демонстрации.

Результат: (2) на координацию руки и глаза.

П: ребенок правильно помещает фигуры на доске, не нуждаясь в предварительной демонстрации.

У: ребенок правильно размещает хотя бы одну фигуру на доске или нуждается в демонстрации задания для его полного выполнения.

О: ребенок не может правильно расположить фигуры даже после демонстрации.

 

8В. ЗАДАНИЕ: Экспрессивное определение трех геометрических фигур.

Материалы: Три геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник, доска для мозаики. Указания: Разложите перед ребенком на столе 3 геометрические фигуры, спросите его, указывая на круг, что это. Повторите тот же вопрос с остальными фигурами.

 

Результат:

П: ребенок правильно определяет все три фигуры.

У: ребенок правильно определяет как минимум одну фигуру или называет все фигуры одним именем, т.е. кругом круг, квадрат и треугольник.

О: ребенок не может правильно назвать ни одну фигуру.

 

8С. ЗАДАНИЕ: Рецептивное определение трех геометрических фигур.

Материалы: Три геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник, доска для мозаики. Указания: Разложите перед ребенком на столе 3 геометрические фигуры, а затем попросите его передать вам (указать, ткнуть и т.д.) круг. Тоже повторить с оставшимися двумя фигурами.

 

Результат:

П: ребенок правильно указывает на все три фигуры.

У: ребенок правильно указывает как минимум на одну фигуру.

О: ребенок не может правильно указать ни на одну фигуру.

 

9. ЗАДАНИЕ: Собирание мозаики из четырех картинок: зонтика, цыпленка,бабочки и груши.

Материалы: Доска для мозаики и четыре картинки.

Указания: Положите доску для мозаики на стол перед ребенком. Дайте ему одну из картинок и, указав на доску, попросите поместить картинку на нужное место. Если он правильно разместит ее, передайте ему следующую картинку.

Если после определенного времени ребенок не может понять задание, стоит продемонстрировать ему правильное выполнение, затем вынуть картинки и попросить ребенка опять повторить задание.

 

Результат:

П: ребенок правильно располагает все четыре картинки, не нуждаясь в предварительной демонстрации.

У: ребенок правильно располагает как минимум одну из картинок или выполняет задание после демонстрации.

О: ребенок не может правильно расположить не одну из картинок даже после демонстрации.

 

10.ЗАДАНИЕ: Не пересекать среднюю линию для того, чтобы собрать мозаику.

Материалы: Доска для мозаики и четыре картинки.

Указания: Положите доску для мозаики на стол перед ребенком, а картинки выньте из доски и положите зонтик и цыпленка слева от ребенка, а бабочку и грушу – справа. Затем попросите ребенка снова собрать мозаику на доске.

 

Результат:

П: ребенок пересекает среднюю линию для того, что бы собрать мозаику.

У: ребенок слегка, но все же пересекает среднюю линию.

О: ребенок не может пересечь линию для того, чтобы собрать мозаику.

 

11А. ЗАДАНИЕ: Собирание мозаики из трех частей в виде рукавицы.

 

Материалы: Доска для мозаики в виде рукавицы и три картинки.

Указания: Положите доску на стол перед ребенком, а картинки между доской и ребенком так, чтобы ни одна из них не лежала напротив своего места. Попросите ребенка собрать мозаику на доске. Если после определенного времени ребенок не может выполнить задание, продемонстрируйте ему правильное выполнение и попросите еще раз собрать мозаику.

Результат: (1) на визуальное восприятие.

П: ребенок правильно размещает все три картинки на доске или около нее, не нуждаясь в предварительной демонстрации.

У: ребенок правильно размещает хотя бы одну из картинок, возможно после предварительной демонстрации.

О: ребенок не может правильно разместить картинки на доске или около нее даже после демонстрации.

Результат: (2) на координацию руки и глаза.

П: ребенок правильно помещает все три картинки на нужных местах на доске без предварительной демонстрации.

У: ребенок правильно помещает хотя бы одну картинку на доске, возможно после предварительной демонстрации.

О: ребенок не может правильно разместить ни одну картинку даже после предварительной демонстрации.

 

11В. ЗАДАНИЕ: Концепция размера: экспрессивное отличие большого ималенького.

Материалы: Доска для мозаики в виде рукавицы и три картинки.

