Модель организации коррекционно-развивающей работы




Распределение детей для индивидуальной работы
Комплексное обследование детей
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционной работы

с родителями

 
Коррекция нарушения познавательной сферы ребенка
с детьми
с педагогами
Реализация педагогического процесса; согласование плана работы, коррекция стиля педагогического воздействия; обеспечение взаимодействия.

Коррекция нарушений социально- эмоциональной сферы  
Коррекция нарушения поведения
Дыхательная гимнастика
Развитие мелкой моторики

 

 

Планирование коррекционных занятий

Цель занятия Содержание занятия Примечания  
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром Задание №1. «Возьми мяч» Задание №2. «Дай мяч» Задание №3. «Лови мяч» Задание №4. «Коти мне» Задание №5 «Тебе – мне» Если ребёнок не реагирует на задание взять руками ребёнка мяч и выполнить задание.    
 
Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми Задание №1. «Возьми шар» Задание №2. «Шар лети» Задание №3. «Лови шар» Задание №4. «Отбей шар» Задание №5. «Сделай как я» Обратить внимание ребёнка на шар,- посмотри какой он круглый, гладкий, давай его погладим… Подкидывать шар, затем предложить это сделать ребёнку.  
 
Развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми Задание №1. «Зеркальце» Задание №2. «Кто там» Задание №3. «Узнай кто в зеркале» Задание №4. «Солнечный зайчик» Задание №5. «Сделай солнечного зайчика» Взять зеркало положить на стол, обратиться к ребёнку возьми его и посмотри в него. Затем, спросить,- кто в зеркале?..Назвать имя ребёнка. Попросить ребёнка показать кто в зеркале (можно взять куклу).  
 
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём Задание №1. «Кукла» Задание №2. «Кукла красавица» Задание №3. «Где у куклы нос?» Задание №4. «Где у куклы глаза?» Задание №5. «Где у куклы ноги, руки?» Поднести куклу к ребёнку и сказать «привет». Выполнение действий, погладить по голове, волосы, по руке и т.д. Если ребёнок не показывает, показать его руками.  
Развитие взаимодействия ребёнка с людьми   Задание №1.«Приветствие» Задание №2. «Я-ты» Задание №3. «Руки» Задание №4. «Ножки» Задание №5. «До свидания»     Взять руку ребёнка и помахать ею.(Для приветствия и прощания). Показать на себя, это я и сказать своё имя, показать на ребёнка, это ты… Помогать выполнять упражнение рукой ребёнка. Взять за руку ребёнка и провести по следам.  
Цель занятия Содержание занятия Примечания  
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (прикосновений) Задание №1.«Приветствие руками» Задание №2.«Нежные руки» Задание №3.«Мягкий мех» Задание №4.«Пёрышко» Задание №5.«Погладь меня, а я тебя» Взять руку ребёнка и помахать ею. Я поглажу твою руку, а ты мою. Рукой ребёнка погладить мех. Возьми пёрышко и погладь мою руку, а потом я твою поглажу. 5 упр. Выполняется с помощью куклы, сначала погладь куклу по голове потом меня. Показывать рукою ребёнка.  
 
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (звуки) Задание №1.«Привет солнышко» Задание №2.«Шур- шур» Задание №3.«Барабан» Задание №4.«Детское пианино» Задание №5.«Мелодия»     Приветствие за руку и поглаживание ребёнка по голове. Выполняется с помощью куклы. Необходим лист бумаги и фольга. Выполнять рукой ребёнка. Можно взять одну палочку себе, другую ребёнку. Включается приятная спокойная мелодия, можно предложить ребёнку потанцевать.  
 
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (свет) Задание №1.«Приветствие с объятиями» Задание №2.«Фонарик» Задание №3.«Фонарики» Задание №4.«Игра света» Задание №5.«Видно - темно» Обними куклу. Помочь ребёнку разглядеть фонарик, как он светится. Дать ребёнку выбрать фонарик. Можно помогать руками закрывать глаза ребёнку.  
 
Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (телесный контакт) Задание №1.«Приветствие с объятиями 2» Задание №2.«Добрый день» Задание №3.«Привет, друг» Задание №4.«Кукла любит танцевать» Посмотри, как кукла обнимает меня, обними меня также. Игра с пальчиками. Объятия друзей. Потанцуй с куклой, как я.  
 
           

 

 

Цель занятия Содержание занятия Примечания  
Развитие контактности. Развитие восприятия и воображения. 1.Пальчиковая гимнастика «Сложи фигуру» 2.Работа с песком (простр. ориентир.) 3. Офтальмологическая минутка. 4.Задание на развитие внимания. 5. Работа с танграмом. При сложении фигур, обратить внимание ребёнка на отличительные черты фигур.  
 
Развитие зрительного и осязательного восприятия. 1.Зрительная дифференцировка 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом, какой запах… 2. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (три предмета). 3. Офтальмологическая минутка. 4. Сбор фигур по доске Сегена.   Если ребёнок затрудняется в ответе, помогать наводящими словами.  
 
Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. 1.Дорисовывание незаконченных изображений. 2.Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. 3.Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. 4. Офтальмологическая минутка. 5. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). 6.Выделение нереальных элементов нелепых картинок.     Задания подбираются исходя из психофизических возможностей ребёнка. При необходимости предоставляется помощь при выполнении заданий.  
 
Цель занятия Содержание занятия Примечания  
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми. Развитие аналитико-синтетической сферы. 1.Дорисовывание незаконченных изображений. 2.Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. 3.Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. 4. Офтальмологическая минутка. 5. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). 6.Выделение нереальных элементов нелепых картинок.     Задания подбираются исходя из психофизических возможностей ребёнка. При необходимости предоставляется помощь при выполнении заданий.  
 
Развитие взаимодействия ребёнка с людьми; Развитие личностно-мотивационной сферы. «Моя семья». 1.Пальчиковая гимнастика «Семья». 2.Работа с поговорками. 3. Офтальмологическая минутка. 4.Задание на развитие внимания. 5. Задание на развитие памяти.   Объяснение слова семья. Пояснение поговорок.  
 
Развитие слухового восприятия. 1. Определение звука в пространстве. Игра «Где звучало?» 2.Задание «Что звучало?» 3.Упражнение «Выполняем по сигналу!» 4. Офтальмологическая минутка.   Перед выполнениями заданий проговаривается чётко цели выполнения.  
 

 

Цель занятия Содержание занятия Примечания  
Развитие слухового восприятия. 1.Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).   2.Дифференцировка звуков шумовых звуков(шелест листьев, скрип снега, шум шин). 3. Характеристика звуков по громкости и длительности. 4.Офтальмологическая минутка. Помогать при дифференцировки звуков.  
 
Развитие тактильно-двигательного восприятия. 1.Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).   2.Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. 3.Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). 4.Офтальмологическая минутка.   5. Игры со средней мозаикой. 6. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. 7.Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); Словесное обозначение барических ощущений.  

Литература:

1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.

3. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.

4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.

5. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.

6. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

7. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.

8. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.

9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.

 

 

УРЦ «Надежда»

 

 

Согласовано

___________________________

руководитель МО педагогов-дефектологов

Протокол №____ от «____»_____________20___г.

Рабочая программа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: