Проект по познавательно-исследовательской
Деятельности
«Почемучки в поиске»
Подготовили:
Филина Марина Петровна
Камышникова Мария Юрьевна
Новосибирск, 2018г
Актуальность проблемы
На современном этапе развития дошкольного образования одним из приоритетных направлений можно выделить развитие познавательного интереса, самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности.
Ребенок дошкольного возраста по своей природе - исследователь, он находится в постоянном поиске, что-то открыть, изучить, получить новые впечатления. Ему всегда и всё интересно, он щупает, трогает и пробует на вкус. Но познавательный интерес у детей может уменьшиться, если взрослые не будут направлять этот дар в нужном направлении, поддерживать и развивать его. Современный ребенок должен уметь мыслить творчески, самостоятельно добывать знания, искать ответы на вопросы, сравнивать и анализировать. Поэтому задача педагога создание благоприятных условий для развития у детей любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). Экспериментальная деятельность позволяет объединить все деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, учит детей использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Для решения данной задачи возникла необходимость разработки и реализации образовательного проекта по организации экспериментальной деятельности детей подготовительной группы.
|
1. Цель проекта – развитие познавательной активности и творческого потенциала в процессе детского экспериментирования.
2. Задачи:
ü Создавать условия для познавательно-экспериментальной деятельности.
ü Обучать первоначальным навыкам исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
ü Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
ü Воспитывать у детей дружеские качества, умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение других детей.
ü Организовать работу по взаимодействию с родителями по данному направлению.
ü Обобщать опыт работы среди педагогов ДОО.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Срок реализации: 3 месяца
Вид проекта: познавательно-исследовательский
3. Этапы реализации проекта:
ü Подготовительный этап: анкетирование родителей, подбор методической и художественной литературы, разработка перспективного планирования, создание условий для детского экспериментирования: место для проведения экспериментов, хранения материалов, подбор оборудования, дидактических игр.
ü Основной (внедренческий): проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности, самостоятельная практическая деятельность детей по проекту, привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей, обобщение опыта работы для педагогов.
ü Заключительный этап: итоговые мероприятия, анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей (конкурсы, проекты, развивающая среда), оценка степени эффективности работы по проекту (перспективный план в приложении).
|
Методы реализации проекта
Реализация данного проекта осуществлялась в трех направлениях: работа с детьми, взаимодействие с родителями и социумом, обобщение опыта работы среди педагогов.
1.Работа с детьми по реализации проекта проходила в разных видах деятельности: в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, режимных моментах и в самостоятельной деятельности.
Использовались следующие формы работы: ООД, ситуативные беседы, экскурсии, совместная деятельность в уголке «Экспериментирования», вечера досуга, театрализованная деятельность, организация наблюдений и опытов в режимных моментах (прогулке, в самостоятельной деятельности), участие в конкурсах, мероприятиях, организованных дополнительными учреждениями образования, эксперименты в домашних условиях совместно с родителями.
Методы для организации исследовательской деятельности:
Проблемно-поисковый метод: эвристические беседы (постановка и решение проблемных вопросов и ситуаций);
Наблюдения: в группе и на прогулках с использованием элементарных поисковых ситуаций;
Опыты и эксперименты: с фиксацией результатов и зарисовками в «Дневник экспериментирования», организация практического ознакомления со свойствами природных объектов, дидактические игры и игры-эксперименты;
Метод проектов: проектная деятельность совместно с родителями, использование детского творчества (перспективный план в приложении).
|
2. Работа с родителями: анкетирование, наглядная информация, памятки по технике безопасности при проведении опытов, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, участие в совместных досугах, конкурсах, выставках, привлечение к созданию РППС для экспериментирования, совместные мини-проекты с детьми, проведение опытов с детьми дома.
3. Работа с педагогами: открытые занятия, консультации, выступления на методических мероприятиях.
6.Ожидаемые результаты: пополнится развивающая предметно-пространственная среда по исследовательской деятельности, у детей появится устойчивый интерес к экспериментированию, наблюдению за окружающим миром, умение ставить вопросы и находить самостоятельно или с помощью взрослых на них ответы, собирать и обобщать полученные результаты, фиксировать в «Дневнике экспериментирования», применять полученные навыки в самостоятельной познавательной деятельности, развитие навыков общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками, активное участие родителей в образовательной деятельности дошкольной организации, повышение уровня их педагогической компетенции по организации совместной исследовательской деятельности с детьми, развитие профессиональной компетенции педагогов по данной теме.
7. Оценка качества реализации проекта:
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта участниками образовательного процесса проходит через использование социологических методов исследования (анкетирование, беседы, наблюдение в течение реализации проекта), результативное участие детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня, пополнение развивающего образовательного пространства детского сада картотеками, схемами опытов, памятками по технике безопасности, альбомами для рассматривания и наблюдения, детско-родительскими мини-проектами по организации экспериментирования в домашних условиях, создание совместно с родителями «Мини лаборатории» с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности, мониторинг индивидуального развития детей по познавательно-экспериментальной деятельности (карты наблюдения детского развития).