Указания: Из трех картинок мозаики нужно выбрать самую большую и самую маленькую, маленькую положить слева от ребенка, а большую - справа. Затем указать на них и спросить у ребенка: «Чем они отличаются?» Взять ту, которая большая и спросить: «Какая вот эта картинка?». Затем повторить тоже с маленькой. Повторить опыт два раза.

 

Результат:

П: ребенок правильно различает и называет картинки в обоих опытах.

У: ребенок правильно называет хотя бы одну картинку хотя бы в одном опыте.

О: ребенок не может правильно различить картинки ни в одном опыте.

 

11С. ЗАДАНИЕ: Концепция размера: рецептивное отличие большого ималенького.

Материалы: Доска для мозаики в виде рукавицы и три картинки.

Указания: Из трех картинок мозаики нужно выбрать самую большую и самую маленькую, маленькую положить слева от ребенка, а большую – справа. Затем попросить ребенка: «Дай мне маленькую картинку», потом: «Дай мне большую картинку». Повторить опыт два раза.

Результат:

П: ребенок правильно подает вам картинки в обоих опытах.

У: ребенок правильно подает вам хотя бы одну картинку хотя бы в одном опыте.

О: ребенок не может правильно отличить и подать вам нужную картинку ни в одном опыте.

 

12.ЗАДАНИЕ: Складывание пазла из четырех элементов (котенок).

Материалы: Пазл из 4-6 элементов.

Указания: Положите элементы пазла на стол. Попросите ребенка сложить пазл: «Положи их вместе». Если после незначительного времени, ребенок продолжает испытывать трудности в понимании или завершении задания, покажите ему, как его собрать. После чего, вновь предложите собрать пазл.

Результат (1): на зрительные представления:

П: ребенок правильно складывает пазл без дополнительной помощи (показа). Кусочки необязательно должны быть крепко сцеплены.

У: ребенок правильно соединяет по меньшей мере 2 кусочка или правильно выполняет задание после показа.

О: ребенок не может или даже не пытается соединять кусочки пазла даже после демонстрации.

Результат (2): на зрительно-моторные координации:.

П: ребенок правильно складывает пазл без дополнительной помощи (показа). Кусочки обязательно должны быть крепко сцеплены.

У: ребенок правильно соединяет по меньшей мере 2 кусочка или правильно выполняет задание после показа. Части пазла(по меньшей мере 2) крепко сцеплены.

О: ребенок не может или даже не пытается соединять кусочки пазла даже после демонстрации. Ни один из кусков не прикрепляется к другому.

 

13 ЗАДАНИЕ: Складывание пазла из шести элементов (корова)

Материалы: Пазл из 6-8 элементов.

Указания: Положите элементы пазла на стол перед ребенком. Скажите ему: «Это корова». Попросите ребенка сложить пазл: «Положи их вместе». Если после незначительного времени, ребенок продолжает испытывать трудности в понимании или завершении задания, покажите ему, как его собрать. После чего, вновь предложите собрать пазл.

 

Результат:

П: ребенок правильно складывает пазл без дополнительной помощи (показа) Кусочки необязательно должны быть крепко сцеплены.

У: ребенок правильно соединяет по меньшей мере 2 кусочка или правильно выполняет задание после показа.

О: ребенок не может или даже не пытается соединять кусочки пазла даже после демонстрации.

14 А. ЗАДАНИЕ: Раскладывание пяти чашек на блюдца в соответствие сцветом.

 

Материалы: Пять чашек и блюдец следующих цветов: желтый, красный, синий, зеленый и белый. Можно маркировать чашки и блюдца кусочками цветной бумаги соответствующего цвета.

Указания: Выберите 3 чашки и блюдца и положите блюдца на стол перед ребенком. Дайте ребенку одну из чашек и покажите нужное блюдце. Попросите его положить туда чашку:

«Положи на нужное блюдце». Повторите аналогичную инструкцию для двух других чашек.

 

Результат:

П: ребенок правильно раскладывает все пять чашек на блюдца соответствующего цвета.

У: ребенок правильно кладет хотя бы одну чашку на блюдце соответствующего цвета.

О: ребенок не может или даже не пытается поставить чашки на соответствующие блюдца.

 

 

14В. ЗАДАНИЕ: Экспрессивное определение пяти цветов.

 

Материалы: Пять чашек и блюдец следующих цветов: желтый, красный, синий, зеленый и белый. Можно маркировать чашки и блюдца кусочками цветной бумаги соответствующего цвета.

Указания: Поставьте все пять блюдец перед ребенком на стол, укажите на одно из них и спросите какого оно цвета. Затем повторите вопрос, указывая на остальные блюдца.

 

Результат:

П: ребенок правильно называет все пять цветов.

У: ребенок правильно определяет хотя бы один цвет или называет все блюдца одним цветом.

О: ребенок не может правильно назвать ни одного цвета или даже не пытается сделать это.

14С. ЗАДАНИЕ: Рецептивное определение пяти цветов.

 

Материалы: Пять чашек и блюдец следующих цветов: желтый, красный, синий, зеленый и белый. Можно маркировать чашки и блюдца кусочками цветной бумаги соответствующего цвета.

Указания: Поставьте все пять блюдец перед ребенком на стол, затем попросите его передать вам красное блюдце. Если у ребенка возникнут трудности с пониманием вопроса, то вместо слов

«передай мне, можно использовать: «покажи», «ткни на», «где лежит?» и т.д. Кладите блюдца на места после того, как ребенок передаст его Вам, и повторяйте вопрос уже с новым цветом.

Результат:

П: ребенок правильно определяет все пять цветов.

У: ребенок правильно определяет хотя бы один цвет.

О: ребенок не может правильно передать вам ни одного блюдца.

 

15А. ЗАДАНИЕ: Повторение двух и трех цифр.

Материалы: Отсутствует.

Указания: Привлеките внимание ребенка и скажите ему: «Я сейчас собираюсь сказать несколько цифр и, когда я произнесу их, повтори». Задача в том, чтобы ребенок правильно повторил все цифры в нужной последовательности. Прерывайте его, только если он делает ошибку на первом числе. Если ребенок не может повторить даже два числа, то не стоит продолжать и надо считать результат отрицательным в 15а и 15в заданиях.

 

Нижеследующие числа нужно произносить по одному в секунду.

 

Две цифры Опыт №1 7 – 9 Опыт№2 5 – 3
Три цифры 2 – 4 –1 5 – 7 – 9

Результат: (1) имитация.

П: ребенок правильно повторяет все цифры.

У: ребенок правильно повторяет пример только из двух цифр.

О: ребенок не может правильно повторить ни один пример.

 

Результат: (2 ) вербальная.

П: ребенок правильно повторяет все цифры.

У: ребенок правильно повторяет пример только из двух цифр.

О: ребенок не может правильно повторить ни один пример.

 

15В. ЗАДАНИЕ: Повторение четырех и пяти цифр.

Материалы: Отсутствуют.

Указания: Те же, что и в предыдущем задании. Примеры цифр следуют ниже.

 

Четыре цифры Опыт №1 5 – 8 – 6 – 1 Опыт№2 7 – 1 – 4 – 2
Пять цифр 3 – 2 – 9 – 4 – 8 7 – 4 – 8 – 3 – 1

Результат: (1) имитация.

П: ребенок правильно повторяет все цифры.

У: ребенок правильно повторяет пример только из четырех цифр.

О: ребенок не может правильно повторить ни один пример.

Результат: (2) вербальная.

П: ребенок правильно повторяет все цифры.

У: ребенок правильно повторяет пример только из четырех цифр.

О: ребенок не может правильно повторить ни один пример.

16. ЗАДАНИЕ: Слышание и реакция на трещотку.

Материалы: Трещотка.

Указания: Когда ребенок будет занят каким-либо другим заданием, поместите трещотку вне его поля зрения (под стол или за спину). Затем громко погремите ею. Наблюдайте за реакцией ребенка.

Результат (1): Восприятие (слуховое):

П: Ребенок отчетливо демонстрирует реакцию на звук и определяет его источник. Ответ может быть вербальным (вопрос, что это) или невербальным (моргает, изменяет выражение лица, прыгает, кричит и поворачивает голову в сторону источника звука.)

У: ребенок своим поведением показывает, что слышит звук, но не поворачивается в его сторону или поворачивается неверно.

О: ребенок никак не демонстрирует, что слышит звук.

Результат (2): Патологический (сенсорный):

А: ребенок адекватно реагирует на звук.

В: ребенок демонстрирует отсроченную или неадекватную эмоциональную реакцию на звук.

 

С: ребенок демонстрирует неадекватную реакцию. Это может быть выраженная эмоциональная реакция (сильный страх или продолжительный плач) или гиперсензитивность (закрывает уши руками), или гипосензитивность (ответ отсутствует).

 

17 А. ЗАДАНИЕ: Поймать мяч.

Материалы: Большой резиновый мяч.

Указания: Встаньте и выйдите из-за стола. Попросите ребенка сделать то же самое. Покажите ему мяч и и объясните, что хотите бросить его ребенку. Встаньте около ребенка и тихонько бросьте ему мяч. Посмотрите, как он будет его ловить.

Результат:.

П: ребенок в состоянии поймать мяч по крайней мере один раз из трех попыток.

У: ребенок безуспешно пытается поймать мяч все три раза (пропускает или роняет его).

О: ребенок даже не пытается ловить мяч.

 

17В. ЗАДАНИЕ: Бросание мяча.

Материалы: То же, что 17А.

Указания: Во время выполнения предыдущего задания, посмотрите, как ребенок бросает мяч.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

П ребенок бросает мяч Вам или около Вас по крайней мере один раз из трех.

У: ребенок безуспешно пытается бросить мяч в нужном направлении все три раза (крутит его, бросает вверх или себе за спину).

О: ребенок не делает никаких попыток бросить мяч или отказывается это делать все три раза.

 

17С. ЗАДАНИЕ: Ударить ногой по мячу.

Материалы: Большой резиновый мяч.

Указания:. Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое. Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.

 

Результат:

П: ребенок в состоянии ударить мяч ногой, по крайней мере, один раз из трех попыток.

У: ребенок безуспешно пытается ударить мяч все три раза (стучит по нему или тихо толкает ногой).

О: ребенок даже не пытается ударит по мячу. (не отрывает ноги от пола)

18. ЗАДАНИЕ: Отсутствие доминантности ноги.

Материалы: Большой резиновый мяч.

Указания: Во время выполнения предыдущего задания, обратите внимание, имеется ли у ребенка предпочтение какой-либо ноги. Запишите результат или его отсутствие в верхней части протокола. Отсутствие доминантности у старших детей является патологическим симптомом.

 

Результат:.

А: ребенок демонстрирует явное предпочтение одной ноги.

В: ребенок демонстрирует предпочтение реже, чем должен это делать, согласно возрастным нормам.

С: доминантность отсутствует.

 

19. ЗАДАНИЕ: Неадекватная реакция на физический контакт во время игры.

 

Материалы: Отсутствуют.

Указания: Объясните ребенку, что Вы хотите поднять его. Затем поднимите его и покружите. Если он слишком тяжел для этого, возьмите его за руки и покружитесь с ним.

 

Результат:

А: ребенок адекватно реагирует на физический контакт (с удовольствием участвует в игре).

В: ребенок реагирует необычно.

С: ребенок реагирует абсолютно неадекватно (плачет, протестует, кричит, выглядит крайне испуганным, уходит).

 

20.ЗАДАНИЕ: Неадекватная реакция на его собственное отражение в зеркале.

Материалы: Зеркало.

Указания: Подвести ребенка к зеркалу и попросить его посмотреть на свое отражение. Отметить реакцию ребенка.

 

Результат:

А: ребенок реагирует адекватно на свое отражение (т.е. он говорит, что видит в нем себя, пытается поправить волосы, строит гримасы и т. д.).

В: ребенок реагирует необычно, как реагируют дети младшего возраста.

С: ребенок реагирует абсолютно неадекватно на свое отражение (боится смотреть на свое отражение, ударяет по зеркалу, имеет выраженный и длительный интерес к своему отражению и т.д.).

 

21.ЗАДАНИЕ: Неадекватная реакция на щекотку.

Материалы: Отсутствуют.

Указания: Пощекотать ребенка во время игры. Отметить его реакцию.

 

Результат:

А: ребенок адекватно реагирует (смеется, пытается пощекотать вашу спину и т.д.)

В: ребенок реагирует необычно, слегка пугается.

С: ребенок реагирует абсолютно неадекватно (сильно пугается, кричит или же наоборот не проявляет никакой ответной реакции.)

 

22. ЗАДАНИЕ: Изображение грубых движений.

Материалы: Отсутствуют.

Указания: Привлечь внимание ребенка. Изобразить нижеследующие движения и попросить его повторить их:

А) поднять одну руку.

В) дотронуться рукой до носа.

С) поднять одну руку, а другой в то же время дотронуться до носа.

 

Результат:

П: ребенок повторяет все три движения.

У: ребенок повторяет или частично повторяет хотя бы одно из перечисленных движений.

О: ребенок не может или не пытается повторить ни одного движения.

 

23. ЗАДАНИЕ: Услышать и отреагировать на свист.

Материалы: Свисток.

Указания: Пока ребенок занят другим заданием, взять свисток и подуть в него.

Результат: (1) слуховое восприятие:

П: ребенок правильно реагирует на свист. Реакция может быть вербальной, т.е. он может спросить, что это был за звук, или невербальной, т.е. он поворачивает голову в сторону издаваемого звука, пугается, кричит и т.д.

У: ребенок показывает то, что он услышал свист, но не поворачивается в нужную сторону.

О: ребенок никак не реагирует на издаваемый звук.

Результат: (2) сенсорная патология:

А: ребенок адекватно реагирует на свист. (см. выше).

В: ребенок реагирует только после некоторого времени странным неадекватным эмоциональным ответом.

С: ребенок реагирует абсолютно неадекватно на свист. Его реакцией может быть яркий эмоциональный ответ (слезы, крик и т.д.). Гиперчувствительный (закрывает руками уши), или гипочувствительный (реакция отсутствует вообще).

 

24. ЗАДАНИЕ: Реакция на жестикуляцию.

Материалы: Отсутствуют.

Указания: Проводите это задание только в том случае, если способности ребенка реагировать на жестикуляцию ранее не проверялись. Показывайте жесты только руками. Вот их некоторые примеры: назовите ребенка по имени и жестом подзовите его к себе, покажите ему, что бы он убрал блокнот со стола или подал вам карандаш и т.д.

 

Результат:

П: ребенок адекватно отвечает на все ваши жесты.

У: ребенок реагирует только на некоторые жесты, но не на все.

О: ребенок не реагирует ни на один жест.

 

25.ЗАДАНИЕ: Рисунок человека.

Материалы: Тетрадь.

Указания: Откройте тетрадь на нужной странице и положите перед ребенком. Попросите нарисовать человека (Нарисуй человека или сделай мальчика, девочку). Если после некоторого периода, ребенок не начинает рисовать человека, покажите, как это делается. Ваш рисунок не должен быть детализирован, но не рисуйте схематическое изображение. Затем вновь попросите ребенка нарисовать человека.

В конце задания, если рисунок незавершен (см. критерии в результате), спросите его: «Ты закончил?» -, но не давайте никаких специальных подсказок относительно того, что он пропустил.

Ре зультат:

П: ребенок правильно рисует человека (голова, тело, руки, ноги, включая хотя бы один элемент лица, например, глаза, рот, волосы) без предварительного показа..

У: ребенок пытается нарисовать человека, но рисунок незавершен (например, голова или головоног). Результат оценивается как удовлетворительный и в том случае, если требуется показ.

О: ребенок не может или не пытается нарисовать человека (например, его рисунок не имеет ничего общего с рисунком человека).

 

26.ЗАДАНИЕ: Написание своего имени.

Материалы: Тетрадь.

Указания: Откройте тетрадь на нужной странице и положите перед ребенком. Попросите его написать свое имя (Напиши свое имя). Если после некоторого периода ребенок не начинает писать, напишите его имя сами. Затем вновь попросите ребенка написать имя…

Результат:

П: ребенок правильно пишет свое имя и не нуждается в показе.

У: ребенок пытается написать имя, но не может сделать это правильно или пишет не полностью (например, пишет только одну букву, пишет букву или все слово зеркально, неправильно пишет буквы, допускает ошибки). Результат оценивается как удовлетворительный и в том случае, если требуется показ.

О: ребенок не может или не пытается написать ни одной буквы.

27.ЗАДАНИЕ: Разрезание ножницами бумагу.

Материалы: Листок бумаги и ножницы.

Указания: Продемонстрировать ребенку, как разрезать бумагу, а затем попросить его выполнить задание.

 

Результат:

П: ребенок правильно разрезает бумагу.

У: ребенок не справляется с заданием, но делает правильные движения.

О: ребенок безуспешно пытается разрезать бумагу, но даже не знает, что для этого нужно делать или же он просто не проявляет никакого интереса к заданию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: